Пришло время продолжить рассматривать интересные тайтлы зимнего сезона 2019 года. С традиционными исекаями, комедиями и психологией, которые можно найти практически в каждом современном аниме сезоне, я уже ознакомился, так что пришла пора переходить к десерту. На этот раз я хочу рассказать про тайтл, который на самом деле не сильно выделяется на фоне остальных. Действительно, истории про борцов с демонами и самураев не так уж редки. Но вот хорошие среди них встречаются не столь уж часто. Впрочем, данный обзор будет посвящен одному из них. Это будет обзор великолепного приключенческого аниме с на редкость лаконичным названием Dororo («Дороро»).
Краткие сведения
Dororo – приключенческое аниме, выпущенное студиями Tezuka Productions и MAPPA зимой 2019 года (кстати, это не первое сотрудничество студий – раньше они вместе выпустили неплохой Sakamichi no Apollon). Сериал состоит из двадцати четырех эпизодов, в основу сценария положена манга, автором которой является легендарный Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka). Манга выпускалась в журнале Weekly Shōnen Sunday в 1967-1968-ых годах, а в 1969 году студией Mushi Productions появилась первая чёрно-белая аниме адаптация. Так что современное аниме можно считать свежим ремейком старого сериала и новой адаптацией очень уважаемой манги. Впрочем, их сюжет местами значительно различается, хотя основная идея осталась прежней. В роли режиссера выступил опытный Казухиро Фурухаши (Kazuhiro Furuhashi).
События Дороро разворачиваются в альтернативной средневековой Японии периода Сэнгоку (XV-XVII века), населенной воинствующими самураями и кровожадными демонами. Местный даймё (военный феодал, дословно – большое имя) по имени Дайго Кагэмицу (Daigo Kagemitsu), видя упадок своих земель, решает обратиться к помощи демонов, предложив им взамен все, что угодно. Однако цену такой сделки Дайго узнает не сразу. Во время рождения его первенца в небе сверкает молния, а затем присутствующие при родах люди видят несчастного новорожденного без кожи, глаз, рук, ног и прочих органов. Такова была цена – каждый демон забрал себе по органу у ребенка. Дайго, ослепленный успехом, велит слугам убить ребенка, однако сердобольная нянька отправляет несчастного в лодке вниз по реке. Судьба смилостивилась над ребенком, получившим впоследствии имя Хяккимару (Hyakkimaru), и дала ему возможность жить. Повзрослев, он решает вернуть то, что принадлежит ему по праву, и выдвигается на охоту на демонов. Лишь убив их всех, он способен получить отнятые органы, и он сделает все, чтобы вернуть украденное. Вскоре он спасает воришку-сироту Дороро (Dororo), который, в отличие от большинства других живых душ, не убегает, едва увидев его. Так и началось их приключение.
Персонажи
Дороро роскошным образом демонстрирует, что в реальности не бывает исключительно «белых» и «черных» людей, которые во всех отношениях являются хорошими или плохими, и что каждый человек является в большей или меньшей степени «серым». Более того, в Дороро наглядно показано, что при определенных условиях хороший человек может совершать плохие поступки, а плохой – хорошие. Все зависит от обстоятельств. И это очень круто, ведь так на самом деле и есть. Протагонист в лице Хяккимару неоднократно убивает людей или совершает действия, приводящие к их скорой смерти, для возвращения своего незаконно отнятого тела. Прав ли он в том, что хочет его вернуть? Конечно прав. Но прав ли он, что достигает это столь высокой ценой, обрекая целые районы на голод и нищету? Ответ тут совсем не однозначный. А прав ли Дайго Кагэмицу, что хотел процветания для своей умирающей земли? Конечно прав. Прав ли он, что достиг этого ценой своего первенца? Вновь ответ найти не так-то просто. Дороро – это тот крайне редкий в современных реалиях случай, когда и у протагонистов, и у антагонистов есть четко определенная и продуманная мотивация, и у зрителя есть возможность самостоятельно оценить их поступки и встать на одну из сторон. Или задуматься над тем, как бы он поступил на месте героев тайтла. Причем эта мотивация не обязательно должна быть глубокой или скрытой за семью печатями на протяжении всего сериала – ей достаточно быть понятной и адекватной. Пожалуй, из ранее просмотренных мною тайтлов Death Note лучше всего реализовал подобный принцип, однако Дороро его если не превзошел, то подобрался очень близко.
