Жанр исекай, посвященный перерождению в параллельных мирах, в последние годы стал превалирующим, и по количеству выпускаемых произведений на равных сражается с такими титанами аниме-индустрии, как сенэны и романтические комедии про школьников. В каждом сезоне можно найти пару-тройку новых исекаев, большинство из которых не заслуживают внимания, так как ничем не отличаются от десятков других блеклых исекаев, эксплуатирующих все возможные шаблоны жанра в разных комбинациях. Что-то оригинальное среди них появляется все реже и реже, и средний их уровень падает все ниже и ниже – это касается и крайне простых сценариев, которые пишутся посредственными авторами (а, возможно, и нейросетями), и проседающей на фоне современных стандартов рисовки, созданной второсортными студиями. Но иногда в этом сером, унылом царстве рождаются более необычные произведения, которым так или иначе удается выделиться и заслужить признание зрителей. Данный обзор я хочу посвятить тайтлу, который преподносит себя, как пародию на исекаи, высмеивающую многочисленные клише жанра. Это будет обзор аниме Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute! («Восхождение в тени!», «The Eminence in Shadow»).
Краткие сведения
Восхождение в тени! – аниме-сериал, выпущенный осенью 2022 года студией Nexus, которая не входит в число самых известных, но успела отмениться такими неплохими тайтлами, как Darwin’s Game и Rakudai Kishi no Cavalry. Сериал состоит из двадцати серий, в основу сценария положено ранобэ за авторством Дайсукэ Аидзавы (Daisuke Aizawa) – сценарий, и Тоудзай (Touzai) — дизайн персонажей. Первый сезон экранизирует первые два тома ранобэ. Осенью 2023 года началась трансляция второго сезона, но в данном обзоре я затрону лишь первый. Первый сезон получил очень хорошие оценки и признание зрителей – на момент написания обзора он занимал 241 место по оценкам и 380 по аудитории на MAL. Давайте разбираться, как так вышло, и чем Восхождение в тени! отличается от остальных типичных исекаев.
Сколько он себя помнил, японский школьник Минору Кагено (Minoru Kagenou) был одержим идеей стать непобедимым. Все свое время он тратил на то, чтобы совершенствовать свое тело, разум и боевые навыки, но при не выставлял свои навыки напоказ, а предпочитал оставаться в тени. Чтобы проверить себя, он часто ввязывался в опасные драки с хулиганами и байкерскими группировками, из которых непременно выходил победителем – ему даже удалось спасти свою одноклассницу из рук похитителей, один из которых был бывшим военным. Но у человеческого тела есть свои ограничения: даже если Минору и способен победить людей, то с танком, вертолетом или атомной бомбой ему уж точно не совладать. Это не давало ему покоя, пока однажды он не попал под колеса грузовика-куна, и не переродился. Теперь он носит имя Сид Кагено (Cid Kagenou), и играет роль второго ребенка в аристократичной семье Кагено. Лучшей же частью нового мира для Сида является наличие в нем магии! Он решил овладеть ею в полной мере, и теперь его не сможет остановить ни вертолет, ни атомная бомба, ни что бы то ни было еще! А чтобы не было скучно, Сид решил реализовать великий план по завоеванию нового мира в качестве главы тайной организации – Сада теней (Shadow Garden), предпочитающей действовать незаметно. Так он придумал для себя план по Восхождению в тени!
Персонажи
Итак, главным героем тайтла является Сид Кагено (Cid Kagenou), который понял, что в реальном мире ему не заполучить той степени могущества, которую он хотел бы достичь, поэтому исекайнулся при помощи грузовика-куна, переродился и получил магические способности. На первый взгляд, Сид выглядит, как очередной шаблонный сверхсильный герой исекая, который не способен проиграть, но есть в его поведении одна черта, которая делает его более интересным персонажем – он целенаправленно отыгрывает роль второстепенного героя, и искренне наслаждается, когда ему удается грамотно ее сыграть, пускай это и бывает связано с унижениями, ранениями и прочими трудностями, присущими второстепенным персонажам, не обладающим сюжетной броней. Остальную же часть времени он отыгрывает роль таинственного главы секретной организации, страдающего передозом пафосности с ярко выраженным синдромом восьмиклассника, и обладающего скрытой мотивацией и гаремом красоток, ради него готовых отдать жизнь. Подобная контрастность образов использована в первую очередь ради создания комедийного эффекта. Его образ второстепенного героя мне понравился намного сильнее образа таинственного лидера, ибо в образе лидера он косит под недоделанного Лелуша со значительно меньшей харизмой, и в определенный момент начинает вызывать раздражение. В целом, Сид оставил у меня двоякое впечатление — сопереживать ему было трудно, уникальности у него тоже нет, но при этом наблюдать за ним временами было интересно, в основном из-за его второстепенного альтер-эго.
