Всех с Новым годом! В этот раз я решил рассказать вам про самое стильное и атмосферное аниме из всех, что я видел. Два раза его пересматривал — и два раза находил в нем для себя что-то новое. Не так часто можно встретить аниме, центральной темой которого является человеческая психология, ведь это очень сложная и привередливая материя, с которой не каждый сценарий справится. Однако аниме Death Parade («Парад смерти») это удается на ура.
Краткие сведения
История создания у Death Parade необычная. В Японии существуют специальные курсы молодых аниматоров под названием Anime Mirai (Аниме будущего), на которых перспективные аниматоры участвуют во всякого рода семинарах, тренингах, посещают крупные аниме-студии — в общем, перенимают опыт у более прокачанных коллег. В процессе обучения аниматоры создают короткометражные фильмы, из которых четыре лучших получают государственный грант. Так вот, молодой режиссер Юдзуру Татикава посещал эти курсы, и на выходе у него получилась короткометражка Death Billiards («Смертельный бильярд»). Его работу заметили, и выделили 38 миллионов йен. В результате студия Madhouse на основе короткометражки зимой 2015 года выпустила 12-серийное аниме под названием Death Parade, режиссером которого стал все тот же Юдзуру Татикава. Вот так вот короткометражный фильм чудесным образом превратился в сериал. А все благодаря государственной поддержке. Зато у нас продолжают снимать ремейки советских комедий…
Аниме повествует нам про бар. Работает в нем бармен по имени Деким(Decim), а помогает ему симпатичная брюнетка, которая не помнит как её зовут (позднее раскрывается, что ее зовут Чиюки(Chiyuki), поэтому в дальнейшем я буду называть ее именно так). Но особый интерес вызывает не сам бар, а его посетители — сюда попадают умершие в один и тот же момент люди. Оказывается, что после смерти душа попадает не напрямую в рай или ад, а должна пройти через суд, по результатам которого определится, что ждет человека: перерождение или вечное забвение. Вердикт выносится судьями — существами, очень похожими на людей, однако не обладающими эмоциями, которые могут помешать принять правильное решение. Деким — один из них. По отношению к судьям действуют следующие правила:
- Судьи не могут прекратить выносить приговоры, ведь для этого они и существуют.
- Судьи не могут познать смерть, ведь это сделает их слишком похожими на людей.
- Судьи не способны испытывать эмоций, ведь они всего лишь куклы.
В бар люди попадают парами. На это есть определенные причины. Они не помнят про то, что уже мертвы — настолько силен шок от гибели. Поэтому своим гостям бармен предлагает сыграть в игру, ценой в которой будут выступать их жизни. Выбраться из бара люди не могут до тех пор, пока не сыграют. Конечно, не все поначалу соглашаются, но рано или поздно понимают, что у них нет выбора. Нажав на кнопку, происходит случайный выбор игры. Варианты довольно банальны: дартс, боулинг, игровые автоматы, бильярд, карты, аэрохоккей, твистер и несколько других, которых, однако, в аниме не показывают. Каждая игра имеет свою особенность. К примеру, люди могут начать испытывать боль или страх. Постепенно человек начинает вспоминать подробности своей гибели. Это сделано преднамеренно, чтобы было легче раскрыть «темные» стороны личности, а, следовательно, вынести правильный вердикт. В результате судья решает, достоин ли человек переродиться, или же он канет в небытие, откуда не возвращаются.
Интересный факт — бар, в котором работает Деким, называется Quindecim. Я во время просмотра думал, что оно происходит от имен барменов: первоначально ведь в нем работала судьей Квин (Quin), а затем барменом стал Деким (Decim). Однако все намного банальнее: бар находится на пятнадцатом этаже башни, а quindecim в переводе с латинского означает именно «пятнадцать». Из этого следует, что имена персонажей происходят от номера того этажа, на котором они работают. К примеру, Гинти (Ginti) — дерзкий рыжий парень, работает на двадцатом этаже, что на латинском звучит как viGinti. Нона (Nona) живет на девяностом этаже, что значит Nonaginta. Вот такая вот магия чисел.
Персонажи и их истории
Главных героев в «Параде смерти», по сути, всего двое: это Деким и Чиюки. Но вся изюминка заключена не в них — Death Parade ценен именно своими второстепенными героями. Я имею ввиду «гостей», приходящих в бар, то есть умерших людей. За каждым из них стоит своя история жизни, не всегда приятная, но оттого не менее насыщенная и сложная. Как правильно подметил Деким: «Жизнь полна загадок. Каждая отдельная жизнь имеет свою историю, но в итоге все равно сплетается с другими, и никто не знает, к чему это приведет». Каждый человек имеет свой характер, свои страхи и воспоминания. Сценаристы смогли сделать истории для гостей достаточно правдоподобными, чтобы у зрителя было желание сопереживать происходящему на экране. Причем эмоциональный окрас у историй отличается. Всего, если я правильно посчитал, в аниме показано семь судов (если боитесь спойлеров — можете пропустить следующий список):
1). Суд над молодоженами. Первый суд, который нам показывают, и который Деким проводит самостоятельно. Эти серии нагнетают обстановку, и демонстрируют, что человеческие чувства с одной стороны просты (страх, гнев, ревность), а с другой — сложны и многогранны (любовь, самопожертвование).
2). Суд над друзьями детства. Серия учит не ждать удобного момента. Если хочешь что-то сказать — говори сейчас, потом может быть слишком поздно. Знаете, это пожалуй самая необычная, но при этом самая легкая история из рассказанных. Все эмоционально тяжелые серии в Death Parade разбавлены легкими. Видимо, это сделано специально, чтобы дать зрителю отдохнуть, ведь когда смотришь аниме, то начинаешь сопереживать героям, а это в случае с «Парадом смерти» бывает непросто.
3). Суд над звездой и отаку. Снова эмоционально тяжелая серия, причем приговор, вынесенный Декимом, меня удивил. Я ожидал, что он таки оправдает обоих, но нет — отаку отправился на перерождение, а женщину он отправил в небытие. В этой серии заключено много интересных мыслей. Как минимум то, что надо ценить свою жизнь, и даже если кажется, что все плохо — надо найти, ради чего продолжать жить.
4). Суд над фанаткой и певцом. Эти серии меня привели в замешательство. Очень уж они выделяются на общем фоне. Не знаю, какой смысл тут можно углядеть. Разве что это своеобразная насмешка над смертью и серьезностью происходящего? Ведь даже смерть этой фанатки нелепа — поскользнуться на куске мыла у себя дома. Но при всей своей глупости она готова пожертвовать собой ради кумира, и она целиком и полностью довольна своей незамысловатой жизнью.
5). Суд над убийцами. Самые эмоционально тяжелые серии. Какой в них смысл? Очень ясно показано, что любой человек при определенных условиях может пойти на убийство. Все зависит от обстоятельств. Хотя как по мне, так реакция парня в конце истории неадекватна и нелогична — какой был смысл поддаваться на провокации того мужика? Делать ему больно, потому что он не помог сестре? В общем, мне показалось, что сценаристы чутка переборщили с нагнетанием напряженности.
6). Суд над старушкой. Тут нам дают расслабиться перед заключительными сериями. Показано, что не всех людей ждет тяжелая судьба. Есть и такие, кому суждено было прожить долгую и счастливую жизнь.
7). Суд над Чиюки. Очень мощные серии, я два раза пересматривал сериал — и дважды находился под сильным впечатлением. Момент, когда Чиюки просит нажать Декима на кнопку просто бесподобен. Столько отчаяния и надежды в этой просьбе… Многих интересует судьба Чиюки — так вот, Деким отправляет её на перерождение, маска над лифтом белая. А куклу он оставляет в качестве приятного напоминания.
Сюжет
Из написанного выше очевидно, что сюжет построен на одно-двухсерийных арках, в которых Деким или другие судьи решают, куда им отправить своих «гостей» — в небытие или на перерождение. При этом есть одна общая сюжетная линия, главное героиней которой является Чиюки. Подобное построение сюжета оказалось удачным, потому что оно привносит разнообразие в повествование. Ты не успеваешь отойти от просмотра одной истории, как тебе уже преподносят другую — о какой скуке может идти речь? И даже если вам не понравятся истории посетителей бара, то уж девушке, за которой вы наблюдаете на протяжении 12 серий, вы будете сопереживать в любом случае.
Стилистика
Конечно, нельзя не отметить превосходную стилистику Death Parade. Антураж бара, изысканный алкоголь, легкая музыка на фоне — все это составляет единую, очень стильную картинку. Квинтэссенция этой атмосферы прекрасна отражена в опенинге, наполненном безумием и завораживающем плавными движениями танца. Добавьте к этому реалистичную рисовку и правдоподобные истории приходящих в бар людей — и вы получите формулу атмосферы Death Parade. Ах да, и не забудьте про шикарнейший эндинг, напоминающий про хрупкость жизни. Вот так подумаешь, что от тебя останется бездушный манекен — и дрожь пробирает.
Проблематика
Я уже отмечал, что Death Parade затрагивает большое количество вечных человеческих проблем: это вопросы жизни и смерти, вопрос справедливости, а также вопрос цели в жизни. Что самое интересно, эти вопросы не только задаются, но нам предлагается и несколько вариантов ответа. К примеру, про смысл жизни Деким говорит очень мудрую фразу: «Люди живут не только для того, чтобы умереть. Они умирают как раз из-за того, что живут. В этом и есть смысл жизни». Или, вот, Чиюки говорит про то, что никогда не знаешь, к чему приведет твой жизненный путь: «Не узнаешь, пока не умрешь. Хотя нет, даже после смерти не узнать. Но знаешь — так даже интереснее». Не часто увидишь, что в аниме осмеливаются затрагивать такие тонкие материи, как жизнь и смерть, а в особенности — самоубийство. И тем ценнее выглядит «Парад смерти» на фоне моря гаремников и прочей дребедени, которой пытаются «накормить» зрителя в последнее время.
Недостатки
Есть в «Параде смерти» пара недостатков, самым очевидным из которых является малое количество серий. Ты только успеваешь привыкнуть к героям — и всё заканчивается. Хотя надо признать, что концовка у Death Parade замечательная. Трудно представить лучшее завершение истории, чем то, которое нам предоставили.
И второй недостаток — большое число вопросов, оставленных без ответа. К примеру, что это вообще за башня, в которую попадают умершие люди? Кто на самом деле судит «гостей» — люди или куклы? Если куклы, то кто их создал? Что это за мужик, который играет с Ноной в бильярд? Что происходит с душами, попавшими на перерождение или канувшими в небытие? Я дважды пересматривал Death Parade, но все равно не смог найти ответы на свои вопросы.
Оценки
Персонажи — 10.0. Тут высшую оценку уже можно ставить за одних «гостей» бара и их истории жизни. Но Death Parade на этом не останавливается, и добавляет необычных персонажей в качестве главных героев. Жаль лишь, что нам показали не так много судей.
Сюжет — 9.0. Очень грамотное построение сюжета: одна общая сюжетная линия и большое количество одно-двухсерийных арок. Но вопросы, оставленные без ответа и намека на решение не позволяют поставить высшую оценку.
Рисовка — 10.0. Качественная и идеально подходящая антуражу Death Parade. Использована фиолетово-сиреневая гамма. Отдельно хочется отметить дизайн персонажей.
Музыка — 10.0. То, что надо для бара. Скрипка, фортепиано, саксофон. Много лиричных композиций. Оригинальный саундтрек длится больше часа, что для двенадцати серий более чем достаточно, особенно если учесть, что проходных треков в нем нет. Отдельный респект за опенинг и эндинг, они тоже чудесны.
Атмосферность — 10.0. Столь стильного и атмосферного аниме я давно не видел.
Психология — 9.0. Пусть я и заметил в поведении людей пару нелогичностей, но это скорее придирки, чем реальный недостаток. К тому же, люди на то и люди, чтобы вести себя нелогично.
Поднимаемая проблематика — 10.0. Затрагивается огромное количество актуальных и важных вопросов, на которые герои аниме пытаются найти ответы. И, что самое важное, своими идеями они делятся со зрителем.
Заключение
Death Parade — аниме, после которого я зауважал Madhouse. Смотреть обязательно. Столь глубокое, взрослое и разностороннее аниме выпускается очень редко, и пропустить его будет упущением. Единственный недостаток Death Parade — малое количество серий, поэтому мой вам совет: наслаждайтесь каждой минутой просмотра. Вы не пожалеете.