Обзор аниме Kaze Tachinu («Ветер крепчает», «The Wind Rises»)

Джиро и Наоко

Ура! Понемногу, по чуть-чуть, со скрипом, но вот мы все-таки добрались до очередного юбилейного числа. 250 обзоров. Двести пятьдесят! Если честно, я с трудом могу осмыслить тот объем работы, который мне удалось проделать с момента создания сайта. Я посчитал: если судить просто по количеству слов, я написал более чем три «Войны и мира». Понятно, что художественная ценность слов у меня в обзорах уступает великому роману, но все же наблюдение любопытное. Я много раз хотел бросить. Много раз брал перерывы. Но постоянно возвращался к написанию обзоров. Потому что мне это нравится. Потому что я люблю делиться своими мыслями с другими увлеченными людьми. Судя по статистике, с момента создания сайта его посетило почти полтора миллиона человек. Кому-то подобная цифра покажется смешной, но мне она кажется заоблачной. Приятно осознавать, что мои обзоры приносят пользу, и ваши положительные отзывы являются лучшей наградой. Спасибо Вам, что читаете – вы лучшие!

Но хватит лирики, давайте переходить к обзору! По традиции, в качестве темы юбилейного обзора я решил выбрать что-нибудь гарантированно классное и интересное. Чаще всего в таких ситуациях на помощь приходят творения студии Ghibli, и этот раз не стал исключением. Данный обзор я решил посвятить полнометражному аниме Kaze Tachinu («Ветер крепчает», «The Wind Rises»), который на момент написания обзора является последней полнометражной работой легендарного Хаяо Миядзаки (впрочем, в следующем году это должно поменяться).

Ветер крепчает

Краткие сведения

Ветер крепчает – это последний на момент написания обзора полнометражный фильм, выпущенный в 2013 году самым известным в мире создателем аниме Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) на студии Ghibli, после которого мастер отправился на пенсию (правда, потом он решил из нее выйти ради работы над коротким мультфильмом Kemushi no Boro, а затем над полнометражкой Kimitachi wa do ikiru ka?, которая до сих пор находится в работе). Длина фильма составила более двух часов (126 минут), а в основу сценария легла манга за авторством самого Хаяо Миядзаки, которую он публиковал в 2009 году. Отмечу, что мне удалось сходить на данный фильм в кинотеатр, когда я был в Санкт-Петербурге, что принесло мне немало удовольствия. Радует, что у нас продолжают показывать аниме на широком экране.

Батарея

События Kaze Tachinu разворачиваются в Японии в 1920-х – 1940-х годах. Обычный японский ребенок Джиро Хорикоши (Jirou Horikoshi) мечтает вырасти и стать пилотом самолета, однако ему в этом мешает сильная близорукость. Утомившись и уснув, Джиро видит сон, в котором знаменитый инженер Джованни Капрони (Giovanni Caproni) рассказывает ему о том, что проектировать самолеты намного лучше, чем летать на них, да и близорукость этому делу не помеха. Вдохновившись словами мастера, Джиро решает стать инженером-авиаконструктором, и делает все для достижения этой мечты. Сначала он поступает в Токийский университет, а затем устраивается на концерн Mitsubishi, где участвует в создании нескольких разновидностей самолетов. Вот только ни одна из них не оказывается удачной. Удастся ли Джиро достичь своей мечты и создать красивый, быстрый и удобный самолет, который будет приносить людям счастье?

