Обзор аниме Akira («Акира»)

Город будущего

Кто бы что ни говорил, аниме индустрия развивается, причем с годами все быстрее и быстрее. Я неоднократно встречал рассуждения о том, что раньше было лучше, да и сам порой так размышляю, причем применительно к каждой отрасли жизни или искусства, однако часто подобные мысли оказываются сильно преувеличены чувством ностальгии и вечным недовольством. Если сравнить средний уровень тайтлов, произведенных в 80-х или 90-х годах прошлого века, со средним уровнем тайтлов 00-х или 10-х годов, то станет очевиден качественный прирост практически по всем показателям (кроме, пожалуй, качества сюжета, хотя и это тоже спорно). Графика, музыка, атмосферность, динамика, персонажи – качественные экземпляры в современных реалиях встречаются намного чаще, чем тридцать лет назад. Оно и не удивительно, если учесть, насколько развились технологии, возросли бюджеты и финансовые возможности студий. Однако все это было бы невозможно, если бы когда-то давно не появились на свет те исключительные, выдающиеся произведения, которые толкали индустрию вперед и заставляли ее развиваться во времена, когда все еще только зарождалось. Их мало, однако каждый из них является настоящим достоянием, без которого японская анимация могла бы так и не обрести всемирную популярность. Данный обзор будет посвящен одному из экземпляров бессмертной классики, который в реалиях 2020 года выглядит едва ли не пророческим. Это будет обзор на аниме Akira («Акира»).

Akira

Краткие сведения

Akira («Акира») – полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией Tokyo Movie Shinsha (ныне TMS Entertainment) летом 1988 года. Длительность фильма составила 124 минуты, в основу сценария положена одноименная манга за авторством Кацухиро Отомо (Katsuhiro Otomo). Что любопытно, изначально автор не планировал экранизировать мангу, однако, когда к нему обратились с предложениями адаптации, Кацухиро загорелся идеей и согласился, но с одним условием – он будет участвовать в проекте в роли режиссера. Akira был тепло принят критиками по всему миру и до сих пор считается одним из наиболее значимых произведений японской анимации.

Хозяин бара

Для того, чтобы вы понимали всю значимость Akira в продвижении и развитии аниме, сделаем небольшой экскурс в историю. До 90-х годов прошлого века в Японии индустрия аниме находилась в состоянии зародыша, не способного к самостоятельному существованию без помощи инвесторов. Даже если в то время и существовали крупные студии, они, как правило, не решались на дорогие проекты с большим бюджетом, и отдавали предпочтение чему-то менее масштабному. Именно поэтому Akira со своим на тот момент рекордным бюджетом оказал эффект разорвавшейся бомбы, волны которой несколько раз облетели весь мир. Это действительно так –Akira приоткрыл дверь для японской анимации на Запад. В США, а затем и по всему миру зрители полюбили мрачный, киберпанковский мир, полный научной фантастики, в котором разворачиваются события фильма – можно даже сказать, что популярность Akira на Западе превзошла популярность фильма в Японии. Akira удалось видоизменить индустрию анимации того времени, в которой под воздействием произведений Disney и Studio Ghibli устоялось мнение, будто все нарисованные анимационные фильмы предназначены для детей, и тут нет места мрачным, взрослым историям. В Akira поднимается целый ряд серьезных, философских вопросов, которые актуальны для современного общества, но о них мы поговорим чуть позднее. Один фильм смог полностью перевернуть мировоззрение фанатов и приоткрыл дверь другим крупным проектам, во многих из которых заметно влияние Akira. В аниме поверили, в аниме потекли деньги, и индустрия девяностых годов начала постепенно вставать на ноги.

Тэцуо недоволен

События Akira разворачиваются в 2019 году. Более чем тридцать лет назад Токио был разрушен в результате ядерного взрыва, что послужило началом Третьей мировой войны. Годы шли, война завершилась, и на месте развалин появился Нео Токио – ультрасовременный город, раздираемый коррупцией и беспорядками. Шотаро Канеда (Shoutarou Kaneda) – глава местной группировки байкеров под названием Капсулы, ведет своих друзей в бой против конкурирующей группировки Клоунов. В разгар погони один из друзей Канеды по имени Тэцуо Шима (Tetsuo Shima) едва не врезается в невесть откуда взявшегося на дороге странно выглядящего мальчика. В результате аварии Тэцуо теряет сознание, а затем его забирают с собой серьезные люди с автоматами. В это время по всему Токио назревают беспорядки, на фоне которых появляются слухи о приходе некоего Акиры, который придет и избавит сей порочный мир от зла. Глупцы… они еще не знают, к чему все это приведет.

Тэцуо на чужом байке

Персонажи

Итак, в роли главного героя выступает бодрый подросток Шотаро Канеда (Shoutarou Kaneda), который вместе с друзьями разъезжает на любимом красном байке по городу и бьет лица своим конкурентам. Веселая, беззаботная жизнь. Если рассматривать с глобальной точки зрения, Канеда выглядит вполне себе неплохим протагонистом – пускай и глуповатый, он все равно никогда не сдается и стремится к своей цели. Этакий киберпанковский Наруто. Я никогда не любил подобный типаж героев, однако в Akira с передачей проблематики и своими задачами он вроде бы справляется. Вторым главным героем в аниме выступает антагонист Тэцуо Шима (Tetsuo Shima), который мне понравился хотя бы потому, что он действительно вызывает отвращение и ненависть своей извращенной логикой и ужимками, но при этом обладает ясными мотивами.

