Не сомневаюсь, что очень многие фанаты аниме-индустрии хотели бы пожить в Японии. В качестве места жительства первыми в голову приходят, разумеется, крупные города вроде Токио или Киото. А вот хотелось бы вам пожить на каком-нибудь удаленном острове, коих в Японии немало, где живет менее тысячи жителей и все друг друга знают? Там, откуда до ближайшего крупного города можно добраться лишь на корабле? Уверен, что число желающих сразу резко поубавится. А если я вам скажу, что на этом острове обитают паранормальные твари, которые только и хотят, что убить вас, стереть и занять ваше место? Никто здравомыслящий не захочет плыть на такой остров. Однако у главного героя аниме, которому я посвящаю текущий обзор, не было иного выбора, кроме как отправиться в столь адское место, ведь на острове находятся люди, которых ему нужно защитить… Это будет обзор аниме Summertime Render («Летнее время», «Summer Time Rendering»).
Краткие сведения
Летнее время – аниме-сериал, выпущенный студией OLM весной 2022 года. Студия известна своими тайтлами по покемонам, а также выпущенными относительно недавно Odd Taxi и Komi—san wa, Comyushou desu. Сериал состоит из двадцати пяти эпизодов, в основе сценария лежит манга за авторством Ясунори Танака (Yasunori Tanaka). Что любопытно, манга далеко не самая популярная, но аниме по ней получилось заслуживающим внимания, даже несмотря на то, что в весеннем сезоне 2022 года на MAL оно стоит всего на шестом месте по популярности, что, на мой взгляд, является кощунством. В обзоре возможны минорные спойлеры!
С момента смерти своих родителей юный Шинпэй Аджиро (Shinpei Ajiro) жил в семье Кофунэ, с отцом семейства Аланом и двумя дочерями — Ушио Кофунэ (Ushio Kofune) и Мио Кофунэ (Mio Kofune). Однако вечно находиться на небольшом острове молодому человеку было в тягость, ему хотелось стать самостоятельным, поэтому Шинпэй отправился в Токио, чтобы продолжить свое обучение. Все шло хорошо, пока до него не долетели новости, что Ушио трагически погибла, спасая маленькую девочку из океана. Шинпэй решил вернуться на остров, чтобы поучаствовать в похоронах, где до него доходят слухи, что смерть Ушио могла быть не просто несчастным случаем. Теперь ему предстоит погрузиться в древние тайны острова, и узнать про таинственные Тени, которые способны принимать любую форму. Ходит легенда, что если человек встретит Тень, которая приняла его обличие, то он вскоре умрет! Во время своего расследования Шинпэй умирает, но вместо того, чтобы отправиться к праотцам, он лишь возвращается в свое тело на несколько дней назад…
Персонажи
Так уж получилось, что мне подряд удалось посмотреть два тайтла, важную роль в которых играют игры со временем. Если в Токийских мстителях протагонист Такемичи мог отправляться на двенадцать лет в прошлое при рукопожатии с определенным человеком, а затем возвращаться в настоящее, то в Летнем времени Шинпэй попал во временную петлю и способен возвращаться в прошлое после каждой своей смерти, в лучших традициях Re:Zero. И если Такемичи в своем обзоре я постоянно критиковал за его тупость в использовании своей уникальной способности, то Шинпэй на его фоне выглядит титаническим гением! Насколько же приятнее наблюдать за умным протагонистом, который способен анализировать информацию и максимально быстро понимает, что к чему! Cловно бальзам на душу, израненную тупостью Такемичи.
Для того, чтобы осознать глубину ума Шинпэя, достаточно взглянуть на момент во второй серии, где он подготавливает мобильный телефон для съемок Тени. Шинпэй учел все мелкие детали – перевел телефон в авиарежим, полностью зарядил его, даже взял аккумулятор на всякий случай! Выключил звук и предупредил своего друга, что они поговорят обо всем завтра. А затем положил телефон таким образом, чтобы наверняка заснять свою цель, предварительно все проверив. Казалось бы – мелочь, зачем все это показывать зрителю? Но на самом деле именно в подобных мелочах лучше всего демонстрируется ум и дотошность протагониста, а также то, что сценаристу было не наплевать на детальное планирование сюжета своей истории – очевидно, что он пытался уменьшить количество логических и сюжетных дыр, что особенно важно, учитывая жанровую составляющую произведения. Разумеется, на сцене с мобильным телефоном гениальность Шинпэя не заканчивается – он прекрасно демонстрирует свои навыки на протяжении всего сериала, особенно в моментах с заходами на очередную временную петлю. Превосходный протагонист, один из лучших, что я встречал в аниме с перемещениями во времени. Умный, эмоциональный, и готовый действовать, когда это необходимо.
