Обзор аниме Yakusoku no Neverland («The Promised Neverland», «Обещанный Неверленд»)

Маленькая Эмма

Данный обзор я хотел бы начать нестандартным образом – с предупреждения. Если вы еще не смотрели обозреваемый тайтл, но хотите с ним ознакомиться, получив максимум эмоций от просмотра, то лучше пока что не читайте данный обзор. Потому что полноценно рассказать про данное аниме, полностью избежав спойлеров, практически невозможно. Конечно, я постараюсь их по мере возможности избежать, однако знание различных мелких деталей все равно может подпортить эффект от сюжетных поворотов. Смотреть данный психологический тайтл я заранее советую, он вполне хорош, однако для получения полного спектра ощущений перед просмотром лучше знать про него как можно меньше. Только в таком случае многие сюжетные ходы будут иметь ту силу, которую закладывали в нее создатели сериала. Я вас предупредил. Итак, данный обзор я посвящаю аниме Yakusoku no Neverland («The Promised Neverland», «Обещанный Неверленд»).

Yakusoku no Neverland

Краткие сведения

Yakusoku no Neverlandэто психологическое аниме, выпущенное студией CloverWorks зимой 2019 года. В основу сценария положена манга за авторством Кайю Шираи (Kaiu Shirai) – история, и Поска Демидзу (Posuka Demizu) – дизайн персонажей. Сериал состоит из двенадцати серий.

События аниме разворачиваются в недалеком будущем в элитном детском приюте Грейс Филд Хаус. Главные герои – Эмма (Emma), Норман (Norman) и Рэй (Ray) – являются самыми старшими постояльцами дома, и отличаются умом и сообразительностью. В свои одиннадцать лет они мастерски справляются с логическими задачами, а игра в прятки и салки для них превращается в настоящую баталию интеллектов. Так и ведут они вместе с другими детьми спокойную, размеренную, полноценную жизнь под руководством мудрой и доброй Мамы Изабеллы (Isabella). Однако семья не может вечно быть вместе, ведь порой за границей приюта находятся те, кто решает приютить одного из постояльцев. Какое радостное событие! Таким, по крайней мере, оно казалось Эмме и Норману до того, как они случайно стали свидетелями «встречи» их юной подруги с новыми «родителями». Кто же знал, что те окажутся кровожадными монстрами, главным деликатесом для которых являются детские мозги, а приют на самом деле – это ферма по выращиванию свежего человеческого мясца… Теперь Эмме, Норману и Рэю предстоит подготовить план побега и при этом не стать съеденными!

Эмма, Норман и Рэй

Персонажи

Использование детей в качестве протагонистов – это всегда большой риск, особенно когда аниме нацелено не на детскую аудиторию (а как в случае с Yakusoku no Neverland — полностью ей противоположную). И важных факторов тут назвать несколько. Во-первых, дети – это далеко не всегда цветы жизни. Помимо прочего они бывают орущими, неуправляемыми, бешеными машинами хаоса и разрушения, при взгляде на которые вы вряд ли испытаете умиление. Дети бывают разными, но уж поверьте – мне на жизненном пути чаще встречаются не милые комочки счастья, а ужасные всадники апокалипсиса со сверхзвуковым голосом. Или внимание на них обращается чаще – даже не знаю. В общем, сопереживать подобным персонажам мне интуитивно сложнее. Во-вторых, посредством детей достаточно трудно преподносить сложную тематику, ведь их самих трудно воспринимать серьезно: кому понравится слушать нотации или философские размышления в исполнении ребенка? А ведь мы сейчас говорим про психологический, детективный тайтл, в котором без серьезных вопросов обойтись невозможно – они лежат в самом сердце жанровой проблематики. В-третьих, соотносить себя с детьми вряд ли кто-то будет, а это значит, что теряется один из самых эффективных способов воздействия на зрителя, когда его заставляют увидеть в персонажах тайтла самих себя. И, наконец, в-четверных, детей гораздо сложнее прописать как полноценных героев, не сделав их сверхразвитыми акселератами или абсолютно бесполезными созданиями – ни те, ни другие правдоподобности тайтлу не придадут.

