Всем привет! Давненько мне не доводилось писать обзоры. Предвосхищая вероятные вопросы, скажу сразу – со мной все хорошо, просто я переключил свое внимание на другие хобби, а на написание обзоров обычно не остается ни сил, ни желания. Но вот наступило лето, природа ожила, как и ожило мое желание рассказать вам про некоторые просмотренные мною тайтлы. Смотрел я их за последний год немного, думаю, наберется с десяток, однако даже среди столь небольшого количества аниме мне встречались достойные для обзора экземпляры, выделяющиеся как положительно, так и отрицательно. И первым в этом списке определенно стоит тайтл, про который, наверное, не слышал только ленивый, ибо во время релиза про него звучало из всех утюгов. Даже некоторые из далеких от аниме-индустрии знакомых меня про него спрашивали и просили выразить мнение. Представляю вашему вниманию обзор экшн-аниме Ore dake Level Up na Ken («Поднятие уровня в одиночку», «Соло левелинг», «Solo Leveling»).
Краткие сведения
Solo Leveling – это аниме-сериал, выпущенный студией A-1 Pictures. Первый сезон состоит из двенадцати серий, и был выпущен зимой 2024 года. Второй сезон состоит из тринадцати серий, и был выпущен зимой 2025 года. В основу сценария положена популярнейшая манхва (корейские комиксы), сюжет для которой создал Chu-Gong, а иллюстрации сделаны Jang Su-Rak и Gi Si-Ryeong. Манхва действительно является одной из самых популярных в мире, и на момент написания обзора занимает пятое место среди всей манги на сайте MAL. В данном обзоре я затрону оба сезона аниме. Более того, это, наверное, едва ли не первый случай в моих обзорах, когда я буду проводить параллели между мангой и аниме-адаптацией, ибо в кои-то веки знаком и с тем, и с другим материалом. Да-да, я действительно ознакомился с мангой еще до просмотра аниме, чудеса. А поговорить тут действительно есть о чем, так как лично я считаю, что аниме-адаптацию Solo Leveling можно считать эталоном бережного обращения с источником. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.
События Ore dake Level Up na Ken разворачиваются в современной Корее. Примерно десять лет назад по всему миру начали появляться многочисленные Врата, соединяющие реальный мир с мирами магии и монстров. Так уж вышло, что обычное оружие, которое было в тот момент у человечества, будь то пистолеты или ракеты, не причиняло даже самым слабым монстрам вроде гоблинов никакого урона, и тут в дело вступили Охотники — это немногочисленные люди, начавшие получать с момента открытия Врат сверхчеловеческие способности. Врата и Охотники могут быть разных рангов, начиная со слабейшего E-ранга и заканчивая сильнейшим S-рангом. Причем однажды получив определенный ранг, охотник не может его изменить, как бы он ни старался. Охотники способны входить внутрь Врат и убивать находящихся там монстров, получая за это ценные артефакты и прочие награды. Даже тела убитых монстров являются ценными ресурсами, так как из них можно делать магическое оружие или добывать из них энергию – в общем, все идет в дело. Если же охотники не успевают зачистить Врата за отведенный срок, монстры из Врат выбираются наружу в обычный мир и начинают убивать невинных людей. Так что на Охотниках лежит большая ответственность по защите этого мира – это опасная, но при этом влиятельная и прибыльная профессия.
Главным героем в Solo Leveling является двадцатилетний паренек Сон Чину (Sung Jin-Woo), который получил прозвище Слабейшего орудия человечества. Будучи E-ранговым, он ходит в самые простые подземелья самого низкого уровня, но даже там умудряется получать серьезные ранения, ставящие его жизнь под угрозу. Как бы то ни было, Сон Чину продолжает ходить в рейды, чтобы оплачивать медицинские счета своей матери и обучение сестры. Но однажды его жизнь резко изменилась. Сон Чину получил приглашение в рейд, в котором его команда попала в редкое двойное подземелье и столкнулась с чудовищными по силе монстрами. Большая часть его команды погибла, но Сон Чину смог выжить, параллельно получив необычный навык Игрока, позволяющий ему становиться сильнее по мере прокачки. Так Сон Чину стал Охотником, способным расти в рангах. Теперь судьба находится только в его руках…
Персонажи
Предвосхищая возможные вопросы, для начала сделаю важную ремарку – имена персонажей я буду брать в той транскрипции, которая использована в официальных переводах на русский язык ранобэ, манги и играх по Solo Leveling. Претензии по этому поводу приниматься не будут – можете идти спорить к корееведам или в официальные издательства, мне же подобные диспуты не интересны.