Большинство же второстепенных персонажей тайтла составляют разнообразные красотки, входящие в гарем имени Сида, или только собирающиеся в него вступить по шаловливой воле сценаристов. Тут вам и семь девушек, непосредственно входящих в его отряд – Альфа (Alpha), Бета (Beta), Дельта (Delta), Гамма (Gamma), Эта (Eta), Зета (Zeta) и Эпсилон (Эпсилон). И принцессы из королевской семьи, вроде Алексии Мидгар (Alexia Midgar) и Айрис Мидгар (Iris Midgar). И прочие девушки, которые встречаются во время турнира или в академии, вроде Аннероуз (Annerose), Беатрикс (Beatrix) или Розы Ориана (Rose Oriana). При этом ни у одной из них, кроме, пожалуй, Альфы и Розы, нет интересной предыстории или развития характера. Это просто грудастые манекены с разным цветом волос и характеристикой длиной в одно предложение (мол – одна переняла у Сида навыки музыки, другая литературы, третья бизнеса, и так далее), которые крутятся вокруг Сида и готовы вешаться ему на шею. Да, возможно, что в следующих сезонах эти персонажи и получат какое-то развитие, однако в первом сезоне они выглядят максимально поверхностно и скучно. Я только закончил просмотр, но уже с трудом могу вспомнить, как выглядит половина из вышеперечисленных героинь. И это грустно. Пожалуй, единственной запомнившейся девушкой сериала мне показалась сестра Сида по имени Клэр Кагено (Claire Kageno), которая вполне заслуженно его попускает при любой возможности, но в глубине души готова на все ради брата. Еще таинственная дама Аврора (Aurora) показалась неплоха, ибо с ней связан один из немногих неожиданных поворотов сюжета, и ученая девица Шерри (Sherry). Антагонисты же в тайтле получились вообще убогими – корыстные аристократы и унылые культисты из культа Диабло. Банально и скучно.
Сюжет
Итак, теперь перейдем к рассмотрению сюжета. Сюжетную линию тайтла можно смело делить на четыре основные арки, связанные единой идеей восхождения Сида к вершинам величия и славы. Давайте рассмотрим их по отдельности. Первая сюжетная арка про похищение принцессы Алексии лично мне показалась банальной и скучной, ибо никакой интриги насчет того, кто ее на самом деле украл, внимательный зритель испытывать не будет – все максимально на поверхности. Опять злые аристократы, которые выглядят максимально праведно, но творят зло во имя получения запретной силы. Вторая арка про захват школы импостерами, притворяющимися Садом теней, мне понравилась больше, ибо тут отлично раскрываются комедийные черты Сида и его желание быть полным лохом. Третья арка про Испытание Богини хороша тем, что зрителю больше рассказывается про предысторию персонажей и главных злодеев этого мира, но мне она показалась медленной и затянутой. Четвертая арка про турнир, пожалуй, получилась самой интересной, ибо турниры – это беспроигрышный вариант в любом аниме. А тут еще и протагонист ведет себя, как темная лошадка, что вдвойне интереснее. В целом, по-настоящему мне понравилась именно арка про турнир – она смотрелась реально легко и интересно; остальные арки показались посредственными, и смотрелись через силу.
