Обзор аниме Boku dake ga Inai Machi («Erased», «Город, в котором меня нет», «Город, в котором пропал лишь я», «The Town Where Only I am Missing»)

Под деревом, ночью.

«Я боюсь. Боюсь разобраться с собственными мыслями», — так нас встречает самое популярное и неоднозначное аниме зимнего сезона 2016 года. Только что досмотрел его, и, прямо как главный герой, не могу разобраться с мыслями. С одной стороны — это шедевр, к тому же являющийся представителем редкого в последнее время психологического жанра. А с другой — в нем есть несколько бросающихся в глаза косяков, из-за которых я так и не смог в полной мере насладиться просмотром. За преимущества аниме необъективно сильно восхваляют, за недостатки — необъективно сильно критикуют. Вот такая вот неоднозначная картина вырисовывается вокруг аниме Boku dake ga Inai Machi («Erased», «Город, в котором меня нет», «Город, в котором пропал лишь я», «The Town Where Only I am Missing»).

Город, в котором меня нет

Краткие сведения

«Город, в котором меня нет» — аниме, транслировавшееся в рамках блока noitaminA, регулярно преподносящего годные вещи, такие как: Твоя апрельская ложь, Брошенный кролик, Psycho-Pass и прочие. Аниме транслировалось зимой 2016 года, и состоит из 12 серий. В основе лежит манга, выпуск которой завершился всего за месяц до трансляции последнего эпизода аниме. Производством аниме занималась студия A-1 Pictures, перед которой так и хочется снять шляпу: эти люди одновременно выпускали три(!) аниме топового уровня (Гримгар, Gate TV-2, Erased), что прежде мне казалось невозможным. Однако им это успешно удалось.

Сатору Фуджинума (Satoru Fujinuma)

Двадцатидевятилетний мангака Сатору Фуджинума (Satoru Fujinuma) проживает скучную и серую жизнь. На работе не клеится, живет один, друзей нет. Казалось бы, этого достаточно, чтобы назвать Сатору обычным, скучным неудачником. Однако есть у него одна способность, которую уж точно нельзя назвать обычной. «Этот феномен я называю возрождением», — так её описывает сам Сатору. Дело в том, что он умеет возвращаться во времени на промежуток от одной до пяти минут перед случившимся, и все время появляется там, где что-то произойдет. Он оказывается в подобных местах, будто его туда кто-то ведет, чтобы он предотвратил несчастье. К примеру, заметив, что водитель грузовика потерял сознание, Сатору выворачивает руль, тем самым спасая ребенка, переходящего дорогу.

Айри Катагири (Airi Katagiri)

Но однажды происходит убийство, в совершении которого обвиняют Сатору. В тот самый момент, когда полиция почти его схватила, способность «возрождения» вновь дала о себе знать, но на этот раз необычным образом: он вернулся на восемнадцать лет назад, и оказался в теле одиннадцатилетнего школьника — молодого себя. Теперь ему предстоит предотвратить череду таинственных убийств, чтобы защитить своих друзей и изменить будущее. Не каждому дается второй шанс…

Кая Хиназуки (Kayo Hinazuki)

Персонажи

Начнем с персонажей. На этот раз я не буду приводить подробный список всех персонажей, потому что в таком случае не обойтись без спойлеров, да и ни к чему это. Я лишь поделюсь своими впечатлениями и замечаниями.

В «Городе, в котором меня нет» есть странная черта, которую я считаю одним из самых серьезных недостатков: дети в аниме ведут себя как взрослые, а взрослые — как дети. Это в первую очередь относится к главному герою Сатору Фуджинума (Satoru Fujinuma). Вот представьте: вам двадцать девять лет, и вы вдруг попадаете в тело себя одиннадцатилетнего. Ваша задача — предотвратить убийство и спасти свою одноклассницу Каё Хиназуки (Kayo Hinazuki). У вас есть мать — Сачико Фуджинума (Sachiko Fujinuma), которая поверит каждому вашему слову, и есть друзья, готовые помочь, один из которых, к тому же, обладает редкой проницательностью. К кому бы вы обратились за помощью? Как бы вы поступили на месте героя?

