Вы когда-нибудь тонули в читаемом или просматриваемом произведении? Выпадали ли из нормального течения жизни лишь ради того, чтобы узнать, чем же всё закончится? Случалось ли сидеть за монитором в три часа ночи (уже и до рассвета рукой подать) с красными глазами и тяжелой головой, когда, несмотря на усталость, рука тянулась не к постели (что за безумие!), а к кнопке Play на следующей серии? Лишь немногие, самые качественные произведения способны достичь столь сильного эффекта, и счастлив тот человек, кто нашел для себя нечто подобное. На этот раз я расскажу вам, как утонул я. Это будет обзор на аниме Nana («Нана»).
Краткие сведения
Нана — это когда «Ты помнишь, как мы познакомились?»
Нана — это когда «Исполнение мечты не означает быть счастливым»
Нана — это когда музыка из хобби превращается в главную цель в жизни
Нана — это когда проблемы являются порождениями Владыки Хаоса
Нана — это когда всё идет не по плану
Нана — это когда отношения начинаются с секса
Нана — это когда «Все люди одиноки, так или иначе»
Нана — это когда противоположности притягиваются
Нана — это когда жизнь не делится на черное и белое
Нана — это одно из самых реалистичных аниме про повседневность, что когда-либо появлялись на свет.
Nana — это дзёсэй-аниме, выпущенное студией Madhouse в 2006 году. Для тех, кто не знает, дзёсэй — это жанр, в первую очередь предназначенный для женщин старше восемнадцати лет. В основе сценария лежит манга за авторством популярной мангаки Ай Ядзава (Ai Yazawa). Аниме состоит из сорока семи серий и трех эпизодов-коллажей. Стоит отметить, что производство тайтла происходило параллельно с выпуском манги, так что даже создатели аниме не знали, чем же всё закончится. Возможно, именно этим объясняется то, что сюжетная линия аниме выглядит слегка незавершенной. Производство манги, кстати, также не было завершено из-за того, что в 2009 году Ай Ядзава серьезно заболела и была вынуждена отойти от дел.
Nana поведает вам историю двух совершенно непохожих друг на друга девушек, которые по воле судьбы встретились на соседних сидениях поезда в Токио. Легкомысленная, стильная, влюбляющаяся в каждого встречного Нана Комацу (Nana Komatsu), отправившаяся навстречу своему парню, и готичная, вызывающе одевающаяся, независимая Нана Осаки (Nana Osaki), решившая покорить столицу своим вокалом. Несмотря на различия, девушки быстро находят общий язык, однако по прибытию теряются из виду. Но расставание оказывается недолгим: вскоре они случайно встречаются в одной и той же квартире №707, которую обе хотели бы снять. Недолго думая, героини решают жить вместе. Так начинается увлекательная и полная неожиданными поворотами совместная жизнь двух столь непохожих друг на друга героинь с одинаковыми именами — Нана.
Кто бы что ни говорил, а мне кажется, что жанр повседневности (в английской вариации – Slice of Life, т.е. кусочек жизни) является одним из самых сложных аниме-жанров. Хотя нет, не так: правильнее будет сказать, что создание аниме в стиле Slice of Life само по себе не представляется трудной задачей, ведь все мы живем в этой самой пресловутой повседневности — чего тут думать, садись да пиши сценарий и рисуй аниме. Но вот сделать его оригинальным и интересным… это совсем другой вопрос и задача совершенно иного уровня. За доказательствами вышесказанного далеко ходить не надо: достаточно взглянуть на любой сезон, и вы увидите, что как минимум тридцать процентов, то есть треть появляющихся тайтлов будет иметь на себе тег повседневность. А вот не вызывающими отвращение, не говоря уже про интересные и качественные, среди них будут единицы.
