Книги теряют популярность. Это крайне неприятный, но очевидный факт. Причин тому масса: начиная с банальной человеческой глупости и лени, и заканчивая возросшей ценой на печатные издания. С каждым днем книжных магазинов становится все меньше, ведь содержать их нерентабельно, и постепенно книги вытесняются телевидением и Интернетом. Разумеется, многие никогда не перестанут читать, но общая негативная тенденция очевидна. Любовь к книгам необходимо возрождать, даже если ради этого придется прибегнуть к маленьким хитростям. Например, в Японии с падением популярности классической литературы решили бороться оригинальным и действенным способом: сюжеты художественных произведений были экранизированы в виде аниме. На этот раз я расскажу вам про Aoi Bungaku («Классические истории», «Blue Literature»).
Краткие сведения
Aoi Bungaku — аниме, выпущенное в 2009 году студией Madhouse. Оно состоит из двенадцати серий, представляющих собой шесть несвязанных друг с другом историй. В основе лежат классические произведения японской литературы. Экранизацией занимались разные сценаристы, режиссеры, художники и композиторы. Именно этим объясняются различия в стилистике визуального и музыкального сопровождения, а также в манере повествования. По словам моего друга, прочитавшего все использованные в аниме произведения, сценарий аниме строго придерживается сюжета книг (за исключением мелких деталей), так что в качестве и достоверности экранизации сомневаться не приходится.
Сюжет
На этот раз я не буду приводить подробный пересказ всех историй, потому что не вижу в этом смысла. Вместо этого я постараюсь отметить основополагающие идеи, заложенные в каждую историю, а также выскажу свое впечатление от просмотра. Предупреждаю сразу — я привожу исключительно свою трактовку увиденного, которая может не совпасть с вашей. Классические произведения потому и считаются шедеврами, что затрагивают вечные вопросы, не привязанные к определенному времени или месту, и у каждого вызывают уникальные эмоции и рассуждения.
«Исповедь неполноценного человека» (серии 1-4)
Автор оригинала — Осаму Дадзай. В основе лежит самая читаемая книга Японии, уже давно получившая статус бессмертного шедевра. Это история про человека с сильным чувством отчуждения к обществу и ненавистью к своей личности. Самая длинная из шести рассказываемых историй. По поднимаемой проблематике «Исповедь неполноценного человека» схожа с произведениями Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Центральными темами являются человеческая психология, влияние общества на личность, а также жизнь «маленького» человека.
Что оказывает наибольшее влияние на формирование личности? Семья и общество. С самого детства главный герой попал в среду, в которой его личность со всех сторон ограничивали. Родясь в богатой и влиятельной семье, он постоянно находился под влиянием отца, который навязывал ему свое мнение. «Ты хочешь книгу? Нет, я куплю тебе маску! Все в твоем возрасте любят маски». Боясь вызвать гнев, главный герой научился подавлять свои желания, тем самым подстраиваясь под чужие. Получив в руки ненужный подарок, он не стал возмущаться и жаловаться, он лишь нацепил на лицо гримасу радости (именно гримасу), с которой прожил всю дальнейшую жизнь. Дабы не конфликтовать со своими одноклассниками, он развлекает их глупыми выходками — и вновь на лице натянутая, искаженная улыбка. В результате вместо полноценного человека из героя получилась лишь пародия, пытающаяся угодить «вездесущему» обществу. Красавец снаружи, пуст изнутри. Он ненавидит себя, он ненавидит свою жизнь, однако по-другому жить не может, потому что не умеет. «Мне стыдно за то, что я живу».
Каждый человек борется с пустотой внутри себя, и пытается чем-то её заполнить. Кто-то заводит кучу друзей, с которыми проводит всё свое время; кто-то заводит семью и воспитывает детей; кто-то всецело посвящает себя увлечению или хобби; кто-то пытается забыться при помощи алкоголя; а кто-то целыми днями хандрит и ничего не делает, при этому говоря всем окружающим, насколько они ничтожны в своих попытках сбежать от реальности. Главный герой «Исповеди неполноценного человека» прошел все перечисленные выше стадии борьбы с самим собой. Прошел, чтобы наконец смириться и принять себя таким, какой он есть.
