Обзор аниме Vivy: Fluorite Eye’s Song («Виви: Песнь флюоритового глаза»)

Драка

Какие ассоциации у вас вызывает слово «будущее»? Не ближайшее будущее, а то, которое нас ждет через столетие? Тысячу лет? Десять тысяч? Лично мне первыми в голову приходят технологичные протезы, гигантские мегаполисы, летающие автомобили, и, конечно же, андроиды, неотличимые от человека. С развитием технологий роботостроения начнут резко вставать вопросы морали по отношению к роботам, а также стандарты их поведения. Ведь рано или поздно отличить андроида от человека станет невозможно. Подобная тема давно будоражит режиссеров и писателей по всему миру – существует огромное количество книг и фильмов, посвященных взаимоотношениям робота и человека. Какие-то из них описывают мирное сосуществование, а в каких-то не обошлось без войны. Разумеется, аниме-индустрия не отстает от тенденций, и частенько притрагивается к столь актуальной тематике. На этот раз я расскажу вам про аниме Vivy: Fluorite Eyes Song («Виви: Песнь флюоритового глаза»).

Vivy Fluorite Eyes Song

Краткие сведения

Vivy: Fluorite Eyes Song – это аниме-сериал, выпущенный студией Wit Studio весной 2021 года. В основу лег оригинальный сценарий, написанный Таппеем Нагацуки (Tappei Nagatsuki) – никто иной, как создатель Re:Zero – и Эйджи Умехара (Eiji Umehara), тоже приложивший руку к Re:Zero и многим другим известным тайтлам. Так что с играми со временем эти ребята знакомы не понаслышке. Сериал состоит из тринадцати серий, параллельно с трансляцией запустилось производство манга-адаптации.

В будущем развитие искусственного интеллекта достигло того этапа, когда человечество и андроиды смогли сосуществовать друг с другом. Андроиды стали важной частью общества, помогая людям сделать мир лучше и всегда придерживаясь главного закона: «Всегда следуй своей программе». Все были счастливы, пока в один день не произошел массовый сбой в системе, заставивший роботов жестоко убивать каждого попавшего в поле зрения человека. Чтобы спасти человечество от вымирания, эксперт в области искусственного интеллекта доктор Мацумото (Dr. Matsumoto) решает отправить на сотню лет в прошлое робота-кубика по имени Мацумото, чтобы тот при помощи первого независимого андроида – робота-певицы по имени Дива (Diva), она же Виви (Vivy) – предотвратил грядущую катастрофу. Для этого им необходимо вмешаться в несколько самых важных событий прошлого, ускоривших развитие искусственного интеллекта и повлиявших на становление взаимоотношений между роботами и людьми. Вот только время – это вам не игрушка, и все всегда может пойти не по плану…

Профессор

Персонажи

Итак, в центре истории находится пара протагонистов: робот Мацумото и певица Виви. Виви мне понравилась – с одной стороны, слегка меланхоличная и спокойная, а, с другой стороны, способная на принятие важных решений без лишних размышлений. По характеру она похожа на Вайолет из Violet Evergarden, который я, кстати, упомяну еще не раз. Обычно я не люблю подобный типаж персонажей, однако в Vivy: Fluorite Eyes Song он пришелся кстати и очень хорошо раскрывается посредством драматичных ситуаций. Робот Мацумото тоже получился достойным. По мере развития сюжета их отношения с Виви развиваются, и между ними появляется особая химия, за которой очень интересно наблюдать. На самом деле, у этого кубика харизмы больше, чем суммарно у всех персонажей какого-нибудь стандартного сенэна. В общем, протагонисты здесь хорошие, и надоесть за сезон не успевают. Касательно второстепенных персонажей говорить нечего – они получились стандартными, со своими задачами справляются, однако запоминающимися или выдающимися их не назовешь. Вряд ли я смогу вспомнить хоть кого-то спустя пару месяцев.

