Обзор аниме Jujutsu Kaisen («Магическая Битва», «Sorcery Fight»)

Сатору разваливает вражин

В последнее десятилетие наметилась любопытная тенденция, что осенние аниме-сезоны, как правило, оказываются наиболее слабыми в году, в то время как зимой и весной выходят более сильные и известные тайтлы. Впрочем, это вполне объяснимо. Когда большинство зрителей проводят свободное время дома? Правильно, зимой и ранней весной. Когда они стремятся уехать отдыхать или гуляют на открытом воздухе? Летом и ранней осенью. Во главе аниме-студий все-таки находятся не глупые люди, подобные принципы они понимают, и зачастую, дабы достичь наиболее широкой зрительской аудитории, делают ставку именно на зиму или весну. С другой стороны, на слабом фоне намного проще выделиться, не так ли? Осень 2020 года не стала исключением из правил, и оказалась крайне слабым сезоном, в котором непотопляемой глыбой возвысился лишь один тайтл. Зато какой! Ему я и решил посвятить текущий обзор. Это будет обзор сенэна Jujutsu Kaisen («Магическая Битва», «Sorcery Fight»).

Jujutsu Kaisen

Краткие сведения

Jujutsu Kaisen – это сериал, выпущенный студией MAPPA осенью 2020 года. В основу сценария легла сенэн-манга за авторством Гэгэ Акутами (Gege Akutami), сериал состоит из двадцати четырех серий. Выпуск манги начался в 2018 году и продолжается по сей день. Она быстро приобрела высокую популярность, и после трансляции аниме распродалась в более чем пятидесяти миллионах копий. В конце сериала был анонсирован полнометражный фильм-приквел под названием Jujutsu Kaisen 0 Movie, релиз которого назначен на декабрь 2021 года.

События аниме разворачиваются в японском городе Сендай. Не по годам сильный школьник Юджи Итадори (Yuuji Itadori) живет вместе со своим дедушкой, ходит в школу и участвует в деятельности местного кружка оккультизма. К сожалению, дедушка попадает в больницу, а затем и вовсе умирает, отдав внуку два назидания – помогать окружающим, а также умереть в окружении любимых людей, а не в одиночестве. Юджи принял эти слова близко к сердцу, и решил прожить жизнь, следуя этим принципам. Вскоре у него появилась возможность продемонстрировать свой настрой, когда его друзья по кружку распечатали древний магический артефакт – демонический палец, на который со всей округи сбежались сильные монстры. Юджи понял, что друзей пора спасать, иначе их сожрут, поэтому смело бросился в неравный бой. Поняв, что собственных сил ему не хватает, он решает заполучить силу артефакта, попросту сожрав его. Вот только это решение было не самым умным, ведь теперь внутри Юджи поселился легендарный демон Сукуна Рёмэн (Sukuna Ryoumen), некогда наводивший ужас на всех демонов и магов, пытавшихся его победить. Оказавшийся на месте сражения маг Мегуми Фушигуро (Megumi Fushiguro) хотел было изгнать Сукуну, убив Юджи, однако вовремя подоспевший учитель Сатору Годжо (Satoru Gojou), увидев, что Юджи все еще способен контролировать свое тело, решает дать ему шанс, и приглашает в Токийский столичный магический техникум. Вот только надолго ли хватит сил Юджи, и сумеет ли он совладать с демоном, сокрытым глубоко внутри?

Антагонисты

Персонажи

Итак, как уже было сказано, в качестве главного героя Магической битвы выступает Юджи Итадори (Yuuji Itadori). В моих глазах он выглядит как этакий гибрид Ичиго из Блича (который тоже, между прочим, сражается с демонами) и Наруто из, как ни странно, Наруто, причем и с точки зрения внешности, и с точки зрения характера. Простой парень с яркими волосами и состоявшимися моральными принципами, готовый сражаться даже в безвыходных ситуациях. Впрочем, оно и не удивительно, ведь Акутами не раз отмечал, что при создании Jujutsu Kaisen черпал вдохновение во многих легендарных сенэнах. Так что и главного героя это коснулось. Получилось ли оригинально? Нет. Интересно? Вряд ли. Предсказуемо? Да. Если честно, я уже подустал от прямолинейных протагонистов, каждый поступок которых угадывается задолго до их наступления.

