Чем старше я становлюсь, тем больше начинаю ценить все нестандартное. Нестандартные сюжеты, нестандартных персонажей, нестандартных людей. Наверное, со временем как-то начинаешь уставать от мейнстримовых течений, когда все подражают друг другу и пытаются скопировать идеи, не придумывая ничего нового, что, как правило, приводит к понижению общей планки качества. Та же тенденция касается и аниме-индустрии: с каждым годом все сложнее найти что-то нестандартное, выделяющееся на сером фоне однотипных тайтлов. Однако хотя бы два-три нестандартных тайтла в год обычно найти можно. Какие-то из них обречены на забытие, так и не найдя целевой аудитории, а некоторые, наоборот, выстреливают благодаря тому, что зритель успел соскучиться по чему-то нестандартному. Об одном таком успешном случае я и хочу рассказать в данном обзоре. Это будет обзор на тайтл, выделяющийся не только качественной проработкой персонажей и динамичным сюжетом, но и нетипичной для Японии в целом и аниме в частности тематикой. Обзор приключенческого аниме о викингах Vinland Saga («Сага о Винланде»).
Краткие сведения
Vinland Saga – приключенческое аниме, выпущенное студией Wit Studio летом 2019 года. В основу положена манга за авторством Макото Юкимура (Makoto Yukimura), сериал состоит из двадцати четырех серий. Отмечу, что манга в основе аниме лежит уважаемая и популярная, так что ожидания фанатов были очень высоки. Давайте разбираться, оправдались они или нет.
События Саги о Винланде начинаются на далеком и заснеженном острове под названием Исландия. Бывший когда-то великим воином-йомсвикингом, богатырь Торс (Thors) ведет спокойную и размеренную жизнь со своей женой, дочерью и юным сыном Торфинном (Thorfinn). Пускай климат Исландии слабо подходит для ведения нормальной жизни, Торсу и его семье все нравится – все лучше, чем жить в условиях постоянной войны где-нибудь в Европе. В то же время война между Данией и Британией лишь набирает обороты. Король датчан собирает под свои флаги все доступные силы для окончательного наступления на британские земли. Его люди даже достигают берегов Исландии, где и находят Торса, считавшегося давно умершим. Теперь у него не остается иного выхода, как отправиться с другими жителями деревни исполнять свой долг. На корабль даже проникает маленький Торфинн, решивший отправиться на приключения вместе с отцом. Вот только добраться до точки назначения им не удается – отряд пиратов под руководством Аскеладда (Askeladd) нападает на корабль Торса и убивает его при попытке защитить сына. Торфинн решает отомстить за своего отца, и он сделает все возможное, чтобы достичь своей цели…
Персонажи
Я обожаю истории про трудные времена. Времена, порождающие сильных личностей. И трудно найти в мировой истории людей, живших в более трудных и нестабильных условиях, чем викинги. Они господствовали на территории, протянувшейся от Гренландии до Скандинавского полуострова и северного побережья Африки в VIII – XI веках, а в районе X века смогли переплыть Атлантический океан и достичь берегов Северной Америки (которую, собственно, и назвали Винланд). Вы просто попробуйте это осмыслить – они добрались до Америки за пять веков до того, как туда сплавал Колумб. Переплыли океан, не обладая никакими передовыми технологиями и используя деревянные корабли. Захватили огромные территории, не обладая большим количеством солдат и ресурсов. Смерть в бою для них – высшая честь, открывающая ворота в Вальгаллу, где их предки сидят в гигантских залах, пьют медовуху и готовятся к великой битве. Гениальные мореплаватели и бесстрашные воины, слава которых не просто так пронеслась сквозь века – это были действительно сильные люди. Не знаю, как у вас, но у меня они вызывают если не восхищение, то хотя бы уважение – даже несмотря на то, что многие из них были убийцами, насильниками и подонками.