Неправильный какой-то стоматолог

Сюжет

Сюжет Vivy: Fluorite Eyes Song строится на трех основных столпах, первым из которых являются взаимоотношения андроидов и людей. Начнем с того, что идея будущего, где человекоподобные роботы стали неотъемлемой частью общества, далеко не нова. Даже если говорить про аниме, в голову сразу приходят Chobits и Plastic Memories с точки зрения легких жанров, и Ergo Proxy и Ghost in the Shell с более тяжелых. А уж про фильмы я вообще молчу – тут вам и Терминатор, и Бегущий по лезвию, и Двухсотлетний человек, и Я, робот… список можно продолжать очень долго. Кроме того, подобная тематика не прошла мимо игровой индустрии, в результате чего появился шедевральный Detroit: Become Human. Настоятельно рекомендую пройти тем, кто этого еще не сделал – великолепная игра с огромным количеством возможных концовок, которая шикарно раскрывает вопросы взаимоотношений человека и андроида в разных проявлениях. Однако насколько бы часто ни затрагивались эта тема, она до сих пор остается притягательной и сложной, ведь рассматривать ее можно под множеством разных углов, каждый раз затрагивая новые аспекты.

Милота

Вторым столпом являются перемещения во времени – в данном случае перемещение сознания во времени, если быть совсем точным. И вновь, подобная идея далеко не нова: среди аниме ее затрагивали и Re:Zero, и Врата Штейна, и многие другие тайтлы. Казалось бы, зачем делать ставку на игры со временем? И вновь на помощь приходит тот факт, что раскрывать данную тематику можно с множества разных ракурсов. Как происходит перенос сознания? Многоразовый ли он? Может ли обладатель этой способности контролировать ее? Как поступки героя отражаются на дальнейшем течении времени? Перемещения во времени – это одна из самых интересных и сложных в реализации идей, которую очень легко превратить в глупый фарс. Сценаристы Vivy: Fluorite Eyes Song с этой точки зрения решили не изобретать велосипед, и сделали все максимально просто: вот вам андроид, его сознание перенесли на сто лет, он в течение ста лет будет исправлять прошлое. Никаких сложных временных петель и прочих изысков. Как мне кажется, это пошло сюжету на пользу, так как он получился легким для восприятия. Все-таки в Vivy: Fluorite Eyes Song акцент сделан на рассматриваемой проблематике и эмоциях, а не на сложных сюжетных поворотах.

Зал

Третьим столпом тайтла являются многочисленные философские вопросы, затрагиваемые по мере продвижения сюжета. Их тут много, но сильнее всего мне запомнились вопрос о существовании души (Виви почти каждому персонажу задает вопрос о том, чем по их мнению является душа), вопрос о предназначении (для роботов – это следование программе, для людей тут все более сложно), а также множественные вопросы, затрагивающие положение андроидов в обществе. Нормально ли жениться на роботах и заводить с ними семью? Можно ли считать, что у них тоже есть чувства? Приведет ли существование андроидов к деградации человечества? Вопросы сложные, интересные, и поразмышлять над ними было приятно.

Добрый пони

Если же рассматривать структуру сюжета, то она очень напоминает структуру Violet Evergarden. Выбран формат двух-трех серийных арок, в которых Виви так или иначе пытается предотвратить войну между андроидами и людьми, исправляя прошлое и помогая причастным, будь то люди или андроиды. На мой взгляд, подход удачный, так как он позволил быстро менять эмоциональный фон истории и сделал ее более динамичной. Так, в первой арке зрителя знакомят с ситуацией – впереди война, надо исправлять прошлое чтобы ее не допустить. Просто и понятно. Во второй арке акцент делается на драматичной составляющей взаимоотношений между андроидами. В третьей арке акцент смещается на взаимоотношения между андроидом и человеком. В четвертой арке много времени уделяется влиянию музыки на жизнь человека. И, наконец, пятая арка делает значительный акцент на экшн (причем очень разнообразный – тут вам и гонки, и драки, и перестрелки) и подводит закономерную, логичную черту под историей. Разный эмоциональный фон. Разная динамика повествования. Разные поднимаемые проблемы. Все это позволяет поддерживать постоянный интерес в зрителе на протяжении всего повествования – очередной положительный эффект от оригинального сценария, в котором сюжет продуман от начала до конца.

Дива в платье

Если же пытаться выделить недостатки Vivy: Fluorite Eyes Song, то к ним я отнесу излишне прямолинейную, навязчивую драму. Тот же самый недостаток я, кстати, подмечал и в Violet Evergarden. Особенно сильно он очевиден в первых двух арках. Проблема тут в том, что вас пытаются заставить сопереживать героям, с которыми у вас еще не сложилась эмоциональная связь. Например, в первой арке

Спойлер
Умирает девочка в авиакатастрофе.