Встреча

Как и всегда в обзорах на работы Хаяо Миядзаки, я хочу привести несколько фактов о Ветер крепчает, которые показались мне интересными:

  • Изначально Миядзаки планировал работать над сиквелом одной из своих предыдущих работ «Рыбка Поньо на утесе», однако Тошио Судзуки (Toshio Suzuki) – на тот момент главный продюсер и президент студии Ghibli, уговорил его начать работу над Ветер крепчает.
  • Это одиннадцатый по счету полнометражный фильм Хаяо Миядзаки. Удивительно число, которым могут похвастаться единицы аниме-творцов.
  • Режиссер вдохновлялся автобиографической повестью известного японского писателя и поэта Тацуо Хори «Ветер крепчает», у которого он позаимствовал любовную линию. Повесть рассказывает о любви писателя и девушки-художницы, заболевшей туберкулезом.
  • После первого показа Ветер крепчает Миядзаки признался, что впервые расплакался во время просмотра собственного фильма.
  • Название повести было взято из стихотворения поэта Поля Валери «Кладбище у моря»: «Крепчает ветер!.. Значит, жить пытайся («Le vent s’élève!.. Il faut tenter de vivre!»). Кстати, этой фразой обмениваются главные герои аниме при первой встрече на поезде. Ее же произносит Джованни Капрони в нескольких эпизодах.

Паника

  • Главный герой Джиро Хорикоши (Jirou Horikoshi) является реально существовавшим инженером, разработавшим модель самолета Mitsubishi A5M. Хотя воспринимать данное аниме, как его биографию, все же не стоит.
  • Миядзаки решил сделать Джиро Хорикоши главным героем своей работы после того, как прочитал его биографию, и вдохновился цитатой: «Всё, чем я хотел заниматься — это делать что-то прекрасное».
  • Кстати, итальянский конструктор Джованни Капрони (Giovanni Caproni), с которым Джиро разговаривает во снах – это тоже реально существовавший человек, основатель авиастроительной компании Caproni.
  • В оригинальной озвучке Джиро Хорикоши был озвучен легендарным Хидэаки Анно (Hideaki Anno) – создателем Евангелиона и одним из основателей студии Gainax. Любопытно, что за свою работу в качестве сэйю Хидэаки Анно получил Tokyo Anime Award как лучший сэйю года. По его словам, когда Хаяо Миядзаки пришел к нему с предложением озвучить персонажа, Анно не смог отказать.
  • Ветер крепчает был номинирован на Оскар в 2014 году. Это третья работа Хаяо Миядзаки, которая удостоилась подобной чести. Впрочем, на этот раз выиграл всем известный мультфильм Холодное Сердце.

Джиро смотрит в небо

Персонажи

Итак, главным героем фильма является Джиро Хорикоши (Jirou Horikoshi). Обычный японский парень, страдающий близорукостью, но всецело поглощенный своей мечтой. Я обожаю подобных персонажей. Во-первых, потому что они реалистичны. Это обычный парень, со своими слабостями, убеждениями и мечтами. При этом он не слабак, и готов отстаивать свои убеждения, что отлично показано в сцене, где он заступился за ребенка, не побоявшись троих хулиганов. У тебя нет никаких проблем с тем, чтобы начать сопоставлять себя с демонстрируемым персонажем, а в результате сильнее ему сопереживать. Во-вторых, потому что они вдохновляют. Я обожаю наблюдать за историями людей, которые всецело отдаются своей мечте, и делают все возможное, чтобы ее достичь, несмотря на их кажущуюся недосягаемость и трудность. Надеюсь, что когда-нибудь и я стану таким. Джиро показался мне превосходным протагонистом, за которым мне было интересно наблюдать. Вторым центральным персонажем фильма стала девушка Наоко Сатоми (Naoko Satomi). На ней завязана романтическая и драматическая сюжетные линии, про которые мы поговорим чуть позже. Наоко завоевывает зрительское сердце силой своего характера и тяжелой судьбой, которая ей была уготована. На самом деле, мне жалко, что ей досталось не так уж много экранного времени, однако даже отведенных минут хватило, чтобы начать ей сопереживать. Это еще один реалистичный и качественный протагонист.

