Вот и пришла пора выпустить мой юбилейный, сто пятидесятый, обзор. Знаю, возможно, кому-то подобная цифра покажется незначительной, однако я сейчас с трудом могу осмыслить весь тот объем кропотливой работы, который мне пришлось проделать на этом пути. За прошедшие два года меня неоднократно посещала мысль прекратить написание обзоров и переключиться на более развлекательные и простые хобби… но руки все равно, раз за разом, тянулись к клавиатуре и бодро набивали новые строчки слов, чему я, оглядываясь назад, несказанно рад. Более емкое описание своих мыслей и чувств по этому поводу я приведу в отдельной статье, а пока же давайте перейдем непосредственно к тому, ради чего вы посещаете данный сайт – к обзору. На этот раз я решил рассказать об одном впечатлившем меня тайтле, вышедшем из под пера знаменитого мастера романтики и повседневности — его величества Макото Синкая. Данный обзор посвящен одному из последних его произведений под названием Kotonoha no Niwa («Сад Изящных Слов», «The Garden of Words»). Сразу предупрежу – как и большинство других моих обзоров на работы Синкая, данный обзор будет довольно-таки сентиментальным.
Краткие сведения
Kotonoha no Niwa – это короткометражный фильм длительностью в сорок шесть минут, выпущенный студией CoMix Wave Films в 2013 году. В основе сценария лежит оригинальный сценарий, написанный великим и ужасным Макото Синкаем (Makoto Shinkai). Который, помимо прочего, выступил в роли режиссера, графического дизайнера, редактора и директора по фотографиям. В общем, думаю, всем очевидно, какой объем работы выполняет этот человек при работе над очередным произведением. Фильм выиграл несколько наград и получил довольно теплый прием в рядах зрителей и критиков. Впоследствии по мотивам фильма была выпущена манга.
Фильм поведает вам историю школьника Такао Акизуки (Takao Akizuki), который обладает сильной любовью к дождям. Как только с утра за окном слышится дождь, так сразу Такео хватает зонтик и отправляется на прогулку под звук падающих на землю капель, пусть даже ради этого ему и приходится прогуливать школу. Однажды, во время одной из таких прогулок, он направился в городской парк, где в тихой беседке встретил молодую и одинокую женщину — Юкари Юкино (Yukari Yukino), которая также обладает несколько странными привычками – прогуливает работу в разгар рабочего дня и питается исключительно пивом с шоколадом. С этого самого дня они каждый раз во время дождя приходили в одну и ту же удаленную беседку и вести тихие беседы. И сами не заметили, как очень сильно полюбили подобное нехитрое времяпрепровождение и привыкли друг к другу. Это душевная история про то, как два совершенно разных человека смогли стать друг другу близки, и послужили источником сил и вдохновения.
Персонажи
Знаете, чем хороши короткометражные фильмы, и почему с каждым годом я начинаю любить их все больше и больше? Тем, что они являются концентратом, квинтэссенцией, выжимкой идей автора. Будь ты режиссер или сценарист, при всем желании не сможешь уместить множество своих мыслей в формат короткометражного фильма, и, следовательно, тебе чем-то придется жертвовать, и оставлять в произведении лишь самое лучшее. С одной стороны, это высокий риск, а с другой – целая масса возможностей. И каким-то немыслимым образом Синкаю удается раз за разом оставаться на выигрышной стороне этого компромисса. Идя на сценарные жертвы, он способен уместить в жалкие сорок минут столько мыслей и чувств, сколько вы не встретите в большинстве многочасовых сериалов. И это самый настоящий талант – успеть рассказать и раскрыть зрителю все свои мысли за столь короткий срок. Показать полноценную, захватывающую историю, которая бы не выглядела, как вторичный набросок или огрызок большей истории. И, что еще более важно, заставить зрителя сопереживать своим персонажам. Каким-то известным лишь ему способом Макото Синкаю всё это с завидным постоянством удается. Что в Byousoku 5 Centimeter, что в недавно вышедшем и уже ставшим культовым Kimi no Na Wa, и, наконец, в Kotonoha no Niwa, ты быстро начинаешь ассоциировать себя с персонажами, и сам того не замечаешь, как начинаешь наблюдать за всеми их действиями, затаив дыхание. И именно это, на мой взгляд, является главным достижением режиссера, ведь в фундаменте всех его творений лежат именно эмоции, которые без сопереживания персонажам были бы невозможны.