Vinland Saga наполнена сильными личностями на все цвета и вкусы. Причем как положительными, так и отрицательными – не стоит забывать, что сильным может быть как великодушный добряк, так и отпетый злодей. Разумеется, одним из лучших персонажей Vinland Saga является Аскеладд (Askeladd). Лучший, потому что противоречивый. На его примере отлично демонстрируется, что не существует «белых» и «черных» людей, которые совершают исключительно хорошие или плохие поступки. Особенно если речь идет про времена, когда человеческая жизнь стоила столь мало, а любимым развлечением правителей были постоянные войны. С одной стороны, посмотришь на Аскеладда – и думаешь: «Каков подонок!» Позволяет своим людям грабить, убивать и насиловать. С другой стороны, за ним действительно интересно наблюдать. Это яркий, умный и харизматичный лидер, который внешне заботится о своих людях и даже не особо прогонял Торфинна, когда тот прибился к команде. Противоречивая и яркая личность – вот за какими персонажами интересно наблюдать. Еще одним ярким героем является Торкелль (Thorkell), появляющийся во второй половине сезона, и являющийся его главным приобретением. Торкелль чем-то похож на Аскеладда, но не столь умен и его мотивы более просты – он обожает сражения, и готов идти хоть на край света, чтобы встретить достойного противника. Харизматичный, огромный и забавный Торкелль отлично вписывается в атмосферу Vinland Saga – если бы не он, я бы назвал середину сезона очень слабой. Однако Торкелль на своем горбе в одиночку ее вытягивает.
Впрочем, неудачных персонажей тут тоже хватает. Во-первых, все же отнесу к ним протагониста – Торфинна (Thorfinn). Отлично развивающийся в первой половине сезона, в определенный момент его прогресс останавливается, и он превращается в банального парнишку с суровым взглядом и вздорным характером – предсказуемого и скучного. В результате история про резкое взросление ребенка в жестоких условиях превратилась в похождения надоедливого подростка с двумя клинками, отрицающего все на свете. Весь потенциал персонажа – действительно интересного в первой половине аниме — спускается в водосточную трубу, и больше до конца сезона оттуда не достается. На мой взгляд, перенос акцентов с развития Торфинна на других персонажей не пошел сериалу на пользу. В определенный момент он просто становится визжащим комком ненависти – выглядит это стремно, да и сопереживать такому герою как-то не хочется. По крайней мере, уж точно не в роли протагониста.
Еще одним очень спорным героем назову принца Кнута (Canute), который тоже выходит на передний план во второй половине сезона. С одной стороны, он неплох, так как до поры до времени является отличной демонстрацией человека, родившегося не в то время не в том месте и не в том социальном статусе. Добрый, скромный и миролюбивый человек, который совершенно не подходит на роль короля викингов. С другой стороны, он скучен. Я понимаю, какие идеи хотели донести авторы, добавляя подобного персонажа в произведение, однако наблюдать за Кнутом в середине сериала мне было не интересно. Особенно если учесть, что ему уделяется очень много экранного времени. Кроме того, мне категорически не понравилось то, как показана эволюция его характера – по сути, он кардинально меняется благодаря двум-трем разговорам. Извините, но так не бывает. Человек, всю жизнь наделенный тихим и скромным характером не станет в результате пары разговоров прирожденным лидером – это смехотворно. Вот и получается, что у двух центральных персонажей в Vinland Saga присутствуют проблемы в развитии их характеров – у Торфинна оно в определенный момент сходит на нет, а у Кнута оно оказывается негармоничным и резким. Две крайности, негативные каждая по-своему.
Сюжет
Знаете, что меня печалит в современной аниме индустрии? То, что несмотря на ежегодно увеличивающееся количество выпускающихся тайтлов всех сортов и жанров, по-настоящему серьезные, рассчитанные на взрослую аудиторию, среди них появляются все реже и реже. За 2019 год количество качественных серьезных тайтлов можно посчитать по пальцам одной руки. Индустрию буквально накрыла волна легких, дешевых и бессмысленных аниме, рассчитанных на аудиторию школьников и прочих не сильно притязательных людей – это и исекаи всех разновидностей, и всевозможные сенэны, и затасканные до дыр ромкомы. Я не говорю, что все они обязательно плохи: в конце концов, и среди перечисленных выше произведений можно найти качественные экземпляры. Однако их нельзя смотреть постоянно – так недолго и деградировать.
