Думаю, если большинство рядовых фанатов аниме спросить про то, как зовут их любимого режиссера, то они либо затруднятся ответить на подобный вопрос, ибо не помнят их имен и фамилий, либо назовут легендарного Хаяо Миядзаки, который вполне заслуженно уже многие годы является олицетворением аниме-культуры по всему миру. Миядзаки я тоже люблю и всячески уважаю, но все-таки любимым режиссером его не назову. Мне больше по душе работы еще одного титана японской аниме-индустрии – мастера романтики, поездов и нереально красивых небес Макото Синкая (Makoto Shinkai), который, кстати, тоже является поклонником Миядзаки. И текущий обзор я хочу посвятить последнему на момент написания обзора полнометражному фильму Макото Синкая с интригующим названием Suzume no Tojimari («Судзумэ, закрывающая двери», «Suzume’s Door-Locking»). Давайте попробуем разобраться, удалось ли мастеру удержать планку, которую в предыдущих работах он поднял очень высоко, или же что-то пошло не так.
Краткие сведения
Судзумэ, закрывающая двери – это полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией CoMix Wave Films осенью 2022 года. В основу положен оригинальный сценарий, длительность фильма составила чуть более двух часов (122 минуты). В качестве режиссера, как не трудно догадаться, выступил Макото Синкай, помимо него над фильмом работали многие другие сотрудники CoMix Wave Films, приложившие руку к предыдущим работам мастера. Фильм быстро обрел популярность в Японии и по всему миру — на момент написания обзора Судзумэ, закрывающая двери находится на четвертом месте по сборам среди всех аниме-фильмов в истории, что можно назвать великолепным кассовым успехом.
События фильма начинаются на небольшом рыбацком японском острове, где старшеклассница Судзумэ Ивато (Suzume Iwato) живет вдвоем со своей тетей Тамаки Ивато (Tamaki Iwato). Однажды во время поездки на велосипеде по пути в родную школу, она встречает прекрасного незнакомца Соту Мунаката (Souta Munakata), который спрашивает ее о расположении руин, расположенных близ города. Судзумэ подсказывает ему направление, а затем решает сама туда сходить, ведь интересно же, зачем такому красавцу понадобилось ходить в заброшенный район. Там она находит таинственную дверь, рядом с которой лежит странный каменный идол, который, попав в руки к Судзумэ, превращается в белую кошку, не преминувшую по-быстрому сбежать. Так Судзумэ, сама того не зная, запустила цепь опасных событий, ведь идол на самом деле охранял двери по всей Японии от вторжения опасного гигантского червя, вызывающего разрушительные землетрясения. Теперь ей предстоит вместе с Сотой путешествовать по Японии, чтобы поймать кошку-идола, получившую имя Дайдзин (Daijin), и поместить ее на положенное место, параллельно закрывая открывающиеся тут и там двери в параллельный мир, чтобы не допустить массовых разрушений и гибели невинных жителей в результате землетрясений. Так простая школьница стала Судзумэ, закрывающей двери…
Как и всегда в обзорах на фильмы, для начала я хочу привести несколько интересных фактов, касающихся Suzume no Tojimari, которые я почерпнул из многих источников и англоязычных интервью Макото Синкая.
- Как и в прочих своих работах, в Suzume no Tojimari Макото Синкай затрагивает тематику природных катаклизмов, от которых столь часто страдает Япония. В Твое имя показывается падение метеорита, в Дитя погоды демонстрируются ливни и затопления, а в Судзумэ, закрывающая двери центральным лейтмотивом являются землетрясения и цунами, затронувшие японский регион Тохоку в 2011 году. Да-да, то самое Великое восточно-японское землетрясение силой в 9 баллов по шкале Рихтера, которое привело к аварии на Фукусимской АЭС и гибели около двадцати тысяч человек. Кажется, что это было совсем недавно, а на самом деле уже и 12 лет прошло. Время летит!
- Как и в Твое имя и Дитя погоды, к созданию музыкального сопровождения приложила руку японская рок-группа RADWIMPS. И это реально здорово, ибо у группы есть свой узнаваемый стиль – я уже не могу представить работы Синкая без их участия.
