Обзор аниме Houseki no Kuni («Страна самоцветов», «Land of the Lustrous»)

Фос

Последние несколько лет осенние аниме-сезоны оказывались одними из самых слабых в году. Поэтому я особо и не чаял увидеть в осеннем сезоне 2017 года обилия качественных тайтлов, тем более что сам по себе год получился ну очень ненасыщенным. Однако, как ни странно, именно в 2017 году закономерность нарушилась, и осенний сезон решил преподнести целый ряд приятных сюрпризов, среди которых встречаются тайтлы на все цвета и вкусы. На этот раз я решил рассказать про один малоизвестный, однако оттого не менее качественный фэнтезийный тайтл под названием Houseki no Kuni («Страна самоцветов», «Land of the Lustrous»). Даже при достаточно высоких оценках про него слышал ограниченный круг фанатов аниме, и я считаю, что эту несправедливость необходимо исправлять.

Алма и жук

Краткие сведения

Houseki no Kuni – аниме-сериал, выпущенный студией Orange осенью 2017 года. В основу сценария легла манга за авторством Харуко Ичикава (Haruko Ichikawa), сериал состоит из двенадцати серий. Студия Orange не относится к числу самых известных, и похвастаться чередой ярких релизов пока не в состоянии – из наиболее известных работ можно выделить разве что Black Bullet и Dimension W, да и те были произведены при сотрудничестве с другими студиями. Houseki no Kuni оказалась одной из первых их самостоятельных работ. Думаю, именно это является одной из главных причин пониженного внимания и умеренной известности Houseki no Kuni. Как оказалось, незаслуженно. Хочу вас предупредить, что в оригинальной версии у героинь, которые, по существу, являются драгоценными камнями, нет половой принадлежности, и поэтому в русском переводе можно встретить обращения как в мужском, так и женском роде. Я же, для простоты, буду обращаться к ним, как к девушкам.

Алмаз

События тайтла разворачиваются в неопределенном будущем на Земле, претерпевшей несколько глобальных катастроф, в результате которых всё людское население погибло, а немногие оставшиеся живые организмы отравились жить в океан, на Луну, или же вернулись на оставшуюся твердь в качестве драгоценных бессмертных камней. Повествование ведется от лица одного из самых молодых камней — Фосфофиллит (Phosphophyllite), которая вместе с двадцатью семью другими камнями ведет нескончаемую борьбу с жителями Луны, прозванными лунарианцами (Lunarians), время от времени приходящими на Землю с целью заполучения драгоценных камней. Для чего они это делают, почему камни сопротивляются – это известно лишь немногим избранным. Фос же, как наименее опытная из своего рода, получает задание создать энциклопедию о местной флоре и фауне. Вот только она совсем не хочет заниматься подобной работой…

В небесах

Персонажи

Главная героиня Houseki no Kuni — голубоволосая драгоценность Фосфофиллит (Phosphophyllite) – относится к тому редкому типу протагонистов, которые одновременно являются одной из главных потенциальных причин раннего завершения просмотра тайтла, и одним из главных его преимуществ. Всё потому, что изначально, в первой половине тайтла, Фос выглядит, как типичный главный герой какого-нибудь проходного сёнэна, который, при полном отсутствии силы, постоянно рвется в бой, тем самым создавая окружающим неприятности на ровном месте. Не знаю, как вас, а меня подобные персонажи традиционно раздражают – взять того же Наруто или Широ из Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works. Шумные слабаки – это не те герои, которых я хочу увидеть в качестве протагонистов, уж увольте. В особенности, если им дают важное задание, но они и от него пытаются откреститься, несмотря на то, что минуту назад просили о нем. Однако, ближе к середине, Фос начинает стремительно эволюционировать (в прямом и переносном смысле этого слова), и перестает оставлять столь гнетущее впечатление. Закономерное, интригующее и обоснованное с сюжетной точки зрения развитие главного героя, который начинает сначала думать, а потом делать – вряд ли от Houseki no Kuni можно было бы требовать большего. Я уже давно не видел столь грамотного развития протагонистов, которое, при этом, не было бы банальной историей типа From Zero To Hero.

