Обзор аниме Sword Art Online: Alicization («Мастера Меча Онлайн: Алисизация»)

Кирито сосредоточен

Дождался! Я все-таки дождался очередной главы вселенского сражения между добром и злом, разворачивающегося на просторах вольного Интернета. Тут и там на полях сайтов и форумов в яростных боях скрещивают перья фанаты и недруги самой известной эпопеи про погружения в виртуальные миры. За свою не столь уж долгую жизнь SAO удостоилось такого обилия хороших и плохих слов, что его с легкостью можно назвать одновременно одним из самых любимых и ненавидимых тайтлов в истории. И, если рассуждать объективно, это вполне заслуженно, ведь ярко выраженных плюсов и минусов в нем очень много. Но пришла пора забыть о прошлом и взглянуть на новую страницу в развитии Sword Art Online. Страницу, на которую многие фанаты возлагали очень большие надежды. А вот удалось ли Sword Art Online: Alicization («Мастера Меча Онлайн: Алисизация») оправдать возложенные ожидания? Давайте разбираться!

Alicization

Краткие сведения

Sword Art Online: Alicization – продолжение фэнтезийного аниме-сериала, выпущенное студией A-1 Pictures осенью 2018 года. В основу сценария легли с девятого по восемнадцатый тома ранобэ за авторством Рэки Кавахара (Reki Kawahara), сериал состоит из неизвестного на момент написания обзора количества серий.

События Sword Art Online: Alicization начинаются после завершения событий, показанных в полнометражке Sword Art Online Movie: Ordinal Scale. Главный герой, Казуто Киригая (Kazuto Kirigaya), более известный как Кирито (Kirito), все никак не может успокоиться, и продолжает участвовать в тестированиях новых технологий полного погружения – ведь в них заключено столько загадок и возможностей, способных изменить судьбу всего человечества. На этот раз ему предстоит тестировать технологию компании, которая научилась реплицировать самое сокровенное, что есть в человеке – его душу. Помещая её в специально сгенерированный мир и заблокировав воспоминания о реальности, ученые получают немыслимый ранее простор для исследований загадок человеческого организма. И кому, как не Кирито, быть первопроходцем новой технологии? Вот только исследовать он её начинает при слегка неблагоприятных обстоятельствах…

Убийца

Персонажи

Для того, чтобы полноценно осознать состояние Sword Art Online: Alicization, давайте сделаем пару шагов назад, и вспомним, а за что вообще зрители любят и ненавидят SAO – в частности, два сезона сериала и полнометражный фильм. В принципе, я уже рассматривал эти моменты в соответствующих обзорах: тут, тут и тут; но, думаю, повторение лишним не будет. И начнем, разумеется, с персонажей, которые традиционно были одной из самых слабых черт сериала. И дело тут касается не только поверхностности и типичности характеров, но и практически полного отсутствия их развития. Так, большинство второстепенных героев в SAO являются активными действующими лицами в лучшем случае в паре серий, однако затем, если это девушка, она вступает в гарем имени Кирито, а, если парень, он становится дружбаном/омежкой, который не дай бог затмит нашего доблестного черного мечника. В определенный момент каждую пафосную фразу любого героя можно предугадать за несколько секунд до ее произнесения – настолько они предсказуемы и скучны. Что Кляйн, что Синон, что Сузуха с Кейко и прочими – ну никак они не тянут на полноценных героев, которые бы привносили в SAO элемент глубины и разнообразия.

Синон

Если же говорить про протагонистов, то Кирито – это типичный сверхсильный герой, на которого вдруг вешаются все девушки тайтла, а Асуна – это королева его гарема. И все бы ничего, но когда они стали играть в семью с девочкой-ботом Юи, у меня началось полное отторжение всего происходящего. Школьники, живущие как мама и папа с ребенком – это крайняя степень нелепости, за которой наблюдать без фейспалма я не в состоянии. Ни в Elfen Lied, ни в SAO, ни где бы то ни было еще. А из-за спорного построения сюжета во второй половине первого сезона и во втором сезоне проблемы с проработкой персонажей становятся еще более очевидными. Большое количество персонажей на их качестве положительно не сказалось.

Река

Однако, кажется, наконец-то сценаристы начали осознавать свои ошибки. В Sword Art Online: Alicization подавляющее большинство бесполезных второстепенных персонажей было брошено в пыльный ящик, из которого достаются лишь в коротких фрагментах. История вновь сконцентрировалась на Кирито, который, несмотря на предсказуемость и излишнюю пафосность, все же остается наиболее сбалансированным персонажем сериала, а так же на новых второстепенных персонажах, которые, по крайней мере, еще не успели затереться до дыр и вызывают интерес. Насколько они окажутся качественными – покажет время, однако первое впечатление они оставляют положительное. Да и Асуна наконец-то начала играть более активную роль, позволяющую показать лучшие черты ее характера. Отбросили худшее старое, заменили на лучшее новое, и поместили все это в новый мир, работающий по незнакомым зрителю законам – на мой взгляд, это шаги в правильном направлении, которые следовало предпринять давным-давно.

