Обзор аниме 86 («Восемьдесят шесть», «Eighty Six»)

Владилена готова к бою

Вопросы противостояния человечества и искусственного интеллекта самых разных форматов будоражат умы ученых и обывателей уже не один десяток лет. Согласно предсказаниям, восстание машин является одним из возможных сценариев уничтожения человеческой цивилизации (хотя наиболее вероятным все же считают возникновение вируса, ядерную войну, природные катаклизмы и падение метеорита). На эту тематику размышляли многие известные писатели, про нее создано множество книг, компьютерных игр и фильмов, некоторые из которых стали культовыми – взять того же Терминатора. Причем нюансов тут много, и рассматривать их можно под разными ракурсами – тематика все-таки обширная и интересная. Индустрия аниме, как всегда, старается не отставать от актуальных тенденций. На этот раз я хочу рассказать вам про долгожданное фанатами оригинала аниме, персонажи которого ведут неравный бой с армией машин, управляемых искусственным интеллектом. Этакий Скайнет на минималках. Представляю вашему вниманию обзор аниме 86 («Восемьдесят шесть», «Eighty Six»). Я расскажу вам про оба сезона – и 86, и 86 Part 2.

86

Краткие сведения

86 – это фантастический аниме-сериал, выпущенный студией A-1 Pictures. На момент написания обзора было создано два сезона – первый был выпущен весной 2021 года, и состоял из одиннадцати серий. Второй был выпущен осенью 2021 года, и состоял из двенадцати серий. Стоит отметить, что в трансляции второго сезона происходил значительный перерыв, позволивший создателям сериала довести последнюю арку повествования до более высоких стандартов. Странное решение, но, как оказалось, оправданное. В результате трансляция завершилась только в марте 2022 года. В основу сценария положено ранобэ за авторством Асато Асато (Asato Asato). Кроме того, существуют четыре различные манга-адаптации, что говорит о популярности данной франшизы.

Шин Нозен за работой

События аниме разворачиваются в республике Сан-Магнолия (San Magnolia), почти десять лет ведущей войну против Империи Гиад (Giadian Empire). Согласно новостным каналам Сан-Магнолии, война идет по плану, и доблестные вооруженные силы республики одерживают победу за победой без каких-либо потерь среди войска и населения. Жаль только, что это ничто иное, как пропаганда. На самом же деле в обществе Сан-Магнолии давно произошел раскол – среброволосый народ Альба мирно живет за стенами на территории восьмидесяти пяти районов, в то время как люди, которым не повезло обладать волосами нужного цвета, вынуждены вести жалкое существование в рамках восемьдесят шестого района. Их так и прозвали – восемьдесят шестые.

Народ Альба

Народ Альба всячески принижает и эксплуатирует восемьдесят шестых, заставляя тех сражаться на передовой на благо родины. При этом их считают свиньями, недостойными называться людьми. Битвы ведутся благодаря технологии Парарейд: один оператор из числа Альбов сидит у себя в уютной комнате с датчиками, и удаленно передает команде восемьдесят шестых, находящихся в боевых дронах на передовой, что им надо делать. История начинается, когда новоиспеченный майор из числа Альбов по имени Владилена Милизе (Vladilena Milizé) получает под свое руководство отряд, называемый «Острие Копья» (Spearhead), о котором среди восемьдесят шестых ходят легенды. Еще бы, ведь это отряд ветеранов, способных выполнять самые сложные задачи, а главой среди них является Шин Нозен (Shinei Nouzen), взявший себе прозвище Жнец (Reaper). Удастся ли амбициозной Владилене подружиться со своей новой командой, или же она сойдет с ума так же, как и предыдущий оператор группы?

Владилена Милизе

Персонажи

Итак, центральными персонажами 86 являются Владилена Милизе (Vladilena Milizé) с одной, и Шин Нозен (Shinei Nouzen) с другой стороны городских стен. Скажу честно: изначально Владилена мне как персонаж не понравилась, и вызывала раздражение своим юношеским максимализмом. Я ненавижу персонажей, которые произносят возвышенные фразы о дружбе, счастье и единстве, но при этом не делают ничего, что позволило бы этим фразам осуществиться – либо потому что не хотят, либо потому что не могут. Сразу вспоминаешь о политиках, раздающих предвыборные обещания, но никогда их не выполняющих. Наверное, самым ярким представителем сословия подобных персонажей, которых я называю «паладинами», является главный герой Fate/stay night: Unlimited Blade Works по имени Эмия Широ. Абсолютно бесполезный, но крайне шумный герой. И Владилена, на первый взгляд, вызывает схожие эмоции своим поведением.