- Котик Дайдзин (Daijin), фигурирующий в аниме – это реальный персонаж японской мифологии, роль которого заключается в переносе душ людей в другие миры. Этакий Харон, только котик. Мяу.
- В качестве японских сэйю, озвучивших Судзумэ и Соту в оригинале, выступили не опытные актеры озвучки, а новички, которые прошли прослушивание с бешеной конкуренцией. Так, на роль сэйю для Судзумэ прослушивание прошли более 1700 человек, но выбрана была Нанока Хара (Nanoka Hara). А Соту озвучил еще один новичок Хокуто Мацумура (Hokuto Matsumura).
- Любопытно, что аниме создавалось во время пандемии, и в одном из своих интервью Макото Синкай сказал, что идея о закрывающихся дверях у него возникла еще и благодаря локдауну, только двери защищали человечество не от гигантских червей, а от коронавируса.
- Несмотря на то, что Судзумэ, закрывающая двери нацелен на молодую зрительскую аудиторию, Синкай надеется, что именно эта его работа станет своеобразным мостиком между поколениями, и научит молодежь уважать прошлое, а пожилых людей – уважать будущее. Гармоничное сосуществование прошлого и будущего является одной из центральных тем фильма.
- Еще одним лейтмотивом фильма являются социальные сети и современные технологии, которые давно вошли в нашу повседневную жизнь. Не просто так герои преследуют Дайдзина по фотографиям в Twitter (да-да, в тот момент это был еще Twitter).
- Руины, которые фигурируют в фильме, реально существуют в Японии (хотя парк аттракционов является рабочим), и являются метафорой на современный кризис Японии в экономике и уровне рождаемости. Сам Синкай родился и вырос в «золотую эру» Японии, когда наблюдался экономический бум и всплеск рождаемости, и поэтому его беспокоят современные проблемы Японии.
- Часть саундтрека для фильма записывалась на легендарной студии Abbey Road Studios в Лондоне. Это первый случай, когда для фильма Синкая звук записывался не в Японии, а зарубежом. Кстати, Судзумэ, закрывающая двери получил награду за лучшую музыку на престижной японской награде Japan Academy Film Prize в 2023 году.
Персонажи
Итак, главной героиней фильма является обычная старшеклассница Судзумэ Ивато (Suzume Iwato), которая ввиду стечения обстоятельств вынуждена спасать мир. У меня она вызвала двоякое впечатление. С одной стороны, мне импонируют уверенные в себе протагонисты, которые в нужный момент готовы отбросить любые страхи и взяться за дело без лишних разговоров. Особенно, когда шансы на успех ничтожно малы. В этом плане Судзумэ реально классная. С другой стороны, она ну уж очень похожа на героинь его предыдущих работ – на Хину из Дитя погоды, и в особенности на Мицуху из Твоего имени, причем не только характером, но даже внешностью. Лично мне хотелось бы увидеть чуть более уникального протагониста, возможно даже мужского пола. Но на самом деле это вкусовщина – если быть объективным, то Судзумэ отлично справляется со своей ролью, и прекрасно вписывается в рассказываемую историю. Мне было интересно за ней наблюдать, и ближе к концу фильма я начал ей сопереживать.
Второй протагонист – прекрасноликий Сота Мунаката (Souta Munakata), внешностью и повадками напомнил мне Хаула из Ходячего замка, а именно его черноволосую версию. Не удивлюсь, если Синкай как раз его образом и вдохновлялся, учитывая, что он сильно уважает Хаяо Миядзаки и любит его работы. Сота мне понравился меньше, чем Судзумэ, как минимум потому, что большую часть тайтла он проводит в необычной форме.
Из-за этого лично мне стало намного сложнее ему сопереживать. Да, сцена в Токио в небе смогла достучаться до моего сердечка, но в остальных моментах мне было трудно воспринимать Соту, как полноценного, самостоятельного героя. Он неплох, но показался мне недостаточно выразительным и запоминающимся, что ли. Хотя девушкам, как мне кажется, такой типаж должен понравиться – красавчик, жертвующий обычной жизнью ради великой цели защиты человечества. Еще и учителем хочет стать!