Танк

Помимо главных героев в аниме есть целая куча второстепенных – некоторым из них уделяется достаточно внимания, а некоторые так и остаются нераскрытыми. Так, мне понравился военный Шикишима (Shikishima), в образ которого реально веришь – кажется, что перед тобой действительно находится военный старой закалки, готовый взять ситуацию в свои руки. Любопытной показалась и девушка Тэцуо по имени Каори (Kaori), показывающая, что мотивация для каких-либо поступков не всегда должна быть многогранной и глубокой. Не сильно понравилась подруга Канеды по имени Кей (Kei) – я так и не понял, за что боролась она и ее группа, да и характер у нее совсем простецкий. И, наконец, любопытными получились дети из лаборатории – пожалуй, самые необычные персонажи в Akira. В целом, персонажи в Akira неплохие, но зацепить меня не смогли.

Огонек в ночи

Сюжет

Если рассматривать смысловую составляющую Akira, то можно выделить несколько слоев, некоторые из которых очевидны и должны быть понятны каждому, а некоторые бывает трудно осознать во время первого просмотра. Наверное, самая очевидная идея, заложенная в Akira, заключается в старом завещании дядюшки Бена: «Большая сила – это большая ответственность». Стоит ей попасть в руки недостойного, и он по своей глупости или невежеству превратит планету в руины. Вот и Тэцуо решает использовать свалившуюся ему на голову силу в качестве орудия самоутверждения. Вечно нуждавшийся в помощи, теперь он способен победить кого угодно, в связи с чем бросает вызов всему человечеству, не считаясь с человеческими жизнями. Вторым слоем проблематики Akira, который я бы назвал пророческим для современного общества, является целый пласт затрагиваемых социальных вопросов – это и коррумпированное правительство, и разрушенная система образования, и социальное неравенство, и потакающая элитам полиция, детская преступность, навязчивые религиозные течения, наркомания, алкоголизм и многие, многие другие проблемы, так или иначе показанные в Akira. А проблемы, как известно, часто приводят к массовым беспорядкам и восстаниям.

Кёко

И, наконец, третий слой касается боязни неизведанного. Человечество всю историю боялось и панически воспринимало новые идеи. Что? Земля вращается вокруг Солнца? Что за бред, давайте сожжем этого еретика! Что-что? 5G вышки? Черт побери, они хотят нас зачипировать, давайте сожжем их! Вакцинация? Что за глупости! Вон раньше люди жили без вакцин, и ничего, человечество не вымерло! И вообще они аутизм вызывают! Так что нетрудно представить, что произойдет, когда речь пойдет о чем-то действительно незнакомом, вроде контакта с инопланетными цивилизациями или неопознанными сущностями. Все, что мы не понимаем, необходимо уничтожить! Предварительно можно варварски разобрать на части и изучить, но потом обязательно уничтожить, не думая о последствиях. В Akira эта идея отлично демонстрируется.

Кей

В общем, проблематика в Akira обширная и разносторонняя. Впрочем, есть в фильме и несколько заметных недостатков. Первым из них назову обрывочность некоторых сюжетных линий и идей, что во многом объясняется сжатостью хронометража. Данным недостатком вообще часто страдают фильмы, которые являются экранизацией каких-либо глобальных работ, а манга по Akira как раз является таковой. Тут даже участие автора оригинала в качестве режиссера не всегда поможет. И причина тут проста. За полтора-два часа физически невозможно рассмотреть проблематику так же подробно и многогранно, как это делается в сериалах, книгах или манге. В такой ситуации есть два пути: либо пожертвовать какими-то идеями и попросту их отбросить, либо же попытаться их ужать, оставив в исходном количестве. Первый подход чреват утратой глубины и антуража исходного произведения, а второй подход, который как раз и был выбран при экранизации Akira, превращает просмотр произведения в бешеный забег, прыгающий с одной мысли на другую. Представьте, что вы пришли в музей на экскурсию, однако, вместо того, чтобы медленно и неспеша рассматривать все экспонаты и послушать связанную с ними информацию, вы пробегаете целый зал за минуту. Многое можно узнать от такого ознакомления? Разве что-то совсем очевидное, но главный смысл в таком случае рискует оказаться непознанным. Отсюда следует очевидный вывод: далеко не все произведения адаптируемы в формат полнометражного фильма без потери своей глубины. К сожалению, Akira с этой точки зрения относится к негативным примерам.

