Какое нас ждет будущее? Каким будет мир спустя сто, тысячу, сто тысяч лет? Боюсь, никто не знает ответа на этот вопрос. Что, впрочем, не мешает людям фантазировать и строить свои собственные теории. Так, существует несчетное количество книг о возможных перспективах человечества, начиная с оптимистичных вроде всеобщего благополучия и покорения бескрайних звездных просторов, и заканчивая пессимистичными вроде полного уничтожения человеческой цивилизации в результате различных глобальных катастроф или банального голода из-за перенаселения. И никто не знает, какой из приведенных выше вариантов является наиболее вероятным. Что же, подобные фантазии не проходят и мимо аниме-индустрии. На этот раз я расскажу вам про аниме, героинями которого являются едва ли не единственные выжившие люди на Земле, которые путешествует по разрушенным городам в поисках пропитания и приключений. Это будет рассказ про постапокалиптический тайтл под названием Shoujo Shuumatsu Ryokou («Постапокалиптические сёдзе-похождения», «Девичьи похождения после конца света», «Girls’ Last Tour»).
Краткие сведения
Shoujo Shuumatsu Ryokou – аниме-сериал, выпущенный студией White Fox осенью 2017 года. Сериал состоит из двенадцати серий и нескольких special-эпизодов, в основу сценария легла web-манга за авторством человека с псевдонимом Tsukumizu, который, кстати, принимал участие и в создании сериала. В качестве режиссера выступил Такахару Озаки (Takaharu Ozaki), для которого Shoujo Shuumatsu Ryokou стало одной из первых работ в роли режиссера. Что, впрочем, никак не помешало ему успешно справиться со своими задачами.
События тайтла, как нетрудно догадаться из названия, происходят в постапокалиптическом мире, в котором произошла катастрофа, уничтожившая почти всё сущное. В живых остались лишь очень немногие люди, животные и роботы, в результате чего большая часть городов опустела и превратилась в ржавую пустыню. Юри (Yuuri) и Тито (Chito) – две маленькие девочки, которые решили отправиться в свое последнее путешествие по останкам мира, который они когда-то знали. Взобравшись на верный мотобайк с гусеницами, они день за днем перемещаются с места на место в поисках еды, пристанища и нехитрых развлечений. Но пока они вместе – у них есть причина жить и наслаждаться всеми маленькими радостями, которые встречаются им на пути, будь то чашка теплого супа в заснеженной пустыне, рассвет после долгой ночи или песня дождя, играемая каплями по каскам и банкам…
Персонажи
Как и в любом тайтле, где фигурирует строго ограниченное число персонажей, в Shoujo Shuumatsu Ryokou на главных героинях – девочках Юри (Yuuri) и Тито (Chito), лежала очень непростая задача развлечения зрителя на протяжении полноценных двенадцати серий. Чтобы не успеть надоесть за столь длительный срок, и, к тому же, казаться интересными, данные персонажи должны быть как можно более разнообразными и нестандартными. А вот являются ли Юри и Тито таковыми? На мой взгляд, нет. С одной стороны, их трудно назвать оригинальными персонажами с проработанными характерами и биографией. Нам про них всего-то и известно, что у них был дедушка, который во время некой войны посоветовал им бежать и скрываться. Что Юри любит есть, а Тито – читать книжки. И что они практически ничего не знают про свой мир. Вот, в общем-то, и всё. И на протяжении всего тайтла ничего существенно нового про них не рассказывают. Но, с другой же стороны, они ни коим образом не раздражают и даже умудряются оставаться интересными. Как же такое возможно?
Причиной тому является то, что Shoujo Shuumatsu Ryokou построено не на развитии персонажей или их взаимодействиях, а на их изучении и восприятии окружающего мира. Именно благодаря этому даже не самые яркие героини никак не портят сериал и позволяют зрителю насладиться им сполна, чего в ином случае было бы практически невозможно. Shoujo Shuumatsu Ryokou имеет одно очень любопытное свойство – чем больше ты его смотришь, тем больше тебе хочется смотреть еще и еще, и это несмотря на то, что, по сути, со временем тайтл, как и персонажи, остается тем же, и ничего существенно не меняется. Shoujo Shuumatsu Ryokou — это своеобразный наркотик, способный вызвать сильное привыкание. Персонажи всё так же продолжают свое неспешное путешествие по разрушенному миру, временами натыкаясь на что-то интересное. Всё так же перебрасываются нехитрыми рассуждениями и житейской философией. Но до чего же интересно за этим наблюдать! Зритель познает вселенную постапокалиптического мира вместе с Юри и Тито, находясь с ними в абсолютно равных условиях. А порой даже имея ответы на вопросы, на которые героини не в силах ответить.