Второстепенные персонажи мне понравились больше протагонистов. Ими являются люди, которых Судзумэ и Сота встречают во время своего приключения. Это вам и оптимистичная девушка на мопеде с мандаринами Чика Амабе (Chika Amabe), и владелица караоке-бара Руми Ниномия (Rumi Ninomiya), и в особенности друг Соты по имени Томоя Серидзава (Tomoya Serizawa). Они наглядно демонстрируют важность безусловной доброты и взаимовыручки, даже если человек, которому вы помогаете, так никогда и не сможет вам отплатить за проявленную доброту. Посмотришь на них, и на душе становится спокойнее и приятнее – в современном мире стало слишком много зла и негатива, и с этим надо бороться. А Томоя так вообще выглядит, как новый секс-символ – вольный красавец, рассекающий по просторам Японии на стареньком кабриолете, с брутальным пирсингом в ушах и модными кольцами на руках. Плюс он будущий учитель — не парень, а мечта. Еще нельзя не отметить тетю Тамаки Ивато (Tamaki Iwato), которая в одиночку вырастила Судзумэ, и непростой судьбе которой посвящена одна из самых эмоциональных сцен фильма. На мой взгляд, именно Тамаки является лучшей девочкой тайтла – видимо, взрослею я, и начинаю заглядываться на женщин понадежнее и постабильнее.
И, наконец, нельзя не упомянуть самого противоречивого персонажа фильма – котика Дайдзина (Daijin). Это очень интересный по своей роли персонаж, которого сам Синкай в интервью называет антагонистом. Но если немного поразмышлять, то у меня язык не поворачивается назвать Дайдзина отрицательным героем. Во-первых, потому что он котик, а котики не могут быть злыми! Главное их хорошо кормить, гладить и лелеять. Котики – это добро. Во-вторых, потому что мировоззрение Дайдзина не является мировоззрением обычного человека. Он смотрит на мир с позиции японского божества, коим он и является, и у него совершенно иные ценности. Для Дайдзина одобрение Судзумэ является куда большей ценностью, чем человеческие жизни. И ради этого одобрения он готов пойти на эгоистичные действия, которые самой Судзумэ могут показаться чудовищными. Интересный это герой, и мнение зрителя насчет него может неоднократно меняться по мере продвижения сюжета вперед. Если же говорить про реального антагониста фильма – гигантского червя – то тут все просто. Он является олицетворением природных катаклизмов, обрушивающихся на Японию – ни больше, ни меньше. Максимально прямолинейная и понятная мотивация злодейств. Причем это тоже реально взятый из японской мифологии персонаж, которого сдерживают два камня, находящихся в реальных синтоистских храмах. Так что эти персонажи — не фантазия Синкая, а его пересказ японских мифов и легенд. Если подводить итоги, то персонажи в Судзумэ, закрывающая двери мне понравились. Да, тут нет какого-то сверхъяркого, выделяющегося героя – они все находятся на равном, стабильном уровне, и этого оказалось достаточно. И тут нет ни одного лишнего героя, что тоже немаловажно.
Сюжет
Первое, что мне бросилось в глаза при просмотре, это нестандартное для фильмов Синкая построение сюжета с точки зрения частой смены локаций, в которых происходят события фильма. Обычно он отдает предпочтение четко ограниченным локациям, в которых происходит действие всего фильма, будь то город, деревня или сад, однако в Судзумэ, закрывающая двери Синкай решил использовать не свойственный ему формат road—movie, то есть дорожного кино, большая часть действия которого разворачивается в дороге, в условиях постоянной смены места действия. Это позволило ему показать Японию во всей ее многогранной красоте – персонажи тайтла постепенно перемещаются от маленькой островной деревни, расположенной на юге Японии, по направлению на северо-восток, к гигантскому Токио, а затем возвращаются обратно. При этом они путешествуют по реальным местам, которые в разные пострадали от природных катаклизмов, будь то цунами или землетрясения. Макото Синкай очень любит играть на контрастах для того, чтобы подчеркнуть многоликость родной страны – так он делал и в Твоем имени, так он поступил и в Судзумэ, закрывающая двери. Ведь Япония – это действительно страна контрастов, где в бешеный, но нереально интересный коктейль смешиваются традиции и технологии, религия и повседневность, Восток и Запад, прошлое и будущее, и последние работы Синкая пронизаны любовью к этому многообразию. И это прекрасно!