Когда я смотрю аниме, я люблю думать. Люблю размышлять о решениях, принимаемых персонажами, и представлять, как поступил бы на их месте. Люблю рассуждать о локальных и глобальных проблемах, затрагиваемых авторами, и рассматривать их под разными углами. Для меня процесс мышления является одним из главных удовольствий от просмотра аниме, фильмов, чтения книг и прочих активностей. Однако с каждым годом среди всего океана выпускаемой аниме продукции найти нечто более-менее серьезное становится все сложнее и сложнее. И это не мое необоснованное ворчание, а неопровержимый факт – достаточно выглянуть на вышедшие в прошлом году тайтлы. С одной стороны, я понимаю, почему студии отдают предпочтение более легким жанрам – раз аудитория, существенную долю которой составляют именно юные зрители, продолжает массово потреблять простенькие тайтлы и с удовольствием покупают их, то зачем что-то менять? Спрос рождает предложение – один из основных законов экономики, который отлично применим и к индустрии аниме. С другой стороны, меня подобная тенденция не может не расстраивать…
Тем ценнее мне кажутся произведения вроде Vinland Saga. Произведения, посвященные не очередным сопливым ОЯШам, и предназначенные не для орд школьников, готовых проглотить очередную порцию штампованного продукта. Vinland Saga – это история о сильных людях, живших в чрезвычайно тяжелые времена. История о взрослении юного парня, которому буквально пришлось становиться сильным, пропуская несколько шагов взросления и становясь кровожадным монстром. И все это обернуто в историю с отличным северным колоритом, политическими интригами, пиратским духом и интригующими баталиями, причем с грамотно продуманной структурой и интересными второстепенными историями. Не знаю, как вы, а я долго ждал появления чего-то подобного. Причем знаете что особенно ценно? То, что история викингов в Vinland Saga выглядит не как развесистая клюква, созданная очередным японским фантазером на основании дошедших до него предрассудков, как это часто бывает в аниме, посвященных западным традициям (или, в данном случае, северным).
Нет, на самом деле в Vinland Saga видно, сколь много усилий было потрачено автором первоисточника, чтобы сделать повествование более-менее реалистичным – но не без умеренной доли фантазии, конечно. С восьмого по одиннадцатый век викинги действительно доминировали в европейском регионе. Действительно разоряли территории с Гренландии, Исландии и Британских островов и по северные побережья Африки и Каспийский регион. И действительно прекратили свои набеги с уменьшением общего населения и принятием христианства, не одобряющего жестокость по отношению к ближним. Настоятельно рекомендую прочитать про эту тему во многочисленных источниках – это очень интересно. И за эти четыре века произошло столько громких, я бы даже сказал легендарных событий, что можно не один сезон аниме сделать, а несколько десятков. И я рад, что Vinland Saga выглядит не как жалкая пародия, неспособная передать дух норманнов, а нечто продуманное и полноценное.
Впрочем, есть в сюжетной часть Vinland Saga и недостатки. Сериал можно смело делить на три части: первую — удачную, вторую – затянутую и нудную, и третью – политическую и интригующую. Особенно неудачными вышли серии этак с 11 по 15. В этой арке динамичное, богатое на запоминающиеся события аниме вдруг превращается во вторую часть первого сезона Shingeki no Kyojin. Да-да, ту самую, где герои могли три-четыре серии скакать по лесу на лошадях, перебрасываясь пафосными фразочками, а затем залезали на деревья и продолжали свои бессмысленные диалоги. В Vinland Saga я почувствовал чувство дежавю, только персонажи вместо путешествий на лошадях выбрали пешие прогулки. Сражения сменились гулянием по лесам и живописным полям Уэльса, а обмены ударами – скучной болтовней. К тому же, в центре внимания вдруг оказывается аморфный принц Кнут, наблюдения за ужимками которого вряд ли способны доставить удовольствием (хотя как персонаж он и оказывается на своем месте).
Причем меняется не только темп повествования, но и его адекватность: ни с того ни с сего персонажи начинают вести себя совершенно иначе, чем вели себя раньше, и принимают совершенно не свойственные им идиотские решения. После качественной первой половины аниме медленная вторая часть воспринимается в штыки и выглядит как попытка растянуть хронометраж – а это очень, очень плохо. Я думал, Wit Studio научились на своих ошибках, однако продолжают натыкаться на старые грабли. Впрочем, последняя арка, где акценты оказываются перенесены на различные интриги и политические склоки, вновь оказалась достаточно интересной – атмосферу заговоров сценаристам удалось передать сполна. Если бы не медленные серии в середине сезона, Vinland Saga можно было бы с легкостью назвать лучшим аниме 2019 года. Но увы – оставаться бодрым на всей дистанции ему не удалось.
