Когда несколько лет назад я узнал, что в российских кинотеатрах планируют показывать полнометражное аниме на более-менее регулярной основе, я преисполнился надежды и скептицизма. Надежды, потому что некоторые произведения японской анимации буквально созданы для того, чтобы их показывали на широком экране с качественным звуком и изображением. Скептицизма, потому что я не верил, что это будет экономически выгодно: не столь уж многие люди готовы пойти в кинотеатр на «энти ваши китайские мультики» и поддержать благое начинание популяризации аниме в стране. Однако я рад, что мой скептицизм оказался напрасным: идут годы, однако новые тайтлы появляются в российских кинотеатрах с завидным постоянством. И особенно радует, что среди них присутствуют по-настоящему интересные и качественные работы. Про один такой фильм, на который мне пару месяцев назад удалось попасть в кинотеатр, я и хочу рассказать. Это будет обзор нового фильма от Макото Синкая под названием Tenki no Ko («Дитя погоды», «Weathering with You»).
Краткие сведения
Tenki no Ko – полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией CoMix Wave Films летом 2019 года. В основу лег оригинальный сценарий. Длительность фильма составила 1 час 54 минуты. Так же, как и в других работах студии, в качестве режиссера и сценариста выступил Макото Синкай, который в рамках премьерных показов даже приезжал в Россию, где дал несколько интересных интервью.
Действия Tenki no Ko разворачиваются в Токио, где наблюдается необычный для этого времени года сезон дождей. Обычный ритм жизни целого города оказывается нарушен, ведь далеко не все важные активности можно делать дома. Да и настроение от пасмурной погоды вряд ли можно назвать позитивным. Однако есть на свете люди, которым нравится дождь – например, молодой парень Ходака Моришима (Hodaka Morishima), решивший отправиться в Токио на поиски новой счастливой жизни. Впрочем, первое знакомство с большим городом оказалось не столь успешным, ведь у него здесь нет ни единого знакомого. Денег нет, работы нет, жить негде. Однако все меняется, когда он спасает девушку Хину Амано (Hina Amano) из рук подозрительных личностей. Оказывается, она обладает невероятным даром управления погодой: стоит только захотеть, и дождливые облака разойдутся, уступив место чистому солнечному деньку. Недолго думая, Ходака предлагает Хине организовать небольшой бизнес по управлению погодой, ведь желающих увидеть Солнце в городе много, и некоторые даже готовы за это заплатить…
Персонажи
Итак, главными героями в Дитя погоды являются парень Ходака Моришима (Hodaka Morishima) и девушка Хина Амано (Hina Amano). Он, сбежавший из дома в поисках лучшей жизни в огромном незнакомом городе, и она, не так давно потерявшая мать и в одиночку заботящаяся о брате. Впервые их увидев, энтузиазмом я не преисполнился, однако, узнав их чуть получше, стал без особых усилий сопереживать. Знаете, почему? Потому что они действительно стараются чего-то добиться. Причем эти попытки показаны через призму их возраста, когда общество воспринимает их еще детьми: полицейские пытаются их поймать и узнать, где родители; работодатели не предлагают серьезной работы; а взрослые считают их ни на что не годными школьниками. Однако, несмотря на это, и Ходака, и Хина все равно пытаются что-то достичь, что не может не вызывать уважение. Я не считаю их выдающимися персонажами, потому что такие герои встречаются практически в любом романтическом аниме, рассчитанном на юную аудиторию, и я как-то успел от них подустать, однако Ходака и Хина вполне справляются с передачей заложенных в основу Tenki no Ko идей, и сопереживать им лично мне хотелось.
Впрочем, главная ценность Tenki no Ko заключается не в главных героях, а во второстепенных. В частности, в Кэйсукэ Суга (Keisuke Suga) – сорокапятилетнем мужике, дающем Ходаке приют и работу. Не знаю почему, но с каждым годом мне все больше и больше нравятся подобные персонажи – противоречивые, однако достаточно глубокие и разносторонние. На примере Кэйсукэ демонстрируется здравый смысл обычного человека, который противопоставляется юношескому безрассудству Ходаки. Наверное, кто-то, погорячившись, может назвать Кэйсукэ трусом или предателем, однако в том то и дело, что он оказывается единственным разумным персонажем тайтла. Легко согласиться на что-то безумное, когда тебе нечего терять, и очень сложно, когда ты рискуешь потерять самое ценное ради мизерного шанса на успех. Тут хочешь не хочешь, а задумаешься над тем, как бы ты поступил на месте персонажей. И даже с учетом всего вышесказанного Суга находит в себе смелость и оказывает посильную помощь незнакомым людям. На мой взгляд, именно он оказывается самым нестандартным и интересным персонажем Дитя погоды. Касательно остальных второстепенных героев говорить особо нечего – они хорошо справляются с задачами переноса акцентов с главных героев, которые иначе могли бы надоесть, однако сильно запоминающимися я их не назову.
