Обзор аниме Odd Taxi («Необычное такси»)

Хироши Одокава

Я видел много качественных аниме (и еще больше некачественных). В каких-то случаях достаточно посмотреть на постер или прочитать синопсис, чтобы понять, что перед тобой находится нечто стоящее. Иногда необходимо ознакомиться со списком режиссеров, сценаристов и прочих причастных. А бывают случаи, что абсолютно ничто не выдает в находящемся перед тобой тайтле шедевра. В таком случае остается лишь начать просмотр и убедиться самостоятельно. Они как драгоценные камни, которые начинают сверкать лишь тогда, когда посмотришь на них под определенным углом. Этот обзор я решил посвятить одному из неочевидных шедевров 2021 года. Это будет обзор аниме Odd Taxi («Необычное такси»).

Odd Taxi

Краткие сведения

Odd Taxi – это аниме-сериал, выпущенный студиями OLM и P.I.C.S. Сериал состоит из тринадцати серий, в основу положен оригинальный сценарий за авторством Kazuya Konomoto. Студия P.I.C.S до этого была не особо известна в сфере аниме, а вот студия OLM уже давно заслужила себе имя производством тайтлов про Покемонов, Берсерка, а в 2021 году они активизировались, и помимо Odd Taxi выпустили долгожданный фанатами Komi-san wa, Comyushou desu.

События Odd Taxi разворачиваются вокруг эксцентричного моржа – водителя такси по имени Хироши Одокава (Hiroshi Odokawa). Он предпочитает жить обычной жизнью и радоваться маленьким радостям – выпивать со своими друзьями в баре, посещать баню, спокойно работать и слушать выступления любимых комиков под псевдонимом Хомо Сапиенс. Однако однажды его жизнь переворачивается с ног на голову: в городе произошло громкое убийство, и все следы ведут к тому, что Хироши перед смертью подвозил почившего на такси. Теперь его жизнью заинтересовалась не только полиция, но и различные мафиозные группировки. Удастся ли Хироши выбраться из этого смертельного клубка живым и защитить своих друзей и близких?

Шумная толпа

Персонажи

Во многих современных тайтлах прослеживается негативная тенденция, которую я очень сильно не люблю. Наиболее явно она проявляется в сенэнах, но и мимо других жанров не проходит стороной. Заключается она в том, что на зрителя вываливают огромное количество персонажей, которым не уделяют экранного времени. Вам просто показывают абстрактного героя, называют его имя, говорят, что он, мол, член такой-то команды с таким-то навыком… Он может даже произнести одну-две фразы, чтобы после этого пропасть с экранов на неопределенное время. Зачастую это делается с учетом вторых, третьих, четвертых сезонов, где незатронутые ранее персонажи якобы должны раскрыться, но гораздо чаще про них просто забывают. Взять, например, Tokyo Ghoul, где в манге многие персонажи играют важную роль, а в аниме их просто показывают, а затем забывают про их существование. Возникает закономерный вопрос: «А зачем вообще нам этих персонажей показали?» Персонажи – это важнейший ресурс, грамотное использование которого значительно повышает шансы тайтла на успех. Разбрасываться им расточительно. Именно поэтому я был рад, когда увидел, что Odd Taxi является полной противоположностью расточительного подхода.

Такси

Каждый персонаж, будь он главным или второстепенным, в Odd Taxi является важной структурной единицей и используется на 100% своего потенциала. Здесь нет ни единого лишнего героя. Убери любого, и педантично выверенная история потеряет частичку своей оригинальности и гармоничности. Если кого-то и стоит выделить среди всего разнообразия персонажей, то это, конечно, морж-протагонист Хироши Одокава (Hiroshi Odokawa) – простой и медленный снаружи, сложный и решительный внутри. Еще одним запоминающимся героем оказался Добу (Dobu), который является прекрасным примером продуманного антагониста с проработанной мотивацией и яркой харизмой. Добу совершает зло не потому, что ему так хочется, а потому, что того требует ситуация. Среди остальных персонажей очень сложно кого-то выделить – они все получились равнозначными и важными. В такой ситуации каждый зритель сможет с легкостью найти себе любимого персонажа по душе – все зависит от личных предпочтений. Пара слов про использование антропоморфных животных в качестве персонажей – не вижу в этом никакой проблемы. Даже напротив, это позволило ярче подчеркнуть характер того или иного персонажа. Сценаристы пошли еще дальше, и придумали антропоморфным образам гармоничное объяснение, раскрываемое по мере продвижения сюжета – это очень круто.