Проклятая земля

Небольшое отступление, никак не касающееся качественной составляющей тайтла, а лишь смысловой. Лично я не понимаю мотивацию действий персонажей. Вот представьте себе – вы на два года оказываетесь запертыми в онлайн-мире, в котором в любой момент можете умереть. Все это время в реальности вы валяетесь овощем, подключенным к аппарату жизнеобеспечения, с пролежнями, дистрофией мышц и прочими прелестями комы. И вот, по какому-то чудесному стечению обстоятельств вы все-таки выбираетесь из этого ада. Жизнь потихоньку начинает налаживаться. Вы отстали от школьной программы/были уволенными с работы/потеряли парня или девушку, но, благо, государство помогает запертым геймерам реабилитироваться и снова встать на ноги. Что сделает нормальный человек? Думаю, он заживет обычной жизнью и попытается исправить ошибки прошлого, главной из которых был предзаказ шлема, сжегшего мозги нескольким тысячам геймеров. И уж точно больше не притронется к технологии виртуальной реальности. Что делают персонажи SAO, в частности Кирито и Асуна? Они продолжают днями и ночами играть в другие, «менее опасные» игры, чему и посвящены вторая половина первого сезона, весь второй сезон и фильм. Не знаю, как вы, но я подобное поведение адекватным назвать не могу. Более того, Асуна умудряется неоднократно упомянуть, что она не винит создателя SAO – Каяба Акихико – в том, что он убил несколько тысяч человек, а все потому, что в игре она встретила Кирито. Сразу видны грамотно выверенные приоритеты, не так ли? А Кирито так вообще в четвертый раз рискует жизнью, погружаясь в очередной виртуальный мир. Это скорее напоминает игроманию, а не живой интерес. В общем, странные они ребята.

Кирито

Сюжет

Положительные изменения коснулись не только набора персонажей, но и сюжета. С ним в SAO тоже периодически возникали существенные проблемы. Во-первых, в глаза бросалось обилие сюжетных штампов. Второй сезон был ими буквально напичкан. Во-вторых, подводила атмосфера, которая с напряженной в первой половине первого сезона сменилась на ее полное отсутствие во второй. В-третьих, неравномерный темп повествования и насыщенность. Думаю, здесь комментарии излишни. В общем, все, за что зрители любили первую арку тайтла, впоследствии испарилось, и SAO быстро превратился в очередной ничем не выдающийся фэнтези-тайтл со сверхсильным героем во главе гаремника грудастых девиц. Ни философии, ни глубины, ни насыщенности.

Кирито радуется

Пока что еще рано говорить об общем качестве сюжетной линии Sword Art Online: Alicization, однако первая арка оставляет положительное впечатление. В конце концов, не зря фанаты называют Alicization едва ли не лучшими томами ранобэ. Зрителю вновь, как и в самом начале первого сезона, приходится совместно с Кирито познавать незнакомый мир, работающий по вполне определенным, но пока что неизвестным законам. Нам неизвестно, что произойдет, если Кирито умрет. Неизвестно, что произойдет с другими персонажами. Это именно то, что добавляло первой арке SAO атмосферности и мрачности, и отсутствие чего привело к полнейшему сливу второй части сезона. Sword Art Online: Alicization вновь привносит в просмотр столь необходимый элемент интриги. Кроме того, акцент с личных историй плавно переходит на затрагивание более масштабных проблем вроде возможности применения систем виртуальной реальности в правительственных целях и вопросах этики применения искусственного интеллекта в медицине и армии – в конце концов, это одна из центральных тем сериала, про которую во втором сезоне почему-то почти забыли, и которую воскресили в полнометражке.

Друзья

С другой же стороны, многие проблемы в Sword Art Online: Alicization никуда не делись. Повествование развивается пускай и последовательно, однако недостаточно динамично. За восемь серий я увидел лишь два достойных сражения, все же остальные превращаются в фестиваль пафосности с конкурсами вроде «у кого длиннее меч». А ведь именно динамичные, красочно нарисованные баталии всегда были визитной карточкой тайтла, и A-1 Pictures никогда не жалели средств на их демонстрацию. Однако пока что качественных сражений мне недостает. Так же, как недостает раскрытия историй второстепенных персонажей. Впрочем, о них говорить еще рано – думаю, данный недостаток со временем будет устранен. Сюжетные штампы тоже остаются на месте, однако уже не так сильно бросаются в глаза – и на том спасибо. Впечатление новый сезон оставляет спорное: для вынесения вердикта необходимо дождаться завершения, которое, судя по темпу повествования, может наступить не так уж скоро.