Однако так было не всегда. Фраза «Раньше было лучше» по отношению к жанру повседневности актуальна как никогда. В двухтысячных, т.е. во времена, когда большинство современных фанатов аниме еще ходили пешком под стол, на японских экранах транслировался целый ряд мощных тайтлов, которые и по сей день достают до сокрытых где-то в глубине зрительской души струн. Это и Beck — Mongolian Chop Squad, и Skip Beat!, а также Clannad, Toradora!, Nodame Cantabile, Nana и многие, многие другие. Во многих из них музыкальная составляющая играет первоочередную роль: не зря же говорят, что музыка — это универсальный язык человечества. Перечисленные выше тайтлы хочется смотреть, их хочется пересматривать, и время им никак не вредит. Да, рисовка по современным меркам кажется устаревшей, но в том то и дело, что не в рисовке заключается основная ценность тайтлов про повседневность. И именно поэтому они будут актуальны еще многие, многие годы.
Персонажи
Для начала давайте немного поразмышляем над тем, каким должен быть качественный герой в Slice of Life аниме. Существуют три основных способа создания персонажей. Первый путь, к которому прибегает большинство современных сценаристов жанра повседневности, он же самый простой — взять кучу шаблонов, затасканных до дыр, перемешать их между собой и запихнуть в манекен со случайной внешностью. Характер персонажа в таком случае пишется при помощи ламантина, вытаскивающего шарики из бассейна, на которых написаны основные черты характера, привычки и реакции на внешние раздражители. Тадам — герой готов. Так рождаются бесконечные обычные школьники, цундерочки, вечно смеющиеся друзья и прочие нехитрые герои.
Почему это плохо, спросите вы? Казалось бы, повседневность — это наша жизнь, так что плохого в том, что в аниме про повседневность встречаются шаблонные персонажи? Жизнь — один большой шаблон, разве не так? Для ответа на этот вопрос давайте задумаемся — а зачем люди вообще смотрят аниме про повседневность? Да для того, чтобы хотя бы ненадолго, хотя бы на пару часов, но заменить свою жизнь на жизнь героев аниме. Чтобы забыть о куче отчетов, скопившейся на рабочем столе. Забыть о неумолимо надвигающихся экзаменах. Забыть о неразделенной любви и ненадежных друзьях. Просто забыть о всех своих проблемах и ненадолго сбежать из серого, злого и недружелюбного мира. Это вполне законное и объяснимое желание. А теперь ответьте на вопрос — кому захочется менять свою жизнь на серую жизнь унылого школьника из очередного проходного тайтла? Вряд ли найдется много желающих.
Теперь мы добрались до второго пути. Он заключается в том, чтобы сделать персонажа похожим на целевую аудиторию. Предположим, тайтл предназначен для парней возрастом около четырнадцати лет. В таком случае в качестве героя было бы разумно использовать персонажа схожего возраста и испытывающего на себе схожие проблемы. Так легче заставить зрителя сопереживать, и именно этим объясняется модная в последнее время тенденция использования в качестве главных героев отаку или хикикомори. Третий же путь, он же самый сложный – создание персонажей, которые были бы интересны сами по себе. Трудность в том, что их необходимо наделять глубокими, оригинальными характерами, которые по мере развития сюжета будут постоянно развиваться. То могут быть как сильные личности, вызывающие уважение поступками, так и некто более нестандартный.
К чему же я привожу эти нудные объяснения? Да к тому, что в Nana набор персонажей представляет собой потрясающую комбинацию второго и третьего подходов. Среди персонажей можно найти как тех, в ком зритель увидит себя, так и таких, за которыми интересно наблюдать за счет их непредсказуемости и оригинальности. Герои разные, интересные, и, что самое важное — живые. Реалистичность достигается за счет того, что они сделаны далеко не идеальными — они тоже совершают ошибки и попадают в трудные жизненные ситуации, из которых далеко не всегда выходят победителями. Легкомысленная Нана Комацу (Nana Komatsu); суровая, но ранимая Нана Осаки (Nana Osaki); надежный Ясуши Такаги (Takagi, Yasushi), он же Ясу; высокомерный Такуми Ичиносе (Takumi Ichinose); шумный Нобу Терашима (Nobuo Terashima) — эти и многие другие герои получились людьми, в существование которых реально веришь. Банальными можно назвать разве что друзей из родного города Наны Комацу, которые выступают в роли источников здравого смысла и быстро наскучивают.
