Обзор аниме Tate no Yuusha no Nariagari («The Rising of the Shield Hero», «Восхождение Героя Щита»)

Веселье

Модные тенденции в областях искусства столь непостоянны. Достаточно оглянуться назад, чтобы увидеть, насколько быстро меняются вкусы человечества. То, что было популярно вчера, уже вряд ли кого-то привлечет сегодня. То, что популярно сегодня, завтра уже вряд ли вспомнят. Это касается и кино, и музыки, и, разумеется, индустрии аниме. Если еще совсем недавно пальмой первенства по количеству выпускаемых тайтлов занимал жанр комедий, то сейчас эти лавры перешли к дерзкому конкуренту, без которого уже нельзя представить себе новый аниме-сезон. Я говорю, разумеется, про жанр isekai, то есть аниме про попадания персонажей в параллельные миры (коротко – про попаданцев), ставшим наиболее актуальным в момент выпуска SAO. Однако волна их популярности и не думает спадать – за прошедшие несколько сезонов в топе популярности вы почти со 100% вероятностью сможете найти аниме про приключения в параллельных мирах. Зимний аниме сезон 2019 года не стал исключением. Это будет обзор на самое популярное, но оттого не менее противоречивое аниме зимы – Tate no Yuusha no Nariagari («The Rising of the Shield Hero», «Восхождение Героя Щита»).

Tate no Yuusha no Nariagari

Краткие сведения

Tate no Yuusha no Nariagari – фэнтезийное аниме, выпущенное студией Kinema Citrus зимой 2019 года. В основу положена манга (которая является адаптацией ранобэ) за авторством Юсаги Анэко (Yusagi Aneko) и Сэйра Минами (Seira Minami). Сериал состоит из двадцати пяти серий.

Восхождение Героя Щита поведает вам историю обыкновенного отаку Наофуми Иватани (Naofumi Iwatani), которого по воле судьбы при чтении необычной книги вместе с тремя другими молодыми парнями кидает в параллельный мир – в страну под названием Мелромарк (Melromarc). Да не абы как, а в роли одного из четырех легендарных героев, предназначением которых является борьба с волнами чудовищ, в определенные моменты нападающих на королевство. Разумеется, рисковать жизнью герои будут не просто так – взамен они получают королевское одобрение, людскую любовь и горы наград. Вот только Наофуми не очень повезло, ведь ему выпал считающийся самым слабым класс – Рыцаря Щита – который самостоятельно сражаться практически не может. Впрочем, это не сильно беспокоит новоиспеченного героя, ведь не могут же его из-за столь банальной причины бросить без какой-либо поддержки на произвол судьбы, оклеветав во всех смертных грехах… Или же могут?

Таинственный боец

Персонажи

Когда я узнал, что главным героем в Tate no Yuusha no Nariagari является очередной отаку, у меня едва не начался истерический смех. Потому что, черт побери, более банального выбора типажа для протагониста сделать было невозможно – в каждом втором исекае им является далеко не самый успешный в реальном мире человек разной степени запущенности (отаку, хикикомори или просто социально замкнутый человек), который в новой вселенной вдруг становится всеми любимым супергероем. Как правило, подобные метаморфозы выглядят несколько глупо, и используются как своеобразный источник надежды для зрителей, которые сами часто бывают затворниками, все свободное время проводящими дома в четырех стенах. Мол, раз протагонист ввиду стечения обстоятельств попал в среду, где его навыки оказались полезными, значит и вам когда-нибудь повезет. Жаль, но в реальности все работает несколько сложнее.

Принцесса

Впрочем, на самом деле Наофуми Иватани (Naofumi Iwatani) не очень-то подходит под описание человека, не способного к социальным взаимодействиям. Да, в первой серии он жестко тупит и делает вещи, которые адекватный человек в здравом уме делать бы не стал, однако впоследствии вполне сносно принимает удары судьбы и адекватно себя ведет. Более того, с определенного момента становится понятно, что Наофуми оказывается достаточно умным и расчётливым парнем, за поступками которого интересно наблюдать и которому достаточно легко сопереживать. Иногда я даже замечал, что его мысли полностью совпадают с моими – а это, уж поверьте, случается крайне редко. Во вселенную Tate no Yuusha no Nariagari Наофуми вписывается удачно, и со своими задачами, как протагониста, он справляется хорошо. Так что описание «герой-отаку» к нему было применено сценаристами скорее для галочки и привлечения внимания целевой аудитории, нежели для описания характера и социальных навыков.

