Обзор аниме Howl no Ugoku Shiro («Ходячий замок Хаула», «Ходячий замок», «Howl’s Moving Castle»)

Замок Хаула

Ура, ура, ура. Вот и наступило время очередной торжественной даты. Даты юбилейного, на этот раз – двухсотого, обзора. Свои впечатления по данному поводу я опишу чуть позже, дабы не разбавлять обзор сентиментальными глупостями. Как и всегда, в качестве темы юбилейного обзора я решил выбрать один из своих самых любимых и знаковых фильмов, который пересматривал несчетное количество раз. Это будет обзор на роскошный приключенческий фильм Howl no Ugoku Shiro («Ходячий замок Хаула», «Ходячий замок», «Howl’s Moving Castle») от Studio Ghibli.

Ходячий замок Хаула

Краткие сведения

Howl no Ugoku Shiro – полнометражный фильм, выпущенный студией Studio Ghibli осенью 2004 года. Длительность фильма составляет два часа, в основу сценария положена новелла за авторством Дианы Уинн Джонс (Diana Wynne Jones). В качестве режиссера выступил Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki). Фильм получил целый калейдоскоп престижных наград по всему миру.

События фильма разворачиваются в альтернативной Европе XIX века, где, идя рука об руку, процветают технологии и магия. Жизнь Софи Хэттер (Sophie Hatter) – скромной девушки, создающей красивые шляпы — резко меняется, когда в темном переулке она встречает местного мага-ловеласа Хаула (Howl), «крадущего» девичьи сердца. Таинственный Хаул, путешествующий на собственном Ходячем Замке, нажил себе немало врагов, в том числе и могущественную Ведьму Пустоши, которой не понравилось близкое знакомство Софи с Хаулом. Она решила отомстить, наложив на Софи мощное проклятие, превратившее молодую девушку в пожилую бабушку. Теперь Софи необходимо найти способ снять проклятие, и где же ей искать ответы на свои вопросы, как не в Ходячем Замке Хаула? Вот только непростой это путь для дряхлой старухи, ой непростой…

Хаул

Интересные факты

По традиции, приведу несколько интересных фактов, связанных с фильмом (многие из них взяты из различных интервью с Миядзаки, в частности отсюда):

Howl no Ugoku Shiro в 2006 году был номинирован на премию Оскар как лучший анимационный полнометражный фильм, однако в результате проиграл мультфильму «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (кстати, самобытному и интересному, если не видели – взгляните на досуге);

— Во время работы над фильмом Миядзаки посетил французские города Кольмар и Риквир для изучения местной архитектуры, чтобы впоследствии использовать ее при создании города, в котором живет Софи;

Хаул летит

— Изначально в качестве режиссера Howl no Ugoku Shiro был выбран Мамору Хосода, однако вскоре он покинул проект и его место занял Хаяо Миядзаки, согласившийся взять на себя создание фильма;

— Перед выходом на широкие экраны, Миядзаки лично слетал в Англию, чтобы продемонстрировать Howl no Ugoku Shiro Диане Уинн Джонс – автору книги, положенной в основу сценария. Несмотря на то, что Диана в создании фильма участия не принимала, результат работы ей понравился;

— К военной проблематике Миядзаки подтолкнула начавшаяся во время производства фильма война в Ираке. Он является активным пацифистом, и просто не смог пройти мимо. Очень многие его работы затрагивают тему войны и мира, и в Howl no Ugoku Shiro это проявляется ярче всего. Кстати, в книге, положенной в основу сценария, тематика войны не поднимается;

Софи Хэттер

— В одном из интервью Миядзаки упомянул, что при создании внешнего вида замка вдохновлялся, помимо прочего, и избушкой на курьих ножках из русских сказок;

— Одним из необычных и немного странных вопросов, увлекших сознание Миядзаки во время создания фильма, была необходимость существования автомобилей в мире, где есть самолеты. Мол, обязательно ли они должны сосуществовать, или эволюция могла пройти мимо автомобилей сразу к летательным средствам?;

— Общие мировые кассовые сборы «Ходячего замка Хаула» составили свыше 230 миллионов долларов, что является очень достойной цифрой для творений японской анимации (не так уж много проиграв Spirited Away);

— В оригинале и молодую, и пожилую Софи озвучивает одна и та же сэйю – безумно опытная Чиэко Байсё (Chieko Baisho), которой на момент озвучивания было свыше шестидесяти лет. Некоторые люди были против того, чтобы Чиэко в одиночку озвучивала Софи, однако Миядзаки на этом настоял. В официальной английской версии озвучкой занимались две разные актрисы.