Сумасшествие

Сюжет

Odd Taxi – это неспешные, переплетающиеся потоки мыслей и судеб непохожих друг на друга персонажей. На первый взгляд, в них нет ничего особенного: персонажи живут своей жизнью, встречаются друг с другом и решают какие-то мелкие личные проблемы. Вот бегемот: он хочет стать популярным и завируситься в сети. Вот сорокалетний, побитый жизнью обезьян: он хочет найти себе красивую девушку и жениться на ней. Вот миленькая собачка: она хочет во что бы то ни стала добиться успеха в своей айдол-группе. Вот боевой бабуин: он хочет восстановить свою репутацию в глазах босса и поставить конкурента на место. Вот дуэт кабана и лошади: они хотят достичь успехов на комедийном поприще. Вот работяга-котик: он хочет получить самый редкий предмет в мобильной игре. Казалось бы, никак не связанные друг с другом истории, которые по отдельности не кажутся особо интересными. Однако сюжет Odd Taxi построен таким образом, что от серии к серии параллельно идущие истории постепенно связываются и переплетаются друг с другом, к финалу образуя мощный канат единого повествования. При этом нельзя сказать, что какая-либо сюжетная линия здесь является доминирующей – напротив, они существуют на равных правах. Да, историю Хироши можно назвать основной, однако остальные истории не уступают ей по насыщенности и важности. С этой точки зрения Odd Taxi очень похож на Durarara и Baccano.

За работой

Помимо гармоничного сосуществования нескольких сюжетных линий, хочется отметить бесподобное нагнетание атмосферы (немалую роль в этом играет музыкальное сопровождение). Причем это заметно с первой же серии. Вот вроде бы персонажи просто разговаривают в машине, потом в кадре будто бы случайно демонстрируется мобильный телефон, а на нем изображен разыскиваемый преступник – и ты сразу немного напрягаешься. Будто бы мелкий укол: кольнуло, и сразу отпустило. Однако чем дальше продвигается повествование, тем больше подобных уколов происходит, пока просмотр не превращается в сеансы иглоукалывания. Наверное, наиболее сильно это ощущается в арке про пропавшую школьницу – недаром именно ей посвящены последние кадры сезона (открытый финал этой истории пришелся к лицу). На мой взгляд, это интересный подход заигрывания сценариста со зрителем – он как будто дразнит тебя, заставляя находиться в состоянии напряжения, ведь ты никогда не знаешь, когда эти мелкие уколы превратятся в настоящий сюжетный удар.

Дом милый дом

Еще одной важной особенностью Odd Taxi является внимание к деталям. Если на экране демонстрируется какая-то кажущаяся незначительной мелочь, на которой почти не акцентируется внимание – будьте уверены, вскоре она сыграет свою роль. И это очень здорово, потому что таким образом поощряется внимательность зрителя. Плакат айдол-группы, оставленный в автомобиле. Закопанный под случайным деревом пистолет. Пропажа лекарств из аптеки. Ручка в виде посоха девочки волшебницы. Подобный примеров в Odd Taxi очень много. Мелкие детали, разбросанные по всему повествованию, которые вскоре приобретут значимость и склеят разрозненные куски истории воедино. В Odd Taxi безукоризненно выполняется принцип чеховского ружья, который гласит: «Каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены; в истории не должно появляться элементов, обманывающих ожидания аудитории тем, что никогда не играют роль в дальнейших событиях.» Кому-то подобный принцип покажется глупостью – подумаешь, лишняя неиспользованная деталь, ерунда – однако для грамотно построенного, логичного и лаконичного повествования он крайне важен. Если автор целенаправленно добавляет в произведение лишние детали, не имеющие никакого смысла, то он не уважает время и внимание своего зрителя. Так что хочется сказать спасибо сценаристам Odd Taxi за столь дотошное внимание к деталям, которое в современной аниме-индустрии практически не встречается. Сразу становится очевидно, что в основе лежит оригинальный сценарий.

Добу в гневе

И знаете, что особенно обидно? При всех своих достоинствах Odd Taxi никогда даже близко не приблизится по популярности и объему аудитории к сенэнам или исекаям! Например, на крупнейшем западном сайте MAL на момент написания обзора Odd Taxi по оценкам занимает 32 место (превосходный показатель), а по популярности лишь 855 место. Да в том же весеннем сезоне 2021 года по популярности он занимает лишь 13 место! Это же ужас! Его опережают 3 сенэна, 3 исекая, 2 комедии и парочка неплохих тайтлов. Возникает вопрос: «Почему так происходит?» Ответ на самом деле прост – проблема заключается в жанровой специфичности Odd Taxi и в тенденциях современной аниме-индустрии.