Да, ее конечно жалко, но вы видели этого героя всего минуту экранного времени. Будете ли вы сопереживать этой сцене? Вряд ли. Та же самая проблема проявляется и во второй арке.

Спойлер
Вы видите, что разлученные сестры-андроиды наконец-то воссоединились, и жертвуют собой ради спасения корабля.

Вроде бы и трогательная история, но, опять-таки, предысторию вам рассказывают в нескольких коротких флешбэках (кстати, сцена на свалке роботов очень сильно напоминает соответствующую сцену из Detroit: Become Human). Сопереживать этому было трудно. Я человек не очень сентиментальный, и для того, чтобы вызвать у меня сильные эмоции, необходимо действовать осторожно и продуманно. Сценаристы забыли про один очень важный принцип – если вы хотите, чтобы вашим персонажам сочувствовали во время драмы, необходимо подготовить почву. Совершенно не нужно делать каждую серию драмы драматичной. Драма усиливается за счет положительных эмоций. Необходимо создать у зрителя воспоминания и приятные эмоции, связанные с этими персонажами, которые затем усилят эффект от драматичных сцен. Однако в Vivy: Fluorite Eyes Song драма показывается слишком прямолинейно – персонажи просто плачут, произносят высокопарные речи, а затем умирают. Начиная с третьей арки, кстати, дела налаживаются, и драма становится более тонкой. Уверен, тем, кому понравилась драматическая составляющая в Violet Evergarden, будут довольны. У меня же остались спорные ощущения.

Глаза Виви

Еще одним недостатком я бы назвал поверхностность описания мира будущего, в котором разворачиваются действия. Ведь это же самая интересная часть любого аниме про будущее! Всегда интересно узнать, каким оно будет с точки зрения авторов. В Vivy: Fluorite Eyes Song вам просто говорят, что андроиды развиваются, люди носят белые одежды с неоновыми линиями, есть организация, которая борется против роботов… и, в целом, все. Почему бы не рассказать побольше про мотивацию этой организации? Почему бы не уделить больше времени вопросам эволюции андроидов? Почему, в конце концов, не рассказать побольше про механизм отсылки сознания в прошлое? Кроме того, в сюжете есть нелогичности.

Спойлер
Например, я на самом деле не понимаю, почему в последней арке доктору пришлось жертвовать собой? Зачем Виви было так рисковать и терять возможность вернуться в прошлое вновь? Что мешало профессору отправить Виви на час пораньше, чтобы она успела и его предупредить, и с Архивом поговорить – можно же было вообще жертв избежать? Мотивация Архива тоже очень странная – мол, люди деградируют, поэтому их надо уничтожить.

Очень странные и необоснованные решения, которые можно было бы легко исправить и объяснить за несколько минут экранного времени. Но, даже несмотря на все недостатки, история получилась динамичной и смотрится на одном дыхании.

Главная сцена

Рисовка

Визуальная составляющая Vivy: Fluorite Eyes Song превзошла все мои ожидания. Во-первых, порадовало обилие крупных планов, в которых зрителю во всей красе демонстрируются лица андроидов с глазами-камерами. Во-вторых, в аниме фигурирует множество разноплановых локаций с различной цветовой гаммой. Но самой сильной стороной тайтла являются не фоны или крупные планы, а анимация сражений. Черт побери, какие же они проработанные и красивые. Некоторые битвы я пересматривал десятки раз, просто чтобы вглядеться в каждое проработанное движение. У меня в голове даже пролетели ассоциации со сражениями из Shingeki no Kyojin… а потом я осознал, что Атаку титанов тоже создавала Wit Studio, так что, по сути, это были те же самые люди. Вот он – высочайший признак мастерства аниматоров и художников: достаточно просто взглянуть на их творение, чтобы понять, чьему перу оно принадлежит. Просто бесподобно. То, как Виви ловит медведя в первой серии – это просто передоз милоты. Из мелких недостатков, пожалуй, назову незапоминающийся дизайн второстепенных персонажей, а также излишне размытые фоновые изображения в некоторых сценах.