Гоблин

Рисовка

Мне всегда нравилась графическая составляющая SAO. Во-первых, это дизайн персонажей, проработке одежды и шевелюр которых позавидует любой художник. Во-вторых, это высокая детализация не только крупных планов, но и фоновых изображений. В-третьих, это грамотный подбор цветовой гаммы, позволяющий в полной мере передать разнообразную атмосферу игровых миров, в которые попадает Кирито. И, наконец, в-четвертых, это превосходная анимация сражений, которые играют в сериале важнейшую роль и которые в свое время подняли планку для прочих тайтлов на более высокий уровень. Придираться, в общем-то, можно было лишь к мелочам. Sword Art Online: Alicization пошел по стопам предшественников, и продолжает поддерживать высокий уровень графической составляющей. Радует, что художники A-1 Pictures идут в ногу со временем. Впрочем, от столь крупной студии меньшего и не ожидаешь – слишком уж часто она балует зрителя выдающейся картинкой. К хорошему привыкаешь.

Асуна

Музыка

В качестве композитора, так же, как и в предыдущих сезонах, выступила очень известная и опытная Юки Кадзиура (Yuki Kajiura). Ни для кого не секрет, что именно музыкальное сопровождение всегда оставалось одной из сильнейших черт сериала, и в случае с Sword Art Online: Alicization положительная тенденция сохранилась. Саундтрек получился действительно сильным, атмосферным и разнообразным. Да и общая работа со звуком заслуживает уважения: шум ветра, шаги, эхо и прочие малозаметные, но крайне важные детали оказались в аниме выверенными до мелочей. Так что с фоновой музыкой и звуками в новом сезоне SAO все в порядке. То же самое касается и опенингов с эндингами. Я уже успел соскучиться по новым композициям в исполнении LiSA, и поэтому опенинг ADAMAS в её исполнении пришелся очень кстати. Во-первых, он исполнен в манере опенингов предыдущих сезонов, так что легко узнается. Во-вторых, песни в исполнении LiSA – это одни из немногих «стандартно» звучащих опенингов, которые у меня не возникает желания перематывать. В основном благодаря их динамичности и интересному голосу вокалистки (это, конечно, на любителя). В-третьих, опенинг вновь отлично синхронизирован с картинкой, что тоже немаловажно. Эндинг Iris в исполнении Eir Aoi звучит достаточно мощно, и по качеству находится на уровне выше среднего – мне понравилось.

Алиса

Оценки


Персонажи – 7.0. Большинство бесполезных второстепенных героев канули в небытие. Кирито вновь во всей красе. Новые персонажи пока не плохи.

Сюжет – 7.0. Излишне медленный, но интригующий. Пока что не ясно, куда движется повествование.

Рисовка – 9.5. Традиционно сильная черта SAO. Шикарные фоны, проработанные крупные планы, плавная анимация и выдающаяся работа со светом.

Музыка – 9.0. Превосходная работа со звуком и музыкальным сопровождением. Приятный опенинг и эндинг.


Eugeo and Kirito

Заключение

Знаете, а если так посудить, то ничего и не поменялось. Хейтеры как хейтили SAO, так и будут хейтить. Фанаты как любили SAO, так и будут любить. И с этим ничего уже не сделать. Я же предпочитаю находиться на нейтральной стороне, забавляясь однобокими аргументами с обоих фронтов. Но если уж и выбирать, то я скажу, что Sword Art Online: Alicization – это шажок в правильном направлении. Пока что маленький и неуверенный. Да, многие проблемы в тайтле так и не были устранены – и раскрытие персонажей остается спорным, и пафосность местами зашкаливает, и атмосфера не столь напряженная, как могла бы быть. Однако это все детали — большинство же раздражающих и наиболее явных косяков прошлых сезонов были учтены и хотя бы частично исправлены. Благодаря этому Sword Art Online: Alicization меня скорее удовлетворил, чем нет. Так что если вам хотя бы немного нравился SAO, то я бы дал новому сезону шанс. Если же нет, то не вижу причин продолжать мучения – SAO все равно остается SAO, и вряд ли это когда-либо изменится.

7.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Обзор был написан по результатам восьми серий, и в дальнейшем будет дополняться. Оценки могут кардинально поменяться.

Обзор аниме Sword Art Online: Alicization («Мастера Меча Онлайн: Алисизация») was last modified: Ноябрь 30th, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.