В качестве темы своего юбилейного, десятого обзора я решил выбрать одно из самых популярных и нашумевших аниме последних лет. Ни одного человека оно не смогло оставить равнодушным: часть — превозносит его до небес, часть — опускает ниже плинтуса. В этот раз я решил описать свои ощущения от просмотра первого сезона аниме Sword Art Online («Мастера меча онлайн»), или просто — SAO.
Краткие сведения
Sword Art Online — аниме, выпущенное компанией A-1 Pictures в 2012 году и состоящее из 25 серий. Снято оно на основе серии лайт-новелл (ранобэ). История повествует нам о том, как 10000 тысяч игроков оказались запертыми в мире VRMMORPG (Virtual Reality MMORPG) «Мастера меча онлайн» — первой игры с полным погружением. При помощи особого шлема сознание игроков переносится в виртуальный мир, в то время как их тело остается лежать в реальном мире.
После запуска игры, все зашедшие игроки обнаружили, что в игровом меню отсутствует кнопка выхода. Многие подумали, что это ошибка, однако вскоре создатель игры — Каябо Акихико, развеял все сомнения, заявив, что это не случайность. Чтобы вернуться в реальный мир, игроки должны пройти 100 игровых уровней, и победить всех боссов, которые находятся между ними. Есть еще одно условие — если вы умрете в игровом мире, то умрете и в реальности: шлем на вашей голове пропустит электрический импульс, который повредит мозг. Если же кто-то в реальном мире попробует снять этот шлем — вы также мгновенно умрете. Вот таким неприветливым образом встретила игроков вселенная «Мастеров меча онлайн».
Главным героем аниме является Киригая Кадзуто, или просто Кирито. Он был бета-тестером SAO, причем самым задротистым из них. Его знания об игре превосходят знания большинства игроков, что позволяет ему прокачиваться быстрее всех. По определенным причинам, которые освещаются в аниме, он решает быть одиночкой, и не вступать ни в какие гильдии и группы. Также он стал первым, кто смог сразить босса во время рейда. В этом сражении ему помогла Юки Асуна (или просто Асуна), которая владеет техникой быстрой рапиры, и её боевой стиль идеально подходит к стилю Кирито. В дальнейшем их пути не раз пересекутся.
Таким образом, первая арка SAO повествует о том, как игроки уровень за уровнем проходят мир Айнкрада — 100-уровневой крепости, подвешенной в виртуальном пространстве. Вторая арка — про Alfheim online, вызывает куда меньший интерес, да и без спойлеров про нее рассказать невозможно, поэтому этого я делать не буду.
Минутка рассуждений
В кругах «продвинутых» анимешников считается хорошим тоном ругать популярные аниме. SAO — это самый яркий пример подобного поведения. Тут и там на форумах можно найти огромные манускрипты, в которых в самых гневных формах изливается критика. Ведь это так важно — показать, что ты не такой как все, что ты не входишь в 90% других, обычных людей, которым аниме понравилось. Я не знаю, зачем некоторые это делают, и вряд ли когда-либо пойму. Возможно, это такая форма самоутверждения — сравнить всех со стадом, и доказать самому себе и окружающим, что ты не такой. На мой взгляд, это глупо и нелепо. Если миллионы людей нашли в этом аниме что-то хорошее — возможно, это хорошее в нем действительно есть? Какой смысл это отрицать? И наибольшее число гневных отзывов я видел именно по отношению к Sword Art Online (с этим посоперничать может только второй сезон Токийского Гуля, но об этом как-нибудь в другой раз). Некоторые просто потеряли способность получать от просмотра аниме удовольствие, и это не может не печалить…
Преимущества
Во-первых, это MMORPG составляющая. Сам тот факт, что SAO — это аниме про MMORPG, привлек очень много зрителей, так как аудитория людей, смотрящих аниме, очень сильно пересекается с аудиторией людей, хотя бы раз игравших в MMORPG. Именно поэтому так тщательно была проработана вселенная Айнкрада — мира, в который попали игроки. Пусть сценаристы не привели подробного описания возможных боевых способностей и классов персонажей, однако информации вполне достаточно, чтобы у зрителя сложилась общая картина. Возможно, будь эта информация подробней — это только повредило бы. Сложно сказать наверняка. Тем не менее, зрителям, которые хотя бы раз в жизни играли в MMORPG, будет действительно интересно понаблюдать за миром SAO. Боссы, рейды, подземелья, гильдии — всё это в «Мастерах меча онлайн» есть, и внимание этому уделяется немалое.
Во-вторых, это атмосферность. Чувство, что обычные люди действительно попали в ситуацию, когда их жизнь подвергается постоянной опасности, меня не покидало ни на секунду во время просмотра первых 14 серий. При этом, несмотря на первоначальное замешательство, большинство из них не впали в панику, а стали организованно решать свои проблемы. Произойди подобное в реальности — поведение людей было бы абсолютно таким же. Абсолютно также некоторые не поверили бы, что при смерти в игре человек умирает в реальности, и для испытания острых ощущений начали бы заниматься ПК-шничеством (убийством игроков, player killer). И абсолютно также нашлись бы те, кто сражался на передовой, и те, кто так и остался бы сидеть в начальном городе. Атмосфера мира, полного опасностей, а также поведение людей в этом мире в SAO показаны превосходно.