Повозка

С другой стороны, второстепенные персонажи мне понравились намного меньше. Если оценивать издалека, их с легкостью можно назвать стандартным набором спутников фэнтезийных тайтлов. Во-первых, это енотодевочка Рафталия (Raphtalia), которая предсказуемо используется как источник неразделенной, светлой любви по отношению к своему спасителю. Она могла бы оказаться куда более нестандартным и проработанным персонажем, если бы ее взросление длилось не пару серий, а хотя бы пару арок. А так Рафталия превращается в стандартную спутницу главного героя, которую легко спутать с сотнями других. Малышка Фило (Filo) используется в роли своеобразного маскота сериала, и тоже мало чем отличается от других стандартных персонажей – но она хотя бы милая и забавная. Прочие парни, которые попадают в параллельный мир вместе с Наофуми, оказываются просто образцами тупости и хронического идиотизма – но об этом поговорим чуть позже. Кузнец, торговцы, ремесленники, обычные жители – ни за кого из них глаз не цепляется. Очень стандартный фэнтезийный набор, в котором очень трудно кого-то выделить. Разве что работорговец годным получился, да его тут совсем немного.

Недовольство

Если уж и выделять кого-то, так это абсолютно однобоких, предсказуемых, банальных антагонистов, которые творят зло без какой-либо мотивации – просто потому, что они злобные (порой даже противореча своим настоящим целям). Я уже сбиваюсь со счету, в который раз пишу нечто подобное, однако все же повторюсь: если у антагониста нет никакой мотивации для совершения зла – это плохой антагонист. Во-первых, потому что это лишает зрителя свободы выбора. Если у антагониста нет причин для совершения тех или иных поступков, сопереживать ему становится практически невозможно, а это значит, что у зрителя не остается иного варианта, кроме как встать на сторону «хорошего» героя. Во-вторых, такие антагонисты оказываются предсказуемыми, ведь ты заранее знаешь, что в первую очередь он задумывает какую-нибудь подлость, что убивает любую интригу. В-третьих, лично мне скучно наблюдать за подобными персонажами. Да, они умеют строить страшные рожи и вызывать у зрителя злобу, однако не стоит забывать, что вызов негативных эмоций является далеко не единственной задачей антагонистов. К сожалению, в Tate no Yuusha no Nariagari калейдоскопа противоречивых эмоций они во мне вызвать не смогли – только лишь раздражение от того, что окружающие оказываются настолько тупыми, что не способны разгадать их очевидных замыслов.

Не очень хорошо прорисованный фон

Сюжет

Когда я начинал просмотр Tate no Yuusha no Nariagari, я даже примерно не знал, чего ожидать. Разные исекаи делают ставку на совершенно разный эмоциональный фон и атмосферу, поэтому данное аниме могло оказаться любым. Первые четыре серии Tate no Yuusha no Nariagari настраивают зрителя на мрачную атмосферу, подготавливая тебя наблюдать за непростыми похождениями всеми отвергнутого героя, который вынужден творить зло ради того, чтобы выжить, однако в пятой серии мрачная атмосфера моментально улетучивается, сменяясь на стандартную атмосферу дружных фэнтезийных похождений с решением мелких проблем, встречающихся по пути. Был ли я разочарован такой метаморфозой? Разумеется да, потому что идея мрачных приключений отверженного героя мне кажется намного более перспективной и оригинальной, чем очередные приключения обычного паренька с компанией верных ему девиц, которые я уже видел в десятках тайтлов. В результате мрачная история превратилась в детскую сказку.

Нашальникэ

Впрочем, это далеко не главная проблема Tate no Yuusha no Nariagari. Давайте немного поговорим про один достаточно распространенный для второсортных сценариев прием, который используется для дешевого усиления вызываемых эмоций – это преднамеренное отупление персонажей. Чаще всего он встречается в комедиях для воссоздания атмосферы абсурдности – например, к нему часто прибегают сценаристы South Park: делают нормальных взрослых персонажей абсолютно неадекватными, для того чтобы вызвать у зрителя недоумение от их действий и добавить контраста с адекватными поступками детей. Кроме того, подобным приемом частенько грешат тайтлы, чтобы усилить эффект от психологических сцен: наглядный пример вы можете наблюдать в первой и четвертой серии Tate no Yuusha no Nariagari, где Наофуми обвиняют во всех смертных грехах, тем самым вызывая в душе зрителя негодование и праведный гнев. Проблема лишь в том, что если в случае с комедией подобные приемы намеренного отупления персонажей оказываются эффективными и усиливают эффект от сатиры, то в случае с серьезным повествованием это прием лишь прикрывает отсутствие логики в действиях тех или иных персонажей. Неужели все действующие лица – и жители параллельной вселенной, и призванные туда герои – настолько глупы и слепы, чтобы не заметить очевидной подставы? Почему пять минут назад блиставший интеллектом Рэн и его умный друг Ицуки даже не пытаются поставить под сомнение писанное вилами по воде обвинение в сторону их товарища (особенно если учесть, что оно может привести к его и их смерти)? Как говорится, не верю! В итоге зритель оказывается беззащитным перед потоком глупости, льющимся из экрана – а я ох как не люблю оставаться беззащитным. Возмездия в Tate no Yuusha no Nariagari приходится ждать долго.

