Знаете, бывает листаете вы какой-нибудь уважаемый рейтинг самых известных, качественных и популярных произведений – неважно, будь то фильмы, игры, книги или аниме. И вот смотришь ты на перечисленные произведения, и четко понимаешь, как и за что они в этот рейтинг попали. Этот вот, например, попал сюда за превосходный визуал, опередивший свое время. А вот этот известен глубоким сюжетом и неожиданными поворотами. Ну а этот, конечно же, дарит зрителю душещипательную драму! Но бывает, что ты смотришь на произведение, и категорически не понимаешь, как оно попало так высоко, ведь оно совершенно не вписывается в компанию окружающих его титанов. И у тебя сразу возникает желание с ним ознакомиться, чтобы разобраться в столь странном парадоксе. Этот обзор я как раз хочу посвятить одному сильно выделяющемуся среди титанов индустрии аниме, которое обрело свою популярность совсем недавно – в конце 2022 года. Это будет обзор аниме Bocchi the Rock! («Одинокий рокер!», «Рок-тихоня!»).
Краткие сведения
Bocchi the Rock! – комедийное аниме, выпущенное студией CloverWorks осенью 2022 года. Сериал состоит из двенадцати серий, в основе сценария лежит четырехпанельная манга (ёнкома) за авторством Аки Хамаджи (Aki Hamaji). Аниме быстро завирусилось в просторах интернета благодаря небольшим забавным реакциям главной героини, отлично легших в формат коротких анимаций и роликов, столько популярных нынче на платформах вроде Тиктока или Ютуба. Да и оценки у Bocchi the Rock! небывало высоки – на том же MAL на момент написания обзора данное аниме занимало 21 место по оценкам за всю историю, что одновременно и впечатляет, и выглядит странным. Что ж, давайте разбираться, как так получилось.
Хитори «Тихоня» Гото (Hitori «Bocchi» Gotou) никогда не выделялась своими социальными навыками. Она уже учится в средней школе, а реальных друзей у нее так и не появилось. На различные кружки Хитори не ходит, с одноклассниками практически не разговаривает, да и никаких талантов у нее тоже нет. Так было до тех пор, пока однажды она не увидела передачу, в которой популярный музыкант не рассказал, что в школе он тоже был замкнутым нелюдимом, но затем начал играть в группе, и теперь у него отбоя от фанатов нет. Хитори поняла, что еще не все потеряно, и что у нее остались шансы стать популярной! Для этого она взяла у своего отца электрогитару, и три года подряд активно училась играть, в результате чего достигла на этом поприще немалых успехов – даже свой Ютуб канал с каверами завела, на котором есть тридцать тысяч подписчиков. Правда, в реальной жизни она популярной так и не стала, ведь психологические проблемы у Хитори никуда не делись. Она уже успела смириться с тем, что никогда не станет популярной и не заведет друзей, когда однажды незнакомая ей девушка – Ниджика Иджичи (Nijika Ijichi) – не попросила Хитори заменить на концерте сбежавшую в последний момент гитаристку. Какой бы замкнутой ни была Хитори, от такого шанса она не смогла отказаться…
Персонажи
Итак, в центре истории находится скромная девушка с кучей комплексов и развитыми навыками гитариста по имени Хитори «Тихоня» Гото (Hitori «Bocchi» Gotou). На самом деле, Хитори является едва ли не главной причиной, почему данный тайтл обрел столь обширную популярность. Во-первых, потому что ее угарные реакции быстро завирусились в Интернете, а силу Интернета в современных реалиях глупо недооценивать. Во-вторых, потому что ее специально наделили множеством психологических проблем, чтобы зритель такой смотрел на нее, и говорил: «О, да я такой же, как она!» В таком случае он сразу начнет сопоставлять себя с персонажем, и будет сильнее ему сопереживать, что уже значительная часть успеха. Обычно я не люблю, когда протагониста выбирают ради того, чтобы подмазать определенную зрительскую аудиторию, но в случае с Bocchi the Rock! подобный выбор пришелся в тему, особенно если учесть жанровую составляющую тайтла.
И если Хитори еще можно назвать более-менее оригинальным героем (хотя ее типаж далеко не оригинален и многократно использовался), то ее подруг по группе Жгут выбирали из самых распространенных типажей. Вот вам, пожалуйста, белокурая Ниджика Иджичи (Nijika Ijichi) – задорная барабанщица, решившая сколотить группу. Вот вам красноволосая Икуе Кита (Ikuyo Kita) – вокалистка и девочка-зажигалочка, отлично со всеми ладящая. А вот синеволосая Ре Ямада (Ryou Yamada) – спокойная и уверенная в себе басистка (из всех членов группы она мне больше всего понравилась). Даже начальница Сейка Иджичи (Seika Ijichi) есть, занявшая себе почетную роль суровой цундерочки. Дефолтный набор комедийных персонажей во всей красе. Наверное, среди всех второстепенных героев оригинальной можно назвать разве что вечно бухающую Кикури Хирои (Kikuri Hiroi), которая тащит на себе значительную часть комедийной нагрузки тайтла, став рядовым гэгом, используемым из серии в серию. Но если оценивать набор персонажей в целом, то он, на мой взгляд, получился скучноватым, хоть со своими комедийными и расслабляющими задачами и справляется.