Впрочем, на протагонисте достоинства Летнего времени с точки зрения персонажей явно не заканчиваются. На самом деле, мне трудно было бы выделить хоть одного персонажа, который бы мне не понравился! По сути, каждый герой в данном тайтле находится на своем месте, играет отведенную для него роль с четко продуманным количеством экранного времени. Такое в последнее время случается крайне редко – гораздо чаще встречается ситуация, когда зрителя намеренно пичкают бесполезными пустышками. В Summertime Render же наоборот, убери любого второстепенного персонажа, и тайтл потеряет небольшой, но важный винтик в цельном, отлаженном механизме. Даже те персонажи, которые поначалу кажутся бесполезными, в итоге успевают сыграть свою роль в повествовании. Как же я люблю видеть в аниме грамотное использование столь важного ресурса, как персонажи! И как же редко это встречается!
Яркая, веселая, жизнерадостная Ушио Кофунэ (Ushio Kofune), которая является главной причиной Шинпэя продолжать свои попытки всех спасти. Прекрасный персонаж, которому быстро начинаешь сопереживать, и это при том, что обычно я не люблю подобный типаж персонажей. Ее более спокойная, но не менее милая сестра Мио Кофунэ (Mio Kofune), которая контрастирует с Ушио, как Луна и Солнце. Еще одна причина сопереживать Шинпэю, потому что не полюбить Мио как персонажа очень трудно – она действительно милаха. Таинственная дама Хизуру Минаката (Hizuru Minakata), которая быстро находит с Шинпэем общий язык и выступает в роли второго двигающего мозга команды. Верный Соу Хишигата (Sou Hishigata), выступающий в роли надежного друга детства, и его сестра Токико Хишигата (Tokiko Hishigata), на примере которой показано, что предназначение бывает очень жестоким. Дедок Гинджиро Нэзу (Ginjirou Nezu), выступающий в роли закаленного боями волка. Даже трусливый полицейский Тецу Тоцумура (Tetsu Totsumura), на примере которого демонстрируется реакция обычного человека, который попал бы на этот дьявольский остров – не всем же быть отважными героями! Все эти персонажи получают свою порцию славы и успевают должным образом раскрыться.
А теперь мы добрались до еще одной крайне важной причины того, что Летнее время получилось столь шикарным аниме – это антагонисты! Во-первых, это, конечно, Тени, способные по определенным правилам копировать обычных людей, чтобы затем убить их и занять их место. Очень любопытная концепция, которая ранее затрагивалась в кино и литературе, и которая, как мне кажется, отлично легла в аниме. Идея существования теней делает их очень любопытными существами, ведь они заставляют зрителя задуматься над тем, а что, собственно, делает человека человеком? Характер? Воспоминания? Поступки? Физическое тело? Да и различия в поведении оригиналов и подделок тоже интересны, что отлично показано на примере Мио и ее тени.
Во-вторых, это, так сказать, начальники теней, стоящие за всеми происходящими на острове ужасами – девочка Хайнэ (Haine) и четырехрукая тень Шидэ (Shide). Мне очень понравилось, что сценаристы не стали делать Хайнэ и Шидэ какими-то идиотами, которые побеждают противника исключительно за счет силы. Нет, и Хайнэ, и Шидэ сделаны очень умными существами, в результате чего аниме превращается в своеобразную битву интеллектов, в которой на одной стороне находятся Шинпэй с Хизуру, а на другой Хайнэ с Шидэ. Я такого удовлетворения от интеллектуальных баталий не ощущал со времен просмотра первой половины Death Note, где умами схлестнулись Ягами Лайт и L. Антагонисты получились умными, интересными, и, что самое главное, у них есть четко прописанная мотивация совершать те поступки, что они совершают (пускай зритель их и узнает ближе к концовке, но так даже интереснее). Подводя итоги над вышесказанным, Летнее время можно использовать в качестве наглядного пособия по тому, как грамотно распоряжаться персонажами. Бесподобно.
