Все-таки люблю я зимние аниме-сезоны. Как же много разноплановой годноты выпускается именно в этот холодный промежуток времени. Оно и не удивительно: зимой многие люди сидят дома, и у них появляется больше свободного времени для просмотра аниме. Опытные студии это понимают, и стремятся выпускать громкие релизы именно в этот период времени, чтобы заполучить внимание как можно большего количества потенциальных зрителей. Так и в 2019 году зимний сезон оказался насыщенным на качественные тайтлы. Про некоторые из них я уже рассказал в предыдущих обзорах, и теперь пришла пора уделить внимание очередному нашумевшему тайтлу. Это будет обзор на аниме с длинным названием Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen («Госпожа Кагуя: в любви как на войне», «Kaguya—sama: Love is War»).
Краткие сведения
Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen – комедийное аниме с романтическим уклоном, созданное студией A-1 Pictures зимой 2019 года. Сериал состоит из двенадцати серий, в основу сценария положена манга за авторством Aka Akasaka.
Академия Щучин (Shuchiin) – это престижная школа с богатой и благородной историей, созданная для обучения детей из высшего света. Сейчас, когда аристократия ушла, многие талантливые ученики, рожденные в богатых и уважаемых семьях, за которыми будущее страны, посещают эту школу. Естественно, только особенные способны управлять ими! Таковыми оказались члены школьного совета: вице-президент Кагуя Шиномия (Kaguya Shinomiya) и президент Миюки Широганэ (Miyuki Shirogane). Первая – наследница одного из самых богатых семейств Японии, утонченная и талантливая девушка. Второй – выходец из простой семьи, молчаливый парень с тяжелым взглядом, построивший авторитет благодаря своему интеллекту и безупречной учебе. Лишь эта парочка способна стоять над лучшими из лучших! А еще они влюблены друг в друга, но не способны в этом признаться. Разумеется, ведь признание сравни поражению, чего они не могут допустить любой ценой. Поэтому они приложат все свои силы, чтобы заставить оппонента сделать первый шаг!
Персонажи
Как и в большинстве ромкомов, в центре внимания Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen оказывается пара протагонистов, испытывающих друг к другу чувства. Правда, не желающих в этом признаваться. Большинство комедийных сценок строятся на том, как Кагуя и Миюки пытаются хитростью выбить друг из друга заветное признание, однако, в силу различных обстоятельств, эти попытки раз за разом терпят крушение. Лично мне пара протагонистов понравилась: и Кагуя, и Миюки оказываются вполне реалистичными и проработанными персонажами с хорошо прописанными характерами, которым я без проблем смог сопереживать. Честно сказать, уже это можно назвать существенным успехом, так как мне редко нравятся протагонисты в тайтлах про школьников, тем более комедийных, где важность качественных протагонистов чрезвычайно высока. К тому же, ни Кагую, ни Миюки нельзя назвать предсказуемыми или пассивными героями – за их поступками действительно интересно наблюдать.
На второстепенных ролях в Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen фигурирует не так уж много персонажей, однако непотопляемым айсбергом среди них возвышается Чика Фудживара (Chika Fujiwara), которая просто потрясающе вписалась в атмосферу тайтла. Это тот самый случай, когда достаточно шаблонный персонаж оказывается на своем месте и на 100% отрабатывает свое предназначение. А оно было простым: добавить в аниме элемент миловидного хаоса, делающего комедийные сценки намного более непредсказуемыми и оттого смешными. Чика на своих хрупких плечах вытащила комедийную составляющую тайтла с уровня «заурядный» до уровня «впечатляющий». Уберите её из аниме, и постоянные перепалки Кагуи с Миюки начнут надоедать спустя пару повторений. Хаос же делает подобный юмор куда более веселым и непредсказуемым. Про прочих второстепенных героев говорить особо нечего – они просто фигурируют в некоторых сценках для разнообразия, не более.
Сюжет
Какая это одновременно простая и сложная штука – любовь. Уж сколько романов по этому поводу написано, сколько фильмов снято и сюжетов придумано – а все равно новые произведения про непростые человеческие отношения не перестают появляться. И причина этому банальна: любовь в той или иной степени актуальна для каждого человека, и будет актуальной всегда. Будь ты молодым и старым, бедным или богатым, глупым или умным – ты все равно рано или поздно испытаешь на себе чувство влюбленности. Так что причина того, почему в каждом аниме-сезоне встречается по два-три романтических тайтла, я думаю, ясна. Как правило, большинство из них оказываются связанными с комедией или драмой, так как на одной чистой романтике далеко не уедешь, и ей нужна подпитка.