Сюжет
Если посмотреть издалека, то можно сказать, что в основу Tenki no Ko положена достаточно простая история, в которой обычная повседневность на равных правах соседствует с японскими мифами и фантастикой. Стандартная для Синкая история с четко выверенной структурой повествования: ярко выраженной завязкой (приезд в Токио и знакомство героев), развитием действия (их более близкое знакомство и сближение), кульминацией (место, где в дело вступает фантастика), и закономерным заключением (результат действий и выборов). Впрочем, основная ее ценность заключается не в структуре, а в заложенном смысле. Макото Синкая не просто так, наряду с Хаяо Миядзаки, называют одним из величайших аниме режиссеров современности (и я это мнение полностью разделяю и поддерживаю). Пускай они и творят в немного разных жанровых рамках, однако одной общей черты придерживаются всегда – оба мастера очень любят наделять свои произведения скрытой проблематикой, посредством которой ведут диалог со зрителем. Tenki no Ko, разумеется, не стало исключением из правил.
Первой важной идеей, которая, по словам Синкая в многочисленных интервью, легла в основу Дитя погоды, являются глобальные изменения климата. Думаю, ни для кого не секрет, что в последние годы по всему миру происходит какая-то дичь: тут и там наблюдаются рекордные температуры, Сибирь и Австралию сотрясают пожары, на США один за другим налетают ураганы, а в центральной части России зимы становятся все бесснежнее и бесснежнее. Подобные беды не обошли стороной и Японию, которая во все времена страдала от природных катаклизмов – все-таки нахождение на стыке литосферных плит рядом с Тихим океаном дает о себе знать. Цунами, землетрясения и тайфуны – для японцев это не просто громкие слова, а знакомая реальность. Так, в 2019 году на Японию обрушился сильнейший за последние полвека тайфун Хагибис, унесший жизни множества людей и уничтоживший инфраструктуру многих городов. Так что не удивительно, что Макото Синкай решил в своей новой работе затронуть проблему глобальных изменений, касающихся не только его родной страны, но и всего мира. Особенно интересны кадры в конце Tenki no Ko, где
Причем это не какая-то фантазия – к сожалению, подобное вполне может случиться в недалеком будущем.
Второй идеей в Дитя погоды, куда более нестандартной и интересной, является противостояние личных интересов одного человека и всеобщего блага. Интересной, потому что каждый отдельный человек, под воздействием своих принципов и жизненного опыта, сможет составить свое мнение по данному вопросу, которое может кардинально отличаться от мнения соседа. Этим и хороши работы Синкая – каждый понимает их по-своему. Должен ли человек пожертвовать собой ради всеобщего благополучия? Что, если тем самым он спасет десять человек? А сто? Тысячу? Миллион? Что, если от его решения зависит судьба целой страны или всего человечества? Данный вопрос часто поднимается в различных произведениях – например, в игре The Last of Us или в недавно вышедшем аниме Dororo – и тем-то он и хорош, что на него нет однозначного ответа. Столько различных факторов может повлиять на решение! Столько моральных дилемм необходимо преодолеть! Одно дело, если речь идет про какого-то незнакомого человека, и совсем другое, когда про кого-то близкого. Одно дело, если он сам готов пожертвовать собой, и совсем другое, когда его к этому принуждают. Не знаю, как вам, а мне размышлять над подобными вопросами всегда интересно: хочется же понять, как бы ты поступил на месте героев. Tenki no Ko дает отличную свободу воображению.
Третья идея, которая красной нитью пронизывает все работы Макото Синкая, является необходимость борьбы за свое счастье, иначе оно рискует испариться на глазах. Причем эта идея в разных произведениях Синкая рассматривается с противоположных ракурсов. Так, персонажи Byousoku 5 Centimeter не очень-то стремились быть вместе, прикрываясь причинами вроде расстояний друг между другом (впрочем, вполне оправданными), и, в итоге, разошлись, как в море корабли. С другой стороны, героям из Kimi no Na wa и Tenki no Ko не смогли помешать быть вместе ни расстояние, ни время, ни какие-то божественные силы. Такая простая, но оттого не менее важная и правильная мысль: хочешь чего-то достичь – действуй и приложи максимум усилий, чтобы потом, вне зависимости от результата, ни о чем не жалеть. Причем подобный жизненный принцип применим не только к романтическим отношениям, но и абсолютно к любой другой сфере жизни, будь то спорт, учеба, хобби, работа или что-либо еще. И я рад, что Синкай раз за разом в своих работах напоминает об этом.
Поговорили про сильные стороны, теперь можно выделить и недостатки. Во время просмотра меня не отпускала мысль о чрезмерной преемственности Kimi no Na wa и Tenki no Ko – они очень похожи. Похожи настолько, что огромные куски одного произведения можно было бы без каких-либо проблем вставлять в другое. Посудите сами: в центре сюжета вновь находятся два молодых человека школьного возраста, которые после недолгого знакомства начинают испытывать друг к другу трепетные чувства, но ввиду сверхъестественных причин не могут быть вместе. Однако, благодаря своей любви, они рушат любые преграды, будь то расстояние, время или силы природы. Структура сюжета, последовательность событий, даже действующие лица – все это получилось очень и очень похожим. Появление главных героев Kimi no Na wa в роли камео в Tenki no Ko лишь усиливает это впечатление.