Про второстепенных персонажей говорить, в общем-то, и нечего, так как их в этом тайтле всего двое. Трое, если считать странное животное, похожее на кошку и жрущее пули, за отдельного персонажа. Что, вновь, никак не делает аниме хуже. Тех же немногих второстепенных персонажей, что встречаются в тайтле, вполне хватает, чтобы слегка разнообразить повествование и еще более наглядно продемонстрировать вселенную мира будущего, где, даже после апокалипсиса, остались столь любопытные и целеустремленные личности. Да, их могло бы быть больше. Да, аниме могло бы быть совсем другим. Однако, на мой взгляд, оно и так выглядит куда как неплохо. Спокойного изучения мира от имени Тито и Юри зрителю должно вполне хватить, чтобы получать от тайтла удовольствие. По крайней мере, мне хватило.
Сюжет
Shoujo Shuumatsu Ryokou входит в то очень немногое число тайтлов, которые буквально необходимо смотреть медленно и вдумчиво, желательно – делая паузы между эпизодами. В идеале его стоило бы смотреть онгоингом, по мере выхода серий, по одной за раз. И тому есть сразу несколько причин. Первая, и, на мой взгляд, основная причина – для того, чтобы давать самому себе возможность обдумать увиденное. Ведь главная ценность тайтла заключается именно в мыслях, которыми время от времени обмениваются Тито и Юри. В тех идеях, которые теми или иными сценами показывают вам сценаристы. При поспешном просмотре есть вероятность просто не обратить на них внимание.
А ведь местами Shoujo Shuumatsu Ryokou действительно впечатляет. Как и любое другое аниме, построенное на эпизодичных сценках, посвященных тому или иному событию или явлению, в нем есть как успешные, так и скучные моменты. Что самое печальное, именно со скучных серий и начинается тайтл, что может быстро переубедить существенную часть зрительской аудитории продолжать просмотр. Лишь потом, медленно и неуверенно, Shoujo Shuumatsu Ryokou начинает набирать обороты и показывать свои лучшие качества. Так, мне безумно понравился эпизод с каплями и песней дождя. Понравился эпизод с рыбой и роботом-охранником. Понравился эпизод про самолет. В каждой подобной сцене можно увидеть огромное количество мыслей, которыми хотел поделиться с читателем создатель оригинала, и которые затем бережно были перенесены в аниме. И именно терпеливый и спокойный зритель сможет с легкостью их разглядеть.
Вторая причина не спешить с просмотром – для того, чтобы Shoujo Shuumatsu Ryokou не успело надоесть. В конце концов, в каждой серии происходит минимум событий без намеков на экшн и динамичность. Если пытаться проглотить несколько эпизодов за раз, подобная размеренность сериала может сыграть плохую службу, особенно если учитывать интересы большей части зрительской аудитории. В идеале, Shoujo Shuumatsu Ryokou необходимо наслаждаться долгими зимними вечерами, укутавшись под теплый плед с кружкой чая – вот в таком случае можно получить от него истинное удовольствие. Атмосфера тайтла буквально подразумевает наблюдение за ним из тепла и уюта. Кстати про атмосферу — в Shoujo Shuumatsu Ryokou вас поджидает пускай и мрачная, но достаточно лайтовая версия постапокалипсиса, практически лишенная жестокости, которыми традиционно наполнены произведения данного жанра. В нем вы не встретите рейдеров и сталкеров, желающих убивать ради наживы. Не увидите рек крови и насилия. Здесь нет преступных группировок, людоедов и диктаторов. Они, вероятно, и были раньше, но до событий тайтла почему-то не дожили. Shoujo Shuumatsu Ryokou всё-таки не об этом. Оно не пытается навязать вам мораль, как многие другие постапокалиптические тайтлы, и этим прекрасно.