Шин Нозен

Однако уже к концу первого сезона негативное впечатление от Владилены начало развеиваться, а к концу второго сезона вообще в моей голове заменилось на уважение. Все потому, что персонаж начинает развиваться в правильном направлении под воздействием событий, демонстрируемых в тайтле – так, как он и должен развиваться. Вместо того, чтобы разбрасываться бессмысленными обещаниями, Владилена начинает активно принимать решения и действовать, и из бесполезной шумной девицы в духе Сакуры из Наруто превращается в персонажа, самостоятельно отвечающего за свою судьбу и судьбы своих подчиненных. Такие персонажи, хочешь – не хочешь, а начнут вызывать у тебя положительные эмоции. Единственное, что мне не понравилось – во втором сезоне стратегический талант Владилены практически не демонстрируется. Зрителю просто говорят: вот эта барышня супер командир, она прошла через огонь и воду, но по факту ни в одном сражении толком в качестве руководителя не выступает. Это нарушает базовый принцип повествования: «Не расскажи, а покажи».

Курена смущена

Вторым краеугольным камнем тайтла является мрачный парень Шин Нозен (Shinei Nouzen), который взял на себя обязанности своеобразного жнеца, забирающего души павших товарищей и подчиненных. Изначально он мне показался этаким Кирито из SAO, только управляющим гигантским боевым пауком и не обладающим гаремом из привлекательных женщин. И действительно, большую часть первого сезона Шин таковым персонажем и является – по непонятным причинам не знающим поражений обычным пареньком, за которым тянутся люди. Подобные персонажи не очень хороши тем, что зрителю не понятно, за счет чего он стал столь неубиваемым и крутым. Он же ничем не отличается от других персонажей тайтла! Однако со временем Шин, так же, как и Владилена, начинает раскрываться: зрителю показывают его предысторию, а также объясняют причины его самоотверженной борьбы. Я бы не назвал Шина супер глубоким и разносторонним героем – все-таки весь его характер в двух сезонах описывается одним простым предложением:

Спойлер
«Борюсь, чтобы забрать душу брата у роботов, а забрав ее, не знаю, что делать, и страдаю».

Однако и раздражающим я Шина тоже бы не назвал – просто стабильный, неплохой протагонист.

Красивая перспектива

Касательно остальных персонажей у меня осталось спорное впечатление. На негативной чаше весов лежит огромное количество бессмысленных третьестепенных персонажей, которыми зрителя кормят в первой половине первого сезона. Такое обилие героев, которое сваливаются тебе на голову, обычно обескураживает. И если в каких-нибудь сенэнах обилие персонажей является обоснованным, ведь там действие растягивается на несколько сотен серий, и всем героям рано или поздно уделят толику экранного времени, то в коротком сериале формата 86 обилие неиспользуемых героев является излишеством. Это просто безымянные манекены с разным цветом волос, которые появляются на пару серий, а затем исчезают в бездне забвения. А я очень не люблю, когда столь ценный ресурс, как персонажи, расходуется понапрасну, не проявив свой потенциал. Из-за этого я так и не смог полноценно проникнуться к судьбе восемьдесят шестых с должным сочувствием – они просто не успели его вызвать.

Райден улыбается

Ситуация становится чуть лучше, когда число второстепенных персонажей сильно сокращается – то есть ко второму сезону. Среди оставшихся героев можно выделить красноволосую девушку Курену (Kurena), спокойную девушку Анджу (Anju), шумного паренька Тэо (Theoto), самоуверенного паренька Райдена (Raiden), а также подругу Владилены по имени Генриэтта (Henrietta) и малышку Фредерику (Frederica) из второго сезона. Несмотря на то, что четверка из Курены, Анджу, Тэо и Райдена получают больше всего экранного времени среди второстепенных персонажей, именно Генриэтта и Фредерика мне показались наиболее интересными персонажами с сюжетной точки зрения. А вот сама четверка показалась какой-то шаблонной – это просто четыре персонажа с ярко выраженными типажами характера из самых распространенных. Если брать их вместе – они довольно любопытны, как группа; но если рассматривать по отдельности… то они совершенно не выделяются. Такие герои есть в каждом аниме. Любого из них можно описать одним предложением: Курена влюблена в Шина, Анджу любит готовить, Тэо любит рисовать, а Райден любит работать руками. И за два сезона они не успевают выйти за рамки этих характеристик, и стать чем-то большим. Увы. Не знаю, вина ли это экранизации, или в оригинале они тоже не успевают раскрыться.