Я не говорю, что преемственность обязательно плоха – в конце концов, проблематика в произведениях сильно различается. Однако, как мне кажется, столь сильное чувство дежавю при просмотре новых фильмов у зрителя возникать не должно: это может вызвать неприятное ощущение вторичности. Вероятно, свою роль сыграло желание Синкая в Tenki no Ko охватить более широкую зрительскую аудиторию, сделав повествование легче, проще и более похожим на Kimi no Na wa. Однако, как мне кажется, главная ценность его лучших работ заключается именно в их «узконаправленности». Чтобы в полной мере их оценить, необходимо обладать определенным жизненным опытом, и тогда произведения Синкая начинают демонстрировать весь свой потенциал и играют всеми эмоциональными красками. Это применимо и к Byousoku 5 Centimeter, и к Kotonoha no Niwa, которые являются моими любимыми работами Синкая и которые я периодически пересматриваю. Tenki no Ko, как мне кажется, нацелено на более широкую и юную аудиторию, в результате чего потеряло частичку своей уникальности.
Рисовка
Если и есть среди всего разнообразия аниме те произведения, которые необходимо смотреть на широком экране, то это работы CoMix Wave Films. Художники студии постоянно доказывают, что для их мастерства нет пределов, есть только вызовы, с которыми они раз за разом успешно справляются. Они создают визуальные шедевры, качество которых вызывает желание поставить видео на паузу для разглядывания мельчайших деталей. Я до сих пор помню, как впервые увидел сцену дождя в Kotonoha no Niwa и подзавис, не понимая, вижу я рисованное изображение или реальную фотографию. Да что и говорить – даже в выпущенном в далеком 2007 году Byousoku 5 Centimeter графическая составляющая лишь ненамного уступает современным стандартам.
Разумеется, в Tenki no Ko студия CoMix Wave Films в очередной раз поддерживает высоко поднятую планку качества и радует зрителя роскошно проработанными пейзажами, крупными планами и работой со светом. Некоторые изображения будто бы выдраны из реального Токио и перенесены на экран с минимальными стилистическими изменениями. Оно и не удивительно, если учесть, что при подготовке к новым фильмам Синкай и сотрудники фирмы гуляют по Токио в поисках живописных мест, которые можно было бы использовать в своих работах. И, конечно же, в центре внимания оказывают чайники, поезда и небо – вот они, истинные источники вдохновения Синкая, которые фигурируют в каждой его работе и которым уделяется максимум внимания. Небесам – так в особенности. На подобные картины действительно необходимо смотреть на широком экране, чтобы получить возможность в полной мере насладиться качеством изображения. Бесподобно.
Музыка
Как и в Kimi no Na wa, в качестве создателей музыки для Tenki no Ko выступила популярная японская группа RADWIMPS. Они создали более чем часовой саундтрек (что для двухчасового фильма очень достойно), предпочтение в котором было отдано минималистичным, спокойным мелодиям, с редкими вкраплениями динамичности для добавления контраста. С одной стороны, я считаю, что подобный выбор был оправдан, ведь саундтрек отлично справляется с передачей лиричных настроений, коими наполнен фильм. С другой стороны, мне кажется, что музыка в Tenki no Ko получилась излишне простой. В саундтреке практически нет запоминающихся мелодий, за исключением, быть может, пары вокальных композиций, в которых RADWIMPS традиционно раскрываются с сильных сторон. Особенно выделю трек Grand Escape (Movie Edit) [feat. Toko Miura] – черт побери, от последней его хоровой части до сих пор бегут мурашки. Так что впечатление от музыкальной составляющей фильма у меня осталось противоречивое.
Оценки
Персонажи – 7.0. Стандартные протагонисты, которые со своими задачами справляются. Парочка качественных второстепенных героев.
Сюжет – 8.0. Динамичная и интересная история с четко выверенной структурой повествования, в которой, впрочем, заметна излишняя преемственность от Kimi no Na wa.
Рисовка – 10.0. Думаю, этот пункт в комментариях не требуется – как всегда бесподобно.
Музыка – 7.5. Хуже, чем обычно, но все равно достойно.
Заключение
Я безмерно уважаю Макото Синкая. Уважаю, потому что этот человек вместе со своей студией раз за разом доказывает, что даже обладая умеренными ресурсами можно создавать шедевры. Потому что я знаю, что Синкай отполирует свое произведение до совершенства. Это высочайшего уровня профессионал, моральные принципы которого просто не позволят выпустить второсортный продукт. И я каждый раз с нетерпением жду его новых творений. Tenki no Ko – это стандартная, но захватывающая и красивая история в лучших традициях Синкая. С интересной историей, актуальной проблематикой и роскошной визуальной частью. Я не считаю Tenki no Ko лучшей работой студии, однако это все равно заслуживающее внимание произведение, с которым я рекомендую ознакомиться каждого фаната аниме. Оно того определенно заслуживает – особенно сейчас, когда с природой творится хрен знает что.