Несмотря на то, что мир полон опасностей, игроки смогли к нему адаптироваться и стали воспринимать его как реальность. А реальность состоит не только из страдания, но и из радостей. Посиделки в таверне, общение с согильдийцами, взаимовыручка случайно встретившихся людей… В SAO прекрасно показано, что даже в самой темной ситуации есть свои светлые стороны. И Кирито отлично это демонстрирует в сцене рядом с деревом, когда Асуна ругает его за безделье. «Ведь сейчас мы с тобой живем в Айнкраде. Надо получать удовольствие от жизни».
В-третьих, это рисовка и музыка. Картинка у SAO действительно яркая и запоминающаяся, и музыка идеально с ней гармонирует. Шикарные опенинги и эндинги. Один раз услышав, уже не забудешь.
В-четвертых, это сюжет. SAO было снято по ранобэ, так что материал в основе лежит хороший и проверенный. Сценаристам удалось его не испортить, и передать в достаточной целостности, пусть и выкинув некоторые детали. Если говорить про первые 14 серий — так я вообще не знаю, что можно было бы в них поменять. Каждая серия находится на своем месте. Я жалею, что первая арка продлилась так мало, было бы здорово, если бы сценаристы выделили еще 2-3 серии, так как конец арки выглядит несколько форсировано. Если говорить про вторую часть первого сезона — она вышла намного слабее, хотя оно и понятно: очень много ощущений теряется при отсутствии угрозы жизни протагониста. Уже нет той остроты ощущений от просмотра. По сути, первый сезон можно было смело заканчивать на 14 серии, ничего при этом не потеряв, но даже выиграв.
Еще одним плюсом сюжета является то, что аниме цепляет с первой серии, и не отпускает до самого конца. Хотелось смотреть еще и еще. Я очень не люблю, когда события долго раскачиваются, и сценаристы приберегают интересное на потом. Хорошо, что в SAO они так не поступили.
В-пятых, это боевая составляющая. Бои получились на редкость динамичными. Сражения с боссами просто шикарны, очень жаль, что в сюжете не так много рейдов на боссов.
В-шестых, это романтическая линия. Кирито и Асуна смотрятся гармонично, им хочется сопереживать и радоваться вместе с ними. Некоторые вообще считают их лучшей аниме-парой, когда-либо появлявшейся на свет. Я побоюсь подобных заявлений, но тем не менее соглашусь с тем, что романтическая линия сделана добротно. Те, кто любят романтику, разочарованы вряд ли будут. Если бы герои не начали играть в семейку с компьютерной девочкой-дочкой, то всё было бы вообще замечательно.
Недостатки
Во-первых, это гарем. Ну очень я не люблю, когда в аниме пытаются впихнуть гарем. Это автоматически добавляет некую второсортность даже в хорошее произведение. В первом сезоне есть как минимум 5 кандидатов в гарем имени Кирито, и это раздражает и совершенно ни к месту.
Во-вторых, это вторая арка, про Alfheim online. Она получилась намного слабее по озвученной ранее причине — главному герою ничего не угрожает. К тому же, она и начинается с какого-то бреда: каким-то образом какие-то игроки в Alfheim online воспользовались багом, сделали снимки, и каким-то образом Эгиль заметил эти снимки и показал Кирито. Извините, но это редкостный бред, в который может поверить только совсем непритязательный зритель. К тому же, сценаристы начали прибегать к использованию штампов, чего в первой арке за ними не замечалось.
В-третьих, невнятная концовка. Последняя серия просто ужасна и мне категорически не понравилась. Неужели нельзя было завершить сезон на предпоследней серии, когда Кирито приходит к Асуне, и дать зрителю возможность додумать дальнейшее самому? По-моему, лучшего момента завершить сезон придумать нельзя…
Оценки
Персонажи — 7.0. Кирито и Асуна — пристойные герои, второстепенные персонажи более шаблонны но тоже неплохи.
Сюжет — первая арка 9.0, вторая 3.0. Слишком уж нелогично выглядит завязка у второй арки, да и в происходящее в ней что-то не очень верится. Слишком много случайностей.
Рисовка — 9.0. Отличная визуальная составляющая, четко прорисованные персонажи, фоны, яркая картинка. Что еще можно желать?
Музыка — 10.0. Как я уже упоминал, опенинги и эндинги шикарны. Да и в целом музыка на очень высоком уровне.
Заключение
Итак, каков же итог? Первая арка, то есть первые 14 серий сезона — это любопытное и незаурядное зрелище. Вторая арка заштампована, но смотрибельна, пусть и просмотрена мною скорее по инерции. Поэтому суммарно, за две части сезона, я все же поставлю достаточно высокую оценку, так как начало SAO заслуживает внимания. Смотрел не отрываясь. Если вы любите аниме, и хотя бы раз играли в MMORPG — ознакомиться с тайтлом все-таки стоит.
Обзор на второй сезон Sword Art Online вы можете прочитать, перейдя по ссылке.