Софи на повозке

Персонажи

Знаете, за что я люблю фильмы Миядзаки? За то, что в них практически никогда не бывает лишних персонажей. Howl no Ugoku Shiro, к счастью, не является исключением. Тут нет бесполезных, шаблонных героев, которых добавляют исключительно для ощущения массовки в низкопробных тайтлах. Нет нераскрывающихся персонажей, которые вызывают закономерный вопрос: «А на кой черт они вообще были нужны?» Каждый герой в Howl no Ugoku Shiro доносит определенную мысль, и если бы его убрали из повествования, аниме потеряло бы частичку своей глубины и продуманности. Ведьма Пустоши, Пугало-репка, Кальцифер, Маркл, Хинн, Мадам Салиман, и, конечно же, Хаул с Софи – все эти персонажи получились очень яркими и запоминающимися. За ними приятно наблюдать, за их развитием интересно смотреть, да и в свой мир они вписываются замечательно. В особенности пес Хинн – он просто роскошен. Не говорит на протяжении всего фильма ни слова, но насколько же выразителен!

Софи и шляпы

Сюжет

Как и большинство других произведений Миядзаки, рассчитанных на более взрослую аудиторию (несмотря на то, что возрастного ограничения у фильма нет), Howl no Ugoku Shiro является многоуровневым произведением, в котором каждый зритель может найти что-то свое. Для детей это будет добрая сказка со вполне очевидной моралью. Для подростков – красивая история любви, для которой не существует преград. А более вдумчивого и внимательного зрителя ожидает сокрытый за метафорами философский и социальный подтекст, несущий в себе послания режиссера. Впрочем, в отличие от того же Sen to Chihiro no Kamikakushi, главная проблематика рассказываемой истории не скрывается за многими слоями абстракции – она должна быть понятна абсолютно каждому зрителю. И звучит она максимально просто: «Война – это глупое, ужасное и бессмысленное занятие, от которой больше всего страдают обычные люди». Даже цветовая гамма фильма, сменяющаяся с ярких красок на черные пейзажи со всполохами пламени, нацелена исключительно на усиление эффекта от демонстрации ужасов войны.

Репка

Еще одной интересной темой Howl no Ugoku Shiro, намного реже встречающейся в различных произведениях, является душевный возраст человека. На протяжении повествования внешний вид Софи постоянно меняется от молодой девушки до дряхлой старухи и обратно. Разумеется, подобные метаморфозы происходят не случайно: как только она начинает забывать про физические недостатки и старость, так сразу ее внешность начинает молодеть (немалую роль здесь играет и влюбленность). И, наоборот, под грузом свалившихся психологических проблем, она вновь резко чувствует на себе проклятие Ведьмы Пустоши. Таким образом подчеркивается важность не только физического состояния человека, но и духовного — кому, как не японцам, знать в этом толк. Некоторые люди и в глубокой старости остаются активными и позитивными; а некоторые и в двадцать лет ведут себя, как дряхлые старики. Кроме того, в фильме затрагиваются нелегкие отношения разных поколений, необходимость уважения к старости, умения прощать, а так же многие другие важные вопросы.

Маман

В одном из своих интервью, посвященных «Ходячему замку Хаула», Миядзаки сказал очень правильную интересную мысль, которую я хочу процитировать. Она является ответом тем зрителям, которые, посмотрев «Ходячий замок» и ничего не поняв, начали критиковать Миядзаки за его манеру повествования. «Многие люди говорят, что они не поняли фильм. У них в голове есть четко определенный набор шаблонов, которым должна соответствовать любая история. Когда история разрушает их ожидания, они начинают жаловаться. Мне это кажется смехотворным. Мой отец, в его преклонные годы, смотрел только те телевизионные передачи, где он мог разобраться в истории в первые три минуты просмотра. Он говорил: «Я понимаю это, я могу следовать этому». Я считаю это неправильным взглядом на кино, но, в то же время, считаю пустой тратой времени попытки изменить мнение людей». На мой взгляд, это очень мудрые слова, которые в очередной раз доказывают профессионализм Миядзаки. Для таких людей мотивацией служит не всеобщее одобрение, а собственные моральные принципы, не позволяющие им создавать второсортный продукт. Он не пытается переубедить не понимающих его людей – для него важнее собственное мнение, и убежденность, что он делает нечто важное и правильное. И если он считает, что идет по правильному пути, его уже ничто не остановит. Как мне кажется, это отличный жизненный принцип.

