Обзор аниме Barakamon («Баракамон»)

Нару улыбается

Зачем люди смотрят аниме? Уверен, причины могут быть разными. Лично для меня аниме является источником новых эмоций, которые в зависимости от выбранного жанра могут кардинально различаться. Кроме того, при просмотре я люблю размышлять о происходящих на экране событиях, и думаю, как бы поступил на месте героев. Хочешь посмеяться? Вот тебе целая россыпь разнообразных комедий. Хочешь погрустить? На помощь приходят драмы. Хочется чего-то более динамичного и яркого? В дело вступают экшн-тайтлы. За те годы, что существует аниме-индустрия, на свет успели появиться тайтлы всех цветов и вкусов. Однако бывают ситуации, когда тебе вообще ничего не хочется. К примеру, ты целый день усердно работал над витиеватой задачей, эмоционально выдохся, и желаешь лишь доползти до дома, лечь в постель и расслабиться. Ни о каких сильных эмоциях тут речи не идет. В таких ситуациях на помощь приходит slice of life, то есть аниме про повседневность – максимально простые и легкие тайтлы без какой-либо глубокой философской нагрузки. Но не стоит обманываться их простотой – несмотря на свою незамысловатость, среди них можно встретить настоящие бриллианты… Предлагаю вашему вниманию обзор аниме Barakamon («Баракамон»).

Баракамон

Краткие сведения

Barakamon – аниме про повседневную жизнь молодого мастера каллиграфии, выпущенное студией Kinema Citrus летом 2014 года. В основу сценария легла веб-манга за авторством Сацуки Йошино (Satsuki Yoshino), сериал состоит из двенадцати серий. Помимо Barakamon, существует приквел Handa-kun, посвященный школьной жизни главного героя. Название Barakamon с одного из японских диалектов можно перевести как «энергичный человек», «непоседа».

Сэй “Сэйщу” Ханда – молодой, но опытный каллиграфист. Он со времен школы участвует в выставках и даже занимает призовые места, однако все еще находится в поисках своего стиля. Когда начальник Сэя раскритиковал его новую работу, назвав ее слишком конформистской, тот вспылил и ударил старика так, что тот полетел на пол. Очевидно, после подобного неприемлемого инцидента, да еще и в консервативной Японии, оставаться в родном Токио Сэй больше не мог. Поэтому, следуя советам родственников и друзей, он отправился на удаленный остров Фукуэ, где поселился в местной деревне и занялся поиском своего уникального каллиграфического стиля. Вот только спокойно превратиться в затворника ему было не суждено, так как появление городского жителя в деревне произвело ажиотаж, и все местные жители поспешили познакомиться с новоприбывшим. Особенный интерес здоровый дядька, рисующий красивые иероглифы на бумаге, вызвал у семилетней Нару Котоиши (Naru Kotoishi), которая ранее использовала дом Сэя в качестве секретной базы. Как тут не заинтересоваться?

Хина и Нару

Персонажи

Итак, главным героем в Barakamon оказался ищущий себя мастер каллиграфии Сэй Ханда (Sei Handa). Лично мне он как протагонист понравился. Во-первых, он не школьник, что уже выделяет его на фоне девяноста процентов протагонистов из аниме про повседневность. Сэй оставляет впечатление более-менее опытного и утомленного от жизни человека, который, однако, не потерял способность радоваться мелочам. Во-вторых, по мере продвижения сюжета он развивается и становится все более и более открытым человеком. В аниме про повседневность сценаристы очень часто забывают про необходимость внутреннего развития протагониста, в результате чего он в первой серии ничем не отличается от самого себя в последней. В Barakamon же Сэй закономерно и плавно меняется под воздействием жителей острова. В-третьих, он является мастером своего дела, так что зритель в любом случае может узнать для себя что-то новое. Лично я слышал про каллиграфию лишь мельком, когда изучал японский, поэтому открыл для себя много нового. Да и в целом, Сэй наделен адекватным характером и открыто реагирует на внешние раздражители. Не скучный, приятный протагонист, наблюдать за которым легко – то, что нужно для slice of life аниме.