Сюжет
Я обожаю детективы и уже не раз в своих обзорах рассказывал про свою любовь к данному жанру. Он интересен. Он сложен. Он требует от зрителя внимания к деталям и напряжения извилин. При грамотном построении сюжета именно детектив может подарить зрителю то незабываемое чувство удовлетворения от собственной внимательности и правильной логики, ведь в хорошем детективе все необходимые для расследования детали демонстрируются зрителю на протяжении всего сюжета (желательно вскользь и ненавязчиво), что дает зрителю возможность самостоятельно распутать дело даже раньше, чем это сделает протагонист. Но, к сожалению, в современной индустрии аниме детективный жанр не пользуется обширной популярностью. Причин тому много, но главная из них заключается в том, что многие зрители аниме просто не любят размышлять во время просмотра. И осуждать их за это попросту глупо, ведь часто люди смотрят аниме, чтобы расслабиться, и напрягать при этом извилины как-то не хочется. Поэтому в современных аниме-реалиях жанры, требующие от зрителя умственной активности, занимают лишь очень небольшую нишу, и каждый качественный тайтл оказывается на вес золота.
Наверное, говорить, что Summertime Render является детективом, все-таки неправильно. Думаю, правильнее будет его назвать психологическим аниме с элементами путешествий во времени, экшном и драмой. Но так уж вышло, что путешествия во времени очень часто таят в себе столько нюансов, что для того, чтобы в них разобраться, необходимо немало так напрягать свой мозг. Прямо как в детективах. Как я уже упоминал, один из самых важных принципов хорошего детектива – это давать возможность зрителю самому распутать клубок хитросплетений сюжета и догадаться до различных деталей раньше, чем это сделают персонажи сериала. И меня очень порадовало, что Summertime Render дает зрителю такую возможность, ведь если внимательно смотреть сериал, то иногда можно самостоятельно разобраться в хитросплетениях сюжета без помощи Шинпэя и его товарищей.
С другой стороны, Summertime Render бесподобно заигрывает с ожиданием зрителя и постоянно их обманывает. Ты только думаешь, что наконец-то понял, что к чему, как происходит очередной сюжетный поворот, переворачивающий все с ног на голову. Только понял, каким образом у Шинпэя может получиться победить коварных Теней, как Тени вновь эволюционируют и все планы идут насмарку. На самом деле, это офигенно. Я уже давно не смотрел аниме, которому удавалось бы меня так часто удивлять неожиданными сюжетными поворотами, которые бы не выглядели при этом дичью, а отлично ложились бы в сюжет и правила мира. Благодаря сюжетным поворотам повествование не успевает наскучить и постоянно поддерживает в напряжении и внимании. Потрясающее чувство.
Еще одним важным положительным свойством является тот факт, что в Summertime Render грамотно показаны способы победы над противником. Перед вами не просто какое-то безумное чудовище, у которого нет слабых мест. Напротив, какими бы страшными и сильными поначалу не выглядели Тени, Шинпэй постепенно, из одного временного витка в другой, учится определять, чем они отличаются от обычных людей, а затем узнает способы устранения Теней. Осознание возможности победы – это важный принцип произведений, в которых людям приходится сражаться с нечистью. Лично мне всегда интереснее смотреть фильмы, в которых у персонажей есть пускай и небольшие, но реальные шансы на победу, если они все сделают правильно и в нужном порядке разыграют козыри. Ведь каким бы страшным ни был враг, у него все равно есть слабые места, в которые можно бить. Летнее время отлично следует подобным принципам.
И, наконец, не могу не отметить высокую динамику повествования на всей протяженности сериала. У многих тайтлов про временные прыжки, как и у детективов, есть одно неприятное свойство, которое зачастую отталкивает зрителя – они бывают очень медленными и тягомотными. Пока дело дойдет до кульминации, половина зрителей уже уснет, и останутся только самые крепкие и настырные. Взять тот же Steins;Gate, в котором первая половина сериала медленная, и лишь во второй половине сериал демонстрирует себя во всей красе. Так вот, в Летнем времени подобной проблемы нет – экшн тут начинается буквально со второй серии, а высокий темп повествования не снижается до самого конца. Только начинает казаться, что аниме выдохлось, как тут же происходит резкий сюжетный поворот, вновь вдыхающий в него жизнь. Это позволяет нейтрализовать замедляющий эффект множества разговоров, присущих тайтлам про игры со временем. Пожалуй, неудачными мне показались лишь пара серий в середине сериала, где демонстрируется прошлое Хизуру – пускай они и важны для сюжета, но показались мне излишне тягомотными. Но в целом, я проглотил все двадцать пять серий Summertime Render на одном дыхании. Это очень интересное, захватывающее, и разнообразное произведение, способное обманывать ожидания зрителя и дарить широкий спектр эмоций. А еще мне понравился финал, расставляющий все точки над i, хотя с фантазией автор, как мне кажется, перестарался, особенно в арке с альтернативным миром.