Замок в тумане

Рисовка

Графическая составляющая работ Studio Ghibli уже давно стала нарицательной. Ну не существует во всем многообразии аниме настолько узнаваемого зрителями по всему миру стиля рисовки, как у Studio Ghibli. Во многом благодаря художникам студии у западного зрителя при упоминании слова «аниме» в первую очередь возникают ассоциации не с грудастыми девицами с разноцветными волосами (хотя и они имеют место быть), а красивые, добрые и умные сказки от Хаяо Миядзаки и его коллег. И это здорово. В Howl no Ugoku Shiro фирменная рисовка студии никуда не делась. Попробуйте только осознать: даже спустя пятнадцать лет после релиза данный фильм выглядит не просто хорошо – он выглядит потрясающе! Это невероятно, особенно если учитывать темп развития графических и компьютерных технологий последнего десятилетия. Вы только посмотрите на детальность проработки фоновых изображений (в особенности – самого замка). Взгляните на грамотность выбранных ракурсов и качество крупных планов. На выверенный до пуговиц дизайн персонажей. Про роскошную анимацию я вообще молчу. Если бы раньше мне кто-то сказал, что данный фильм был нарисован пятнадцать лет назад – я бы не поверил, ведь по многим показателям Howl no Ugoku Shiro дает фору многим современным тайтлам. И это не может не вызывать безмерного уважения к мастерству создателей фильма – они невероятно талантливы и трудолюбивы. Я даже представить не могу, сколько времени и стараний было вложено в каждый кадр.

Замок бежит

Музыка

Как и в большинстве других произведениях студии Ghibli, в качестве композитора для Howl no Ugoku Shiro выступил чрезвычайно опытный Джо Хисаиши (Joe Hisaishi). Сама же музыка была исполнена оркестром New Japan Philharmonic. На мой взгляд, саундтрек Howl no Ugoku Shiro в очередной раз доказывает, что для сказочных, приключенческих фильмов и историй лучше всего подходит симфонический саундтрек, ведь он с легкостью может передавать широкий диапазон необходимых эмоций, да и понятным будет практически каждому слушателю (в отличие, например, от электронной музыки). Музыка в Howl no Ugoku Shiro звучит атмосферно и свежо – иного от Джо Хисаиши и не ждешь. Подбор сэйю в оригинальной версии фильма и работа со звуком также выглядят удачными (хотя, конечно, мне понятны опасения тех людей, кто сомневался, потянет ли достаточно пожилая Чиэко Байсё озвучивать молодую Софи). Ни к визуальной, ни к музыкальной составляющей фильма у меня претензий нет.

Ведьма Пустоши

Оценки


Персонажи – 10.0. Ни одного лишнего или нераскрытого персонажа – все на своих местах.

Сюжет – 9.0. Насыщенный, интересный и самобытный. Не хватило разве что чуть большего количества деталей про мир, где разворачиваются события фильма.

Рисовка – 10.0. Иной оценки тут просто не может быть. Потрясающее качество изображение, ничуть не постаревшее спустя пятнадцать лет.

Музыка – 10.0. Роскошный симфонический саундтрек, который идеально дополняет рассказываемую историю.


В пути

Заключение

Среди всех работ Хаяо Миядзаки Howl no Ugoku Shiro входит в короткий список моих самых любимых. Не потому, что это глубокий фильм, подходящий абсолютно всем зрителям. Не потому, что его можно пересматривать множество раз, каждый раз открывая в нем что-то новое. Не потому, что в нем потрясающие музыка и графика. В первую очередь я обожаю Howl no Ugoku Shiro за то, что это очень жизнеутверждающий фильм. Каждый раз его просмотр дарит мне эмоциональный подъем и готовность идти навстречу жизненным трудностям. А это ощущение само по себе бесценно, особенно в реалиях современного, порой столь сложного и мрачного, мира.

10.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

 

Обзор аниме Howl no Ugoku Shiro («Ходячий замок Хаула», «Ходячий замок», «Howl’s Moving Castle») was last modified: 3 мая, 2019 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.