Самолет

Неотъемлемым положительным свойством практически всех работ Хаяо Миядзаки является грамотное использование второстепенных персонажей. В Kaze Tachinu нет ни единого лишнего персонажа — каждый из них доносит какую-то определенную мысль или обогащает повествование новыми эмоциями. Сестра главного героя Кайо, которая становится врачом. Друг Киро Хонджо (Kirou Honjou), который, несмотря на резкий характер, становится талантливым инженером. Начальник Курокава (Kurokawa) с забавной внешностью, который по-настоящему заботится о своих подчиненных. Странноватый немец Касторп (Castorp), распевающий традиционные песни. Мечтатель Джованни Капрони, создающий прекрасные самолеты. Сильные люди с сильными стремлениями и мечтами, которые помогают Джиро морально вырасти. Убери любого, и фильм потеряет маленькую шестеренку, без которой уже не сможет функционировать столь надежно.

Землетрясение

Сюжет

Еще одной важной чертой работ Хаяо Миядзаки является их историчность. Режиссер неоднократно отмечал в своих интервью, что он всей душой любит свою страну, что не мешает ему в своих работах затрагивать проблемы прошлого, настоящего и будущего Японии. Kaze Tachinu – это концентрированная демонстрация истории Японии 1920-х – 1940-х годов, рассказанная через призму жизни одного японского инженера. Если рассматривать аниме с начала и до конца, в нем можно заметить такие важные японские вехи и события:

1). Великое землетрясение Канто, оно же Великое Токийское землетрясение, произошедшее 1 сентября 1923 года. Это одно из самых разрушительных землетрясений в истории Японии, приведшее к гибели более чем сотни тысяч человек и практически полностью разрушившее Токио и Иокогаму. Причем проблема там была не только в самом землетрясении, но и в пожаре, который развернулся после этого, а также сильнейших ветрах, быстро его разносивших. Люди бежали на открытые пространства и площади, но и это их не спасало, так как горевшие вокруг дома выжигали кислород, и люди просто задыхались. На одной из таких площадей погибло более 40000 человек. Это событие часто фигурирует в литературе, повествующей об Японии – например, не так давно была выпущена книга Бориса Акунина «Просто Маса», в которой он по-своему описал как землетрясение, так и пожар с беспорядками, развернувшиеся впоследствии. Рекомендую ознакомиться, мне было интересно.

2). Нехватка рабочих мест и общая нищета населения, которая показана в Kaze Tachinu в эпизоде, где Джиро Хорикоши едет с Киро на машине, а безработные люди толпами идут к заводу, чтобы получить хоть какую-то работу. Помимо этого, Джиро и Киро обсуждают бедность населения и тот факт, что на деньги, которые платит правительство концерну Юнкерс, можно было бы накормить всех детей страны. Вечный вопрос распределения ресурсов, актуальный для каждой страны на планете.

Инженеры за работой

3). Серьезное технологическое отставание, показанное в аниме на примере конструирования самолетов, но на самом деле фигурировавшее практически в каждой сфере жизни Японии. Сейчас в это трудно поверить, но в начале XX века Страна восходящего солнца была достаточно отсталой в технологическом плане державой. Поэтому в 30-е и 40-е годы японским инженерам пришлось быстро наверстывать нехватку своих знаний – в том числе и благодаря сотрудничеству с иностранными компаниями. Так, в аниме Хорикоши и его друг Киро отправляются в командировку в Германию на концерн Хуго Юнкерса. Благодаря стараниям инженеров, ко времени Второй мировой войны отставание удалось сократить, а где-то даже выйти вперед.

4). Поражение во Второй мировой, в результате чего Токио оказался почти полностью разбомблен. Это символично показано в финале истории, где Джиро и Джованни стоят на кладбище уничтоженных самолетов, которые разрабатывались, чтобы нести людям прогресс и счастье, а превратились в машины уничтожения. Эта тематика, кстати, неоднократно затрагивается в фильме на всей его протяженности.