К сожалению, помимо актуальности романтики есть еще одна причина (на сей раз — негативная) столь большого количества выпускаемых ромкомов – это дешевизна производства. Некоторые не совсем добросовестные студии таким образом поддерживают себя на плаву. Причем это касается не столько графической и музыкальной составляющей таких тайтлов – куда больше в них разочаровывает смысловая часть. Конечно, зачем выпускать что-то новое и оригинальное, если можно просто взять стандартные шаблоны жанра вроде типовых комедийных миниатюр, ситуаций и локаций, перетасовать их друг с другом, поменять местами, а затем выдать результат за совершенно новый продукт. Понятно, что совсем без клише в романтических комедиях вряд ли возможно обойтись, но все же нужно знать какую-то меру.
Так что не удивительно, что, начиная просмотр Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen, даже видя высокие оценки, я все равно имел некие опасения. К счастью, оправдались они лишь процентов на десять. Данный тайтл проблема шаблонности практически обошла стороной, или зацепила лишь частично. И решение данной проблемы было найдено простое и гениальное — персонажи в аниме полностью осознают свою влюбленность, однако стесняются и стремятся заставить партнера признаться в своих чувствах первым. Вот, в общем-то, и вся хитрость. Скольких шаблонных сцен благодаря столь простой завязке удалось избежать! Да и повествование это, безусловно, оживило. Все гениальное просто.
Разумеется, на одной завязке «Госпожа Кагуя: в любви как на войне» далеко бы не уехало. Еще одной важной особенностью аниме является то, что главными героями в нем являются умные люди, каждое действие которых за собой имеет вполне очевидные причины. Таким образом аниме не рассчитывает на случайности, в результате которых протагонисты обязаны сблизиться (как это делается в большинстве ромкомов) – здесь их действия полностью обосновываются одним единственным планом выбить друг из друга признание, к которому они оба независимо друг от друга стремятся. В этом же заключается существенная доля комичности и реалистичности тайтла, ведь даже при наличии ясного ума протагонисты, как и многие реальные люди, ведут себя, как глупцы, когда дело доходит до отношений. Воистину, любовь и упрямство могут сотворить с человеком странные вещи. Я уверен, что многие зрители в Кагуе и Миюки смогут разглядеть и себя, что сделает наблюдение за их действиями еще более интересным и забавным процессом.
Сюжет в Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen построен на основании комедийных миниатюр, которые представляются в виде умственных баталий с наличием победителя и проигравшего. В каждую серию умещается порядка четырех скетчей. Несмотря на то, что я не являюсь фанатом подобного построения комедийных тайтлов (видимо, не мой тип юмора), все же признаю, что «Госпожа Кагуя: в любви как на войне» он пошел на пользу. Благодаря короткому формату, скетчи быстро сменяют друг друга, так что даже если один из них получился неудачным, он быстро сменится другим, получше. Лично у меня смогли вызвать улыбку где-то половина скетчей, а смех – около четверти. Для жанра романтических комедий это очень неплохой результат. Пожалуй, больше всего запомнились эпизод с тайфуном и пролетающим на велосипеде Миюки, французский прием, а также кормление тортом. Романтическая же часть тайтла получилась очень ненавязчивой – в первую очередь благодаря акценту именно на юморе, а также благодаря приятным персонажам, которым достаточно легко сопереживать. С этой точки зрения претензий к тайтлу у меня нет.
Пожалуй, единственным классическим для романтических комедий недостатком, заметным в Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen, я все же назову использование распространенных клише. Да, без них трудно обойтись, когда идет речь про романтическую комедию о школьниках, но глупо отрицать тот факт, что они своим присутствием делают тайтл более предсказуемым. Одинаковые локации, одинаковые реакции, одинаковые действия – посмотрев пару-тройку ромкомов, вы быстро научитесь предугадывать наступление идентичных сцен в других тайтлах. Мне, как зрителю, ценящему неожиданность и интригу, подобные ситуации не нравятся. Так и в «Госпожа Кагуя: в любви как на войне» встречаются совершенно типичные для жанра миниатюры: тут вам и сценки на пляже, и походы на фейерверки, и хождение под одним зонтом, и романтические советы, и поездки на багажнике велосипеда – во время просмотра я неоднократно ловил эффект дежавю. Кто-то назовет это классикой, определяющей жанр. Я назову это ленью придумывать что-то более оригинальное. И, думаю, каждый будет в какой-то мере прав.
