Пришла пора приступать к осеннему сезону 2018 года. Как правило, осень редко бывает временем, насыщенным на громкие релизы, однако в этом году дела обстоят несколько иначе. Лично мне на глаза попались как минимум пять разноплановых тайтлов, с которыми хотелось бы ознакомиться. И данным обзор посвящен первому из них! На этот раз я хочу рассказать вам про фэнтези-аниме Goblin Slayer («Убийца гоблинов»). Давненько я не смотрел ничего подобного.
Краткие сведения
Goblin Slayer – фэнтезийный аниме-сериал, выпущенный студией White Fox осенью 2018 года. В качестве основы сценария было использовано ранобэ за авторством Кумо Кагю (Kumo Kagyuu), сериал состоит из двенадцати серий. В качестве режиссера выступил Такахару Озаки (Takaharu Ozaki), который не так давно приложил руку к вполне успешному Shoujo Shuumatsu Ryokou.
Жизнь юной жрицы Онна Шинкан (Onna Shinkan) стремительно налаживается. Еще бы, ведь она смогла исполнить свою мечту – стать искателем приключений! Попав в гильдию приключенцев и получив пока что самый низкий, фарфоровый, ранг, она присоединяется к команде таких же новичков и отправляется на свое первое задание: пойти в пещеру, найти там гоблинов, и спасти жителей близлежайшей деревни, на которую было совершено нападение. Бояться нечего, ведь гоблины – это самые глупые и слабые монстры в мире! По крайней мере, именно так рассуждали Онна и её новые друзья. Да вот только в определенный момент что-то пошло не так, и они попали в засаду. И никто не знает, как бы всё обернулось, если бы на помощь юной жрице не пришел более опытный путешественник, которого люди неспроста прозвали Убийцей гоблинов…
Персонажи
Думаю, у кого-то могло сложиться заблуждение, что в фэнтези персонажи играют второстепенную роль, и что придумывать проработанных персонажей здесь не надо. Мол, куда важнее сюжет, разноплановость мира и экшн, а в роли героев нормально подойдут стандартные типажи. Видимо, сценаристы Goblin Slayer придерживаются того же мнения, и потому заполонили тайтл толпами ходячих манекенов с характеристиками, глубокими как у хлебушка. Вот вам протагонист, он же Гоблиноборец, Убийца гоблинов и просто парень в ржавых доспехах, который изъясняется односложными фразами, никогда не показывает своего лица и убивает гоблинов различными изящными способами. Ах да, еще в детстве он пережил нападение гоблинов на его деревню, потому-то их и убивает. Иииии… это все. Больше про героя ничего не говорится. Полная, исчерпывающая себя характеристика протагониста, состоящая из двух коротких предложений. Интересен ли герой? Нет. Развивается ли он? Нет. Качественный ли он? Нет. Хочется ли ему сопереживать? Вряд ли.
Однако на фоне прочих второстепенных персонажей Убийца гоблинов выглядит, как суперзвезда. Я уже давно не видел настолько блеклого «кастинга» персонажей. Тут вам и девочка-жрица, вся роль которой сводится к милым переругиваниям с Гоблиноборцем и кривлянием рожиц. И маг-гном, кидающийся камнями и переругивающийся с эльфийкой. И цундерочка-эльфийка, переругивающаяся с гномом. И рептилия, изъясняющаяся в духе Йоды, обожающая сыр и ни с кем не переругивающаяся. И несколько пафосных рыцарей и сисястых волшебниц. И парочка новичков, все задачи которых сводятся к жестокой смерти. И среди подобного многообразия персонажей нет ни одного, кто хоть как-то ярко выделялся. Ни развития, ни перспектив – ничего. Черт, да даже гоблины в тайтле выглядят интереснее многих персонажей.
К сожалению, это типичная проблема во многих фэнтезийных тайтлах. Создатели вообще не парятся, и населяют свои миры самыми шаблонными типажами, одного взгляда на которых достаточно, чтобы построить их полную характеристику. И если в каких-то случаях сюжет способен завуалировать столь явный недостаток – так, например, сделано в Log Horizon (благодаря политике), SAO (частично благодаря экшну и атмосфере), или Btooom (не совсем фэнтези, но как пример сойдет); то в каких-то случаях подобного не происходит – взять тот же Overlord, который раскрывает свой потенциал лишь наполовину, или, упаси боже, Re:Creators. Теперь же ко второй категории присоединяется и Goblin Slayer, в котором поверхностность персонажей маскируется жестокостью и эротикой, но делается это очень неряшливо. Впрочем, об этом чуть позже.