К полету готов

На самом деле, исторических событий в Ветер крепчает показано намного больше, я лишь перечислил самые заметные. Тут и гонения евреев есть, и немецкий шпионаж, и преследования с доносами, и многие другие эпизоды, показанные в фильме лишь мельком. Лично я обожаю выискивать в просматриваемых фильмах различные отсылки – будь то на реальные события, произошедшие когда-то давно, или же на выдуманные события, фигурировавшие в других произведениях. Поэтому просмотр Ветер крепчает подарил мне немало удовольствия – всегда приятно узнать что-то новое из истории Японии.

Джиро Хорикоши

Второй неотъемлемой частью всех работ Хаяо Миядзаки можно назвать богатую проблематику, которую он закладывает в свои произведения. Какие-то проблемы, например использование полезных технологических изобретений в военных целях, а также нерациональное использование ресурсов, которые можно было бы пустить на социальные проблемы, я уже упомянул. Известно, что Миядзаки является ярым пацифистом, и во всех своих работах резко высказывается насчет войны. Помимо этого, в Ветер крепчает он затронул и такие философские вопросы, как цель жизни и ее мимолетность, а также необходимость жить дальше несмотря на любые трудности. Это, в конце концов, и является основным посылом и девизом фильма.

Киро Хонджо

Немаловажную роль в Ветер крепчает играет драматическая составляющая. Она показалась мне сильной. Неожиданно сильной. На самом деле, я вообще не ожидал в этом фильме увидеть драму – наверное, именно поэтому она так сильно на меня подействовала. Это не та драма, которая целенаправленно пытается выдавить из вас слезы, вкидывая одну навязчивую сцену за другой. Это не та драма, которая демонстрируется орущими, рвущими на себе волосы персонажами. Это не та драма, которую вы чаще всего видите в современных драматических аниме-сериалах. Нет. Это драма, с которой чаще всего сталкиваются люди в реальной жизни. Тихая и всеобъемлющая. Что может сделать человек против болезни, которая медленно уничтожает его изнутри? Против болезни, которую еще не научились лечить? Хороший, добрый и красивый человек, которому еще жить и жить. Такие истории реально трогают, особенно в случаях, когда зрителю удалось проникнуться персонажами и начать им сопереживать. Не могу сказать, что я сидел в кинотеатре и рыдал, но точно остался под впечатлением. Вот, как надо преподносить драматические истории! Ненавязчиво, может быть даже предсказуемо, но в самое сердце. Вам даже саму гибель персонажа в таком случае не надо видеть. Миядзаки не просто так утверждал, что этот фильм впервые смог вызвать у него слезы при просмотре собственных произведений.

Момент с постера

Если же рассматривать романтическую линию, то она показалась мне традиционно японской. В Kaze Tachinu демонстрируется не то представление о любви, которое часто встречается в современных медиа, и которое как можно громче кричит о себе на каждом углу, а тихая, спокойная, но при этом железобетонно крепкая любовь, которой не страшны никакие преграды. Я в одном из своих обзоров (Tsurezure Children) подробно рассказывал про отношение японцев к любви и признаниям, так что повторяться не буду, и советую прочитать тот обзор. Лишь отмечу, что отношения Джиро и Наоко развивались по японским традициям, которые западному зрителю могут показаться несколько странными – казалось бы, они только вновь встретились в санатории, позапускали самолетики, и уже готовы жениться. Юным зрителям такое вообще может показаться абсурдным. Но речь тут идет не о легкомыслии в принятии важных решений. На самом деле Миядзаки говорит, что настоящей любви не нужны лишние слова. Важны поступки и чувства. И это, пожалуй, правильно.