При этом герои фильма успевают перепробовать все традиционные для Японии виды транспорта (кроме, пожалуй, самолетов). Тут вам и паром, зачастую являющийся единственным доступным средством перемещения для островных жителей; и обычные автомобили, которыми могут похвастаться далеко не все жители ввиду их дороговизны и малой жилой площади; и более доступные мотоциклы и скутеры, с которыми справится даже школьник; и быстрые синкансены, позволяющие пересекать огромные расстояния; и более медленные междугородние электрички и поезда, столь любимые Синкаем, ведь нет ни единой работы, где бы он их не нарисовал; и поезда метро, рассекающие пространство под Токио; и, конечно же, велосипеды, которыми активно пользуются многие жители Японии. В каждом из этих видов транспорта есть своя атмосфера и романтика, и, как мне кажется, у каждого зрителя есть свои приятные воспоминания, связанные с ними. Лично у меня Судзумэ, закрывающая двери с этой точки зрения вызвало сильное чувство ностальгии.
Как и в других работах Синкая, в Судзумэ, закрывающая двери было использовано обширное жанровое разнообразие, что позволило максимизировать спектр вызываемых у зрителя эмоций. Тут вам и неплохая, ненавязчивая комедия – от сцены, где кабриолет съезжает с трассы, я ржал, как идиот. И повседневность, продемонстрированная через совместное времяпрепровождение Судзумэ и встреченных ею на пути новых друзей. И разнообразная драма, которая преподносится и посредством взаимоотношений Судзумэ с тетей, и воспоминаний Судзумэ о матери, и отношений Судзумэ с Сотой и его нелегкой судьбой – погрустить и поразмыслить тут будет над чем. Ведь по сути, Судзумэ, закрывающая двери — это история исцеления Судзумэ от психологической травмы, полученной в детстве, и во время своего путешествия она постепенно начинает находить новый смысл жизни. Так что драма тут действительно разнообразная и многоуровневая. И типичная для Синкая романтика, которая является неотъемлемой частью его тайтлов, но про нее мы поговорим чуть позже. И фантастическая составляющая, связанная с идеей червей, вызывающих землетрясения, и специальных людей, закрывающих двери в иной мир. И даже очень неплохой экшн со сражениями и котиками тут присутствует. В общем, зритель успевает прочувствовать на себе широкий спектр эмоций, и это всего за каких-то два часа – о чем еще можно мечтать?
Теперь же давайте попробуем рассмотреть недостатки фильма, среди которых я могу отметить относительную простоту сюжета, предсказуемость истории и форсированную романтику. Предсказуемость сюжета особо комментировать, думаю, не имеет смысла – он и так должен быть понятен всем посмотревшим тайтл. Если в других работах Синкая ты до конца не знаешь, какая судьба ждет главных героев, и в напряжении ждешь развязки, то в Судзумэ, закрывающая двери все становится очевидно достаточно рано. Не скажу, что это испортило мне впечатление от просмотра, но эффекта интриги ближе к концу я уже не испытывал. Относительная же сюжетная простота может восприниматься по-разному, но такой уж формат road—movie, что герои большую часть времени перемещаются из точки А в точку Б, и с этим ничего не поделаешь. Да и есть в этом определенная прелесть.
А вот про форсированную романтику попробую расписать поподробнее. Лично я считаю, что в некоторых случаях в аниме не требуются романтические отношения между протагонистами, и будет достаточно демонстрации дружбы. Почему? Причин можно выделить несколько. Во-первых, между протагонистами попросту может не быть любовной химии, которая обосновывала бы возникновение романтических отношений между ними. Они могут не гармонировать характерами. Во-вторых, при нехватке времени на развитие их отношений романтика может восприниматься как нечто форсированное и инородное. В конце концов, человеческие отношения должны пройти через некоторые стадии и гармонично развиться, прежде чем превратиться в любовь. Герои должны пройти через совместные испытания, как следует друг друга узнать и понять. И если в фильме эти стадии толком не показать, то это может вызвать у зрителя недопонимание и отторжение. С этой точки зрения Судзумэ, закрывающая двери напомнила мне Волчьих детей Амэ и Юки, где героиня влюбляется и рожает детей от оборотня за двадцать минут экранного времени.