Сэй Ханда (Sei Handa)

Вторым столпом Barakamon является, разумеется, девочка Нару Котоиши (Naru Kotoishi), которая оказывает наибольшее влияние на изменение характера главного героя. Не знаю как, но японцам раз за разом удается создать максимально приятных, милых, но при этом реалистичных детских персонажей. С одной стороны, Нару получилась ответственным, непосредственным и любознательным ребенком – мечта любого родителя. С другой стороны, она обожает дурачиться и постоянно попадает в потенциально опасные ситуации – прямо как большинство из нас в детстве. Признавайтесь, кто из вас не лазил на деревья или крыши заброшенных зданий? Или не нырял с высоких вышек в мутную воду, скрывающую опасные железяки? Или не ловил различных мерзких жуков, ящериц или лягушек? Нару – это неприторный, интересный и реалистичный герой, от наблюдения за которым получаешь исключительно положительные эмоции и заряд энергии на целый день. Наряду с Рин из Usagi Drop, она быстро стала моим любимым детским персонажем аниме. Второстепенных персонажей в Barakamon не сказать чтобы много – в самый раз для двенадцатисерийного аниме. В основном они используются либо для передачи атмосферы отдаленной деревни – чтобы показать готовность всегда прийти друг другу на помощь; либо для всевозможных комедийных сценок. Не вижу особого смысла их перечислять – набор второстепенных героев получился стандартным для повседневности с элементами комедии.

Сэй наелся и спит

Сюжет

Итак, Barakamon рассказывает историю дружбы между Сэем и Нару. Сама идея истории, построенной на взаимодействиях взрослого человека и маленького ребенка, разумеется, не нова. Лично мне в голову сразу приходят Usagi Drop, Amaama to Inazuma, Kakushigoto и Udon no Kuni no Kiniro Kemari. Если хорошенько повспоминать, список можно будет значительно увеличить. Впрочем, раскрывать эту идею можно множеством разных способов, среди которых есть удачные и неудачные, о чем говорит тот факт, что некоторые из перечисленных выше тайтлов я считаю своими любимыми и неоднократно пересматривал, а просмотр других смог завершить, приложив немалые моральные усилия. Так в чем же разница? Все перечисленные тайтлы так или иначе показывают повседневную жизнь, не так ли? Дело в том, что повседневность тоже бывает разной, и демонстрировать ее можно по-разному. Существует тонкая грань между спокойствием и скукой. Когда я смотрю тайтл про повседневную жизнь, я хочу расслабиться и успокоиться, а не уснуть. Я хочу узнавать что-то новое, а не в сотый раз пересматривать одни и те же события в перемешанном порядке. Хочу испытывать на себе положительные эмоции, а не нырять в океаны серости. В этом и заключается проблема многих аниме про повседневность – их создатели зачастую забывают, что помимо демонстрации этой самой повседневности их творение должно привносить в себе нечто новое для зрителя. Оно должно вызывать у него эмоции. Обычную повседневность он может посмотреть в любой момент, посмотрев в окно и увидев родной Урюпинск с цыганами, мусором и разбитыми в хлам дорогами.

Нару Котоиши (Naru Kotoishi)

В Barakamon этим интересным фактором для меня выступила каллиграфия – столь типичное для восточных стран искусство, которое практически не пользуется популярностью на Западе. Лично мне было интересно узнать новые факты про незнакомое мне явление, и увидеть то, как им занимается мастер своего дела. Еще одним важным фактором мне показалась локация, где разворачиваются действия тайтла – удаленный японский остров со своими уникальными праздниками и традициями. Barakamon позволяет узнать много нового про жизнь отдаленных японских районов, где, как ни странно, тоже живут люди, причем живут вполне себе припеваючи. В то же время молодежь желает оттуда поскорее свалить и переехать в более оживленные города вроде Токио. Вполне актуальное явление, применимое не только к Японии, но и к России. Кроме того, в Barakamon использован добрый и ненавязчивый юмор, а также затрагиваются жизненные темы вроде человеческого предназначения, цели в жизни, вопросы счастья, взросления, и многие другие. Есть, над чем расслабиться, есть, над чем посмеяться, и есть, над чем порассуждать – идеальная комбинация для повседневного тайтла. Лично я рекомендую смотреть Barakamon постепенно, смакуя, с перерывами между сериями. Так проще всего проникнуться атмосферой тайтла и получить от него максимум удовольствия.