Сюжет
Построение первой серии сделано просто шикарно. Так как я не читал описание, я не знал, что можно ожидать от этого тайтла: будет ли это доброе, легкое фэнтези про приключения группы друзей, или же нечто более тяжелое и нестандартное. И первая треть серии сделана именно таким образом, чтобы привести зрителя к ложным выводам, а потом неожиданно ударить по башке кулаком жестокости и разврата. Вот перед вами команда новичков низшего ранга, которые решили спасти жителей деревни от злых гоблинов, являющихся слабейшими существами. Команда энергична, весела, и настроена на великие свершения. Они перекидываются шуточками и даже не подозревают, что спустя пару минут их жестоко убьют, а кого-то и изнасилуют. Радужные мечты вдребезги разбиваются, уступая сцену жестокой реальности. Честно признаюсь – я был сильно удивлен, а такое со мной бывает нечасто. Был удивлен увидеть, как мелкие гоблины вонзают в тело беспомощных жертв кинжалы, и все это сопутствуется литрами крови, страшными гримасами и завуалированной обнаженкой. Вот так вот, резко, на смену доброй приключенческой истории приходит злая, жестокая реальность фэнтезийных миров, наполненная болью, жестокостью и страданиями, и вместо параллелей с KonoSuba в голову приходят мысли о Hai to Gensou no Grimgar.
Ведь, на самом деле, жестокое фэнтези появляется достаточно редко. Распространен стереотип, что фэнтези – это нечто вроде детских сказок: добрых, милых и пушистых. Со всякими там гномами, эльфами, хоббитами, и им подобным. Потому многие фэнтезийные аниме-тайтлы нацелены именно на молодую аудиторию, а взрослая аудитория оказывается обделенной. И вот, наконец, появляется аниме, которое рушит данный стереотип, ведь оно основано на жесткой манге, известной своим высоким возрастным цензом. По крайней мере, первая серия Goblin Slayer оставляет впечатление, что аниме следует лучшим традициям манги. Но дальше что-то идет не так… То ли сценаристы испугались произведенного эффекта, то ли причины заключаются в чем-то другом, однако следующие несколько серий выглядят так, будто принадлежат совершенно другому произведению.
Я редко встречал тайтлы, в которых жестокость, эротика и кровища использовались бы оправдано. Потому что грань между тем, когда они могут обогатить повествование, сделать его более правдоподобным и полноценным, и использованием насилия ради привлечения шаловливых школьников очень тонкая, порой совершенно незаметная. За примерами далеко ходить не надо – сравнить тот же Re:Zero, где жестокость позволяет прочувствовать страдания протагониста, и Highschool of the Dead, где кровь и сиськи добавлены только ради крови и сисек. Однако, если уж вы решили идти по пути насилия, то не надо метаться между двумя вариантами. Если решили, что тайтл будет мрачным и реалистичным – не надо превращать его в детскую сказку, где несколько серий выглядят филлерами, вырванными из другого произведения. Ничего хорошего из таких перепадов не выйдет. Они не позволяют воспринимать Goblin Slayer серьезно. Как только ты настраиваешься на серьезный лад, тебя из него буквально вырывают мирными посиделками у костра и бессмысленной болтовней. Готовишься наблюдать за жестоким фэнтезийным миром, а получаешь очередную приключенческую историю с поняшами и радугой. Аниме выглядит неряшливо склеенным из двух кусков, принадлежащим совершенно разным произведениям. И нет – они не дополняют, они лишь противоречат друг другу, нейтрализуя все лучшие черты обоих подходов. Не надо так.
Еще одним недостатком я назову невнятное построение сражений. Жанр фэнтези открывает безграничное море возможностей для демонстрации ярких, взрывных, динамичных сражений, которые при должном уровне графической составляющей могут превратиться в удивительное представление. Однако сражения в Goblin Slayer напоминают скорее не салют, а скучную пошаговую стратегию, где для принятия очередного решения персонажи полминуты размышляют и переговариваются. Это не только убивает всяческую динамику, но и мешает наслаждаться атмосферой. В конце концов, я включил данный тайтл не для того, чтобы ловить флешбеки Наруто… Кроме того, количество деталей о мире, в котором разворачиваются события, оставляет желать лучшего. На данный момент про него известно слишком мало.