Зомби

Касательно второстепенных персонажей столь теплых слов я сказать не могу. Они неплохие, но не более того. Для девушек-камней использованы самые ходовые типажи и характеры: тут вам и девочка-цундерочка, грубая снаружи, но добрая внутри; и добрая ко всем девочка, в душе желающая стать сильнее; и безумная девушка-исследователь, любыми способами стремящаяся получить новую информацию; и сильная, но отстраненная брюнеточка; и, разумеется, обилие максимально милых персонажей всех возможных расцветок. Но знаете – даже при относительной шаблонности характеров второстепенные персонажи выглядят достаточно разнообразными и интересными. Причина в том, что ни на одном из персонажей, кроме, пожалуй, Бриллианта (Алмы), не делается акцента, поэтому ни один из них не успевает надоесть. К тому же, взаимодействия между героинями сделаны смешными и милыми, что также не способствует возникновению негативных эмоций. Так что в общем и целом, плохими героинь Houseki no Kuni я все же не назову. Кстати, приятно видеть, что Саитама из Ванпанчмен наконец-то получил повышение и стал мастером девушек-самоцветов, да еще и мантией крутой обзавелся – всё цивильней, чем толстовку с надписью «сиськи» носить.

Киноварь крупным планом

Сюжет

Обзор сюжетной составляющей Houseki no Kuni начну с комплимента — в последнее время слишком уж редко появляются качественные тайтлы, события которых разворачивались в проработанных, оригинальных, но не перегруженных вселенных, которые способны не только поражать своей красотой, но и интриговать разворачивающимися в них событиями. Однако Houseki no Kuni входит в их число. Посмотрев первые пару серий, и не особо заинтересовавшись героинями, меня все равно приятно удивила вселенная, в которой разворачиваются события тайтла. И это чувство не отпускало до самого конца. А все потому, что Houseki no Kuni отлично поддерживает интригу, постоянно подбрасывая зрителю новые подробности об окружающем мире, при этом не перегружая излишествами. Баланс между новой информацией и возможностью самостоятельного построения теорий о мире выдержан великолепно. Кто такие лунарианцы? Зачем им нужны самоцветы? Какую роль во всем этом играет мастер? Столько вопросов, и огромное число возможных ответов – все, как я люблю.

Киноварь

Я сильно боялся, что сюжет сериала так и будет строиться от начала и до конца на несчастной Фос и ее выходках, в то время как остальные героини будут ее спасать, трагично погибая одна за другой. И где-то параллельно была бы показана линия с Киноварью, для которой Фос пообещала найти занятие по душе, и, вероятно, ближе к концовке под слезливую музыку она бы ей её нашла. Однако всё обернулось в разы лучше. С каждой новой серией повествование приобретает новые оттенки и становится более серьезным и даже трагичным. Оно развивается вместе с главной героиней, которая из шумной, глупой непоседы превращается в разностороннего, приятного персонажа. В Houseki no Kuni нет ярких кульминаций или резких неожиданностей – повествование поддерживается на очень ровном, динамичном и высоком уровне. Когда необходимо, зрителю предоставляются объяснения. Когда нужно, происходит событие, толкающее сюжет вперед. Когда нужно, зрителю предоставляется комедийная передышка. Именно благодаря данному подходу аниме смотрится достаточно легко и ненапряжно, ведь откровенно слабых мест, кроме первых двух серий, в нём я не заметил.