Сатору и Кая

Вот Сатору, к примеру, по непонятным причинам решает сделать всё в одиночку. Мало того, он еще и ведет себя как одиннадцатилетний школьник, а не двадцатидевятилетний мужик: ходит в школу, старается быть дружелюбным со всеми (что поразительно, ведь в будущем он стал нелюдимым одиночкой), даже в гонке на коньках участвует, в общем — наслаждается жизнью, вместо решения своих главных проблем. Что ему мешало установить слежку за местом убийства, чтобы сразу узнать, кто виновник? Что ему мешало рассказать о своих подозрениях матери? Вопросы, на которые я так и не смог найти ответа.

Сверхпроницательный друг Кенья Кобаяши (Kenya Kobayashi)

Теперь пару слов о детях, ведущих себя как взрослые. Вспомните себя в одиннадцать лет. Вспомнили? Вот я, к примеру, учился в пятом классе, играл с друзьями в футбол на улице, и с радостью смотрел мультики после школы. Зато в Erased есть одиннадцатилетний парнишка по имени Кенья Кобаяши (Kenya Kobayashi), читающий Шекспира, и обладающий какой-то сверхъестественной проницательностью. «Сатору, ты изменился. Кто ты такой?» — вот такие вопросы может задавать одиннадцатилетний школьник своему школьному другу. Это вообще нормально? Особенно если учесть, что Сатору старался вести себя также, как всегда.

Женские персонажи аниме Город в котором меня нет

Ладно, отбросим подобные феномены, и вернемся к сильным сторонам Boku dake ga Inai Machi. Лучше всего удались женские персонажи: Хиназуки Каё, Сачико Фуджинума, и в особенности — Айри Катагири (Airi Katagiri). Все они разные, но при этом обладают интересными и необычными характерами, развивающимися по мере повествования. Очень жаль, что Катагири посвятили не так уж много времени, потому что она оказалась самым приятным и продуманным персонажем. «Если что-то часто повторять, это непременно сбудется!» — прекрасная фраза мечтательной девушки.

Юный Сатору

Сюжет

Завязка аниме завораживает. Меня аж мурашки прошибли, когда герой оказался в прошлом. Осознание того, насколько высокий у подобной истории потенциал, заставляет включать серию за серией. Да, тема в общем-то не нова: постоянные путешествия во времени ради спасения своих близких уже не раз были экранизированы (тот же Steins;Gate, к примеру). Не нова, однако она всегда вызывает у меня повышенный интерес. Особенно, если у путешествий есть столь важная цель. Поэтому первые серии Erased мгновенно затягивают тебя в свои сети. Жаль, что на деле они оказываются не настолько крепкими, как хотелось бы.

Сатору и Кая в окружении лисиц

Не хочу хвастаться, но уже ближе к середине «Города, в котором меня нет» я догадался, кто убийца. В аниме есть моменты, которые дают слишком явные подсказки, в то время как улики против остальных персонажей рушатся парой-тройкой логических рассуждений. Лично я ожидал куда более запутанную и неочевидную детективную часть, особенно с учетом той атмосферы таинственности, которая нагнетается в течение всего сериала. Тем не менее, даже зная, кто убийца, мне было интересно наблюдать за происходящим, вплоть до десятой серии.

В кинотеатре памяти

Последняя же часть Boku dake ga Inai Machi превращается в непотребный фарс, движимый чередой случайностей, что непозволительно в отношении мистического, детективного аниме. Особенно нелепыми являются последние две серии. Я не знаю, что творится в голове убийц и маньяков, но происходящее в последних эпизодах выглядит бредом. Да, кто-то может назвать этот бред гениальными психологическими ходами, раскрывающими подноготную преступников, но это будет ни чем иным, как попыткой найти смысл там, где его попросту не существует.

Парк. Просто парк.

Для тех, кто не понял, почему же аниме называется столь странным образом, поясняю. Есть два смысла, заложенных в название. Во-первых, это относится к Хиназуки — именно так она назвала свое школьное сочинение, в котором поведала, что как только станет взрослой, она отправится на далекий необитаемый остров, где будет жить одна. А город, оставленный ею, будет продолжать вести свою неспешную размеренную жизнь. Хиназуки была доведена до такого состояния, что начала думать, будто окружающим будет лучше без нее, а ей будет лучше без окружающих. Второй смысл раскрывается ближе к концовке, и напрямую связан с Сатору, однако его я объяснять, увы, не буду, так как это самый жесткий спойлер из тех, что я мог бы сделать.