Посудите сами: что Юкари Юкино (Yukari Yukino), что Такао Акизуки (Takao Akizuki) – оба являются самыми обычными людьми, и на их месте мог бы оказаться любой из нас. У них такие же проблемы, мечты и стремления. И у тебя есть всего лишь десять, пятнадцать, ну пускай двадцать минут, которые режиссер выделил на завязку и развитие действия, чтобы успеть проникнуться жизнью протагонистов и понять, что они за люди. В большинстве аниме-сериалов на подобное знакомство отводится множество серий, то есть несколько часов. Да и то, этого зачастую не хватает, и ты все равно воспринимаешь персонажей как совершенно не интересных и чужих тебе людей. В Kotonoha no Niwa же ты проникаешься персонажами очень быстро. Даже если они на тебя не похожи, даже если они обладают диаметрально непохожими характерами, ты все равно воспринимаешь их как живых людей и подсознательно им сопереживаешь. Или, по крайней мере, с интересом смотришь за развитием их истории. И лично у меня ближе к концу возникло ну очень сильное желание увидеть хэппи-энд, что случается крайне редко, и говорит о том, что создатели тайтла полностью справились с задачей проработки персонажей.
Сюжет
Знаете, есть у меня один грешок, который мне все не хватает времени исправить – я смотрел не все работы Хаяо Миядзаки и Макото Синкая. Смотрел многие, но далеко не все. Однако всякий раз, просматривая очередное их произведение, я поражаюсь мастерству двух талантливейших режиссеров современности, стараниями которых индустрия аниме не превратилась в ржавую телегу, состоящую из гаремников и дешевых комедий, а летит вперед, расправив крылья навстречу новым горизонтам. И Kotonoha no Niwa является очередным тому подтверждением. Я прочитал много критики, нацеленной именно на сюжетную составляющую фильма, и был готов увидеть в нем какую-то несумятицу… однако вынужден с критикой кардинальным образом не согласиться. Даже в столь коротком произведении Синкай смог выдержать едва ли не эталонную структуру повествования: с ярко выраженными завязкой, развитием действия, великолепной кульминацией и лаконичной развязкой. Просмотр подобного произведения не может не доставлять удовольствие логичностью и закономерностью. Кроме того, в фильме есть элемент неожиданности — не буду спойлерить, скажу лишь, что в середине сюжета я совершенно не понимал, каким образом Синкай будет разруливать поднятые им проблемы и в каком русле будет показана заключительная часть фильма. Однако он завершил историю выше всяких похвал. Даже будь у меня такая возможность, я бы ничего не стал менять. Да и зачем, если все, что нужно было показать – было показано. Что нужно было сказать – сказано. Пожалуй, мне не понравилась лишь сцена с дракой, без которой вполне можно было обойтись, не потеряв в эмоциональном плане… однако я готов заплатить столь малую цену за столь грамотно построенный сюжет.
Еще одним чрезвычайно важным свойством работ Синкая, которое может показаться некоторым зрителям неочевидным, является способность демонстрации повседневности не только как серой бесконечной последовательности однообразных действий, повторяющейся от рождения и до смерти. Макото Синкай на игре контрастов бесподобно умеет улавливать и показывать зрителю сокрытые в серой повседневности маленькие, но оттого не менее значимые, радости, которыми мы наслаждаемся, даже сами того не замечая. Прогулка под зонтом дождливым летним днем. Взгляд в ночное небо, охватывающий мириады звезд. Полет птицы, способной обозревать целый город. Чашка кофе по утрам и чтение книги в тихой беседке в глубине парка. Окунувшись в рутину, человек зачастую забывает про столь простые, но важные вещи, которые способны сделать его счастливым. Синкай не зря начинает фильм с демонстрации поездки в переполненном поезде, и лишь затем показывает прогулку под дождем. Красота в повседневности была, есть и будет – главное уметь ее искать и ценить. И именно эти поиски лежат в основе многих работ Синкая.
Еще одной неотъемлемой частью Синкаевских работ являются расстояния. Причем расстояния во всех возможных смыслах этого слова. Так, в Byousoku 5 Centimeter это расстояние географическое, которое персонажи в силу юного возраста оказались не в состоянии преодолеть. В Kimi no Na Wa это расстояние временное, ведь персонажи оказались не только в разных локациях, но и во времени. В Kotonoha no Niwa же рассматривается еще более сложная проблема, чем две предыдущие – это расстояние в возрасте и социальном статусе. Данная тема настолько щекотлива и непроста, что требуется недюжинное мужество, чтобы осмелиться её затронуть. Хотя кому, как не Синкаю, это делать? И он справился со столь сложным вопросом легко и играючи, показав, что расстояния для того и созданы, чтобы их преодолевать — при этом не опустившись до уровня дешевой романтики и банальностей.