Помимо протагонистов и антагонистов, у каждого из которых есть хорошо прописанная предыстория и мотивация, в Дороро присутствует огромное количество качественных второстепенных персонажей. В одном из обзоров я уже поднимал тему того, что трудное время порождает сильных людей. А уж какое время можно назвать более трудным, чем Средневековье? Вот и в Дороро встречаются сильные люди на все цвета и вкусы. Тут вам и мать, долгие годы корящая себя за предательство сына. И сестра, годы ждавшая возвращения брата с войны, и дождавшаяся только для того, чтобы навсегда потерять. И девушка, идущая на крайние меры для спасения близких. И каменщик, способный протянуть руку помощи даже монстру. И аристократы, заключающие контракты с демонами ради спасения своих земель. И брат, готовый убить брата ради будущего своей страны. И странствующий монах, сражающийся с демонами. И целая россыпь различных самураев, военных, наемников и прочих непростых людей. Все они гармонично вписываются в повествование, своим присутствием оживляя атмосферу Японии тех времен и делая тайтл крайне насыщенным на интересные истории. Это по-настоящему реалистичные герои, в существование которых без каких-либо проблем веришь даже в реалиях мира с демонами, магами и прочей фантастической небылью. Они выглядят действительно живыми. К тому же, многие персонажи еще и развиваются по мере продвижения сюжета вперед: в особенности это, конечно, касается Хяккимару и Дороро, но и прочие герои не стоят на месте и эволюционируют. Яркие, развивающиеся протагонисты, качественные антагонисты, огромное количество проработанных второстепенных героев – я даже не знаю, к чему тут можно придраться, как бы ни старался.
Сюжет
Я люблю аниме про Японию времен самураев. Люблю не только за неподражаемый антураж, но и предоставляемую возможность оценить все те блага, которые окружают нас в повседневной жизни. Потому что люди любят жаловаться. У некоторых это в крови. Скучная жизнь, маленькая зарплата, тяжелая учеба, хреновые дороги – уверен, что каждый из нас порой бывает чем-то недоволен. Однако вот возьмешь, посмотришь тайтл про средневековую Японию, и как-то сильнее начинаешь ценить то, что имеешь. Ведь это только сейчас Япония – передовая технологическая страна. Однако еще каких-то двести-триста лет назад её можно было бы назвать страной с дикими, столь отличающимися от современных представлений, нравами. Человеческая жизнь во времена самураев практически ничего не стоила. Вы могли умереть от рук случайного прохожего, пожелавшего проверить остроту своего меча (даже термин такой существовал – цудзигири, смерть на перекрестке); от голода, потому что вовремя не пошел дождь и пропал весь урожай; от усталости в невыносимых условиях труда, когда необходимо работать, чтобы прокормить огромную семью; от эпидемии болезни, которую еще не научились лечить и пытаются изгонять благовониями и молитвами; или на очередной войне, не пойти на которую значит опозорить себя и своих потомков. Разумеется, подобное может произойти и сейчас, но во времена Средневековья вероятность столь нелицеприятного исхода была в сотни раз выше. Многие тайтлы про самураев позволяют во всей красе увидеть тяготы той жизни, и Дороро не стал исключением.
Кроме того, аниме получилось на редкость насыщенным. Насыщенность Дороро по сравнению с некоторыми другими современными тайтлами сопоставима с соотношением шуток в старых и новых сезонах Симпсонов. Я всей душой люблю этот всем известный сериал, но как же он деградировал начиная где-то с двадцатого сезона, и дальше становится лишь хуже. Если в старых сезонах разнообразные, глубокие и очень смешные шутки встречались буквально каждые полминуты, то в новых сериях в лучшем случае можно найти пару смешных моментов на полчаса. И это не пустые слова ностальгирующего человека, а самая настоящая реальность, которая меня сильно печалит. Так вот, в плане насыщенности событиями Дороро мне как раз напомнил старые сезоны Симпсонов. Это не очередной сенэн, в котором важные действия происходят раз в двадцать серий. Нет, в Дороро каждая серия важна, насыщена и интересна.
Кроме того, благодаря наличию четко выраженной сюжетной линии, умело разбавленной второстепенными историями, повествование получилось очень разнообразным по стилю и атмосфере. Вот вам добрая, забавная история про божка, заставляющего людей говорить противоположные их настоящим намерениям слова, которая тут же сменяется серией с кровавой бойней, отрубленными руками и прочими ужасами войны. Вот вам романтическая история про любовь монстра и человека, которая затем уступает место драматичной истории о сиротах. Каждая второстепенная история здесь – это маленькое, уникальное по своей сущности произведение искусства, которые, объединившись, составляют очень яркий и разносторонний пазл, изучение которого лично мне доставило массу удовольствия. В последний раз нечто подобное я ощущал при просмотре Mushishi – они с Дороро похожи по построению повествования и атмосфере. Это тот самый случай, когда просмотр второстепенных серий доставляет не меньше удовольствия, чем наблюдение за основной сюжетной линией.