Отдельно хочется отметить всю семью Гото, в которую входят папа Наоки (Naoki) с прической, которой позавидуют протагонисты любого хентая; мама Мичио (Michiyo) с ангельским голосом и мягким характером; младшая сестренка Футари (Futari), которая открытым характером контрастирует с Хитори; и, наконец, самый главный член семейства – песик Джимихен (Jimihen). Это семейство представляет собой наглядный пример здоровой, крепкой семьи, каждый член которой готов поддержать другого. Они принимают Хитори такой, какая она есть, и искренне радуются ее успехам. Это потрясающе. При этом члены семейства не стесняются по-доброму подшучивать друг над другом и совместно дурачиться. На самом деле, такие мелочи в реальной жизни могут быть бесценными, так что Хитори очень повезло со своей семьей. Ну а Джимихен вообще главная звезда сериала – за него одного можно ставить высшие оценки. Кстати, забавный факт – имя Хитори означает «один человек», а Футари «два человека». Видно, что с именами дочерей семейство Гото не сильно запаривалось.
Сюжет
Весь тайтл держится на двух столпах. Первым является, конечно, музыка, которая в Рок-тихоня! играет центральную роль. Музыка объединяет. Музыка позволяет находить друзей. Музыка позволяет самовыражаться. В тайтле отлично показано, что даже самый замкнутый человек посредством музыки может раскрыться, найти друзей и выразить свои чувства, потому что язык музыки универсален. На самом деле, многие музыкальные тайтлы выглядят очень похоже: как правило, это истории начинающих музыкантов, которые постепенно оттачивают свое мастерство, поднимаясь с масштаба подвальных концертов до огромных стадионов. При этом они обычно находят новых друзей, новую любовь, и все у них рано или поздно становится хорошо, потому что они общаются с яркими и уникальными людьми, в результате чего сами растут как личности. Все это было снято уже десятки раз (например, в Beck, Nana, K—On!, Carole & Tuesday), но все равно не теряет актуальности. Лично я очень люблю такие тайтлы, потому что они отлично мотивируют на занятия музыкой, хотя обычно и не пользуются большой популярностью. С этой точки зрения Рок-тихоня! следует заветам жанра – Хитори постепенно набирается опыта и открывает для себя все более и более широкие площадки для выступлений (разве что до стадионов дело пока не дошло), параллельно заводит друзей и растет как личность. Типичный музыкальный тайтл.
Вторым столпом являются вопросы социальной замкнутости и связанных с ней психологических проблем. Несмотря на то, что типаж протагониста специально выбирался для того, чтобы зрители думали «она такая же, как я, ха», что я в принципе не очень люблю, проблема в аниме поднимается очень актуальная. Особенно актуальна она для многих фанатов аниме индустрии, которые, изолировавшись от общества, пытаются сбежать от своих психологических проблем, проглатывая один тайтл за другим. В Рок-тихоня! очень хорошо показан мыслительный процесс людей с комплексами, которые постоянно представляют, как общество будет их порицать, и из-за этого даже предпочитают общаться с воображаемыми друзьями, которых сами создают из воздуха силой воображения. В наиболее ярко выраженных случаях они вообще становятся хикикомори, которые безвылазно сидят дома. Например, по данным правительства Японии, на 2019 год в Японии было более миллиона хикикомори в возрасте от 15 до 64 лет. Вы только вдумайтесь в эту цифру!
Поэтому очень важно, что в Рок-тихоня! зрителю демонстрируются пути решения проблемы! Данное аниме не просто показывает человека с проблемами в общении, но также показывает, что этот человек все равно продолжает бороться со своими демонами, как бы тяжело ему ни было. Оно поощряет борьбу с самим собой и преодоление комплексов, и это важное отличие данного тайтла от некоторых других, где проблемы в общении демонстрируются, как что-то нормальное или смешное. Но это не нормально. И чтобы преодолеть страх перед обществом, надо работать над собой и прикладывать очень много моральных усилий. Если после просмотра Bocchi the Rock! хоть один зритель вдохновится и попытается вылезти из порочного круга самокопания, то можно считать, что данное аниме появилось не зря.