Учитывая вышесказанное, я считаю, что романтическая линия в Судзумэ, закрывающая двери получилась форсированной, и что вполне хватило бы демонстрации дружбы между Судзумэ и Сотой. Ведь какое развитие отношений успевает увидеть зритель за два часа фильма?
Да, они вместе прошли через совместные приключения, закрыв несколько дверей. Но лично мне они не показались достаточными, чтобы их хватило для возникновения сильных романтических чувств. Они практически не разговаривают о жизни друг друга, не пытаются узнать друг друга получше. А если учесть, в какой форме проводит Сота большую часть фильма, то романтика начинает выглядеть довольно странно. Кто-то скажет, что это была любовь с первого взгляда, но это было бы слабым оправданием и сюжетным клише, ведь качественные романтические фильмы так не работают. Так что мне кажется, что дружба между Судзумэ и Сотой выглядела бы намного гармоничнее, чем любовь. Но тут, конечно, не настаиваю на своей правоте – это лишь мое видение.
Рисовка
Я уже неоднократно говорил в предыдущих обзорах на фильмы Синкая, и не поленюсь повторить – визуальная составляющая работ студии CoMix Wave Films застуживает целое море восторженных эпитетов. Особенно это касается фоновых изображений, в которых сокрыто такое количество деталей, что хочется раз за разом ставить просмотр на паузу, только ради того, чтобы повнимательней вглядеться в каждую мелочь, что я, собственно, неоднократно делал. Обилие мелких деталей в комнатах. Обилие деталей в проработке улиц и кадрах природы. Каждый провод на столбах, каждая книжка на полке, каждая травинка на улице прорисованы с такой детализацией и любовью, что иногда трудно понять, находится перед тобой фотография или нарисованное изображение. В этом есть огромная заслуга художников, которые специально ездили по Японии в поисках живописных уголков и кадров.
В таких поездках они делают множество фотографий, которые затем превращают в рисованные изображения. Выглядит бесподобно. Помимо фоновых изображений хочется отметить обилие локаций, в которых происходят события фильма – роад-муви, как никак; прекрасное использование цветовой гаммы; гармоничное внедрение персонажей в окружающий мир; отлично проработанную анимацию; а также бесподобный общий стиль картины. Честно, я даже не знаю, к чему тут можно придраться – даже по меркам 2022 года, когда визуальная часть в аниме-индустрии достигла значительных высот, Судзумэ, закрывающая двери положительно выделяется, и его можно приводить в качестве наглядного примера развития японской анимации. Да и столь любимые Синкаем поезда, небеса и чайники тут тоже встречаются в высокой концентрации! Отдельно отмечу то, как нарисована в фильме еда – я чуть слюной не подавился! Это же великолепно!
Если же все-таки сильно постараться и выделить в Судзумэ, закрывающая двери какие-либо визуальные недостатки, то назову лишь парочку. Во-первых, дизайн Судзумэ ну очень похож на героинь других фильмов Синкая. Настолько, что в нем глазу не за что зацепиться: простая кареглазая брюнетка со стандартным лицом. Вроде бы и мелочь, но все-таки хотелось, чтобы главная героиня тайтла чуть легче запоминалась. На мой взгляд, ей не хватило какой-нибудь мелкой, но яркой и запоминающейся детали во внешности. Во-вторых, отмечу классический японский CGI, то есть компьютерную графику автомобилей и прочих средств передвижения, который сильно выделяется на фоне окружающего мира фильма. Качественный CGI не должен бросаться в глаза, но в Судзумэ, закрывающая двери я все-таки сразу заметил, что некоторые автомобили выделяются на окружающем фоне, как нечто инородное. CGI здесь не настолько ужасен, как в некоторых других аниме-тайтлах, но все еще далек от совершенства.
