Я обожаю зомби. С самого детства я любил играть в игры, посвященные нашествиям зомби, и смотреть фильмы ужасов, главными злодеями в которых являются орды кровожадных существ (да, я был странным ребенком). Resident Evil. 28 дней/недель спустя. Рассвет мертвецов. The Walking Dead. Тематике апокалипсиса, связанного с распространением смертельного вируса, превращающего людей в жадных до мозгов тварей, посвящено несчетное количество давно ставших классикой произведений. Это своеобразный культурный пласт, без которого невозможно представить современную индустрию развлечений. Разумеется, индустрия аниме в этом плане тоже не сильно отстает – существует множество тайтлов самых разных жанров, в которых фигурируют зомби. Данный обзор я хочу посвятить тайтлу, в котором главный герой тоже оказывается в условиях зомби-апокалипсиса, вот только он не только не расстроился, но даже рад этому! Ведь лучше уж бегать от зомби, чем работать на проклятой галере в невыносимых условиях труда! Это будет обзор аниме Zom 100: Zombie ni Naru made ni Shitai 100 no Koto («Предсмертный список зомби», «Zom 100: Bucket List of the Dead»).
Краткие сведения
Zom 100 – это комедийный аниме-сериал, выпущенный студией BUG FILMS летом 2023 года. Сериал состоит из двенадцати серий, в основе сценария лежит манга за авторством Харо Асо (Haro Aso) – история, и Котаро Таката (Koutarou Takata) – визуальная часть. Если честно, я впервые услышал про студию BUG FILMS, поэтому решил немного поизучать информацию, и понял, что я не просто так про нее ни разу не слышал. На самом деле студия была основана как дочерняя компания студии Twin Engine совсем недавно — осенью 2021 года, и Zom 100 – это первая ее крупная работа. Ранее BUG FILMS разве что немного помогали в производстве Komi Can’t Communicate и Summer Time Rendering, но самостоятельных релизов не имели. Давайте же разбираться, удалось ли им создать нечто стоящее, или первый блин вышел комом. На самом деле, комом он так или иначе вышел, ибо это один из тех редких по современным меркам тайтлов, при трансляции которого происходили большие перерывы между выходом серий из-за внутренних проблем студии. В итоге двенадцать серий выходили почти полгода.
Когда-то Акира Тэндо (Akira Tendou), только что устроившийся в продюсерскую фирму, был бодр, амбициозен и здоров. Ведь ему так повезло устроиться на хорошую работу, с добрыми, отзывчивыми коллегами, прекрасным начальством и отличными перспективами! По крайней мере, так Акира думал после теплого приема, который ему устроили коллеги в первый рабочий день. Но иллюзия всеобщего благополучия быстро развеялась, и оказалось, что Акира устроился на самую настоящую рабскую плантацию, на которой приходится пахать без выходных и отпусков, с обязательными неоплачиваемыми переработками, скандальным начальником и токсичной рабочей атмосферой. Даже красавица-коллега, которая отнеслась к Акире по-доброму, оказалась любовницей жирного директора компании. В общем, не жизнь, а сплошное разочарование.
Спустя три года работы в таких условиях Акира превратился в блеклую тень самого себя. Он ненавидит свою работу и свою жизнь. Он ненавидит свой будильник, ведь его звонок означает, что пора отправляться в офис, и ненавидит орущего и несправедливого начальника, травящего подчиненных. Но однажды судьба преподнесла несчастному Акире неожиданный подарок, ведь когда он вышел на улицу, его встретили не случайные прохожие, а целая орда кровожадных зомби. Так уж вышло, что начался зомби-апокалипсис, и вскоре до убегающего от зомби Акиры дошло, что работать ему больше не придется! Не надо ходить в офис, слушать ненавистного начальника и терпеть унижение! Это же праздник какой-то! На радостях он даже завел себе блокнот, в котором начал вести список 100 вещей, которые необходимо сделать до того, как он превратится в зомби. Ведь теперь, когда работы больше нет, можно начать жить по-настоящему…
Персонажи
Итак, главным героем Предсмертного списка зомби является Акира Тэндо – молодой парень, неудачно устроившийся на свою первую работу. Амбициозный и оптимистичный молодец, он под воздействием токсичной рабочей атмосферы быстро превращается в пассивного и несчастного работягу. Скажу честно – такому персонажу очень трудно не сопереживать, хотя бы из чисто человеческих соображений, ибо большинство людей на Земле вынуждены так или иначе работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Лично мне повезло с условиями труда – я работаю в комфортном офисе с приятными коллегами, но даже я так или иначе сталкиваюсь с нехваткой личного времени, трудностями в задачах, выгоранием и прочими рабочими проблемами. Акира же столкнулся со всем этим в многократно более воспаленной форме. Но если отбросить сочувствие к его условиям труда, то становится понятным, что Акира – это достаточно абстрактный и стандартный протагонист, наделенный не самым стандартным отношением к зомби-апокалипсису. Для комедийного тайтла, коим и является Zom 100, такой главный герой подходит отлично, однако не стоит ожидать от него глубокой проработки или интересного характера. Он просто неплох.