Рисовка
Если честно, то в любом другом аниме я бы назвал подобную рисовку одним из слабых мест, однако в случае с постапокалиптическим жанром столь простой стиль приходится кстати. Серый, пустынный мир с минимальным количеством деталей и разнообразия – таким он нам в Shoujo Shuumatsu Ryokou и показан. На мой взгляд, художники смогли в полной мере передать атмосферу разрушенных городов и тихих снежных пустынь, где никто не обитает. Приглушенная цветовая гамма этому лишь способствует. Дизайн главных героинь мог бы быть и проработаннее, однако существенным образом он на впечатление от тайтла не влияет. CGI в тайтле использован в меру, и получился на удивление неплохим. Так что ругать Shoujo Shuumatsu Ryokou за рисовку я не вижу смысла – со своими задачами визуальная составляющая тайтла справляется отлично, пускай и не срывая с неба звезд.
Музыка
Вот как надо использовать свои ресурсы! Вот как надо создавать музыкальное сопровождение! Перед вами нагляднейший пример того, как, выделив минимум ресурсов, студии White Fox и, в частности, композитору Кеничиро Суэхиро (Kenichiro Suehiro) удалось создать на удивление простой, но нереальной красоты саундтрек, что позволило полностью воссоздать атмосферу пустого, но живого постапокалиптического мира. Работа со звуком была проделана колоссальная – внимание было уделено даже мельчайшим деталям. Звуки ветра, падающих капель, двигателя мотобайка, работающей электроники, временами сменяющиеся нехитрыми, но проникновенными мелодиями, среди которых встречаются и вокальные – лучшего саундтрека для Shoujo Shuumatsu Ryokou я представить не могу. До сих пор мурашки по коже. Опенинг Ugoku, Ugoku в исполнении девушек, озвучивших главных героинь — Inori Minase и Yurika Kubo, получился нехитрым, однако обладает какой-то месмеризующей силой, из-за чего хочется на него смотреть еще и еще. Думаю, танцы под музыку этому лишь поспособствовали – героини даже модное нынче на Западе dab-движение делают. Эндинг More One Night, также в исполнении актрис озвучки, получился не менее притягательным. И вновь, визуальная составляющая эндинга, также, как и опенинга, находится на высоте. Второй эндинг, который звучит в конце 5 и 12 серии, называется Amadare no Uta.
Оценки
Персонажи – 8.0. Любопытные главные героини, которые, несмотря на свою простоту, не надоедают на протяжении всего сериала.
Сюжет – 8.0. Очень неспешное, медитативное повествование, пронизанное нитями оригинальных идей.
Рисовка – 7.0. Простая рисовка, которая, тем не менее, позволяет должным образом показать вселенную заброшенного мира.
Музыка – 9.0. Минималистичное, но до мурашек пробирающее, музыкальное сопровождение.
Заключение
Я нахожусь в некотором замешательстве. С одной стороны, Shoujo Shuumatsu Ryokou меня действительно впечатлил, и я считаю, что данный тайтл заслуживает куда большего внимания и лучших оценок. С другой же стороны, его трудно кому бы то ни было советовать ввиду нарочитой неспешности повествования и обилия философии, которая понравится далеко не всем. Учитывая интересы большинства зрителей аниме, существенную долю которых составляет молодежь возрастом около четырнадцати лет, я вообще удивлен, что White Fox осмелились выпустить в современных реалиях нечто подобное. Таким тайтлам мне всегда было очень трудно выносить оценки, так как впечатление от их просмотра зависит от слишком большого числа факторов, и для каждого зрителя данный опыт будет особенным. Если вы все еще находитесь в раздумьях по поводу того, стоит ли начинать просмотр, взгляните на несколько серий. Этого будет вполне достаточно, чтобы составить о сериале своё мнение, так как на протяжении всей своей продолжительности он не меняется в лучшую или худшую сторону, оставаясь самим собой. Если вы умеете ценить неспешное повествование с множеством интересных мыслей, сокрытых под поверхностью простеньких диалогов, то аниме вам точно понравится. Если же вы предпочитаете наблюдать за экшном и неожиданными сюжетными поворотами, то Shoujo Shuumatsu Ryokou явно было создано не для вас.