Эмма и Норман

В общем, потенциальных проблем в выборе протагонистов было очень много. Однако, как ни удивительно, ни один из перечисленных выше пунктов не нашел в Yakusoku no Neverland отражения. С одной стороны, Эмма, Норман и Рэй получились достаточно развитыми, чтобы им можно было сопереживать и ставить себя на их место. С другой стороны, они все равно остаются одиннадцатилетними детьми со своими проблемами и слабостями, в существование которых веришь. Так что никаких проблем с восприятием доносимой посредством главных героев информации я не испытал. Если так подумать, на протяжении всего тайтла я и не воспринимал протагонистов, как детей – скорее, как равных себе людей по умственным и физическим возможностям, что позволило полностью погрузиться в атмосферу тайтла.

Эмма и Норман (2)

А вот второстепенные герои получились самыми настоящими детьми – только не раздражающими, а самыми что ни на есть милыми. Вот так посмотришь на них, и даже как-то светлее на душе становится. Японцам вообще присуща непомерная любовь к малышам (как, впрочем, и ко всему умильному), так что в их произведениях, в том числе и в аниме, часто встречаются качественно проработанные детские персонажи. Достаточно вспомнить про Usagi Drop или Amaama to Inazuma, где маленькие дети играют существенную роль в повествовании и получаются настолько милыми, что лицо от улыбки готово треснуть. Так и среди персонажей Yakusoku no Neverland можно найти множество реалистичных, приятных и милых детей, которые одним своим присутствием добавляют резкий контраст к мрачному повествованию, делая тем самым атмосферу тайтла еще более непостоянной и напряженной – то, чего и требовалось достичь.

Улыбка Эммы

В последних обзорах я постоянно поднимаю тему антагонистов и отмечаю, как редко в современных тайтлах встречаются качественные, хорошо прописанные злодеи, мотивация которых выходит за рамки стандартных «я злой, потому что мне так хочется!» Так вот, в Yakusoku no Neverland вы можете увидеть наглядный пример того, как надо делать качественных антагонистов. Их всего два – это мама Изабелла (Isabella) и сестра Крона (Sister Krone). С одной стороны, смотришь на них, и думаешь: какие же они жестокие сволочи, откармливают маленьких деток на съедение монстрам (которых, к сожалению, показывают совсем немного). А с другой, по мере развития сюжета Yakusoku no Neverland невзначай подкидывает зрителю кусочки информации, заставляющие усомниться в абсолютности злых намерений Изабеллы и ее помощницы. И в этом то и заключается красота проработки антагонистов: на самом деле они творят «злые» поступки не потому, что им так хочется – просто у них нет выбора. У зрителя есть возможность самостоятельно оценить предоставленную ему информацию и вынести вердикт: являются ли антагонисты настоящими злодеями, или же им, напротив, можно посочувствовать.

Товарищи

Ведь, если рассуждать в реалиях мира, в котором они оказались, и Изабелла, и Крона в определенный момент были поставлены перед выбором – или пойти на корм монстрам, или жить более-менее полноценной жизнью, воспитывая детей и делая их недолгую жизнь как можно более счастливой. Да, в результате их воспитанников сожрут. Да, это выглядит зверски. Однако, сделав любой другой выбор — отказавшись становиться Мамой или помогая детям сбежать – они бы обрекли себя и своих воспитанников на мгновенную смерть. А так и Мамы, и дети ведут размеренную, счастливую, и можно даже сказать полноценную жизнь. Это лучшее, что они могли сделать в сложившихся обстоятельствах – и ради своих убеждений они готовы пойти даже на жестокость (как, например, Изабелла в одной из сцен). Ведь детское непослушание может поставить под угрозу существование мирного островка, а, значит, и судьбу остальных воспитанников. Ближе к концу сезона, осознавая все эти факты, начинаешь смотреть на действия Изабеллы, Кроны и детей несколько под другим ракурсом, ведь все они в какой-то мере правы. И это очень круто!

Сестра Крона

Сюжет

Я обожаю психологические истории с детективными элементами. Обожаю еще со времен первого просмотра Death Note. Потому что при их просмотре можно не только наблюдать за происходящими на экране событиями, но и принимать в них активное участие, пытаясь разгадать загадки и найти решение быстрее, чем это сделают персонажи. И, как правило, при грамотно построенном сценарии и логичном преподнесении информации, мне это удается – все-таки чтение огромного количества детективов вносит свою лепту в разгадывание загадок. Но, к сожалению, тайтлы, дающие зрителю возможность поразмышлять, в последнее время появляются либо очень редко, либо оказываются посредственными в реализации. Тем ценнее мне показался Обещанный Неверленд, во время просмотра которого мозг таки получил столь желанную нагрузку в сочетании с бесподобной атмосферой напряженности.