Беседа

Подобный недостаток заметен практически во всех современных топовых сенэнах – куда ни глянь, все протагонисты одинаковы. Это и мальчик мой Мидория из Boku no Hero Academia, и Танджиро из Kimetsu no Yaiba, и многие, многие другие. Идеалисты чертовы, житья от них нет. Но, по крайней мере, Юджи не рыдает в каждой серии и не боится сражаться – пускай и предсказуемый, но хотя бы не слабак. На самом деле, сходства Jujutsu Kaisen с Наруто в плане протагонистов на одном Юджи не заканчиваются – остальные члены его команды тоже кого-то сильно напоминают. Так, таинственный и спокойный брюнет Мегуми Фушигуро (Megumi Fushiguro) вызывает неподдельное желание вернуть его в Коноху, а высокомерная девушка Нобара Кугисаки (Nobara Kugisaki) так же, как и некое розоволосое создание, оказывается практически бесполезной в большинстве ситуаций (последнюю битву брать в расчет не будем). В первом сезоне Мегуми и Нобаре уделяется достаточно мало времени, так что останавливаться на них не будем – стандартные спутники главного героя без каких-либо изысков.

Ведьмочка

Однако главной звездой Jujutsu Kaisen является, конечно, не Юджи. Главным достоянием и символом сериала стал блондин Сатору Годжо (Satoru Gojou), который мгновенно покорил зрительские сердца по всему миру своей харизмой и бездонными голубыми глазами. Тренер команды Юджи, а по совместительству и самый сильный герой сериала, который чем-то напоминает Какаши — и глаза прячет, и харизмой обладает, и делает что хочет. В противовес ему ставится легендарный демон Сукуна Рёмэн (Sukuna Ryoumen) – не менее харизматичный и сильный любитель поразбрасывать свои пальцы по городу. Озвучка от известного сэйю Junichi Suwabe лишь добавила ему колорита. Обычно я недолюбливаю излишне сильных персонажей, разваливающих врагов на десяти процентах своей мощи, однако все меняется, если их наделить интересными характерами и не пихать без нужды в каждое сражение.

Глазастик

Как и в любом другом сенэне, второстепенных героев в Магической битве вагон и маленькая тележка, на все цвета и вкусы. Всех я перечислять, разумеется, не буду, однако отмечу наиболее запомнившихся. В первую очередь, это, разумеется, панда Панда (Panda). Это же гениально! Я удивлен, что панды в аниме фигурируют настолько редко. Какой комедийный потенциал открывается! Сколько милых сцен можно придумать! Панда — это вершина эволюции сенэн персонажей. Как известно по серии игр Tekken, они еще и драться неплохо умеют, так что точно придутся к месту. Во-вторых, это суровый боец с нечистью Кенто Нанами (Kento Nanami), которого создатель оригинала называет своим любимым персонажем в Jujutsu Kaisen. Интересный герой в классных очках, ненавидящий работать сверхурочно (как я его понимаю!). В-третьих, это накачанный любитель женщин Аои Тодо (Aoi Toudou), решивший заделаться лучшим другом Юджи. Очередной неплохо прописанный персонаж с гармонично распределенными комедийной и экшн ролями. Пожалуй, именно эти герои запомнились мне больше всего. Хотя, если честно, для двадцати четырех серий персонажей в аниме было слишком много – большинство из них получило по несколько минут экранного времени, за которые они явно не успели продемонстрировать свой потенциал. Такой недостаток типичен для сенэнов, где на зрителя сначала сваливают кучу персонажей, и лишь потом, неспеша, на протяжении пары сотен серий, начинают ее разгребать. Впрочем, недостаток легко устраним продолжениями.

Улыбочка

Еще одной сильной чертой Jujutsu Kaisen являются антагонисты. Яркие, интересные и противоречивые. Основной идеей, которой Акутами руководствовался при создании своих персонажей (что он подчеркивал в своих интервью), является то, что никто не знает истины – ни положительные, ни отрицательные герои, а, следовательно, все по-своему оказываются правы. И эта мысль красной нитью пронизывает весь сериал: начиная с идеологии героев, и заканчивая поднимаемой проблематикой. Зритель сам волен выбирать, чья точка зрения ему кажется ближе, и каких персонажей он будет поддерживать. На мой взгляд, подобная свобода выбора очень важна, так как она позволяет обогатить зрительское восприятие. У зрителя появляется редкая возможность анализировать происходящее на экране через призму мировоззрения как положительных, так и отрицательных героев. Такая возможность предоставляется далеко не во всех тайтлах (я бы назвал ее редкостью), где в качестве злодеев обычно выбирается абсолютное зло, которое творит свои злодеяния просто потому, что ничего другого делать не умеет. Или же злодеям придумывается максимально поверхностная мотивация, как будто отмахиваясь – мол, чего пристали, вот вам злодей, он злой, совершает зло, бубубу. В Jujutsu Kaisen же напротив, мотивация злых поступков у антагонистов четко прописана, недаром они постоянно ведут по этому поводу философские беседы. Не скажу, что она глубокая и оригинальная, однако от сенэнов подобное и не требуется.