Выступление

Музыка

В качестве композитора для Vivy: Fluorite Eyes Song выступил опытнейший Сатору Косаки (Satoru Kousaki), ранее приложивший руки к Bakemonogatari, Suzumiya Haruhi no Shoushitsu, Kannagi и многим, многим другим известным тайтлам. В своей новой работе он превзошел сам себя – для тринадцатисерийного тайтла было написано более сорока треков, некоторые из которых имеют вокальную дорожку – вполне ожидаемо для сериала, в котором центральную роль играет музыкальный андроид, но все равно впечатляет. Сатору Косаки мастерски совместил классическую и электронную музыку, что позволило, с одной стороны, усилить эффект от многочисленных драматичных сцен, а, с другой стороны, сделать экшн более живым. Что касается вокальных композиций – от многих из них у меня до сих пор идут мурашки. Сэйю мастерски справились со своей работой. Наравне с анимацией, музыка является сильнейшей стороной Vivy: Fluorite Eyes Song.

Виви и медвед

Опенингов и эндингов в тайтле несколько. Это сделано для того, чтобы показать возможности роботов-певиц, фигурирующих в сериале – логичный и правильных ход.

Опенинги:

Happy Together в исполнении General-Purpose Diva AI (Miya Kotsuki) (эпизод 1)

A Tender Moon Tempo в исполнении Vivy (Kairi Yagi) (эпизод 3)

Sing My Pleasure в исполнении Vivy (Kairi Yagi) (эпизоды 4-6, 8-12) – центральная тема сериала, динамичная и мощная. Хотя мне больше она понравилась не в виде опенинга, а в виде лирической альтернативы в исполнении робота-медсестры из третьей арки.

Galaxy Anthem в исполнении Vivy (Kairi Yagi) (эпизод 7)

Эндинги:

Ending Theme в исполнении Satoru Kousaki (MONACA) (эпизоды 1-2, 5, 7, 9-12) – лиричная мелодия с домино, падающими на фоне. Хорошо соответствует тематике сериала.

Ensemble for Polaris в исполнении Estella (Vo. Licca) (эпизод 3) – одна из самых красивых песен сериала.

Ensemble for Polaris в исполнении Estella & Elizabeth (Vo. Licca & Vo. Noa)  (эпизод 4)

Fluorite Eye’s Song в исполнении Vivy (Kairi Yagi) (эпизод 13)

Виви вечером

Оценки


Персонажи – 7.0. Приятная пара протагонистов. Второстепенные персонажи неплохи, но каких-то сильно запоминающихся тут, пожалуй, нет.

Сюжет – 7.5. Удачно выбранный формат коротких арок. Первые две арки получились не сильно захватывающими, а вот третья, четвертая и пятая мне понравились.

Рисовка – 9.0. Обилие крупных планов с акцентом на глазах. Потрясающая анимация сражений и экшн-сцен.

Музыка – 10.0. Очень сильные основные темы. Стандартный опенинг, мелодичный эндинг. Нестандартная работа со звуком, много разноплановой фоновой музыки.


Заключение

С одной стороны, я впечатлен. Это уже второе подряд аниме, созданное по оригинальному сценарию, которое не получило широкой популярности у аудитории, но определенно ее заслуживает. Нестандартная для современной аниме индустрии тематика с незаезженным до дыр жанром. Простой, но интересный сюжет. Великолепная анимация и музыкальное сопровождение. Качественные протагонисты. Динамичный экшн. Всего этого достаточно, чтобы дать Vivy: Fluorite Eyes Song шанс – особенно если вы любите высокую концентрацию драмы в духе Violet Evergarden. С другой стороны, мне все-таки досадно от того, что тут и там видны мелкие недоработки. Где-то тайтлу не хватило глубины, где-то можно было лучше расставить эмоциональные акценты, где-то чуть-чуть добавить деталей и логики. Не будь этих досадных мелочей – и Vivy: Fluorite Eyes Song можно было бы смело причислять к списку шедевров. А так мы получили просто очень крепкое, качественное произведение, способное подарить пару приятных вечеров, что тоже неплохо!

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Vivy: Fluorite Eye’s Song («Виви: Песнь флюоритового глаза») was last modified: 31 декабря, 2021 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.