Если рассматривать жанровые составляющие Восхождение в тени!, то центральную роль тут играет, конечно, комедия. Причем комедия, на мой взгляд, даже неплохая – дерзкая, временами неожиданная и глупая. Все как я люблю. Большинство смешных комедийных сцен вытекает из идеи Сида выглядеть, как второстепенный персонаж, из-за чего он специально идет на принижение своих способностей и стремится выглядеть, как полная посредственность. Не знаю, почему, но меня это реально смогло развеселить. По сути, именно благодаря комедии я смог досмотреть данный тайтл до конца. А вот все остальные жанровые компоненты мне не понравились – будь то драма, романтика или экшн. Драма не понравилась тем, что в нее вообще не веришь. Восхождение в тени периодически пытается быть серьезным, но это тайтлу совершенно не к лицу. Романтика тут скучная, ибо все сводится к стандартному фэнтезийному гаремнику, сформированному вокруг протагониста. А экшн тут предсказуемый, ибо протагонист, опять-таки, слишком силен, и ты заранее знаешь, чем закончится та или иная драка. Еще отмечу повышенную фансервисность, выражающуюся в обилии очень оригинальных ракурсов камер – на некоторых скриншотах в обзоре это хорошо видно. Лично я считаю это недостатком, но тут, как говорится, все на любителя. Умеренный фансервис аниме и не украсит, и не испортит.
Еще одним серьезным недостатком Восхождение в тени назову излишне прямолинейное использование сюжетных штампов не только исекаев, но и фэнтезийных тайтлов в целом. Вот серьезно, подобный сюжет мог написать даже ламантин, в лучших традициях Южного парка, который видел в своей жизни хотя бы пять фэнтезийных аниме. Вот вам безумно сильный протагонист. Вот вам алчные, злобные аристократы в качестве антагонистов. Вот секретный культ, подминающий под себя правительство. И вот школа, в которой учатся одаренные магией ученики, со всеми связанными со школой шаблонами вроде турниров, романтических отношений между школьниками и прочей чепухой. Разве что культурный фестиваль пока не показали, но то ли еще будет. Очень абстрактно и поверхностно. Я лишь недавно закончил повторный просмотр (да-да, я смотрел тайтл дважды), но не помню ни единой детали ни про структуру мира, в котором разворачиваются события, ни про политическое его устройство, ни мотивацию большинства его участников. А ведь это, между прочим, самые главные характеристики любого исекая, которые способны отделить качественный исекай от любого проходного. Восхождение в тени состоит из сваленных в кучу шаблонов, лениво разложенных друг за другом палкой небрежного сценариста.
Я неоднократно видел в комментариях, как люди пытаются оправдать недостатки тайтла одной простой фразой – «Ну это же пародия на исекай! Тут все и должно быть максимально поверхностно и тупо!». Мол, раз это пародия, то все простительно. В попытках что-либо спародировать или высмеять очень важно самому не превратиться в объект высмеивания, иначе высмеивание быстро превращается в лицемерие. И в этом плане Восхождение в тени! ходит по очень тонкой грани, которую, на мой взгляд, довольно часто нарушает. Пытаясь высмеять стандартные исекайные клише, Восхождение в тени! само превращается в стандартный исекай, а про высмеивание клише в сериале вообще забывается. Либо это какая-то метаирония уровня «мы настолько хотели высмеять недостатки исекаев, что сами стали исекаем с высмеиваемыми недостатками», либо я что-то не понимаю в этой жизни. Да, тут встречаются персонажи с преднамеренно идиотскими именами вроде След Ующий, Сновак Никак, Тривиал Мэн, Пыжусь Непродуть или Дебиил Извраат. Да, персонаж перерождается в виде сверхсильного суперчеловека, просто не способного проиграть, но решает отыгрывать роль второстепенного героя истории. Но все это не делает Восхождение в тени! пародией на исекай, это лишь добавляет в него комедийный эффект, вот и все. Высмеиванием стандартных исекайных клише тут и не пахнет – Восхождение в тени использует их на полном серьезе. Так что игнорировать такие недостатки данного тайтла, как поверхностность сюжета и использование клише, только из-за того, что аниме якобы является пародией, я считаю категорически неверным подходом. Если уж и называть качественный пример пародии на исекай, так это KonoSuba — там клише исекаев и фэнтезийных аниме-тайтлов высмеивают прекрасно.