Уверенность

Сюжет

Сюжетная составляющая в Jujutsu Kaisen получилась стандартной, простой и последовательной. Начинается все с закономерного ознакомления с персонажами. Затем идет развитие действия с парой-тройкой сражений, где герои демонстрируют свои навыки. Потом зрителя знакомят с основными антагонистами. Потом начинается стандартная экзаменационная арка с противостоянием сенпаев и кохаев, в процессе которой неожиданно (ну-ну) на сцену выходят злодеи. И, наконец, финал, где протагонисты демонстрируют то, чему научились за весь сезон. Оригинально ли это? Разумеется, нет. Интересно ли смотрится? Скорее да, чем нет. Лично мне показалось, что события в Jujutsu Kaisen не сильно растянуты и выглядят динамично. Кроме того, в аниме достаточно гармонично были вплетены элементы комедии (к сожалению, совсем детской) и драмы (с ней дела обстоят получше). Если же и выделять какие-либо недостатки, то отмечу стандартный для сенэнов прием, который я всей душой ненавижу и который в Jujutsu Kaisen активно эксплуатируется – это выживание всех более-менее заметных персонажей при самых критических условиях, когда оппонент спокойно мог бы их догнать и уничтожить. Но зачем же? Лучше дать врагу возможность восстановиться и убить несколько десятков людей или демонов (в зависимости от занятой стороны), а потом схлестнуться еще раз. Полностью избитый демон, который зверски уничтожил множество людей, в последний момент убегает в канализацию, где без сил ложится на землю? Да зачем его догонять и убивать, пусть бедняга отдохнет! Этот неуместный пацифизм намертво перечеркивает интригу от сражений, ведь ты заранее знаешь, что противники в любом случае выживут, намяв друг другу бока, за исключением тех редких случаев, когда сценаристам уж очень захочется слить второстепенного героя ради развития главного.

Итадори Юджи

Минутка личных, субъективных размышлений. Наверное, я покажусь старомодным, однако меня печалит тот факт, что большинство самых кассовых и популярных аниме последний лет представляют именно сенэны. Каким бы качественным он ни был, сенэн все равно остается сенэном, со всеми присущими жанру недостатками. Сенэны редко привносят в себе что-то прорывное, что могло бы продвинуть индустрию аниме вперед, к новым высотам. В них вы практически никогда не встретите дерзких решений или рискованных, нестандартных экспериментов. Сенэны из года в год эксплуатируют одни и те же сюжетные ходы, одни и те же шаблоны, лишь периодически меняя их местами. Однако студии продолжают вливать в них огромные бюджеты, зрители продолжают их массово смотреть и делают производство окупаемым и выгодным. С одной стороны, оно и понятно, так как сенэны ориентированы на очень широкую аудиторию (пожалуй, наиболее широкую из всех существующих жанров), да и над сценарием сильно задумываться при создании не надо: вот вам знакомство с персонажами, вот вам турнирная арка, тут вставим парочку сражений, в которых герой сначала проигрывает, а потом из последних сил побеждает и открывает новый уровень своих возможностей – и все, сезон на двадцать пять серий готов.

Коллеги

С другой стороны, мне от этого становится лишь грустно. Просто представьте, если бы огромные деньги шли не на создание очередного сенэна (пусть даже крепкого и хорошего), а на более рискованные и интересные проекты? Сколько потенциальных шедевров могло бы возникнуть? Сколько потрясающих тайтлов можно было бы создать? Однако реальность такова, что сенэны приносят своим создателям хорошую прибыль при относительно невысоких рисках и затратах на производство. Рыночная экономика, ничего не поделаешь. Так что, к сожалению, описанная выше тенденция вряд ли вскоре изменится, и мы продолжим наблюдать за четвертыми, пятыми, шестыми сезонами популярных франшиз, среди которых периодически будут появляться новые, коим уготовлена та же судьба. Не говорю, что это однозначное зло, однако не такое будущее я бы хотел увидеть. Сенэны – это попкорн, рассчитанный на массового потребителя. Сытный, временами вкусный, однако постоянно питаться ты им не будешь, от такого можно легко располнеть и деградировать.