Нафтания

На самом деле, логических пробелов в Tate no Yuusha no Nariagari оказывается ну очень много. Кто-нибудь объяснит мне, почему практически все персонажи исекаев никогда не пытаются получить как можно больше информации про мир, в который они попали? Почему чертова слизь из Tensei shitara Slime Datta Ken грамотнее относится к своему новому положению, чем четверка призванных легендарных героев-школьников, игравшим в огромное количество компьютерных игр, и которым на блюдечке принесут всю информацию, стоит им только попросить? Впрочем, видя прочие их поступки, становится очевидно, что умом парни были обделены… Счет более мелким упущениям я уже давно потерял. В вас целятся сверхсильным заклинанием, бьющим по строго ограниченной площади? А давайте вместо того, чтобы чуть-чуть переместиться, постоим на месте и попробуем несколькими щитами и геройским усилием заблокировать его! У вас есть два человека, приговоренных за ужасные проступки к смертной казни? А давайте простим их и оставим на воле, чтобы они продолжали творить зло! Во время одной из волн вас в одиночку разваливает таинственный враг? А давайте про него забудем и ни разу не упомянем в последующих десяти сериях! Ведь как-нибудь все разрешится само собой, да? Да? Это не просто глупость или упущение – это катастрофический идиотизм, которому я при всем желании не могу найти оправдание. И это я лишь прошелся по вершине айсберга… Ну нельзя на их основании строить важные сюжетные детали, никак нельзя.

Нафтания под дождем

Впрочем, помимо недостатков, в Tate no Yuusha no Nariagari можно найти и немало достоинств. Первым из них я бы назвал грамотно выверенный баланс между экшном и приключениями, благодаря чему повествование получается равномерным по насыщенности и скорости. В аниме практически нет проходных, откровенно скучных серий, которые никак не двигали бы сюжет вперед – именно поэтому Tate no Yuusha no Nariagari даже со всеми недостатками смотрится легко и ненапряжно. Вторым достоинством я бы назвал очень наглядную демонстрацию манипуляции СМИ и религией – вот за это аплодирую Tate no Yuusha no Nariagari стоя. Пожалуй, еще ни в одном тайтле я не видел настолько красочного объяснения того, что в злых руках средства массовой информации и религия могут превратиться в опаснейшее оружие, имеющее силу водородной бомбы. Манипуляции общественным мнением, монтаж видео, искажение фактов, затравливание авторитетом, использование веры – все это актуально в современном мире, и очень грамотно высмеивается в Tate no Yuusha no Nariagari. Вот уж чего не ожидал от стандартного фэнтези. И, наконец, в-третьих, мне понравилось разнообразие приемов и способностей, которыми наделен протагонист – все выглядит очень натурально и действительно похоже на ММОРПГ. Да, использует он в лучшем случае лишь пяток-другой щитов, однако факт наличия многих способностей меня порадовал.

Наофуми

Рисовка

Студию Kinema Citrus вряд ли можно отнести к числу передовых (все же у них не так много громких тайтлов), однако глупо отрицать, что визуальная часть в их работах обычно оказывается на высоте: взять тот же Black Bullet, в котором рисовка является едва ли не единственным достоинством, или не так давно вышедший роскошный Made in Abyss. Именно поэтому от Tate no Yuusha no Nariagari я ожидал качественной графики, и именно поэтому остался слегка разочарован. С одной стороны, мне понравился дизайн оружия, одежды, проработка эмоций героев, а также выбранная цветовая гамма. С другой стороны, фоновые изображения порой ужасно прорисованы, а дизайн персонажей мало чем отличается от дизайна любого другого фэнтези – спустя месяц я уже вряд ли вспомню внешний вид главного героя или его спутниц. Кроме того, картинке в некоторых сценах не хватает динамики. Если сравнивать с четкой, яркой и выверенной до мелочей графикой в Black Bullet или простой, но очень стильной графикой Made in Abyss, рисовка в Tate no Yuusha no Nariagari получилась не очень. Художники Kinema Citrus умеют создавать более впечатляющие изображения. Неплохо, но могло получиться лучше.