Нару идет вперед

Рисовка

Визуальная составляющая Баракамон получилась простенькой, но со вкусом. Глупо было бы ожидать прорывной рисовки от аниме про повседневность, которые, как правило, обладают ограниченным бюджетом. Поэтому художникам приходится брать свое не детальной проработкой каждого кадра и сверхплавной анимацией, а стилистическими ухищрениями. И уж что-что, а стиль в Barakamon выдержан превосходно. Еще с детства у меня сложились непростые отношения с акварельными красками (ну не могу я с ними совладать), однако при грамотном использовании они позволяют создать мягкие и красивые фоновые изображения, на которых резко, на контрасте, выделяются персонажи и прочие важные детали. Помимо приятных фонов также отмечу реалистичный дизайн персонажей без вырвиглазных цветов в волосах или одежде – именно то, что ты ожидаешь увидеть в жителях отдаленного островка. Кроме того, важной деталью является умеренное использование комедийных визуальных упрощений и эффектов. Для комедийного аниме про повседневность рисовку можно назвать качественной. Kinema Citrus вообще любят использовать подобный стиль – например, его улучшенную версию они показали в Made in Abyss.

Нару и Сэй

Музыка

В качестве композитора выступил легендарный Кенджи Каваи (Kenji Kawai), который уже успел отметиться почти сотней первоклассных саундтреков. Вряд ли саундтрек к Barakamon можно назвать самой известной его работой – в конце концов, саундтреки к аниме про повседневность редко когда оказываются выдающимися – однако на качестве это никак не сказалось. Музыкальная составляющая Barakamon великолепно справляется с созданием атмосферы далекого, но столь прекрасного и свободного японского острова. Тут встречаются как легкие комедийные мелодии, так и проникновенные симфонические шедевры – то, что нужно для аниме с разноплановым эмоциональным фоном. Для аниме про повседневность саундтрек получился даже слишком роскошным. Впрочем, на фоновой музыке достоинства Barakamon не заканчиваются. Комбинация опенинга и эндинга получилась, наверное, одной из самых мощных, что я встречал в последние годы. Опенинг Rashisa в исполнении SUPER BEAVER звучит одновременно сильно и мелодично, а необычный вокал и роскошный визуальный ряд делает его еще более запоминающимся. Один из моих самых любимых опенингов. Эндинг Innocence в исполнении NoisyCell ничуть не уступает опенингу по своей мощности, а в чем-то его даже превосходит. Я редко смотрю эндинги от начала до конца, однако в Barakamon не перемотал его ни разу. Всякий раз, когда его слышу, по телу бегут мурашки. Бесподобно. Кстати, группа NoisyCell также исполняет роскошный эндинг в Death Parade. Их композиции идеально подходят под формат динамичного эндинга.

Оценки


Персонажи – 8.5. Приятные протагонисты в лице Сэя и Нару. Стандартный набор второстепенных героев.

Сюжет – 8.0. Простой, ненавязчивый, с элементами комедии и житейской философии.

Рисовка – 8.0. Мягкие фоны, реалистичные персонажи, умеренное использование комедийных упрощений. Простенько, но со вкусом.

Музыка – 9.0. Саундтрек даже слишком роскошен для аниме про повседневность. Кенджи Каваи просто не умеет делать плохую музыку. Великолепный опенинг и эндинг.


Ванпанчмен

Заключение

Barakamon – это целящее душу аниме с безупречно выдержанным балансом. Спокойное, но не скучное. Милое, но не приторное. Забавное, но не истеричное. Именно подобный баланс во всех его проявлениях выделяет и превозносит Barakamon на фоне сотен других комедийных аниме про повседневность, и делает его прекрасным кандидатом на просмотр после тяжелого рабочего дня. Настолько эмоционально комфортные тайтлы встречаются крайне редко: в голову мне приходит разве что уже упомянутый выше Usagi Drop. В современном обществе, переполненном агрессией, пошлостью и злом, ценность подобных произведений высока, как никогда. Настоятельно рекомендую к просмотру всем усталым работягам. Всем добра, и смотрите только лучшее!

8.5/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Barakamon («Баракамон») was last modified: 12 сентября, 2021 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.