Нобара Кугисаки

Рисовка

Студия MAPPA уже достаточно давно зарекомендовала себя, как крепкая, надежная студия, способная создавать изображение высочайшего уровня. Однако именно в 2020 году MAPPA вышла на кардинально новый уровень. Во-первых, они создали Shingeki no Kyojin: The Final Season. Во-вторых, выпустили стильный The God of High School и Dorohedoro. Все перечисленные тайтлы обладают нестандартной графической составляющей с кардинально различающейся стилистикой. В Jujutsu Kaisen художники студии в очередной раз доказали свое мастерство. Запоминающийся дизайн персонажей, бережно перенесенный из манги. Плавная анимация сражений, что особенно важно в случае с сенэнами, наполненными драками. Достаточное количество проработанных крупных планов. Единственное, что меня расстроило – это обилие ночных баталий и сражений в лесах, из-за чего большинство фонов в некоторых сериях сводилось к нагромождению либо темно-зеленых, либо серых красок, а также совсем бесхитростная темная одежда борцов с нечистью, которую они практически не снимают. В результате большая часть аниме выглядит неоправданно мрачно и блекло. Кроме того, мне показалась недостаточной игра светотени – сравните роскошную картинку с объемным освещением, показанную в первом опенинге, с реальными изображениями из аниме. Разница колоссальна. Но, на самом деле, это придирки. Общий уровень графики в Jujutsu Kaisen мне показался высоким – уж что-что, а визуальная составляющая в передовых сенэнах последних лет оказывается выдающейся, с этим не поспоришь.

Сатору Годжо

Музыка

В качестве композиторов для Jujutsu Kaisen выступили Yoshimasa Terui и Alisa Okehazama, которые уже успели засветиться в паре-тройке тайтлов, однако опытными их все же не назовешь. Тем не менее, им удалось создать крепкий саундтрек, предпочтение в котором отдано электронной музыке. Лично я предпочитаю симфоническую, однако глупо отрицать, что электронщина лучше подходит под динамический экшн (если, конечно, не стоит цель создать нечто эпическое в духе Fate). Саундтрек получился разнообразным по эмоциональным тонам: в нем встречаются и жесткие, и достаточно легкие мелодии. Пожалуй, мне сильнее всего запомнились треки, посвященные антагонистам. Общий уровень саундтрека получился не самым высоким, однако он все равно отлично справляется со своими задачами. Первый опенинг KAIKAIKITAN в исполнении Eve (эпизоды 1–13) при первых прослушиваниях мне не зашел, однако чем больше я его слушал, тем больше он начинал мне нравиться. Видимо, причиной тому является нестандартный вокал, который лучше всего раскрывается в припеве. Визуальный ряд в нем тоже хорош. Второй опенинг VIVID VICE в исполнении Who-ya Extended (эпизоды 14–24) также мне поначалу не зашел, но после пары прослушиваний начал вызывать мурашки. Просто магия какая-то. На данный момент именно VIVID VICE является моим самым любимым опенингом 2020 года. Первый эндинг LOST IN PARADISE в исполнении ALI ft. AKLO (эпизоды 2–13) мне показался совершенно несоответствующим основной атмосфере тайтла. О, у вас погиб персонаж? Вот вам веселые танцульки под легкий хип-хоп. Второй эндинг give it back в исполнении shu Nie (эпизоды 14–24) получился спокойным, и гораздо лучше соответствует атмосфере, однако совсем не запоминается.

Сенпаи

Оценки


Персонажи – 7.5. Много потенциально перспективных, но нераскрытых персонажей. Запоминающиеся антагонисты с мотивацией. Панда.

Сюжет – 7.5. Немного шуток, немного драмы, много сражений. Простой и прямолинейный сюжет.

Рисовка – 8.0. Качественный дизайн персонажей, отличная анимация сражений. Многовато серости.

Музыка – 8.0. Динамичная, соответствующая атмосфере фоновая музыка, роскошные опенинги, слабоватые эндинги.


Черт

Заключение

Jujutsu Kaisen – это качественный, отличный сенэн. Персонажи яркие, сюжет последовательный, графика прекрасная, музыка атмосферная, сражений разнообразных много, элементы комедии с драмой присутствуют – все, что ты ожидаешь увидеть в аниме подобного жанра, тут удалось. Однако данный тайтл все равно остается сенэном, со всеми присущими жанру недостатками. Это и бесхитростный сюжет, построенный на куче перемешанных местами шаблонов. И огромное количество нераскрытых персонажей. И простецкий юмор, рассчитанный на юную аудиторию. Прежде чем начинать просмотр, ответьте себе на один простой вопрос: «А хочу ли я вообще смотреть сенэн? Не устал ли я от жанра?» Лично я посмотрел данный тайтл с удовольствием, однако начинаю нередко ловить себя на мысли, что от сенэнов я подустал, какими бы популярными и кассовыми они не были. Но, по крайней мере, тут есть панда! Всем добра, и смотрите только лучшее.

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Jujutsu Kaisen («Магическая Битва», «Sorcery Fight») was last modified: 8 августа, 2021 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.