Рисовка
Знаете, за что я люблю A-1 Pictures? За чувство уверенности. Когда я включаю тайтл, произведенный данной студией, я практически на 100% уверен, что стану свидетелем чего-то достойного. Да, у них бывают не самые удачные произведения. Да, некоторые их тайтлы не подходят мне по жанрам или по тематике. Однако я уверен, что графическая составляющая аниме, производимых студией A-1 Pictures, будет на стабильно высоком уровне, соответствующем современным стандартам, а порой даже их расширяющим. Подобная стабильность чрезвычайно важна в быстро развивающейся индустрии аниме, и не может не вызывать уважение. Поэтому я благодарен художникам студии A-1 Pictures за их работу – они очень круты. Разумеется, Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen не стало исключением из правил: визуальная составляющая данного тайтла для среднего уровня жанра ромкомов получилась просто заоблачной. Внимание было уделено каждой мелкой детали: тут вам и чрезвычайно яркие, легко запоминающиеся персонажи; и великолепный, узнаваемый стиль; и роскошная игра цветовой гаммой; и грамотное использование комедийных эффектов; и прекрасная анимация; и нестандартный выбор ракурсов, оживляющий картинку. Единственное, к чему можно придраться, так это временами проскакивающие слабо проработанные крупные планы и фоны, однако во время просмотра на это практически не обращаешь внимание. Для романтической комедии визуальная составляющая в «Госпожа Кагуя: в любви как на войне» получилась просто роскошной.
Музыка
В качестве композитора для Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen выступил опытный Кей Ханэока (Kei Haneoka), который вполне ожидаемо справился со своими задачами. Фоновые композиции успешно усиливают эффект от комедийных и лиричных сценок, позволяя быстро регулировать атмосферу тайтла – то, что надо для ромкома. Ничего сверхсложного – лишь простые и эффективные мелодии. Опенинг Love Dramatic в исполнении Rikka Ihara и Masayuki Suzuki мне понравился как минимум из-за нестандартного звучания, да и визуальный ряд к нему подобран что надо. Забавный японский английский не только не испортил опенинг, но и придал ему своеобразного шарма. Эндинг Sentimental Crisis в исполнении halca получился, как и следует из названия, действительно сентиментальным и лиричным – приятно, но ничего особенного. На самом деле, я считаю настоящим преступлением отказ от использования танца Чики из концовки третьей серии в качестве постоянного эндинга – более месмеризующего зрелища я давно не встречал. Кажется, в анимацию движений юбки был вбухан бюджет небольшого африканского государства – как можно было не использовать его на постоянной основе… Кстати, я редко когда обращаю на это внимание, однако тут это оказалось заметным – голоса в оригинальной озвучке подобраны очень удачно и полностью соответствуют характерам персонажей.
Оценки
Персонажи – 8.0. Достаточно приятные и открытые типажи, хорошо раскрывающиеся в комедийных сценах. Чика просто бесподобна.
Сюжет – 7.0. Стандартный сценарий, состоящий из набора удачных и неудачных сцен.
Рисовка – 9.0. Для романтической комедии – роскошная. Художники A-1 Pictures как всегда на высоте.
Музыка – 8.0. Приятный опенинг, стандартный эндинг. Качественное фоновое сопровождение.
Заключение
От Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen так и веет статусом. Уже с первых же минут просмотра становится очевидно, что перед вами не очередной глупый ромком. Нет, перед вами находится качественное, отполированное произведение, создатели которого уделили внимание каждой мелочи, и на которое было потрачено много денег и сил. На достаточно сером фоне современных ромкомов данное аниме выглядит как ориентир, к которому стоит стремиться. Нет, это определенно не шедевр. Тут и сюжет наполнен штампами, и шутки встречаются неудачные, да и ярких персонажей не так много. Если отбросить жанровые предрассудки, «Госпожа Кагуя: в любви как на войне» является просто хорошим, стабильным тайтлом, справляющимся со своими развлекательными задачами. Однако, если рассматривать в рамках жанра, я без сомнений назову Kaguya—sama wa Kokurasetai: Tensai—tachi no Renai Zunousen большим, серьезным шагом в правильном направлении. И кому, как не A-1 Pictures, нужно было его предпринимать. Очень надеюсь, что подобная тенденция для романтических комедий окажется долгосрочной перспективой. Впрочем, поживем – увидим.
8.0/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru