Человечество всегда стремилось к неизведанному. Бескрайние космические просторы, бездонные океанические впадины, гигантские горы, прячущие вершины далеко за облаками — в любую эпоху они выступали в роли сильнейших магнитов для смельчаков, готовых покорять новые горизонты. Такова людская природа. Уверен, каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал о том, что станет бесстрашным путешественником, избороздившим мириады морей и стран, и про которого будут слагать легенды. Что ж, на этот раз я решил написать обзор тайтла, просмотр которого позволит вам хотя бы на пару вечеров представить себя в роли героя, исследующего таинственную, опасную, но в то же время прекрасную Бездну. Данный обзор посвящен потенциально лучшему аниме 2017 года — Made in Abyss («Созданный в Бездне», «Сделанный в Бездне»).
Краткие сведения
Made in Abyss — аниме-сериал, выпущенный студией Kinema Citrus летом 2017 года. Состоит из тринадцати серий, в основу сценария положена веб-манга за авторством Акихито Цукуси (Akihito Tsukushi). В роли режиссера выступил Масаюки Коджима (Masayuki Kojima), ранее приложивший руки к Monster, Trinity Blood, Black Bullet и многим другим тайтлам.
Лишь одно место в мире Made in Abyss осталось неизученным людьми. Бездна — это многоуровневая зияющая пропасть, уходящая в глубины земли и наполненная таинственными созданиями и реликвиями давно ушедших времен. Откуда она взялась? Что находится на дне? Почему в ней можно найти древние артефакты? Бесчисленные храбрецы, прозванные искателями, массово стекаются к Бездне, чтобы найти ответы на поставленные вопросы. В соответствии с их умениями им присуждаются цветные свистки, указывающие на опыт и ранг. Самые лучшие и смелые искатели получают белые свистки — они почитаются легендами среди тех, кто остается на поверхности.
Что, впрочем, не удивительно — только Белые Свистки могут опускаться на нижние уровни подземелья и возвращаться оттуда живыми, несмотря на Проклятье Бездны. Дело в том, что спускаться в Бездну может кто угодно, а вот подъем в зависимости от глубины и уровня Бездны может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Так, подъем на первом уровне вызовет головокружение и слабость, на втором — тошноту и галлюцинации, на четвертом из отверстий тела начинает течь кровь, а подъем с шестого уровня будет стоить тебе человечности или даже жизни. Поэтому мало кто рискует спускаться так глубоко.
Повествование ведется от лица Рико (Riko) — дочери пропавшего Белого Свистка Лизы Аннигилятора (Lyza the Annihilator). Рико, также как и мать, стремится исследовать дальние районы Бездны. Однако, будучи лишь начинающим Красным Свистком, ей разрешено бродить только по самому верхнему уровню. Во время одной из таких вылазок Рико встречает таинственного робота, выглядящего совсем как обычный мальчик. Она дает ему имя Рег (Regu). Увы, Рег ничего не помнит о своем прошлом. В один прекрасный день Рико и Рег решают спуститься в глубины Бездны, чтобы восстановить утраченные воспоминания и найти мать Рико. Но они еще не знают, насколько безжалостна бывает Бездна по отношению к неподготовленным путникам…
Персонажи
Главными героями Made in Abyss являются дети — девочка Рико (Riko) и робот Рег (Regu). Они составили очень симпатичный и гармоничный тандем, в котором оба героя дополняют друг друга и скрывают недостатки. Энергичная, жизнерадостная Рико является двигателем тайтла, а ее взаимодействия с застенчивым и неуверенным в себе Регом раз за разом вызывают на лице улыбку. Между героями оптимальным образом выдержан баланс: как только Рико начинает немного утомлять, на первый план выходит Рег и разряжает обстановку. Как только надоедает Рег, в дело вновь вступает Рико. И так раз за разом. А затем повествование разбавляется появлением какого-нибудь нового второстепенного героя.
Пожалуй, я не буду перечислять второстепенных персонажей тайтла, пускай их и не много. Просто скажу, что они идеальным образом вписываются в мир Made in Abyss и делают его еще более богатым и атмосферным. Чего стоят одни Озен (Ouzen) с Наначи (Nanachi), а ведь там и другие герои есть. Как только тот или иной персонаж исчерпывает свой потенциал, на его место приходит другой, еще более интересный и качественный. С учетом того, что большинство героев фигурирует лишь в рамках пары серий, они вообще не успевают надоесть. Как по мне, так это пример оптимального использования важного ресурса, коим являются второстепенные персонажи. Подобных подход идеально ложится в рамки мира, где жизнь любого персонажа находится под угрозой. Надоел персонаж — его в любой момент можно убить, лишь добавив этим в аниме драматизма и динамики. И ведь это работает, как бы прагматично ни звучало. Учитесь, господа, учитесь!
На первый взгляд может показаться, что Made in Abyss предназначено для юной аудитории. Но нет. Нет, нет и еще раз нет. Черт возьми, это было бы самым ошибочным выводом в вашей жизни. Тот факт, что главными героями тайтла являются дети, не делает аниме детским. Как вы думаете, почему выбор был сделан именно в пользу детей? Почему нельзя было в роли главных героев использовать каких-нибудь брутальных бородатых мужиков, спускающихся вниз за очередной порцией крутых артефактов? Всё просто: так сделано потому, что изучение Бездны посредством столь слабых и невинных персонажей лишний раз на игре контрастов позволяет продемонстрировать всю красоту и жестокость этого мира. Мира, в котором все равны. И неважно, большой ты или маленький, сильный или слабый, гордый или трусливый — перед Бездной все равны. Здесь ты либо выживаешь и возвращаешься героем, либо умираешь, как сотни и тысячи других безымянных искателей, по тем или иным причинам бросившим вызов судьбе. Кем бы ты ни был, при подъеме ты в любом случае испытаешь на себе проклятье Бездны. Такова плата. Впечатляет, не правда ли?
Знаете, почему в свое время многие зрители столь полюбили первую арку SAO? Потому что во время просмотра ты постоянно испытывал опасность, угрожавшую героям, и чувствовал, что в любой момент их жизнь может оборваться. То же самое чувство ты испытываешь и в отношении Рико (Riko) и Рега (Regu). Нет, тебе не тычут опасностью в лицо, брызгаясь слюнями и пытаясь напугать, как в дешевых ужастиках. Напротив, ты понимаешь, что опасность стала неотъемлемой частью людей, так или иначе связанных с Бездной, и поэтому она не воспринимается ими как нечто особенное. И это-то самое страшное: ты ощущаешь постоянное давление. Постоянную угрозу жизни полюбившихся героев, потому что не знаешь, когда нечто плохое наконец-то с ними случится. Однако это чувство не тяготит, ведь герои-то давно привыкли его не замечать. Проведем параллель с игрой в Dark Souls: с одной стороны ты понимаешь, что любой куст может тебя аннигилировать, но игру то проходить надо. Поначалу боишься сделать лишний шаг, но затем постепенно привыкаешь к опасности и перестаешь ее замечать. И лишь тогда начинаешь получать от процесса небывалое удовольствие. Просмотр Made in Abyss приносит схожие эмоции.
Сюжет
С первого же взгляда бросается в глаза то, что сюжетная линия в Made in Abyss очень грамотно структурирована. Она обладает и ярковыраженной завязкой, и плавным развитием действия с нагнетанием обстановки, и несколькими мощными кульминациями, и достойной развязкой. Повествование начинается, как добрая сказка: дети, постояльцы приюта, ходят во впадину, чтобы искать древние артефакты, чем зарабатывают себе на еду и ночлег. При этом они периодически попадают во всякие неприятности, из которых легко и весело выпутываются. Прямо-таки приключенческая идиллия. Но ни в коем случае не обманывайтесь безмятежным началом. Постепенно атмосфера тайтла меняется. Чем глубже герои погружаются в Бездну, тем мрачнее и серьезнее становится повествование. Переломной точкой является встреча Рико и Рега с Белым Свистком Озен (Ouzen), которая является своеобразным проводником в по-настоящему жестокий мир Бездны. Она снимает с глаз героев розовые очки и разбивает их вдребезги. Всё, что происходило до их встречи — светлая сказка. Всё, что после — напряженная реальность.
При этом каких-либо скучных, затянутых или слабых моментов в сюжете я не заметил. Даже первые серии язык не повернется назвать скучными. Они плавно вводят тебя в курс дела, постепенно рассказывая про мир Бездны и ее обитателей, при этом постоянно поддерживая нужный уровень интриги. Про её законы, секреты и богатства, сокрытые внутри. Информация не бросается зрителю в лицо единым комом посредством какого-нибудь получасового диалога, а плавно распределена по всей протяженности сериала. Тут герои встречаются с новым монстром, желающим их сожрать, и Рико вспоминает его особенности и повадки. Вот тут они встречают другого искателя приключений, который рассказывает им про следующий уровень. А вот тут зрителю предстоит самому внимательно наблюдать и анализировать. Вот так, постепенно, по кусочкам, у тебя складывается представление о мире Made in Abyss, столь непохожем на наш с вами, и потому интересном, опасном и прекрасном. И ты изучаешь его вместе с героями. Учитывая, насколько многогранным и атмосферным он получился, данный процесс приносит сплошное удовольствие.
Помимо интересного сюжета, стоит затронуть и проблематику. На первый взгляд это не очевидно, однако в Made in Abyss затронут целый ряд любопытных идей, над которыми можно поразмышлять на досуге. К примеру, в аниме прекрасно показано, что в каких бы ужасных условиях не жили люди, они к ним привыкают и принимают за должное. И даже могут вести полноценную жизнь — воспитывать детей, заниматься торговлей и радоваться каждому новому дню. Вон, искатели даже целый город себе у Бездны отстроили. А кто-то даже живет в Бездне на постоянной основе. Или мысль о том, что человека всегда будет притягивать к себе тайное и неизведанное, какие бы с этим ни были связаны опасности и трудности. Кто-то лезет в Бездну ради добычи, кто-то ради славы и уважения, а кто-то просто желает получить новые знания. Так было, так есть, и так будет. Просто потому, что люди — это люди.
И, разумеется, нельзя не отметить то, насколько грамотно сценаристы смогли продемонстрировать концепцию настоящей дружбы. Причем я говорю не только про дружбу между Рико и Регом, но и другими персонажами тайтла. Знаете, я уже и не припомню, когда в последний раз видел нечто настолько доброе и искреннее. Когда персонажи прощаются со слезами на глазах, это вызывает не раздражение, как обычно бывает в подобных случаях, а самое настоящее сочувствие и жалость. Просто потому, что ты веришь в их искренность, ведь, возможно, герои больше никогда не встретятся, и это их последнее прощание. Это понимают они, это понимаешь и ты. Но ты действительно желаешь им добра, и хочешь, чтобы они еще не раз смогли вместе посмеяться и обсудить свои путешествия. Подобное ощущение дорогого стоит, и за одно это я почитаю своим долгом порекомендовать данный тайтл к просмотру.
Рисовка
Я никогда не был фанатом Kinema Citrus. Напротив, после просмотра фансервисного до безобразия Black Bullet, который является самым популярным их тайтлом, я студию невзлюбил. Однако после просмотра Made in Abyss я вынужден кардинальным образом поменять свое мнение. Кто бы мог подумать, что художники Kinema Citrus могут создавать такую красоту? В визуальной части Made in Abyss великолепно абсолютно всё. Фоновые изображения, проработанные до мельчайших деталей. Превосходная работа со светом, благодаря которой персонажи сидят в демонстрируемом мире как влитые. Дизайн персонажей, который выглядит не только просто и оригинально, но и в полной мере передает характер героев. Обилие крупных планов и пейзажей со всевозможных ракурсов, позволяющих продемонстрировать всю красоту мира Бездны. Качественная анимация без каких-либо проседаний. При всем желании я не могу ни к чему придраться. Вас ждет несколько часов эстетического удовольствия. Наслаждайтесь!
Музыка
Музыкальное сопровождение ничем не уступает рисовке. Я уже давно не слышал настолько атмосферных саундтреков в аниме. Созданием музыки для Made in Abyss занимался австралийский композитор Кевин Пенкин (Kevin Penkin), и, черт возьми, он справился со своей задачей на все сто процентов. Грамотная комбинация превосходной рисовки и проникновенной музыки действительно позволила создать потрясающий своей красотой мир, в который хочется раз за разом погружаться. Браво. Опенинг Deep in Abyss в исполнении актеров, озвучивавших Рико и Рега — Miyu Tomita и Mariya Ise, в отличие от большинства случаев, когда вместо профессиональных певцов используют сэйю, получился более чем мелодичным. Лично мне ни разу не захотелось его перемотать. Та же ситуация и с эндингом — Tabi no Hidarite, Saihate no Migite спет актерами озвучки, однако желания перемотать не вызывает. Напротив, он получился очень милым и приятным.
Оценки
Персонажи — 10.0. Каждый персонаж тайтла находится на своем месте. Они настолько гармонично вписываются во вселенную Бездны, что ты начинаешь верить в их существование и в полной мере сопереживаешь.
Сюжет — 10.0. Очень увлекательный и интересный. От просмотра невозможно оторваться. Элементы опасности и исследования делают мир Made in Abyss потрясающе захватывающим. Безупречный баланс между юмором, драмой и экшном.
Рисовка — 10.0. Кто бы мог подумать, что Kinema Citrus способны на создание такой безумной красоты?
Музыка — 10.0. Потрясающее музыкальное сопровождение, которое играет существенную роль в создании должной атмосферы.
Заключение
Не побоюсь громких слов: Made in Abyss — это одно из самых атмосферных аниме, что я видел в своей жизни. С первых же серий, подобно хищному растению из Бездны, оно втягивает тебя в свои сети, и не отпускает до тех пор, пока ты после бессонной ночи за монитором без сил не завалишься на кровать (ну или пойдешь на работу или учебу — тут кому как повезет). Начав смотреть Made in Abyss, не ожидая ничего, я в итоге не смог остановиться, пока не просмотрел все вышедшие на тот момент серии. Доброе и жестокое, яркое и многогранное, с юмором, драмой и интригой, красивое во всех своих проявлениях, начиная с персонажей и заканчивая рисовкой — это аниме, во вселенную которого веришь, и в которое хочешь погружаться еще и еще. Рекомендую абсолютно всем. Первоначально я поставил ему девятку, однако просмотр последних серий лишний раз убедил меня в том, что Made in Abyss заслуживает высшей оценки. Потрясающее аниме.
10.0/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru
P.S. Обзор на фильм-продолжение вы можете найти по ссылке.