«Исповедь неполноценного человека» — крайне глубокое произведение, скрывающее в себе множество проблем и идей, приводящих к череде философских рассуждений, что уже говорит о его неординарности. Да, смотреть аниме психологически тяжело, и далеко не каждый сможет оценить всю глубину рассказываемой истории. Однако для взрослого, интеллектуального человека будет полезно ознакомиться с этим произведением, и серьезно поразмыслить. Недаром «Исповедь неполноценного человека» является самым читаемым произведением Японии.
Однако есть у меня к этой «исповеди» одно замечание, которое я не могу не озвучить. В ней использовано типичное для классических произведений свойство — возведение в абсолют и утрирование. Если сделать главного героя отвратительным — так извратить каждую черту его души; если показать негодяев — так сделать таковыми всех мужчин; если показать страждущих — так сделать таковыми всех женщин. Я понимаю, что обобщение — это очень часто применяемый литературный прием, однако он не всегда позволяет оптимальным образом отобразить действительность. Вдавание в крайности негативно сказывается на мировоззрении. Нельзя разделить мир на черное и белое — он состоит из серых оттенков, и попытки доказать обратное будут ничем иным, как искажением действительности.
«Под сенью цветущих вишен» (серии 5-6)
Автор оригинала — Сакагути Анго. Это история про разбойника, живущего в горной местности с несколькими женами. Всё вокруг принадлежит ему — горы, леса, реки, облака… Однажды, наткнувшись на проезжающих мимо путников, он замечает ослепительной красоты девушку, и мгновенно в нее влюбляется. Перебив её спутников, он берет красавицу себе в жены. Однако их семейная жизнь оказалась не такой, как он ожидал…
Манера повествования в этой истории намного жизнерадостнее и веселее, чем в первой. Это касается не только сюжета, но и стиля рисовки. Здесь даже встречаются специфические приемы, характерные для типичных сёнэнов. Тем не менее, рассказ оказывается забавным лишь на первый взгляд. На самом деле, история играет на контрасте юмора и жестокости, и в результате зритель вынужден наблюдать за воистину странным представлением, в котором японский колорит выставлен напоказ. Если вы попросите охарактеризовать «Под сенью цветущих вишен» одним предложением, то я бы ответил так: «Это поучительная история о том, что красота — страшная сила». На мой взгляд, это самые неудачные серии, портящие общее впечатление от Aoi Bungaku.
«Сердце» (серии 7-8)
Автор оригинала — Нацумэ Сосэки. Сразу две истории (по одной на серию), демонстрирующие одни и те же события с разных точек зрения. Молодой человек снимает квартиру в доме, в котором живут вдова и её дочь. Он приглашает своего друга детства, монаха, жить с ним. История посвящена непростым отношениям между друзьями и дочерью вдовы.
На мой взгляд, «Сердце» является самой интересной и сбалансированной историей из всех, рассказанных в Aoi Bungaku. Лично мне она понравилась больше всего. Этому поспособствовали идеально подобранная рисовка (ах, цветовая гамма, передающая настроение), превосходная музыка и пропитанный интригой сюжет. В этой истории столько возможных исходов, что не терпится увидеть развязку. Так и хочется узнать — угадал ты финал или нет.
«Беги, Мелос!» (серии 9-10)
Автор оригинала — Осаму Дадзай. История посвящена молодому драматургу, получившему заказ на создание сценария для пьесы, основанной на греческой легенде «Беги, Мелос!». В процессе работы главный герой вспоминает события, произошедшие с ним пятнадцать лет назад, и закладывает их в основу своей пьесы. Использованная в данных эпизодах рисовка напоминает творения Макото Синкая.
«Счастливый человек никогда не напишет пьесу или роман. Я пишу, любя свои неудачи, словно дегустируя их на вкус». Думаю, этой фразой вполне можно охарактеризовать демонстрируемую историю. В ней нет ничего особенного, порой я даже задавался вопросом — зачем из столь простой и прямолинейной идеи раздувать целую драму. Однако то, какое внимание в ней уделяется мелочам, не может не вызвать уважение. Сцена со сражением на столе во время написания пьесы дорогого стоит. Или скачки между пьесой, прошлым и настоящим… За экранизацией такого качества наблюдать было крайне приятно. При таких условиях даже не самая яркая история заиграет всеми цветами радуги. Все-таки интересно, какой ответ нашел главный герой на следующий свой вопрос: «Больно быть тем, кто ждет? Или больнее быть тем, кто заставляет ждать?»