Но вот парадокс — при всех перечисленных выше недостатках Goblin Slayer смотрится легко и доставляет немало приятных эмоций! Благодаря неожиданному эффекту первой серии ты никогда не знаешь, чего ожидать от каждой новой сцены. Будут ли это мирные посиделки у костра или спасение изнасилованной эльфийки, желающей убить себя. Интрига заставляет тебя включать серию за серией. Да, вероятно, сюжет мог быть более насыщенным и равномерным. Можно было сильнее насытить его мрачными красками и поубавить ярких. Однако даже такого состояния Goblin Slayer оказывается вполне достаточно, чтобы поддерживать интерес к повествованию практически на всей его протяженности. Да и, в конце концов, тайтл полностью соответствует своему названию – в нем действительно Убийца гоблинов убивает гоблинов. Все честно!
Рисовка
Вряд ли можно назвать визуальную составляющую Goblin Slayer выдающейся. Дизайн персонажей выглядит «обыкновенным» — они выглядят именно так, как ты того ожидаешь. Эльфийка выглядит эльфийкой, гном – гномом, волшебница – волшебницей. Этого оказывается вполне достаточно для просмотра, однако я все же хотел бы увидеть нечто более оригинальное. Цветовая гамма в тайтле выбрана удачная – здесь достаточно и мрачных, и ярких цветов. Анимация сражений, как я уже ранее упоминал, получилась посредственная – сражения оказываются слишком медленными и скучными. Крупные планы неплохи, фоны проработаны слабо. Видимо, все внимание было уделено прорисовки кровищи и грудей – они же куда важнее для привлечения зрителя, чем фоны или дизайн персонажей. В общем, графическая составляющая тайтла получилась средненькой.
Музыка
В качестве композитора выступил Кеничиро Суэхиро (Kenichiro Suehiro), который ранее уже успел приложить руки к Re:Zero и Shoujo Shuumatsu Ryokou. И, как и в прошлых своих работах, он не подвел. Музыкальное сопровождение является одной из сильных черт сериала – разнообразное, мелодичное и качественное. С воссозданием требуемой атмосферы (перепадов которой в данном тайтле очень много) саундтрек справляется превосходно. Встречаются и сказочные мелодии в духе Final Fantasy, и напряженные мотивы для сражений в подземельях. Опенинг Rightfully в исполнении Mili звучит свежо, и явственно выделяется на фоне стандартных аниме-опенингов. Во-первых, большая его часть исполнена на английском, что в данном случае не только не ухудшило его звучание, но и придало мелодичности. Во-вторых, голос солистки звучит очень приятно. Визуальная часть опенинга могла бы быть и повыразительнее, но это, как говорится, на любителя. Перематывать желания не возникало. Эндинг Gin no Kisei в исполнении Soraru звучит не менее свежо, и вполне мог бы сойти за опенинг. В общем, музыка в Goblin Slayer мне понравилась – фэнтезийные тайтлы в этом плане традиционно радуют.
Оценки
Персонажи – 3.0. Откровенно слабый набор действующих лиц. Шаблон на шаблоне.
Сюжет – 4.0. Простой, прямолинейный. Неравномерная концентрация спокойных и жестоких сцен.
Рисовка – 6.5. Спорный дизайн персонажей, хорошая цветовая гамма. Неплохие фоны и посредственные крупные планы с ракурсами.
Музыка – 8.0. Музыкальное сопровождение отлично справляется со своими задачами.
Заключение
Goblin Slayer является тем редким случаем, когда финальное впечатление не равно сумме отдельных составляющих. В данном аниме множество серьезных проблем: и персонажи поверхностные, и сюжет бесхитростный, и атмосфера не постоянная, и логики в происходящем не много, и проработка мира хромает, да и рисовка с музыкой могли бы быть получше. Но, черт побери, ведь это смотрится! Причем смотрится достаточно легко. Goblin Slayer отлично справляется со своими развлекательными задачами, причем лучше, чем большинство современных тайтлов. А неожиданное использование жестокости и этти добавляет происходящим на экране событиям мрачности и реалистичности. Так что, если они не вызывают у вас аллергии, то я бы все же дал Goblin Slayer шанс. Но будьте готовы ко всему – я вас предупредил!