Не менее важно отметить грамотное развитие характеров персонажей по мере продвижения сюжета. Среди них нет разделения на положительных и отрицательных: кого-то вы можете недолюбливать – меня временами раздражала Нана; кого-то уважать – например, Ясу или Нобу; с кем-то себя сопоставлять и думать, как бы вы поступили на месте героев. Глядя на персонажей, тебе самому хочется стать интересным человеком. Спать с каждым встречным я бы не рекомендовал, но вот взять гитару в руки будет очень даже неплохой идеей. За это хочется сказать Nana большое спасибо.
Сюжет
Скажу сразу — Nana начинается довольно-таки вяло. Тому есть несколько причин. Во-первых, это большое количество флешбеков, освещающих прошлое главных героинь. С одной стороны, флешбеки позволяют ознакомиться с предысторией персонажей, но в то же время сводят динамику первых шести серий примерно к нулю. И если раньше, когда в тайтлах частенько бывало свыше тридцати серий, это было не так критично, то современный зритель уже не будет так терпелив. Во-вторых, первая треть аниме практически целиком посвящена Комацу Нане, которая является одним из наиболее спорных персонажей в тайтле. Далеко не каждому понравится наблюдать за счастливой жизнью невинной девушки, которая лезет в постель к каждому встречному. Именно вначале Nana выглядит, как рядовое аниме про повседневность с акцентом на юмор, романтику при минимуме драмы и психологии. Однако ситуация очень быстро меняется к лучшему.
В Nana наглядно демонстрируется, что жизнь бывает крайне сложной и непредсказуемой штукой, в которой всё складывается не так, как хотелось бы. В определенный момент аниме эволюционирует: в каждой серии начинают происходить важные с сюжетной точки зрения события, предугадать которые не так уж и просто. Как только начинает казаться, что вот-вот настанет застой и аниме вновь потеряет динамику — бабах, и происходит какое-то неожиданное событие, вновь подогревающее интерес. Размеренное повествование то и дело резко сменяется кульминациями, что позволяет держать зрителя в постоянном тонусе. Тебе так и хочется узнать, а что же произойдет с героями дальше, и какое решение они примут в той или иной ситуации. Неожиданности в аниме про повседневность – несовместимые явления, которые в Nana вошли в гармоничный симбиоз. Не менее приятным кажется то, что последняя треть аниме почти полностью посвящена группам Blast и Trapnest, а поднадоевшая Комацу Нана уходит в тень. После не самой выдающейся завязки от аниме становится невозможно оторваться — лично я посмотрел его целиком всего за четыре дня, чего давно уже не случалось.
Рисовка
До сих пор я рассыпался эпитетами, но вот наконец мы добрались до самой неоднозначной составляющей Nana, коей является рисовка. Именно в ней наиболее сильно проявляется нацеленность тайтла на женскую аудиторию: излишне миловидные, кукольные девушки с гигантскими лбами и точеными бровями, и гламурные парни с томным взором, излишками пирсинга и длинными волосами. Большинство персонажей страдает последней стадией дистрофичности – обеих Нан так и хочется отправить на пару недель в деревню к бабушке. А во время разговора у героев обнаруживается отсутствие языка и зубов во рту. К дизайну персонажей приходится привыкать, благо за счет интересного сюжета это происходит достаточно быстро. Еще одним недостатком я бы назвал практически полное отсутствие анимации в сценах концертов. Если же рассматривать остальные компоненты рисовки, то дела обстоят не так уж плохо: приятная цветовая гамма, запоминающаяся внешность персонажей, неплохо прорисованные фоны и большое количество крупных планов. Для далекого 2006 года этого более чем достаточно.
Музыка
С музыкой в Nana всё в порядке. Музыкальным сопровождением занимался опытный композитор Томоки Хасегава (Tomoki Hasegawa), который смог создать разнообразный саундтрек, отлично поддерживающий атмосферу происходящего на экране. Это особенно важно, учитывая, сколько комедийных и драматичных моментов встречается в Nana. Не менее удачной оказалась работа сэйю в оригинальной озвучке, благодаря стараниям которых персонажи звучат так, что никакой спорный дизайн не помешает воспринимать их как настоящих, реально существующих людей. Между прочим, у Наны и Рейры было по две озвучивавших их сэйю: одна отвечала за вокальную составляющую, другая — за обычную речь, то есть диалоги. Так, песни Наны на самом деле исполнены певицей Anna Tsuchiya, а песни Рейры — певицей OLIVIA, которая стала голосом Рейры по просьбе автора манги Ай Ядзавы. Ими же исполнены опенинги и эндинги.