Каё Хиназуки

Рисовка

Как обычно, рисовка в творениях студии A-1 Pictures прекрасна. Как музыка, так и рисовка в Boku dake ga Inai Machi предназначены для создания определенной атмосферы, грамотно передающей такие человеческие чувства как одиночество, страх и радость. Использована приятная цветовая палитра, фоны нарисованы аккуратно и подробно. К дизайну персонажей у меня также вопросов нет (кроме, пожалуй, странно нарисованных женских губ). Особенно хочу отметить эффект обрезанного экрана, когда нам демонстрируют события прошлого — это придает изображению какой-то приятный шарм и ламповость.

Сатору и Каё под звездами

Музыка

Превосходная музыка, идеально передающая атмосферу аниме и усиливающая эффект от рисовки. Я вообще начинаю думать, что A-1 Pictures продали душу дьяволу, ведь во всех трех их творениях зимнего сезона 2016 года музыкальное оформление находится на высочайшем уровне. В «Городе, в котором пропал лишь я» в основном использована классическая музыка, написанная при помощи фортепиано, скрипок и прочих мелодичных инструментов, что было целиком и полностью верным решением. И опенинг, и эндинг получились цепляющими и приятными.

Явление возрождения

Прочие недостатки

Драма. Да, порой драматичный моменты, показанные в Erased, попадают в цель, и заставляют сердце биться чаще. Но большая их часть выглядит настолько натянуто и искусственно, что назвать их иначе, как попытками выдавить у зрителя слезу, я не могу. Наиболее яркий пример — момент с матерью и бабушкой Хиназуки. Или момент последнего разговора между Сатору и Айри в середине сериала. Как говорится — «Не верю».

Школьные друзья

Разъяснение отдельных моментов. В каких-то случаях сценаристы перестарались с разъяснениями и подсказками, а некоторые моменты просто оставили неосвещенными. Нам так и не объясняют природу способности, которой обладает Сатору. Почему он способен перемещаться во времени, кто наградил его этой способность — осталось загадкой. Что же на самом деле случилось в одиннадцатой серии? Еще одна загадка. Без ответов на эти вопросы жить можно, однако картина оказывается неполной.

Каё

Оценки


Персонажи — 8.0. Есть как интересные, так и предсказуемые персонажи. Поведение некоторых из них является крайне нелогичным.

Сюжет — 8.0. Прекрасная завязка, хорошая середина и достаточно тупая концовка, построенная на череде случайностей.

Музыка — 10.0. A-1 Pictures продали душу дьяволу, я точно вам говорю.

Рисовка — 9.0. Очень приятная, подходящая атмосфере Erased рисовка.

Детектив — 7.0. Можно было ожидать куда более сложного развития событий, но при должной внимательности очень легко определить, кто убийца.

Драма — 7.5. Драматичные моменты выглядят натянуто и неискренне. Однако есть и удачные сцены.


Заключение

Итак, пора подводить итоги. Даже несмотря на некоторые косяки и нелогичности, «Город, в котором пропал лишь я» всё равно находится на уровень выше 95% других аниме. В нем не чувствуется штампованность, шаблонность, в нем нет попытки понравиться всем подряд. Этот тот случай, когда сумма больше, чем слагаемые. Я ставлю столь высокую итоговую оценку именно за попытку (вполне успешную) сделать что-то особенное. Видно, что создатели Erased отнеслись к делу со всей возможной серьезностью, и вложили в творение всю душу. К сожалению, это не уберегло их от ряда мелких, но накапливающихся как снежный ком ошибок, из-за которых я не могу назвать это аниме шедевром. Оно хорошее, отличное, временами даже превосходное — но не идеальное. И поэтому я не вижу смысла в излишнем восхвалении, и уж тем более в том огромном объеме критики, которому подвергается Erased. Смотреть его однозначно стоит, ведь нечасто появляется психологическое аниме столь высокого уровня, однако будьте готовы к определенной степени разочарования.

9.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Boku dake ga Inai Machi («Erased», «Город, в котором меня нет», «Город, в котором пропал лишь я», «The Town Where Only I am Missing») was last modified: 9 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.