Семья

Во-первых, хочется отметить, что повествование построено таким образом, что в определенный момент ты начинаешь подозревать абсолютно всех персонажей в нечистой игре, а затем, медленно и неуверенно, отбрасываешь того или иного кандидата. Как по мне, подобная схема отлично легла на мрачную, напряженную историю и позволила проникнуться эмоциональными дилеммами, которые переживают персонажи. Во-вторых, очень важную роль играет тот факт, что персонажи знают про окружающий мир не больше зрителя. В результате вы оказываетесь в совершенно равных условиях: вы анализируете факты и изучаете информацию параллельно с героями тайтла, что лично мне доставляет немало удовольствия. В-третьих, в Yakusoku no Neverland есть несколько действительно неожиданных поворотов, которые смогли застать меня врасплох – а такое, уж поверьте, бывает крайне редко.

Рэй

Впрочем, недостатки в сюжете все же есть. Начнем с того, что я не понимаю, почему современные сценаристы так боятся делать свои произведения напряженными, мрачными, даже жестокими на протяжении всего сериала? В первых сериях зрителя неожиданно бьют по голове, демонстрируя шокирующие кадры, только лишь затем, чтобы потом за весь сериал ни разу не приблизиться к этому уровню жести (разве что ухо отрезанное покажут, какой ужас). Подобные метаморфозы я заметил уже в нескольких современных тайтлах, где так или иначе фигурирует насилие. Так, в Goblin Slayer в первых сериях гоблины жестоко расправляются с мужчинами и насилуют женщин, а затем весь сериал нам демонстрируют веселые мирные приключения главных героев. В Tate no Yuusha no Nariagari в первых сериях героя гнобят и обвиняют во всех смертных грехах, показывая мир, в котором существуют рабы и социальное неравенство, только лишь затем, чтобы потом про это забыть и вновь перейти к мирному, спокойному повествованию без жестокости и насилия, хотя тематика к этому располагает. В Yakusoku no Neverland показывают изуродованное лицо девочки, которая до этого мирно беседовала с друзьями, чтобы затем ни разу за сериал даже крови как таковой не показать. Возникает ощущение, что сценаристы начинают бояться того, что сотворили, и идут на попятную. Или же это такой грязный способ привлечь внимание ко своему творению, чтобы создать у зрителя обманчивое впечатление, а затем продать совершенно иной продукт. Если в Yakusoku no Neverland это совершенно не критично, то в других тайтлах может сильно испортить ощущение от просмотра. Раз уж начали показывать жестокость – делайте это до конца.

Норман улыбается

Вторым недостатком, несколько более выраженным, я назову рваный темп повествования. Динамичными получились лишь первые и последние серии аниме, а вот в середине есть несколько промежутков, когда, по сути, ничего существенного не происходит. С одной стороны, я понимаю, что развитие действия редко бывает сильно насыщенным, однако в Yakusoku no Neverland контраст между динамичными и медленными сериями оказался слишком уж разительным. При просмотре нескольких серий в середине тайтла я едва ли не начал испытывать скуку – атмосфера напряженности за жизни персонажей постепенно начала давать трещины. Думаю, пара неожиданных смертей могла бы с легкостью оживить повествование, но увы. И, наконец, третьим недостатком можно назвать логические шероховатости, без которых при более детально проработанном сценарии можно было легко обойтись.

Мама с детьми

Минутка спойлеров
Кто-нибудь мне объяснит, на кой черт надо было отрезать ухо, если можно было аккуратно вырезать датчики скальпелем? Какой смысл было отрезать ухо лишь двум главным персонажам, когда им компанию составляет целая орава других детей, которых на карте видно ничуть не хуже? Почему нельзя было вырезать датчики и носить их с собой в кармане? Почему герои так и не использовали этот чертов прибор для выключения датчиков? Почему Мама, которая является сверхумным человеком, допускает настолько глупые промахи? То есть серьезно? Толпа детей готовится к побегу, среди которых есть и куча ничего не понимающих малышей, а она ничего не замечает? Как она могла не заметить пропажу ключа из кармана, и не услышать орущего в тайной комнате паренька? Как можно не заметить пропажу нескольких галлонов горючего масла? Вопросы, вопросы, вопросы…