Минутка покоя

Если и есть в 86 лучший персонаж, то это, несомненно, робот Фидо. Он фигурирует где-то на фоне на протяжении всего сериала, особенно не бросаясь в глаза. В качестве центрального героя ему посвятили всего несколько минут в десятой серии, а также несколько минут во втором сезоне, но их было достаточно, чтобы влюбиться в этого милого, верного, прекрасного робота. Это эталонный пример ненавязчивой, драматичной второстепенной сюжетной линии, которая занимает буквально пять минут экранного времени, однако дарит эмоции, сравнимые с просмотром целого сериала. Именно так надо использовать второстепенных персонажей – чтобы они запомнились зрителю до конца жизни! Прекрасный персонаж.

Шин возбужден

Сюжет

Первое, что мне бросилось в глаза с сюжетной точки зрения – это то, что сериал начинается крайне медленно. Первая половина первого сезона получилась тягучей, как каучук – с обилием не самых нагруженных смыслом диалогов (порой повторяющих одно и то же), и практически полным отсутствием событий. Я даже специально решил посчитать, сколько экшн сцен было в первой половине первого сезона. Знаете, сколько я их насчитал? Три. Три чертовых боевых сцены в аниме, центральной темой которого является противостояние человечества и боевых машин. Буду честен – когда я впервые пытался посмотреть 86, я забросил просмотр на середине первого сезона. И все из-за того, что вместо ожидаемого экшна ты 90% времени вынужден слушать болтовню. Болтовню важную. Болтовню нужную. Но болтовню не интересную. Это, кстати, частый недостаток аниме, в основе которых лежит ранобэ – очень часто развитие в них оказывается крайне медленным. И если для каких-то жанров это не проблема, для экшна это, конечно, печально. Впрочем, не все так плохо. Если говорить про общий темп повествования, то во второй половине первого сезона, да и во втором сезоне, он разгоняется, и достигает апогея во последних сериях сезонов. Так что, если зритель окажется усидчивым, и сможет пережить медленную завязку, то он будет награжден достойными кульминациями. Вот только готовы ли вы ждать и терпеть? Проблема медленных завязок в том, что они теряют потенциально заинтересованных в просмотре зрителей.

Синее поле

Если рассматривать смысловую составляющую 86, то она мне показалась перспективной и интересной. Сразу становится понятно, за что фанаты любят первоисточник, и почему они так сильно хотели экранизации. С одной стороны, тут затрагивается проблематика дискриминации. Сама по себе идея мира, в котором одни люди эксплуатируют других по национальному или любому другому признаку в современном обществе актуальна, как никогда, и вряд ли в ближайшем будущем потеряет актуальность, если только во вселенной по какой-то причине не настанет вечный мир и гармония. Тематика притеснений является многоликой. Ее можно рассматривать через призму причин несправедливого разделения людей по какому-либо принципу, и демонстрировать ухищрения, на которые идут манипуляторы, чтобы достигать своих целей в промывке мозгов ради собственной выгоды. Или же ее можно раскрывать с точки зрения эмоций и чувств людей, оказавшихся на разных сторонах баррикад.

Заброшенный мир

С другой стороны, тут затрагивается проблематика войны в целом и ее влиянии на человека в частности. Война ужасна – тут иного мнения быть не может. Она самым пагубным образом влияет на психику человека: как тех, кто активно участвует в боевых действиях, так и тех, кто связан с ней лишь косвенно. Недаром Шин в первом сезоне ходит с томиком «На западном фронте без перемен» Ремарка. Для тех, кто не знает — эта книга рассказывает про события Первой мировой войны, и в ней активно затрагивается проблема «потерянного» поколения, то есть молодых людей, которые после войны не могут найти себе место в жизни. Этот момент хорошо показан в начале второго сезона, где главные герои получают возможность передохнуть и пожить обычной жизнью. Но не могут. Попытка рассмотреть столь непростую проблематику сама по себе добавляет несколько баллов в копилку 86 – в современных аниме реалиях такие вещи показывают редко.