Рисовка
Wit Studio уже давно доказали, что они способны создавать изображения поразительной красоты, а последние сезоны Shingeki no Kyojin и Koutetsujou no Kabaneri смогли заткнуть даже самых требовательных критиков. Wit Studio единолично поднимает современные стандарты графики и анимации до новых высот. Приятно, что художники продолжают придерживаться высоких стандартов – визуальная часть в Vinland Saga выглядит очень достойно. Не уровень Атаки титанов, но все равно достойно. В первую очередь выделю дизайн персонажей, большинство из которых получились запоминающимися и яркими. Во-вторых, радует обилие крупных планов, наделенных большим количеством мелких деталей. В-третьих, отмечу фоновые изображения – как правило, в Vinland Saga они выглядят очень достойно. Даже у третьестепенных персонажей лица оказываются проработанными.
В-четвертых, порадовала анимация некоторых сражений, от которых так и веет духом Shingeki no Kyojin – то же желание ставить просмотр на перемотку и многократно пересматривать движения героев в мельчайших деталях. Кроме того, отдельно отмечу то, как нарисованы частички снега в двадцать второй серии – очень красиво и атмосферно. К недостаткам отнесу CGI, используемый в некоторых батальных сценах и выделяющийся на фоне остальных кадров (чего случаться не должно) – но это, как вы знаете, моя стандартная придирка. Кроме того, хотелось бы видеть больше эпичных личных противоборств, от наблюдения за которым захватывало бы дыхание: как, например, от первой битвы Торфинна и Торкелля. Так что, как по мне, в графической составляющей Vinland Saga недостатки все же есть, но они незначительны и полностью покрываются достоинствами.
Музыка
Созданием музыкального сопровождения для Vinland Saga занимался относительно молодой, но опытный композитор Ютака Ямада (Yutaka Yamada). Как мне кажется, он справился со своей задачей, которая, между прочим, перед ним стояла нелегкая – ведь ему предстояло создать не просто абстрактный саундтрек, а саундтрек, соответствующий тематике викингов, северных просторов, морских путешествий и брутальности. Далеко не каждый сможет создать нечто подобное, однако Ютаке это удалось. Композиции в Vinland Saga отлично справляются с воссозданием необходимой атмосферы: тут есть и трогательные, и динамичные мелодии на все случаи жизни – лично мне все понравилось. Опенинги тоже вышли на славу. Первый опенинг MUKANJYO в исполнении Survive Said The Prophet так вообще был сразу добавлен в мою коллекцию – звучит очень динамично и подходит тематике. Группа Survive Said The Prophet хорошо исполняет композиции на английском языке, что в случае с японскими рок-группами является редкостью. Второй опенинг Dark Crow в исполнении MAN WITH A MISSION мне понравился меньше и звучит более стандартно. Эндинги в тайтле получились традиционно спокойными и лиричными. Первый эндинг Torches в исполнении Aimer очень красив – голос Aimer прекрасно подходит лиричным композициям. Второй эндинг Drown в исполнении mile отличается необычным вокалом, однако совершенно не подходит под тематику викингов, так что вызывает противоречивые чувства.
Оценки
Персонажи – 8.5. В аниме есть как удачные, так и неудачные персонажи. Но запоминающихся все же больше.
Сюжет – 8.0. Сильная первая треть сезона, слабая вторая и достойная третья. В целом впечатление остается положительно.
Рисовка – 9.0. За исключением CGI, Vinland Saga выглядит очень достойно. Некоторые единоборства так вообще шикарны.
Музыка – 8.0. Атмосферно и разнообразно, но запоминающихся композиций не столь уж много. Первый опенинг особенно хорош.
Заключение
Vinland Saga – это редкое в современных реалиях аниме, которое одновременно оказывается не только серьезным, но и динамичным. Оно сродни глотку свежего воздуха в затхлой атмосфере современенной аниме-индустрии, наполненной проходными романтическими комедиями, сенэнами и исекаями. Разумеется, в Vinland Saga есть недостатки, однако они незначительны и временны (я на тебя смотрю, арка про Уэльс). Персонажи тут яркие, рисовка – красивая, сюжет – интригующий и динамичный, тематика – нестандартная, а музыка отлично справляется с созданием нордической атмосферы. Так что упускать возможность ознакомиться с подобным произведением я бы не стал – лично я наслаждался каждой серией, и с удовольствием ознакомлюсь с продолжением, когда таковое появится.