Яно

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство зрителей аниме являются школьниками или студентами, и это совершенно нормальное явление. В этом возрасте люди, как правило, стремятся к получению быстрых и максимально простых эмоций (по себе сужу, разумеется). Ого – драка, бух взрыв бах! Вау! Ого – тупая и пошлая шутка! Ха-ха-ха! Ого – персонаж переродился в виде владыки демонов и собрал себе гарем! Классно, вот бы и мне так! Все это приводит к тому, что студии решают срубить бабки на массовости и непривередливости зрителя, и производят спорные продукты одних и тех же популярных жанров. Не удивительно, что на этом навязчивом фоне оригинальные произведения вроде Odd Taxi теряются и уходят на второй план. При этом художественная ценность у одного оригинального произведения может быть выше, чем в сотне проходных комедий или сенэнов. Именно такие произведения толкают аниме-индустрию вперед, и важность их как никогда высока. Хотя бы за это я рекомендую дать Odd Taxi шанс.

Выступление

Рисовка

Так как производством аниме занимались не самые известные мне студии, ожидания насчет графической составляющей Odd Taxi были сдержанными. Впрочем, опасения оказались напрасными, и художники отлично справились со своей работой. Картинка в Odd Taxi выглядит свежо и оригинально. Это тот случай, когда изображение берет свое не какой-то безумно плавной анимацией или сверхъестественной реалистичностью. Нет, тут в дело вступает грамотно выдержанная стилистика. Яркие персонажи, внешность которых отлично передает их характеры и стандартные представления о том или ином животном. Мягкая, приятная глазу цветовая гамма, которая время от времени меняется для передачи соответствующей сцене атмосферы. Разнообразные локации, в которых происходят события сериала. Честно сказать, я даже не знаю, к чему тут можно придраться – выбранная стилистика и глубина проработки визуальной составляющей Odd Taxi идеально соответствует поставленным задачам. Ни больше, ни меньше. Умелое использование предоставленных ресурсов и бюджета.

В больнице

Музыка

В качестве композиторов Odd Taxi указаны OMSB, VaVa и PUNPEE. Все трое ранее не отмечались в качестве создателей саундтреков аниме. На мой взгляд, музыкальное сопровождение в Odd Taxi получилось стандартным. Композиторы выбрали минималистичный подход, стараясь точечно усиливать ту или иную эмоцию – в случае с Odd Taxi такой подход сработал неплохо. Куда сильнее мне понравилась работа со звуком: в аниме превосходно используется гармония диалогов и тишины, что позволяет поддерживать неповторимую атмосферу присутствия. Такое ощущение, будто ты сам находишься в такси рядом с водителем и следишь за происходящим с соседнего сиденья. В качестве опенинга использован трек ODDTAXI в исполнении Skirt и PUNPEE – он является живым олицетворением духа всего сериала. Простой, но запоминающийся. Эндинг Sugarless Kiss в исполнении Suzuko отдает дань тематике айдолов, которая играет в сюжете не последнюю роль. Если подводить черту, то можно назвать музыкальную составляющую Odd Taxi стабильной и крепкой.

В баре

Оценки


Персонажи – 10.0. Бесподобное использование персонажей – ни одного лишнего, нераскрытого героя. Много оригинальных личностей.

Сюжет – 9.0. Очень необычная история, состоящая из множества косвенно связанных второстепенных сюжетных линий. Логично и захватывающе.

Рисовка – 8.5. Визуальная составляющая полностью справляется со своими задачами. Стильная и запоминающаяся.

Музыка – 8.0. Минималистический подход, заигрывающий с атмосферой. Очень продуманное использование тишины и звуковых эффектов. Необычный опенинг, простой эндинг.


Братья полицейские

Заключение

Знаете, Odd Taxi мне чем-то напоминает джаз. Джаз – это музыка, которую ты не будешь слушать постоянно, если, конечно, ты не самый верный его фанат. Лично мне подобная музыка быстро надоедает. Однако при наличии определенного меланхоличного настроения джаз способен приносить ни с чем не сравнимое удовлетворение – ведь это плавная, мелодичная музыка, способная проникнуть в самые далекие уголки души. Odd Taxi на несколько вечеров стал для меня анимационным аналогом джаза – изысканным, изящным блюдом, исцеляющим душу после тяжелого рабочего дня. Неспешное, но очень продуманное и связное повествование. Живые, оригинальные персонажи, каждый из которых играет важную роль в сюжете и так или иначе его обогащает. Стильная графика и музыкальное сопровождение. Бесподобная атмосфера. В этом аниме продумана каждая мелочь. Если вы устали от заполонивших современную аниме-индустрию однотипных, шумных сенэнов, исекаев, комедий и аниме про школьников, то Odd Taxi будет сродни глотку свежего воздуха после часовой поездки в переполненной, как кильки в банке, душной маршрутки.

9.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Odd Taxi («Необычное такси») was last modified: 11 декабря, 2021 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.