Если же отбросить два столпа, перед вами окажется примитивная легкая комедия про девочек, увлекающихся музыкой в духе K—On! Это отличный вариант для тех, кто устал от тяжелых жанров и тайтлов, и хочет расслабить мозг, наблюдая за тем, как милые девочки делают милые вещи. Лично мне юмор в Bocchi the Rock! показался излишне пресным – забавными показались лишь миниатюры с безумными реакциями и фантазиями Хитори на различные раздражители. Они же стали одним из важных факторов, почему тайтл стал популярным, ведь они отлично легли в формат коротких анимаций и видео. Но помимо реакций Хитори, только закончив просмотр, я могу вспомнить только одну шутку, над которой искренне посмеялся – это момент, когда друзья сидели в баре, и усталые работяги рассказывали про свою суровую жизнь, а Хитори их подслушала. Они даже нарисованы были в уникальном стиле, отличающемся от всего сериала – получилось смешно. Но одна запоминающаяся сцена на двенадцать серий — это все-таки маловато для того, чтобы назвать Bocchi the Rock! хорошей комедией, которая бы соответствовала моим вкусам. Но вкусы, как говорится, у все разные, так что для кого-то данный тайтл может оказаться суперсмешным, и это нормально. Я больше люблю дерзкий, неожиданный юмор.
Рисовка
Визуальная составляющая Bocchi the Rock! оставила у меня двоякое впечатление. С одной стороны, мне безумно понравились фоновые изображения, при одном взгляде на которые становится очевидно, что они сделаны на основе фотографий реальных мест японского города (не берусь утверждать, был ли взят за основу Токио или другой город). Они получились нереально атмосферными – даже самому захотелось поставить картинку на паузу и влезть в экран, чтобы прогуляться по чистым японским улочкам, особенно после весенней слякоти европейской части России. С другой стороны, дизайн персонажей получился стандартным – даже глазу не за что зацепиться. К тому же, местами возникали вопросы к упрощенной анимации. Но, если оценивать визуал Bocchi the Rock!, как комедии, то его можно назвать очень хорошим. Комедийные эффекты тут знатные, особенно радует использование разных стилей в миниатюрах, где используется трехмерная или пластилиновая графика.
Музыка
В качестве композитора для Bocchi the Rock! выступил Томоки Кикуя (Tomoki Kikuya), который собаку съел на саундтреках к комедийным сериалам. Так, например, раньше он отметился в Nisekoi, Blend S и многих других комедиях, названия которых я вижу впервые. Очевидно, что в рамках комедийного жанра особо не разойдешься – для него в первую очередь требуются легкие, приятные мелодии, которые были бы способны усилить эффект от шуток. Так что какого-то невероятного саундтрека в Bocchi the Rock! вы не услышите – он стандартен, но со своими задачами справляется, так что композитор молодец. Если же говорить про композиции, которые исполняет группа Хитори, то мне они очень понравились – бодрые и приятные треки, которые отлично демонстрируют сильные места отдельных исполнителей. Особенно понравилось выступление Хитори на школьном фестивале, где ей пришлось играть с порванной струной – легкий способ показать реальное мастерство гитариста. Только для музыкального тайтла мне все-таки показалось, что выступлений было маловато. По сути, нам показывают только два полноценных выступления группы – они крутые, но на двенадцать серий этого мало. Опенинг Seishun Complex в исполнении Kessoku Band мне нравится – добавил в коллекцию и периодически переслушиваю. Эндингов в тайтле несколько, и все они исполнены все той же Kessoku Band, но мне они не запомнились – стандартные легкие мелодии.
Оценки
Персонажи – 7.0. Хитори забавна, но предсказуема. Ее коллеги по цеху тоже принадлежат самым распространенным типажам. Но в рамках легкой комедии такой набор героев с задачами справляется.
Сюжет – 7.0. Стандартная история про поиск себя посредством музыки с примесью панических припадков социофоба.
Рисовка – 8.0. Аниме стоит смотреть хотя бы ради фоновых изображений, буквально взятых с узких японских улочек. Бесподобно. Анимация простая с множеством упрощений, хотя игра Хитори на гитаре анимирована классно.
Музыка – 7.0. Ничего особенного. Легкий саундтрек, приятные мелодии в исполнении музыкантов, но вообще их маловато. Опенинг приятный, эндинг посредственный.
Заключение
Если бы меня попросили описать Bocchi the Rock! одним предложением, то я бы не задумываясь охарактеризовал его так: «Это если бы K—On! и Watamote завели ребенка». Это на удивительно гармоничная смесь стандартной музыкальной истории о восхождении школьной группы к музыкальному олимпу, легкой комедии про школьниц и щепотки социальной неловкости, приправленной безумными фантазиями главной героини. Да, оценки Рок-тихоня! на различных площадках очевидно завышены, что, впрочем, не меняет того факта, что это доброе аниме способно скрасить вам пару вечеров за приятным и беззаботным просмотром. Если хотите немного выключить мозг и расслабиться, то к просмотру рекомендую. Лично я получил удовольствие, хотя пересматривать вряд ли буду – юмор мне показался слишком предсказуемым и однообразным, а за милыми приключениями милых школьниц наблюдать я как-то подустал. Всем добра, и смотрите только лучшее.