Канэда

За один просмотр Akira практически невозможно осознать все идеи, которые закладывал в свою работу Кацухиро Отомо. И дело тут не в том, что зритель глуп и невнимателен – проблема заключается именно в сумбурности повествования. Внимание зрителя постоянно скачет с одной темы на другую, так и не давая им раскрыться в полной мере. Вот вам показывают молодежную банду, но так и не дают проникнуться духом отношений внутри этой группировки (что немаловажно, ведь на этих отношениях строится часть проблематики). Вот показывают революционеров, с которыми случайно сталкивается Канеда, но лишь косвенно затрагивают причины их борьбы. Показывают детей с психическими способностями, которые, опять-таки, сталкиваются с главными героями случайно, и у одного из них, вот так совпадение, тоже открываются сверхсилы. Бах, революция. Бах, государственный переворот. Бах, сверхсущества. Бах, ядерный взрыв. Бах, предательства и личные обиды. Все это калейдоскопом проносится перед зрителем, а ему только и остается, что с открытым ртом пытаться понять, а что он только что увидел. Кто-то скажет: «Ну это же здорово, когда аниме оказывается настолько насыщенным на разнообразные события и проблематику». И я согласен с этим высказыванием, но только с одним «но»: ради насыщенности и разнообразия нельзя жертвовать логичностью и последовательностью. А с этим в Akira есть некоторые проблемы.

Канэда думает

Рисовка

Подумать только – с момента выхода Akira на широкие экраны прошло свыше тридцати лет, но до сих пор многие кадры из данного аниме выглядят потрясающе. Это сравнимо с бессмертными работами от Disney. Вот вам наглядное доказательство того, что с достаточным бюджетом, а так же грамотным использованием доступных технологий и талантом художников даже тридцать лет назад было возможно создавать аниме высочайшего уровня, которое не стыдно показать потомкам. Чего уж и говорить про современную эпоху, когда компьютерные технологии ускорили процесс производства и стали использоваться повсеместно. Просто посмотрите на скриншоты. Посмотрите на детализацию фоновых изображений. Посмотрите на анимацию. Посмотрите на цветовую гамму. Посмотрите на проработку танка, и сравните с теми убожественными CGI моделями, которые пихаются в современных аниме. Это роскошно. Если кто-то вам скажет, что раньше не умели или не хотели рисовать красивое аниме, покажите ему Akira. Если же придираться к мелочам, то можно отметить не самый удачный дизайн персонажей с простыми лицами, которые порой не дают определить, что за герой перед тобой находится – Канеда или Кей.

Домой

Музыка

Написанием музыки для фильма занимался коллектив под названием Geinoh Yamashirogumi, который предпочитает комбинировать традиционную музыку с современными электронными мотивами. На самом деле, история этого коллектива очень интересна – в него входило больше сотни людей, они выступали по всему миру с концертами, но широкую популярность так и не получили. Однако, как мне кажется, их стилистика просто роскошно подошла миру Akira. Спокойный и внешне простой, однако до мелочей продуманный саундтрек, который с легкостью воссоздает атмосферу мрачного технологичного будущего. Лично я обожаю подобное звучание, и люблю работать, включив незамысловатые, но сочные мелодии в качестве фонового сопровождения. В фильме нет опенинга, но есть приятный эндинг Kaneda в исполнении все тех же Geinoh Yamashirogumi. Работа со звуком в Akira была проделана качественная.

Девочки флексят

Оценки


Персонажи – 7.0. Огромное разнообразие персонажей на все вкусы, многие из которых не успевают толком раскрыться из-за сжатого хронометража.

Сюжет – 7.0. Насыщенный на события и проблематику сюжет, в котором, однако, есть проблемы с логичностью и последовательностью.

Рисовка – 10.0. Я просто не могу поставить иную оценку фильму, выпущенному более тридцати лет назад, но все равно выглядящему превосходно.

Музыка – 8.0. Внешне простой, но атмосферный саундтрек, который отлично соответствует Токио будущего.


Веселое обучение

Заключение

Akira не просто так считается легендарным произведением. Думаю, среди всего многообразия произведений японской анимации вряд ли найдется другое произведение, оказавшее столь сильный эффект для распространения аниме культуры по всему миру. Akira на своем примере доказал, что аниме индустрия способна выйти на кардинально новый уровень – уровень, сравнимый с голливудскими блокбастерами и произведениями студии Disney, популярными по всему миру и собирающими огромные сборы. Да, Akira получился далеко не идеальным – сжатый хронометраж не позволил в полной мере раскрыть всю заложенную проблематику, да и некоторые персонажи заслуживали большего внимания. Однако эти мелочи меркнут на фоне эффекта разорвавшейся бомбы, который оказал Akira на мир японской анимации в целом и научную фантастику с элементами киберпанка в частности. Кто знает, в каком состоянии находилась бы аниме индустрия сейчас, не появись этот фильм более тридцати лет назад? Быть может, даже не существовало бы и вашего любимого тайтла? Или он появился бы намного позже и выглядел бы совсем иначе. К счастью, этого мы никогда не узнаем.

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Предвосхищая вопросы: если бы я оценивал данный фильм с точки зрения вклада в развитие аниме индустрии, то поставил бы высшую оценку не задумываясь. Однако недостатки в нем все же есть, причем заметные, а моя оценка – это совокупность ощущений от каждой составляющей тайтла.

Обзор аниме Akira («Акира») was last modified: 21 июня, 2020 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.