Рисовка
Вот мы и добрались до на удивление сильнейшей составляющей тайтла, коей является рисовка. На удивление, потому что данное аниме рисовала далеко не самая продвинутая студия. В Восхождение в тени! визуальная составляющая действительно хороша, даже слишком хороша для такой смысловой составляющей, тут студии Nexus можно сказать спасибо. Прекрасно нарисованные сцены сражений, с плавной анимацией и обилием красочных боевых эффектов от магии и способностей. Неплохой дизайн второстепенных персонажей, которых легко запоминать. Великолепный дизайн одежды и костюмов, бережно перенесенный из оригинального ранобэ. Обилие крупных планов и локаций, где происходят события. Из негативных же сторон можно выделить слишком стандартный дизайн протагониста, которого легко принять за внебрачного сына Лелуша и Кирито, множество размытых фоновых изображений, что быстро замыливает глаз и сразу говорит о попытке сэкономить. Если оценивать визуальную составляющую целиком, то можно смело говорить, что плюсов в ней больше, чем минусов. Жаль, что старания художников были потрачены на столь посредственное содержание.
Музыка
В качестве композитора Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute! выступил популярный в наше время Кеничиро Суэхиро (Kenichiro Suehiro), который успел отметиться во многих громких релизах последних лет – например, в Re:Zero и Goblin Slayer. Фоновая музыка мне понравилась – разнообразная и динамичная. Тут хватает мелодий и для сражений, и для драмы, и для комедийных вставок. Композитор, как обычно, не расстраивает – свой хлеб он ест не зря. Опенинг HIGHEST в исполнении OxT является еще одним индикатором того, что аниме создавалось не самой сильной студией. Этот опенинг, как лакмусовая бумажка: шумная, перегруженная грубыми звуками мелодия с посредственной синхронизацией с картинкой. Подобные опенинги легко смешиваются в воспоминаниях зрителя с сотнями других, похожих на них, и практически не запоминаются. В нем нет ничего цепляющего. Лично я стал перематывать его после нескольких прослушиваний. Хотя сама группа OxT мне нравится – они ранее создали клевый опенинг для Overlord. Эндинг Darling in the Night в исполнении The Seven Shadows, то есть сэйю, озвучивших семь главных героинь сериала, тоже баллов в копилку тайтла не добавляет. Сам тот факт, что эндинг исполняется сэйю, говорит о желании студии сэкономить, и редко приводит к положительному результату. А визуальный ряд в нем просто ленивый – статичное изображение, которое собирается, как пазл. В целом, музыкальная составляющая тайтла оставила у меня спорное впечатление.
Оценки
Персонажи – 6.0. Непобедимый главный герой без яркой харизмы, но с интересной чертой притворяться слабаком. Гарем второстепенных героинь с характеристиками размером в одно предложение. Скучные антагонисты. Но есть голубь, он спас аниме своим прекрасным ликом, за него накину балл.
Сюжет – 5.0. Шаблон на шаблоне, но смотрится легко. Неплохая комедия, остальные жанровые составляющие получились слабыми.
Рисовка – 8.0. Пожалуй, сильнейшая черта тайтла. Визуальная составляющая даже слишком хороша для него.
Музыка – 7.0. Хорошее фоновое музыкальное сопровождение. Перегруженный звуками незапоминающийся опенинг, средненький эндинг в исполнении сэйю, озвучивших героинь из гарема.
Заключение
В английском языке существует такое словосочетание, как «guilty pleasure», которое на русский язык можно перевести, как «предосудительное удовольствие», «виноватое удовольствие». Это такое удовольствие, в процессе получения которого вы можете начать испытывать чувство вины от осознания того, что вы делаете нечто постыдное, или же вас за это могут осудить другие люди. Так вот, просмотр Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute! можно назвать наглядным примером guilty pleasure. Если рассуждать объективно, это плохое аниме. Реально плохое, с посредственно прописанными персонажами, прямолинейным сюжетом, предсказуемыми сюжетными поворотами и обилием использованных клише. И никакие фразы типа «Ну это же пародия!» наличие этих недостатков не оправдывает. Но, даже с учетом всего вышесказанного, я получил от просмотра удовольствие. Я просто выключил мозг, и наслаждался идиотизмом происходящих на экране событий. Это тот случай, когда аниме оказалось настолько плохим, что стало хорошим, ведь ты начинаешь с интересном наблюдать за тем, насколько глубокое дно оно сможет пробить. Так что рекомендую смотреть Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute! только в том случае, если вы четко осознаете, какого рода аниме собираетесь смотреть, и готовы полностью выключить мозг. В ином случае лучше потратить свое время на что-то более приятное – столь высоких оценок и столь обширной популярности данный тайтл, на мой взгляд, не заслуживает.