Наофуми задумчив

Музыка

Написанием фоновой музыки для Tate no Yuusha no Nariagari занимался очень талантливый и востребованный Кевин Пенкин (Kevin Penkin), который до этого успел отметиться роскошным саундтреком в Made in Abyss. Его новая работа получилась ничуть не менее разнообразной и выразительной – от некоторых мелодий даже при первом прослушивании идут мурашки. Кевин мастерски совмещает самые разные музыкальные стили, в результате чего рождаются великолепные комбинированные композиции, мощные как симфоническим, так и электронным звучанием. Не влюбиться в подобную музыку практически невозможно – просто послушайте:

Опенинги в «Восхождение Героя Щита» получились не менее мощными – давно меня настолько не цепляли опенинги, чтобы слушал их, не перематывая на протяжении всего сериала. В особенности радует речитатив в первом опенинге RISE в исполнении MADKID – звучит очень свежо и динамично. Второй опенинг FAITH в исполнении MADKID получился не менее динамичным и тоже прекрасно вписывается в атмосферу тайтла. MADKID полностью справились со своими задачами. Эндинги получились более лиричными и звучат стандартно:

1). Kimi no Namae в исполнении Chiai Fujikawa (эпизоды 2–3, 5–12).

2). Falling Through Starlight в исполнении Asami Seto (эпизод 4).

3). Atashi ga Tonari ni Iru Uchi ni в исполнении Chiai Fujikawa (эпизоды 13-25).

Лолирай

Оценки


Персонажи – 6.5. Крепкий протагонист, парочка неплохих второстепенных героев. Передоз лолями и плоскими антагонистами.

Сюжет – 6.5. Хороший баланс между экшном и приключениями. Стандартное фэнтезийное повествование с минимумом неожиданностей и максимумом идиотизма в исполнении героев. Мрачность быстро идет на убыль.

Рисовка – 7.0. Неплохо, но до уровня топовых студий все же не дотягивает.

Музыка – 9.5. Прекрасные опенинги, стандартные эндинги. Роскошное фоновое музыкальное сопровождение.


Команда

Заключение

Итак, стоит ли смотреть Tate no Yuusha no Nariagari? Если вам нравится стандартное фэнтези и жанр попаданцев, то я бы дал данному аниме шанс. Если нет, то я бы посоветовал сделать выбор в пользу других тайтлов. Все очень зависит от того, насколько серьезно вы относитесь к описанным в обзоре недостаткам – если спокойно, то аниме вам скорее всего понравится, потому что даже я посмотрел его с удовольствием. В последние годы в моих глазах аниме жанра исекай своей ролью в индустрии японской анимации практически приравнялось к «попкорновому» кино вроде голливудских комедий или боевиков, которые тоже штампуют в немыслимых количествах, и которые ты смотришь один раз, получаешь небольшую дозу положительных эмоций, а затем успешно забываешь, так как они быстро оттеняются другими похожими произведениями. Наиболее популярные и успешные исекаи стараются резко выделиться от конкурентов: так, Re:Zero делает ставку на психологию и напряженную атмосферность, Goblin Slayer (пускай и не совсем isekai) старается поразить зрителя жестокостью, Log Horizon внедряет элементы экономики и стратегии, а No Game No Life может заинтересовать необычной тематикой; но в том то и проблема, что в Tate no Yuusha no Nariagari ничего подобного я не заметил. Это по-настоящему стандартное во всех отношениях фэнтезийное аниме, которое оказывается достаточно качественным, чтобы приносить удовольствие при просмотре, однако недостаточно оригинальным, чтобы выделиться на фоне конкурентов и стать выдающимся. Что, впрочем, никак не повлияло на его популярность – лишнее доказательство того, что жанр попаданцев живее всех живых, и волна его популярности еще нескоро спадет. А я и не против – лишь бы тайтлы появлялись интересные.

7.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Не так давно я составлял рейтинг понравившихся мне исекаев – может кому-то будет интересно.

Обзор аниме Tate no Yuusha no Nariagari («The Rising of the Shield Hero», «Восхождение Героя Щита») was last modified: 31 июля, 2021 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.