Рисовка
Вот честно – никогда не был большим фанатом тайтлов про покемонов, за счет которых студия OLM и получила свою известность (хотя самих покемонов люблю, и даже много играл в Pokemon Go, пока его у нас не прикрыли). Но я постепенно становлюсь фанатом визуальной части их современных произведений, таких как Odd Taxi и Komi—san wa, Comyushou desu. Теперь к этому списку добавляется и Summertime Render. Мне очень нравится то, как персонажи вписаны в окружающий мир – выглядят, как влитые. Также мне понравился дизайн персонажей и проработка фоновых изображений. Даже анимация и цветовая гамма тут очень приятные и радуют глаз. Вот реально – баталии в этом аниме выглядят лучше, чем в большинстве современных сенэнов! Плавная анимация с отличной динамикой. Честно, я даже не знаю, к чему тут можно придраться, если не быть совсем уж душнилой. А уж крупные планы тут какие – ух, так и хочется вглядываться в детали! Великолепная рисовка.
Музыка
В качестве композитора выступил Кейго Хоаши (Keigo Hoashi), который уже успел сколотить себе имя очень достойными саундтреками к Suzumiya Haruhi no Shoushitsu и Vivy: Fluorite Eye’s Song, хотя к самым известным композиторам современности его отнести все-таки сложно. Тем не менее, он великолепно справился со своими задачами – немногочисленная музыка, написанная для тайтла, звучит превосходно. По большей части она звучит в каких-то кульминационных моментах, например в сражениях. Но в случае с Summertime Render мне больше хочется отметить не композитора, а людей, работающих со звуком. Summertime Render представляет тот редкий тайтл, в котором минималистичный саундтрек пришелся кстати. Гораздо большую роль в данном аниме играет тишина и отдельные звуки, нежели фоновая музыка. Ты буквально начинаешь вслушиваться в пустоту, испытывая все большое и большее напряжение, как от фильма ужасов.
Как будто сам попал на далекий японский остров, населенный чертовщиной, которая в любой момент может выползти из подворотни. Бесподобная атмосфера. Первый опенинг Hoshi ga Oyogu в исполнении Macaroni Empitsu мне понравился – несмотря на спокойный темп, он чем-то завораживает и не позволяет от себя оторваться. Особенно впечатляет синхронизация картинки и мелодии в конце опенинга, когда персонаж подносит пистолет к голове. Второй опенинг Natsuyume Noisy в исполнении Asaka мне понравился чуть меньше, хотя припев в нем тоже запоминающийся. С эндингами все более банально: и первый эндинг Kaika в исполнении cadode, и второй эндинг Shitsuren Song Takusan Kiite Naite Bakari no Watashi wa Mou в исполнении Riria получились простыми и спокойными. Чем-то особенным они не выделяются и вряд ли запомнятся. Разве что видео реального острова в первом эндинге показалось необычным.
Оценки
Персонажи – 10.0. Филигранное использование персонажей. Превосходный протагонист, великолепные второстепенные персонажи, шикарные антагонисты с четкой мотивацией.
Сюжет – 9.0. Очень захватывающе и интересно. Логичный сюжет с меняющимся темпом повествования. Слабым местом можно назвать разве что медленную арку в середине сериала.
Рисовка – 9.0. Я впечатлен. Прекрасный дизайн персонажей, очень яркая и сочная картинка с плавной, проработанной анимацией сражений.
Музыка – 9.0. Тот случай, когда минимализм играет на руку. Превосходная работа со звуком. Отличные опенинги, стандартные эндинги.
Заключение
Пожалуй, именно Summertime Render я могу назвать самым неожиданным открытием 2022 года. Начиная просмотр, я ожидал увидеть очередную скучную, тягомотную историю с дырявым, как сыр, сюжетом, и шаблонными персонажами. А получил один из лучших психологических детективов с элементами временных перемещений, что я вообще встречал в индустрии аниме. Очень захватывающе. Ярко и в то же время мрачно. Настоятельно рекомендую к просмотру всем фанатам жанра, да и не фанатам тоже – в современных аниме-реалиях произведения подобного уровня появляются крайне редко. Это первое за долгое время аниме, которое смогло меня настолько приятно удивить — получал удовольствие от каждой серии. Стоит сказать спасибо студии OLM, они большие молодцы! Всем добра, и смотрите только лучшее!