На воде

Рисовка

Работы студии Ghibli уже давно стали официальным лицом аниме по всему миру. Стоит спросить любого обычного человека, мало знакомого с миром японской анимации, с чем у него ассоциируется слово «аниме», и с большой вероятностью он ответит, что с мультфильмами Хаяо Миядзаки и студией Ghibli. Все потому, что у студии есть свой уникальный стиль, который не позволяет спутать ее работы с какими-либо другими (даже напротив, другие студии специально пытаются позаимствовать визуальный стиль Ghibli ради собственной выгоды). Они яркие. Они теплые. Они по-своему домашние. И очень детально прорисованные. Kaze Tachinu, конечно, не стал исключением из правил. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мне хочется просто поставить фильм на паузу, и начать разглядывать сотни мельчайших деталей, разбросанных в кадре заботливыми руками художников студии. Прекрасная анимация. Прекрасная игра с цветовой палитрой. Огромное количество разнообразных фоновых изображений, многие из которых используются всего в паре сцен. Если честно, я даже не знаю, к чему тут можно придраться. Наверное, в Kaze Tachinu уровень визуальной части все же не достигает уровня Унесенных призраками – тут и сеттинг более реалистичный, всяких монстров не порисуешь – однако он все равно очень и очень высок.

Наоко

Музыка

Музыкальная составляющая в Ветер крепчает мне показалась необычной. С одной стороны, в фильме есть потрясающе красивый симфонический саундтрек, в котором встречаются мотивы и на французский, и на немецкий манер. Как и всегда, труды постоянного композитора студии Ghibli Джо Хисаиши (Joe Hisaishi) вряд ли кого-то оставят равнодушными. С другой стороны, саундтрек получился достаточно коротким, особенно если сравнивать с другими работами студии. Однако нехватка длины саундтрека полностью компенсируется бесподобной работой со звуком – во многих сценах звуки являются лишь имитацией, созданной человеческими голосами. Например, это звуки землетрясения, или звуки двигателя самолета. Казалось бы, что мешало создателям фильма использовать реальные записи звуков, как то делают другие студии? Однако именно подобная имитация придает Kaze Tachinu особый шарм, который выделяет фильм на фоне других. Комбинация симфонического саундтрека очень высокого уровня, и великолепной работы со звуком, мне показалась чарующей. Она полностью справляется с воссозданием необходимой атмосферы. В кинотеатре показывали фильм в дубляже Reanimedia, и лично мне он показался удачным, хотя я бы предпочел смотреть такие творения в оригинале. Неужели Хидэаки Анно старался зря?

Под дождем

Оценки


Персонажи – 9.0. Приятные протагонисты, а также обилие интересных второстепенных героев. Каждый персонаж доносит какую-то четкую мысль, ни единого лишнего персонажа.

Сюжет – 9.0. Исторический формат, охватывающий несколько десятков лет, идеально подходит подобным произведениям. Сильная драма и проблематика.

Рисовка – 10.0. Все тот же узнаваемый стиль студии Ghibli. До уровня самых известных работ режиссера фильм не дотянул, но визуальная часть тут все равно выглядит на голову выше современных тайтлов.

Музыка – 9.0. Необычная работа со звуком. Красивый симфонический саундтрек, жаль что короткий.


Прекрасный пейзаж с рекой

Заключение

Ветер крепчает является далеко не самой известной и популярной работой Хаяо Миядзаки. Многие любители аниме даже не знают про ее существование. Однако именно этот фильм показался мне наиболее взрослой и комплексной работой мастера. Этот фильм вдохновляет. Он позволяет узнать много нового из истории Японии ХХ века. Он учит целеустремленно идти к своей мечте, несмотря ни на что. Он вызывает широкий спектр эмоций – от яркой радости до гнетущей печали. Он заставляет задуматься о целом ряде жизненных вопросов. Это не легкая детская сказка, а полноценное сложное произведение, в котором сокрыто множество нюансов и вопросов. В конце концов, это одна из немногих работ мастера, предназначенных в первую очередь для взрослой аудитории. Интересно, насыщенно и эмоционально. Я настоятельно рекомендую Ветер крепчает к просмотру – в идеале, на широком экране!

9.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Kaze Tachinu («Ветер крепчает», «The Wind Rises») was last modified: 3 сентября, 2022 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.