Опенинги:
#1: Rose в исполнении Anna Tsuchiya aka Nana ~Black Stones~ (эпизоды 1-21)
#2: Wish в исполнении Olivia aka Reira ~Trapnest~ (эпизоды 22-36)
#3: Lucy в исполнении Anna Tsuchiya aka Nana ~Black Stones~ (эпизоды 37-47)
Эндинги:
#1: A Little Pain в исполнении Olivia aka Reira ~Trapnest~ (эпизоды 01-08, 10-18, 41)
#2: Rose в исполнении Anna Tsuchiya aka Nana ~Black Stones~ (эпизод 9)
#3: Starless Night в исполнении Olivia aka Reira ~Trapnest~ (эпизоды 19-29, 42)
#4: Kuroi Namida в исполнении Anna Tsuchiya aka Nana ~Black Stones~ (эпизоды 30-40, 47)
#5: Winter Sleep в исполнении Olivia aka Reira ~Trapnest~ (эпизоды 43-44)
#6: Stand By Me в исполнении Anna Tsuchiya aka ~Black Stones~ (эпизоды 45-46)
Перечисленные выше треки получились мощными и звучат оригинально — не то, что большинство современных опенингов. Особенно хочется выделить первый эндинг и второй опенинг — голос Рейры, то есть OLIVIA, воистину роскошен. Визуальная составляющая опенингов ничем не уступает звуку — в результате получились своеобразные клипы на песни групп Trapnest и Blast, фигурирующих в аниме.
Однако, даже несмотря на все преимущества музыкальной составляющей, мне кажется, что для аниме с ярлыком музыкальное непосредственно музыке в Nana уделяется недостаточно внимания. То есть самой то музыки много, этого не отнять, и она действительно качественная. Лично мне не хватило композиций в исполнении самих персонажей, а также демонстрации влияния музыки на их жизнь. Акцент с музыкальной составляющей оказался слишком смещен в сторону отношений между героями. Посудите сами: за сорок семь серий нам показывают всего три, максимум четыре выступления группы Black Stones и пару выступлений их конкурентов — группы Trapnest. Не будь опенингов и эндингов, я бы вообще забыл, как они играют. Персонажи даже на репетициях почти не тренируются, а болтают почем зря. В этом плане в Beck — Mongolian Chop Squad баланс «музыка/отношения» выдержан на порядок лучше.
Оценки
Персонажи — 10.0. Столь разнообразные, проработанные, интересные персонажи с таким грамотным развитием встречаются крайне, крайне редко;
Сюжет — 9.0. Собрав в кучу набор вроде бы стандартных жизненных ситуаций, предварительно перемешав их друг с другом и отдраив до блеска, сценаристы создали динамичное, оригинальное и крайне увлекательное зрелище, от которого невозможно оторваться;
Рисовка — 7.0. Даже на момент выхода тайтла ее вряд ли можно было назвать выдающейся. Самая слабая составляющая аниме. Как бы то ни было, к ней привыкаешь, а в конце концов она даже начинает радовать глаз.
Музыка — 9.5. Шикарнейшие опенинги и эндинги, и очень достойный набор фоновой музыки. Кроме того, стоит отметить великолепную работу сэйю в оригинальной озвучке.
Заключение
Пусть вас не пугает неприглядная на первый взгляд рисовка — уже через пару серий ты перестаешь обращать на нее внимание. Также не стоит бояться того, что Nana принадлежит жанру дзёсей — данное аниме будет интересно не только девушкам. Если коротко, то Nana — это Toradora! для взрослых: временами мрачная, временами веселая, временами грустная, временами серьезная, это захватывающая и реалистичная история жизни интересных людей. История, в которой нет места слащавым хэппи-эндам и шаблонным поворотам. История, в которой тонешь. Временами она может показаться наивной, какие-то мелочи в ней могут раздражать, однако преимущества все равно целиком и полностью покрывают недостатки. Я не ожидал, что после просмотра стольких тайтлов про повседневность меня еще возможно удивить, но, черт возьми, Nana это удалось. И это здорово.