Второстепенные персонажи в большинстве своем тоже не выделяются какой-либо оригинальностью. Так, Шидзука Миказуки (Shizuka Mikazuki), которую Акира встречает в супермаркете, выступает в роли ответственного выживальщика, что контрастирует с поведением Акиры для создания комедийного эффекта. Она мне понравилась больше Акиры, как минимум за наличие развития характера по мере продвижения сюжета вперед, однако в целом Шидзука получилась стандартной героиней — спокойной и сдержанной. Она, в лучших традициях цундерочек, пытается скрыть свои приятные, женственные стороны за завесой безразличия, но постепенно эта завеса приподнимается, и зритель видит ее настоящую. В целом, Шидзука милаха, да и предысторию ей придумали неплохую, но запоминающейся, оригинальной героиней ее назвать трудно.
Кэничиро Рюузаки (Kenichirou Ryuuzaki), от же Кэнчо – друг детства Акиры, который тоже большую часть времени используется для создания комедийного эффекта на контрасте с Акирой. Мол, вот вам не особо социально приспособленный Акира, а вот вам накачанный, харизматичный красавчик Кэнчо – это ли не забавно? Предсказуемые, использованные сотни раз в рамках комедийного жанра типажи – если честно, в большинстве случаев я за несколько секунд угадывал, какую фразу скажет тот или иной герой в следующей сцене. Пожалуй, больше всего мне понравилось, как были показаны забитые жизнью коллеги и наглый начальник Акиры Гонзо Косуги (Gonzou Kosugi) – вот они получились максимально правдоподобными. Я аж проникся резко негативными эмоциями по отношению к его начальнику и жалостью к коллегам. Помимо них стоит отметить и зомби – они получились прикольными, некоторые даже бегать умеют, хотя по сравнению с мангой они стали менее страшными. И девушку Беатрикс Амерхаузер (Beatrix Amerhauser), которая закрывает квартет протагонистов во второй половине сериала – она является олицетворением всех зарубежных отаку, желающих поехать в Японию и знающих о ней даже больше, чем местные жители. Прикольная героиня, мне понравилась.
Сюжет
Главная прелесть тематики зомби-апокалипсиса и причина ее популярности заключается в том, что ее можно рассматривать с самых разных ракурсов. Какие-то произведения, например фильмы ужасов, делают акцент на кровавости и ужасе ситуации, когда кровожадные монстры пожирают несчастную жертву живьем. Какие-то произведения делают акцент на человеческих отношениях и психологии замкнутой группы, члены которой находятся под постоянным психологическим давлением и стрессом, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Какие-то произведения превращают зомби-апокалипсис в авансцену для безумного экшна, участники которого бодро рубят толпы зомби самыми экзотическими устройствами. В общем, простор для фантазии тут безграничен, и именно этим разнообразием обуславливается популярность и актуальность жанра на протяжении уже более тридцати лет. Что уж тут и говорить – он и для меня является одним из самых любимых. Обожаю фантазировать, как бы сам действовал в условиях зомби-апокалипсиса, что делает просмотр подобных тайтлов вдвойне интересным, ведь хочется сравнить свое видение с действиями персонажей.