Рисовка
Если вы никогда не видели визуальную составляющую работ Синкая, значит вы еще не видели рисовку самого высокого, я бы даже сказал элитного, уровня. И ведь просто задумайтесь – у студии CoMix Wave Films нет в распоряжении армии талантливых художников. Нет огромных бюджетов и передовых технологий. Большая часть работы производится самим Макото Синкаем и его студентами, а также немногими профессиональными художниками. Однако каким-то немыслимым образом раз за разом под эгидой студии появляются какой-то неземной красоты работы, которые идут впереди своего времени. Да вы просто посмотрите на скриншоты – даже они выглядят потрясающе, что уж и говорить про живую картинку. Любой кадр, любой крупный план можно оборачивать в рамку и вешать на стену. Это просто невероятно. Хочется встать, и снять шляпу перед трудолюбием и талантом работников студии CoMix Wave Films и самим Макото Синкаем, который при минимуме ресурсов всегда достигает максимального результата. Вот где еще вы увидите настолько детально нарисованный дождь? Настолько детально проработанные крупные планы и невероятные пейзажи? Даже если в смысловой составляющей Kotonoha no Niwa можно найти определенные огрехи, то графику можно считать едва ли не эталоном своего времени. И как по мне, это уже является самодостаточной причиной начать просмотр данного тайтла – визуальное наслаждение вам будет обеспечено. Мягкая и необычная цветовая гамма тому лишь поспособствует.
Музыка
В качестве композитора Kotonoha no Niwa выступил Дайсукэ Кашива (Daisuke Kashiwa), который специализируется на комбинации фортепианной и электронной музыки. Как по мне, его работы звучат очень проникновенно и медитативно – если интересно, можете на ютубе ввести april.#19 и послушать. В саундтреке для Kotonoha no Niwa композитор отдал предпочтение исключительно фортепианной музыке, и, на мой взгляд, решение было оправданным, так как она отлично легла на тематику тайтла и позволила усилить атмосферность и эффект от диалогов. Очень жаль, что для столь короткого фильма и саундтрек получился довольно-таки коротким, однако его качество от этого никак не пострадало. Да, вряд ли музыкальное сопровождение можно назвать выдающимся, однако в случае Kotonoha no Niwa этого и не требовалось. Кроме того, в конце фильма присутствует эндинг Rain в исполнении Motohiro Hata, который также получился лиричным и красивым.
Оценки
Персонажи – 9.0. Приятные протагонисты, которые по мере развития сюжета также развиваются и раскрываются с разных сторон. Второстепенных персонажей немного, однако они все гармонично вписываются в сюжетную линию.
Сюжет – 9.0. Даже при коротком метраже он обладает четко выраженной структурой и развитием. Некоторые моменты еще могут вызвать вопросы, однако в общем и целом сюжет выглядит очень достойно.
Рисовка – 10.0. Ну о чем тут вообще можно разговаривать?
Музыка – 8.0. Очень красивые фортепианные композиции, которые отлично вписываются в общую тематику и атмосферу фильма. Жаль, что их мало.
Заключение
Никогда не верьте людям, негативно отзывающимся о работах Макото Синкая. Я уже неоднократно совершал подобную ошибку и скептически подходил к просмотру очередного произведения мастера, однако раз за разом убеждался, что это действительно один из лучших, если не лучший, режиссеров современности, умеющий мастерски поднимать и раскрывать даже самые сложные вопросы. Он уже давно перестал быть человеком, единственным достоинством которого является лишь умение красиво рисовать небеса и поезда. Хотя нет, не так – он им никогда и не был. Преимущества его работ распространяются далеко за рамки визуальной составляющей, и Kotonoha no Niwa не стал исключением. Строить мнение о работах Синкая необходимо исключительно на основании собственного опыта, посредством самостоятельного просмотра. Да, при желании в них можно найти недостатки – в этом мире ничто не идеально — однако минусы меркнут на фоне яркого сияния достоинств. Вряд ли вы где-то увидите столь натуральную, трогательную и захватывающую повседневность, которая способна заставить задуматься каждого зрителя о смысле его жизни. И если вы не верите мне, то просто убедитесь в этом сами. Я уверен, что вы не разочаруетесь. В конце концов, сорок минут – это не столь уж длительный срок, однако эмоций он может принести вам очень и очень много. Вы не пожалеете.