«Паутинка» (серия 11)
Автор оригинала — Рюноскэ Акутагава. Это история про безжалостного злодея Кандату, убивающего всех без каких-либо причин. Единственным добрым делом, которое он совершил за всю свою жизнь, было решение не убивать паука. После смерти Кандата попадает в ад, и паук сбрасывает паутинку, чтобы тот смог забраться по ней. Однако другие узники ада тоже решают спастись по этой паутинке, в результате чего она обрывается.
Уверен, что многие слышали эту историю раньше. Лично мне её рассказывал преподаватель в университете. Какова мораль «Паутинки»? Делай добро, и тебе воздастся. В следствие того, что история мне была известна, особого интереса она не вызвала. Однако стоит признать, что экранизация получилась неплохой. Особенно порадовала японская трактовка ада с многочисленными сюрреалистичными сценами. Хотя, на самом деле, историю можно было сделать намного мрачнее.
«Муки ада» (серия 12)
Автор оригинала — Рюноскэ Акутагава. Действие происходит в той же вселенной, что и в рассказе «Паутинка». Ёсихида, лучший художник страны, получает задание увековечить образ императора, нарисовав жизнь его империи на мавзолее. Однако обычные люди под управлением императора страдают, поэтому Ёсихида решает нарисовать правду: он расписывает стены мавзолея сценами, изображающими адские муки…
«Муки ада» впечатлили меня намного больше, чем связанная с ними «Паутинка». Весь рассказ написан ради одной сцены, но, черт возьми, она того стоит. Сделать адское пламя настолько прекрасным сможет далеко не каждый, однако художникам удалось справиться с этой нелегкой задачей. Выдающаяся работа.
Оценки
«Исповедь неполноценного человека» — 9.0. Очень мрачная и сложная история, красоту которой сможет оценить далеко не каждый зритель. Но это никоим образом не делает её хуже.
«Под сенью цветущих вишен» — 5.0. Самая спорная история. К тому же, использованный в ней юмор выглядит ни к селу ни к городу.
«Сердце» — 10.0. Две рассказываемые с разных точек зрения истории превосходны как с позиции сюжета, так и с позиции музыкального и визуального оформления.
«Беги, Мелос!» — 8.5. Предсказуемый сюжет, хотя несколько интересных приемов сценаристы все-таки придумали. Кроме того, в экранизации этой истории использована лучшая рисовка.
«Паутинка» — 7.0. Один из самых слабых эпизодов. Возможно, он показался мне таковым потому, что я уже был знаком с рассказываемой историей.
«Муки ада» — 9.0. Захватывающий эпизод, с глубоким контекстом и стильной рисовкой.
Рисовка — 9.5. Во всех без исключения эпизодах выбранный стиль рисовки в полной мере позволил передать атмосферу исходного произведения. Каждый художник вложил в Aoi Bungaku частичку себя, и результат получился потрясающим.
Музыка — 9.0. Ничем не уступающая рисовке, музыка задает настроение происходящему на экране, и играет важнейшую роль в раскрытии истории.
Оригинальность — 10.0. Очень редко в индустрии аниме встречаются столь умные и глубокие сценарии. В Aoi Bungaku таких сценариев шесть, и каждый из них может похвастаться оригинальностью и своеобразной красотой.
Заключение
Aoi Bungaku — это исключительно взрослое аниме. Пожалуй, самое взрослое, что я встречал. В первую очередь это касается «Исповеди неполноценного человека», хотя и другие произведения ей не сильно уступают. Взрослое не потому, что в нем встречаются сцены насилия, жестокости и секса, а потому, что в нем сокрыт глубокий социальный и эмоциональный подтекст, который более молодые зрители попросту не поймут и не оценят. Поэтому я в очередной раз подчеркиваю — это аниме не для всех. Оно по-настоящему мрачное и серьезное, и понравится только тем, кто ценит в аниме глубину и поднимаемую проблематику. Если вы не входите в их число, то лучше даже не пытаться начинать просмотр — только настроение себе испортите, да потратите время. Однако для людей, любящих мыслить, Aoi Bungaku покажется кладезем информации и граалем небывалого удовольствия. Заодно с нетленными шедеврами японской литературы познакомитесь.