По сути, перечисленные выше детали являются некритичными мелочами, и им можно найти оправдание, однако, накладываясь друг на друга, мелочи способны оставить негативное впечатление. Особенно если учесть, что мы говорим про жанр, где логика обладает первоочередной важностью. Если некоторые детали оказались в Обещанном Неверленде на удивление продуманными, то другие, напротив, выглядят странными, нелогичными недоразумениями. Как-то наивно получилось, что ли: как будто сценаристы просто поленились лишний раз перечитать сценарий и убрать шероховатости в своем творении.

Малыш

Рисовка

Буду краток – визуальная составляющая Yakusoku no Neverland меня полностью удовлетворила. С одной стороны, одна получилась достаточно простой, однако, с другой стороны, эффективной. Это касается и грамотно выбранной цветовой гаммы, позволяющей с легкостью регулировать напряженность разворачивающихся событий; и дизайна персонажей, которые запоминаются очень быстро; и выбранных ракурсов, столь типичных для историй ужасов. Со своими задачами рисовка Yakusoku no Neverland справляется очень хорошо. Единственным слабым местом мне показалось излишнее количество гримас на лицах – они появляются слишком часто, да и выглядят как достаточно дешевая попытка испугать зрителя и вызвать у него отвращение. Подобные приемы надо использовать с умом и в меру.

Изабелла

Музыка

Написанием саундтрека для Обещанного Неверленда занимался еще не успевший отметиться рядом громких релизов Такахиро Обата (Takahiro Obata), что, впрочем, не помешало ему успешно справиться со своей работой. Фоновая музыка в Yakusoku no Neverland, как и ожидаешь от произведения подобного жанра, получилась очень разнообразной. С одной стороны, здесь есть несколько легких и жизнерадостных композиций, использующихся для демонстрации мирной жизни детей в приюте. С другой стороны, тут же можно найти и череду лирических мелодий, от которых так и веет атмосферой ужастика. Не сомневаюсь, что парочка композиций еще надолго застрянет у меня в голове. Опенинг Touch Off в исполнении UVERworld получился просто восхитительным – это касается и бодрой, динамичной мелодии, и великолепно синхронизированного с ней изображения. Момент с появлением Эммы ну очень хорош. Эндинги Zettai Zetsumei и Lamp в исполнении Cö shu Nie оказались стандартными и чем-то особенным не выделяются.

Зайчик не на месте

Оценки


Персонажи – 9.0. Качественные протагонисты, за которыми интересно наблюдать, и проработанные антагонисты с четко прописанной мотивацией.

Сюжет – 8.0. Атмосферная история с множеством неожиданных поворотов. Впрочем, некоторые логические недоработки в ней все же есть.

Рисовка – 8.0. Приятный дизайн персонажей, отлично прорисованные локации, качественная анимация. В некоторых сценах — перебор с гримасами.

Музыка – 8.0. Отличный запоминающийся опенинг, стандартные эндинги. Фоновая музыка справляется с воссозданием напряженной атмосферы.


Деликатес

Заключение

Подведем итоги. С Yakusoku no Neverland необходимо ознакомиться хотя бы потому, что в последние годы хорошие тайтлы психологического жанра с элементами детектива и ужаса практически не выпускаются. Нет, Обещанный Неверленд отнюдь не идеален: в нем можно найти и логические недочеты, и акценты в нем порой выставлены неудачно, и динамика в середине сериала получилась пониженной. Но, на мой взгляд, все перечисленные недостатки полностью перекрываются роскошной атмосферой, приятными персонажами и сюжетом, наполненным неожиданными поворотами, да и графика с музыкой оказались на высоте. Лично я давно (наверное, со времен Erased) не смотрел ничего подобного, и поэтому получал удовольствие от каждой минуты просмотра. Так что настоятельно рекомендую дать Yakusoku no Neverland шанс – вы вряд ли разочаруетесь. Мне было по-настоящему интересно.

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. На 2020 года запланировано продолжение. Что ж, подождем!

Обзор аниме Yakusoku no Neverland («The Promised Neverland», «Обещанный Неверленд») was last modified: 28 июня, 2019 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.