Лысый мастер

Рисовка

Ну что же, господа и дамы, перед вами наглядный пример того, как можно и нужно правильно использовать компьютерную анимацию в японских аниме. Она нужна не для того, чтобы плодить уродливых монстров с полным отсутствием мимики. Не для того, чтобы создавать деревянных лошадей с повозками, или двухполигональные ущербные автомобили. И, разумеется, не для того, чтобы сэкономить на рисовке. Она в первую очередь нужна для того, чтобы делать сражения более красочными и динамичными. Чтобы лучше передавать объем изображения и игру светотени. И с этим, черт побери, в Houseki no Kuni все в порядке – на данный момент, это лучшее на моей памяти аниме, сделанное с использованием компьютерной графики. Персонажи, пейзажи, разнообразные крупные планы и сочнейшая цветовая гамма – всё это выглядит великолепно. Впрочем, идеальной визуальную составляющую Houseki no Kuni я бы тоже не назвал: если выделять недостатки, то я бы к ним отнес слегка рваную анимацию, плавности которой в некоторых сценах иногда не хватает, а также нехватку теней на лицах персонажей, что является типичной проблемой компьютерной графики в аниме, в результате чего изображению порой недостает контрастности. Так что, с одной стороны, CGI в Houseki no Kuni является уверенным шагом вперед, навстречу светлому будущему, однако японцам все равно еще есть, к чему стремиться и куда развиваться.

Сомнение

Музыка

В роли композитора тайтла выступил достаточно опытный Йошиаки Фуджисава (Yoshiaki Fujisawa), однако в Houseki no Kuni он превзошел сам себя. Саундтреки столь высокого уровня ты ожидаешь услышать в тайтлах передовых студий, но уж никак не в аниме студии Orange, у которой, впрочем, с музыкальной составляющей проблем я пока не встречал. Что ж, тем приятнее было услышать проникновенный, разнообразный и мощный саундтрек с обилием великолепных композиций, позволивших в полной мере передать атмосферу пустынного, жестокого, но при этом красочного мира Houseki no Kuni. Но лучше всего сущность тайтла передана именно в спокойном, тихом, но чертовски красивом опенинге Kyoumen no Nami в исполнении YURiKA. Черт побери, как же давно я не видел спокойных опенингов, которые не надоедают после пары прослушиваний, и которые можно смотреть и слушать без перемотки на протяжении всего сериала, и вот, наконец, я его встретил. Эндинг Kirameku Hamabe в исполнении Yuiko Ohara получился более приземленным, и ничего особенного я в нем не заметил. Но в общем и целом, качество музыкальной составляющей в Houseki no Kuni оказалось на удивление высоким.

У пещеры

Оценки


Персонажи – 7.0. Равномерно, грамотно развивающаяся главная героиня. Разнообразные второстепенные персонажи, для которых использованы распространенные типажи.

Сюжет – 8.0. Несмотря на довольно вялое начало, сюжетная линия быстро набирает обороты и уже не собирается выпускать зрителя из своих сетей. Интрига поддерживается на протяжении всего сериала.

Рисовка – 9.5. Я все же поставлю CGI оценку, близкую к максимальной, хотя даже при столь высоком качестве компьютерной графики японцам все равно есть, куда развиваться и к чему стремиться.

Музыка – 8.5. Саундтрек в Houseki no Kuni оказался проникновенным и качественным.


Шикарная алма

Заключение

Как я однажды уже упоминал в одном из обзоров, не всё известное в нашем мире заслуживает своей популярности, также как не все хорошее её удостаивается. Очень часто в аниме индустрии встречаются тайтлы, которые обретают дикую популярность при достаточно спорном качестве – взять тот же Mirai Nikki или SAO. И, напротив, некоторые достойные тайтлы, даже получая высокие оценки, не могут достучаться до массовой аудитории по самым разным причинам, хотя того вполне заслуживают – к таким отнесу Aoi Bungaku или Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu. Теперь же к этому списку можно присоединить и Houseki no Kuni. Даже не будучи шедевром, данный тайтл всё равно остается очень качественно сделанным произведением, достоинства которого выходят далеко за рамки визуальной составляющей. Так что, на мой взгляд, Houseki no Kuni определенно заслуживает внимания, ведь велика вероятность, что вы его в осеннем сезоне не разглядели за чередой других, более крупных, релизов. Я же буду ожидать продолжения, и с удовольствием его посмотрю, если таковое имеет место быть. Всем добра, и смотрите только лучшее!

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Houseki no Kuni («Страна самоцветов», «Land of the Lustrous») was last modified: 8 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.