Шин и Райден

Сюжетная линия, если игнорировать ее темп и поднимаемую проблематику, оставляет положительное впечатление. Изначально, после просмотра первых шести серий, я был готов писать негативный обзор, однако, досмотрев первый сезон до конца и взглянув на второй сезон, решил поменять мнение на противоположное. И знаете, что послужило главной тому причиной? Своевременное добавление информации по мере продвижения сюжета – именно в те моменты, когда ты начинаешь задаваться вопросами. Только подумаешь, почему это все персонажи в аниме школьного возраста? Но тут бац, и появляется гармоничное объяснение:

Спойлер
Мол, убили всех взрослых уже, одна молодежь осталась.

Простое, но логичное объяснение. Потом думаешь, почему это в отряд не присылают новичков, чтобы пополнить силы – и тут бац, опять объясняют, почему в подобные отряды пополнения не бывает:

Спойлер
Преступники они, на смерть их шлют группами.

У меня было много вопросов и про мотивацию действий восемьдесят шестых, ведь в Империи их за людей не считают, а они все равно продолжают идти на смерть. Однако и этому нашлось разумное объяснение:

Спойлер
Ведь практически у каждого восемьдесят шестого есть те, кого он хочет защитить за стенами.

И, наконец, я долго не мог понять, какой смысл властям Сан-Магнолии называть часть своих жителей скотом и посылать на фронт, но и тут все своевременно объясняют:

Спойлер
Мол, власти столько всякого уродства натворили, вроде опытов над людьми и разработки незаконных технологий, что им не остается ничего иного, кроме как устроить геноцид.

После боя

Если говорить про жанровую составляющую, то упор в 86 делается на драму. Лично мне показалось, что ее тут даже слишком много. Если какие-то сюжетные линии смогли вызвать у меня сочувствие, то какие-то показались совсем натянутыми и странными. Так, например, мне понравилась история Шина и его брата, а также история его знакомства с роботом Фидо. С другой стороны, история рыцаря из второго сезона вообще оказалась не способна меня растрогать – скорее даже вызвала раздражение своей глупостью. Как мне кажется, более точечные драматические удары были бы более эффективными. Когда из тебя на протяжении всего сериала пытаются выдавить слезу – в определенный момент ты просто устанешь от этого, и перестанешь реагировать. Подобные чувства я также испытывал от Violet Evergarden. Драма – это штука тонкая. Чуток переборщишь с ней, и эффект ее воздействия на зрителя сойдет на нет.

Шин с пистолетом

Рисовка

В последние годы студию A-1 Pictures кидает из одной крайности в другую. Им удается производить как шедевры (Shigatsu wa Kimi no Uso, Boku dake ga Inai Machi, Hai to Gensou no Grimgar, Kaguya-sama wa Kokurasetai), так и произведения с довольно спорной культурной ценностью (Sword Art Online II, Eromanga-sensei, Oreimo). Но одна вещь оставалась неизменной – графическая составляющая работ студии была на высоте, если мы рассматриваем не совсем простые комедийные сериалы. Если же говорить про рисовку 86, то она вызывает у меня очень спорные ощущения. В первую очередь я назвал бы ее экономной. Художники использовали множество приемов по сжиранию экранного времени и экономии ресурсов, которые напоминают приемы студии Shaft из серии Monogatari. Например, здесь демонстрируется много разговоров, где не показывают говорящего (чтобы не пришлось рисовать движения рта). Фокус делается на каких-то максимально бесполезных вещах вроде болтающейся на полу пуговицы, или демонстрации комнаты, где находится главная героиня. Я понимаю, зачем студии прибегают к подобным приемам, однако от студий уровня A-1 Pictures все-таки ожидаешь чего-то большего. К тому же, дизайн персонажей мне показался недостаточно запоминающимся – лично я, спустя месяц после просмотра сериала, вспомнил только внешность Владилены, Шина и принцессы из второго сезона.