А какие-то произведения, как Zom 100, рассматривают конец света с кровожадными монстрами с комедийной точки зрения. В Zom 100 комедийность в первую очередь достигается за счет противопоставления условий работы в японской фирме с условиями жизни в зомби-апокалипсисе. Ни для кого не секрет, что в некоторых японских фирмах условия работы не сильно отличаются от рабской работы на галере. Да-да, той самой, где полуголые гребцы сидят на деревянных, неудобных скамьях под палящим солнцем, гребут огромными веслами под подбадривающие хлысты своих надсмотрщиков. Так себе условия, вам так не кажется? Но для некоторых несчастных работяг они являются печальной действительностью. Недаром в Японии даже слово для смерти от переработок и переутомления придумали – кароши – и ведут отдельную статистику подобных смертей на государственном уровне. Кстати, свои термины есть и в других азиатских странах – в Китае это называется голаосы, а в Корее квароса. Так что проблема актуальна не только для Японии, но и других азиатских стран.
Разумеется, в современных реалиях из-за влияния рабочей культуры западных компаний и глобализации далеко не во всех японских фирмах можно встретить столь злостные нарушения рабочей этики, но они, без сомнения, в той или иной мере встречаются. Причем встречаются не только в Японии. Адские условия труда – это термин универсальный, и может встретиться в любой стране мира. Минусы работы в таких условиях отлично показаны в первой серии Zom 100 – это и бесконечные неоплачиваемые переработки, и ненормированный рабочий график, и огромная текучка кадров, и токсичные отношения между коллегами, и неправильное питание дошираками и энергетиками, и отвратительный баланс между работой и личной жизнью. Список недостатков можно продолжать очень долго.
Работа в подобных условиях высасывает из человека все соки, а затем его просто выбрасывают за порог на произвол судьбы, как только он становится неспособен выдерживать безумный рабочий темп. На этой идее и построен весь сюжет Zom 100 – работники, поработавшие в условиях галеры, с радостью предпочтут оказаться в условиях зомби-апокалипсиса, где их жизнь в любой момент может оборваться, чем продолжать ходить на ненавистную работу. И вот эта идея размазана на целый сериал. От себя добавлю, что если вы действительно работаете в подобных условиях, то бегите оттуда как можно быстрее. Никакая работа не стоит вашего здоровья и жизни, она у вас одна, если вы, конечно, не котик. При этом сам сюжет получился простым и прямолинейным – герои от серии к серии исполняют необычные желания Акиры, параллельно сталкиваясь с другими выжившими и ордами зомби. В целом, для комедии сойдет. Простенько и забавно.
Раз уж мы говорим про комедию, то нельзя не рассмотреть комедийную составляющую Zom 100. Мне она скорее понравилась, чем нет. Понравилось уже упомянутое противопоставление условий труда на галере с условиями жизни в зомби-апокалипсисе. Понравилось противопоставление оптимистичного мировоззрения Акиры и пессимистичного мировоззрения прочих встречающихся ему людей. Понравилось забавное, но искреннее желание Акиры исполнять своим мечты даже в самых сложных условиях. Быстро надоели и не понравились классические шутки с раздеванием в исполнении Кэнчо. Не понравились периодические шутки, связанные с пуканием – они, видимо, рассчитаны на каких-то дегенератов или детсадовцев, которым вообще-то по возрастному рейтингу не положено смотреть Zom 100. В общем, странный юмор, но посмеяться тут было над чем, хоть в свой рейтинг любимых комедий я данный тайтл включать бы не стал.
Рисовка
Учитывая, что Zom 100 – это первая самостоятельная работа студии BUG FILMS, то ожидать от них передового уровня рисовки было бы глупо. Тем не менее, я считаю, что художники неплохо справились со своими задачами. Во-первых, им удалось передать стилистику, использованную в манге, и реализовать ее в аниме. Некоторые кадры выглядят прям один в один, как в манге – заметно, что художники бережно отнеслись к оригиналу. Во-вторых, в аниме достаточно интересная цветовая гамма, которая выделяет его на фоне многих других тайтлов. В-третьих, мне понравился дизайн персонажей – не сказать, что оригинальный, но различать и запоминать героев было легко. Дизайн зомби тоже получился прикольным, но упрощенным по сравнению с мангой. В-четвертых, анимация немногочисленных экшн-сцен и передвижений зомби выглядит приятно и плавно. Для дебютной работы студии уровень рисовки получился достойный, особенно если учесть комедийную направленность тайтла, в которых традиционно требования к визуальной составляющей бывают пониженными. Так что художники молодцы, так держать.