Музыка
Музыкальное сопровождение для Судзумэ, закрывающая двери было создано в результате совместной работы очень активного в последние годы композитора Кадзумы Джинноучи (Kazuma Jinnouchi) и рок-группы RADWIMPS, которая ранее уже приложила руки к Kimi no Na wa и Tenki no Ko, и заслуженно успела получить широкую популярность среди фанатов аниме. В результате их совместной работы получился очень красивый и разнообразный саундтрек длительностью почти в полтора часа, что для двухчасового фильма более чем достаточно. В саундтреке нашлось место как большому количеству проникновенных, лиричных инструментальных композиций, так и более веселым и динамичным мелодиями, которые отлично справляются с поддержанием разнообразной эмоциональной атмосферы тайтла. Некоторые мелодии уже отправились в мою копилку любимых, особенно отвечу шикарную мелодию Sky Over Tokyo – напряженная и атмосферная, с отличной вокальной частью. Помимо прочего, отдельно хочется отметить композиции, которые играют на плеере Томои в момент их путешествия на кабриолете, и которые придают ему особый шарм.
В качестве опенинга выступила песня Suzume в исполнении RADWIMPS feat. Toaka – проникновенная мелодия, которая при первом прослушивании вызвала у меня мурашки. Бесподобный вокал от певицы с псевдонимом Toaka, смешанный с какими-то мистическими мотивами, объединились в отличную центральную музыкальную тему фильма – мне очень понравилось. Эндинг Kanata Haluka в исполнении RADWIMPS получился в классической манере группы, с узнаваемым вокалом и стилем исполнения. Надеюсь, RADWIMPS продолжат сотрудничать с Макото Синкаем, потому что без их участия уже трудно представить фильмы мастера. Их мелодии и песни прекрасно справляются с усилением эмоционального фона фильмов. Кстати, не могу не отметить прекрасную работу сэйю в оригинальной озвучке – даже будучи новичками, они прекрасно справились со своими задачами. Все-таки японская школа озвучки является чрезвычайно сильной, и я рекомендую смотреть Судзумэ, закрывающая двери именно в оригинальной озвучке.
Оценки
Персонажи – 8.0. Стандартная главная героиня, неплохой главный герой, прекрасные второстепенные персонажи. Томою Серидзаву в президенты!
Сюжет – 8.0. Необычный для работ Синкая формат дорожного фильма, совмещенный с богатой проблематикой, логичной структурой сюжета и любовью к Японии. Просто, но со вкусом.
Рисовка – 10.0. Даже при условии наличия мелких недостатков вроде CGI и незапоминающейся внешности героини, я просто не могу поставить оценку ниже. Фильм выглядит бесподобно, а мелкие детали хочется разглядывать на паузе.
Музыка – 10.0. Прекрасное музыкальное сопровождение. Роскошный, разнообразный и проникновенный саундтрек. RADWIMPS как всегда шикарны. Актеры озвучки в оригинале тоже на высоте, даже несмотря на неопытность.
Заключение
Судзумэ, закрывающая двери – это качественная, но все-таки не лучшая работа Синкая. Наверное, если составлять рейтинг, я бы поставил ее на четвертое место в списке своих любимых фильмов Синкая (после Твоего имени, Сада изящных слов и Пяти сантиметров в секунду). Кто-то, наверное, будет разочарован, посмотрев его новый фильм, ведь он совсем не похож на его ранние работы вроде Пяти сантиметров в секунду, но только не я. Лично я считаю это очередным витком развития творчества Синкая, и по-настоящему кайфанул от просмотра – это были прекрасно проведенные два часа моей жизни. Судзумэ, закрывающая двери – это качественный, интересный фильм. Он поднимает актуальные вопросы и наделен богатой проблематикой. В нем безупречные визуальная и музыкальная составляющие. Он демонстрирует прекрасную и многогранную природу и культуру Японии. По сути, это своеобразное любовное письмо Японии, написанное Макото Синкаем и предназначенное его родной стране, которую он очень любит. За два часа Судзумэ, закрывающая двери рассказывает полноценную, логичную и интересную историю с четко определенным посылом и разнообразным эмоциональным фоном. И это прекрасно. К просмотру рекомендую, особенно если вы не будете заранее излишне завышать свои ожидания. Всем добра, и смотрите только лучшее!