Шин напряжен

Впрочем, в визуальной составляющей 86 есть и много хорошего. В первую очередь отмечу нестандартную цветовую гамму, с которой на протяжении сериала художники не раз экспериментируют. Во-вторых, отмечу неплохой CGI, то есть компьютерную графику. Нет, он все равно не достигает уровня западных студий, и все равно режет глаза — ну не должна 3D графика настолько сильно выделяться на фоне двухмерных изображений — но для японской индустрии уровень CGI, что демонстрируется в 86, является высоким. В-третьих, анимация сражений выглядит очень бодрой и динамичной. Если вы хотите понять, как на самом деле должен был выглядеть 86 на всей своей протяженности – взгляните на последние серии второго сезона. Те, что вышли после нескольких месяцев перерыва. Возникает ощущение, что их взяли из другого сериала, с совершенно иным уровнем постановки боевых сцен и визуальной составляющей. Вот, что получается, когда у художников достаточно времени, чтобы проявить себя. Сразу начинаешь думать об упущенных возможностях.

Малышка Фредерика

Музыка

В качестве композиторов для 86 выступили живая легенда Хироюки Савано (Hiroyuki Sawano) и его коллега по цеху Кота Ямамото (Kohta Yamamoto). Это уже не первый раз, когда созданием саундтреков к аниме занимается именно этот дуэт – например, ранее они вместе занимались саундтреками к Attack on Titan, Blue Exorcist, и Seven Deadly Sins. Все, к чему прикасается Савано, в итоге превращается в золото – я не припомню ни единого неудачного саундтрека в его исполнении. Саундтрек в исполнении Савано является своеобразной гарантией того, что тайтл в результате можно будет посмотреть хотя бы ради музыки, каким бы плохим он в целом ни был. Разумеется, саундтрек в 86 получился роскошным. Таким, каким и должен быть саундтрек к истории о противостоянии человечества и восставших машин – эпическим, динамичным, а порой и трагическим. Все в лучших традициях Атаки титанов, истории ведь похожи. Я остался в восторге от фоновой музыки.

Владилена и Генриетта

Опенинг первого сезона 3-pun 29-byou в исполнении hitorie мне не понравился. Звучит сумбурно, не мелодично, а вокал напоминает неудачную версию опенинга из Токийского Гуля. Естественно, тут все субъективно – ну не люблю я подобные опенинги. Эндинги первого сезона Avid в исполнении SawanoHiroyuki[nZk]:mizuki и Hands Up to the Sky в исполнении SawanoHiroyuki[nZk]:Laco получились роскошными. Я не знаю, как Савано удается так круто комбинировать пробирающую до глубины души мелодию с красивейшим вокалом, но ему раз за разом удается создавать нечто пронзительное. Мгновенно добавил в свою музыкальную коллекцию. Опенинг второго сезона Kyoukaisen в исполнении amazarashi я бы не назвал сильно запоминающимся, однако мне он понравился больше первого. Да и визуальный ряд у него поинтереснее будет. Эндинг второго сезона Alchemilla в исполнении Regal Lily наделен необычным вокалом, но меня не впечатлил. В целом, опенинги и эндинги оставили противоречивое впечатление.

Курена

Оценки


Персонажи – 7.0. Крепкий костяк из протагонистов, а вот второстепенные персонажи показались поверхностными. Много слитых третьестепенных героев.

Сюжет – 8.0. Неудачная первая половина первого сезона, но динамичные и интересные вторая половина первого сезона и весь второй сезон. Интересная поднимаемая проблематика.

Рисовка – 6.5. Не самый запоминающийся дизайн персонажей. Анимация сражений динамична. Приятная цветовая гамма. Излишне много экономии на визуальной части для студии уровня A-1 Pictures.

Музыка – 9.0. На мой взгляд, самая сильная сторона сериала. Хироюки Савано и Кота Ямамото вновь на высоте. Противоречивые опенинги и эндинги.


Анджу

Заключение

86 – это пример любопытной экранизации крайне популярного источника. Любопытной, потому что я не могу назвать ее полностью удачной. С одной стороны, тут есть роскошная музыкальная составляющая, а также динамичный сюжет, неплохие персонажи и интересная история, насыщенная разноплановой проблематикой. С другой стороны, бросается в глаза недостаточно качественная визуальная часть, медленная завязка и навязчивая драма. Все вроде бы и неплохо, и я получил удовольствие от просмотра, но меня не отпускают мысли, что все могло быть лучше. Намного лучше. Что это мог быть шедевр уровня Атаки Титанов (тут ведь даже тематика борьбы человечества за свое выживание с превосходящим по мощи врагом есть) и других передовых франшиз. Однако в результате зрители получили просто неплохое, увлекательное аниме, которое вполне заслуживает одноразового просмотра.

7.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме 86 («Восемьдесят шесть», «Eighty Six») was last modified: 21 августа, 2022 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.