Из недостатков выделю то, что аниме по сравнению с мангой стало менее кровавым и страшным, а еще в нем убрали элемент эротики (выдающиеся груди женских героинь в счет не берем). И если с уменьшенной ролью фансервиса еще можно смириться, то уменьшение кровавости я понять не могу. Так, зомби в манге выглядят куда более реалистично и устрашающе (скриншоты манги прикладываю в конце обзора), а в аниме своим внешним видом вызывают скорее нейтральный эффект. Да и тот факт, что красную кровь заменили на разноцветные красочные брызги, тоже не играет на руку устрашающей атмосфере. Понятно, что подобные изменения были сделаны в угоду уменьшения возрастного рейтинга и расширения потенциальной зрительской аудитории, но черт побери, это же тайтл про зомби. Он и должен быть кровавым и страшным, и делать его более ванильным как-то странно, даже если это и сделано в угоду определенным категориям зрителей. В этом плане я был разочарован. Это тот редкий случай, когда желание уменьшить возрастной рейтинг пошло экранизации во вред – сразу вспоминаю Log Horizon, где в аниме почему-то не стали упоминать, что персонажи, попавшие в игру, все еще испытывают боль при смерти. А еще на некоторых кадрах заметна нехватка детализации, будто создатели пытались на них сэкономить.
Музыка
Если и говорить про сильные стороны Zom 100, то это точно будет саундтрек. Оно и не удивительно, если учесть, что в качестве композитора выступил известный Макото Миядзаки (Makoto Miyazaki), который приложил руку к обоим сезонам One Punch Man, обоим сезонам Spy x Family, а также многим другим заметным тайтлам. Если честно, я, даже не зная, что саундтрек к Zom 100 писал Макото Миядзаки (блин, только сейчас осознал, что его имя и фамилия является гибридом из Макото Синкая и Хаяо Миядзаки, кек), понял, что его создал именно он – от некоторых мелодий я получил флешбеки из One Punch Man, настолько похожими они получились. Как мне кажется, Миядзаки справился с созданием бодрого, динамичного саундтрека, который подошел разнообразной атмосфере Zom 100. При этом здесь есть и вокальные, и инструментальные композиции, что тоже всегда хорошо. Опенинг Song of the Dead в исполнении KANA—BOON звучит бодро, особенно переход к припеву, а еще порадовал сменившийся в нем визуальный ряд во второй части аниме – танцуют персонажи отлично. Эндинг Happiness of the Dead в исполнении Shiyui мне понравился ничуть не меньше опенинга, что случается редко. Смотреть, как герои сидят и отдыхают на пикнике было на удивление приятно.
Оценки
Персонажи – 6.0. Стандартный набор героев. Протагонист не запоминающийся, но вызывает сочувствие, а героиня и лучший друг играют на контрасте с протагонистом. Злой начальник – лучший персонаж тайтла.
Сюжет – 7.0. Отличная идея в основе, смотрится легко, но не сказать, чтобы тайтл был оригинальным и насыщенным.
Рисовка – 8.0. Очень достойный уровень рисовки, особенно если учесть, что это первая самостоятельная работа студии.
Музыка – 9.0. Крепкий, бодрый и разнообразный саундтрек. Хорошие опенинг и эндинг.
Заключение
Zom 100 – это тайтл одной идеи. Идеи о том, что работа в плохой компании может быть хуже, чем существование в условиях зомби-апокалипсиса. По сути, из одной шутки было высосано полноценное аниме. Никакого глубокого сюжета или оригинальных персонажей тут ожидать не стоит. Это просто хорошее комедийное аниме с забавной центральной идеей, которое способно поднять настроение при одноразовом просмотре. Ну или испортить настроение, если вы вдруг поймете, что работаете в тех же условиях, что и главный герой. Простенько. Забавно. Поверхностно. Любителям зомби-жанра и обычным работягам после тяжелого рабочего дня рекомендую к просмотру, но ожидания завышать не стоит. Это точно лучше, чем очередная бессмысленная комедия про школьников. Всем добра, и смотрите только лучшее!
7.0/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru
P.S. Вот как зомби выглядят в манге, чисто для сравнения. Заметно, что стиль намного более мрачный и криповый – жаль, что его не перенесли в аниме.