И, наконец, еще одним не столь очевидным, но очень важным достоинством Дороро я назову высокий возрастной рейтинг (R — 17+). Черт побери, как же я устал от тайтлов, создатели которых некорректно выбирают рейтинги для своих творений, не учитывая их тематику и атмосферность. Кто-то беспричинно добавляет в аниме жестокость, хотя она не очень-то в него и вписывается (да-да, я на тебя смотрю, High School of the Dead). Кто-то же делает аниме излишне детским, пытаясь расширить охват аудитории (так, например, произошло с Log Horizon, оригинал которого в несколько раз более мрачный). В Дороро же столь высокий возрастной рейтинг был действительно необходим – как иначе можно было показать мир средневековой Японии с отрубаемыми конечностями, бешеными демонами, голодом и жестокостью? Создатели тайтла не стали идти на какие-либо компромиссы, и сделали свое произведение обоснованно жестоким и кровавым. Кровавым именно там, где это необходимо – без фанатизма.
Рисовка
Выверенно и стильно – думаю, именно эти два слова лучше всего подойдут для описания визуальной составляющей Dororo. Рисовка в аниме действительно получилась очень запоминающейся и продуманной. Во-первых, меня очень радует грамотный контраст между фонами и персонажами, благодаря чему внимание зрителя акцентируется именно там, где необходимо. Во-вторых, цветовая гамма получилась очень гибкой, приятной глазу и эффективно передающей атмосферу Японии средних веков. Когда нужно – яркая, когда нужно – приглушенная. Порадовал черно-белый стиль лирических отступлений и флешбеков, благодаря чему их было невозможно перепутать с основным повествованием. В-третьих, мне понравился дизайн персонажей. Хочу напомнить, что в основе сериала лежит старая манга, в которой стиль персонажей был несколько упрощен. Так что перед художниками стояла задача адаптации старого стиля к современным реалиям, с чем они, как мне кажется, успешно справились. И, наконец, нельзя не отметить проработанную анимацию, что особенно важно в аниме, насыщенном сражениями. Общее впечатление от просмотра остается очень положительное – я не ожидал подобного. Если и можно к чему-то придраться, то к мелочам вроде проработки огня в сценах пожаров или каким-то конкретным деталям.
Музыка
Если и есть что-то, что олицетворяет средневековый восточный колорит с музыкальной точки зрения, то это звучание сямисэна и флейты, которое не спутаешь ни с чем другим. Заунывные, протяжные, однако очень выразительные ноты и звуки, услышав которые хочется заварить себе чаю и закрыть глаза, подумав о чем-то возвышенном. Так что не удивительно, что в Dororo предпочтение было отдано симфоническим композициям с внедрением звуков флейты и сямисэна. Звучит подобная комбинация при грамотном использовании бесподобно. В Дороро можно найти фоновые композиции на все случаи жизни – как лиричные, так и веселые. Лично я неоднократно во время просмотра обращал внимание на качество музыки, что, как правило, случается только в случае выдающихся саундтреков. Так что Йошихиро Икэ (Yoshihiro Ike), выступивший в роли композитора, постарался на славу. Опенинги Kaen в исполнении Ziyoou—vach и Dororo в исполнении ASIAN KUNG—FU GENERATION звучат свежо. Первый так вообще очень крутой и оригинальный – особенно пение на высоких нотах. Эндинги Sayonara Gokko в исполнении amazarashi и Yamiyo в исполнении Eve традиционно лиричны.
Оценки
Персонажи – 10.0. Прекрасные протагонисты, развивающиеся по мере продвижения сюжета. Огромное количество интересных личностей с прописанной мотивацией.
Сюжет – 10.0. Давно мне не встречался настолько насыщенный, разносторонний и продуманный сюжет.
Рисовка – 9.0. Очень стильная и проработанная визуальная часть. Превосходный дизайн персонажей, анимация и проработка фонов.
Музыка – 9.0. Атмосферный и разнообразный саундтрек с восточным колоритом. Великолепно вписывается во вселенную тайтла.
Заключение
Уже сейчас, ознакомившись лишь с тайтлами зимнего сезона, я могу с уверенностью сказать, что Dororo является мощным претендентом на звание лучшего аниме 2019 года. Я уже очень давно не получал такого удовольствия от просмотра чего бы то ни было. Это чрезвычайно разностороннее, динамичное, атмосферное и насыщенное аниме с великолепной графикой и звуком: в нем нет заметных недостатков, в то время как достоинства льются через край. Если вы любите японский антураж, цените простые, но жизненные истории, и соскучились по самурайской тематике – вам просто необходимо ознакомиться с Дороро. Уверен, вы не разочаруетесь. В современном мире исекаев и романтических комедий тайтлы вроде Дороро выступают в роли глотков свежего воздуха, так что пропускать их категорически не рекомендуется.