Итак, главным героем в Solo Leveling является Сон Чину (Sung Jin-Woo), который в начале сериала выглядит обычным корейским школьником-сопляком (недаром его называют Слабейшим орудием человечества), но с получением возможности прокачки быстро наращивает мускулы и превращается в уверенного, крутого парня, не боящегося любого врага на своем пути. Первое, что хочется отметить – Сон Чину вряд ли можно назвать оригинальным или непредсказуемым персонажем. Однако это не делает его неприятным или отталкивающим. Даже напротив, мне было интересно за ним наблюдать и желать ему успехов! В голове сразу возникли параллели с Саитамой из One Punch Man.
Во-первых, потому что даже будучи слабейшим из охотников, он все равно не прекращал ходить в рейды, получая травмы и рискуя своей жизнью, чтобы обеспечить деньгами мать и сестру. Это не может не вызывать уважения. Во-вторых, потому что, получив силы Игрока, он не стал их сразу всем демонстрировать, а спокойно их изучил, прокачался, и, только став охотником высокого уровня, перестал скрывать свои возможности. Разумное сокрытие никому не известных способностей – это умный поступок, который в очередной раз доказывает, что у Сон Чину есть мозги. Лично мне приятно наблюдать за умными персонажами, которые распоряжаются свалившимися на них силами так, как распоряжался бы я, окажись на их месте. Кроме тех случаев, когда он идет на S-ранговых боссов, будучи двадцатым уровнем – это идиотизм, конечно, и такое я осуждаю. Развивающийся, нераздражающий, эмоционально стабильный протагонист – такие в экшн-направленных тайтлах встречаются очень редко.
Помимо Сон Чину, в аниме есть огромное количество второстепенных персонажей на все цвета и вкусы, которых как будто специально сделали для того, чтобы ими восхищались и от них фанатели. Это стандартная черта многих китайских или корейских комиксов, аниме и сериалов, где персонажи часто создаются подобным образом – безупречные герои с модельной внешностью и диаметрально противоположными характерами, чтобы удовлетворить желания как можно более широкого числа зрителей. Это не просто герои аниме – это новый состав группы BTS. Японцам тут есть, чему поучиться у своих коллег, ведь и китайцы, и корейцы не забывают думать про маркетинговую часть своих продуктов. Персонажи для них – это не просто бессмысленные манекены, а ценный ресурс, который при грамотном использовании может принести франшизе кучу фанатов, а ее создателям кучу денег, если это дело правильно монетизировать. В Solo Leveling можно видеть редкий пример умного маркетинга, в результате которого продукт гораздо проще продвигать на рынке, и который привлекает огромное количество преданных фанатов того или иного персонажа, которые готовы порвать окружающим глотки, доказывая, что именно их любимый герой самый крутой и классный.
А фанатеть тут действительно есть от кого. Взять того же председателя Ко Конхи (Go Gun-Hee) – мощный, уверенный в себе старик, управляющий организацией государственного уровня. Или помощник председателя У Чинчхоль (Woo Jin-Chul), который по силе способен противостоять охотникам S-ранга. Или красноволосый красавчик Чхве Чонин (Choi Jong-In), стоящий во главе сильнейшей корейской гильдии Охотники. Или его коллега звероподобный Пэк Юнхо (Baek Yoon-Ho), управляющий Белым Тигром. Казалось бы, все перечисленные выше герои – это сильные, пафосные положительные персонажи, защищающие человечество от монстров, но насколько же разными они получились! Каждый зритель может спокойно выбирать своего фаворита и фанатеть от него, и будет в любом случае прав. И чем дальше, тем больше достойных персонажей появляется, и тем сильнее и интереснее они становятся.
Среди девушек тут тоже калейдоскоп разнообразных персонажей модельной внешности. Например, первой в голову приходит блондинка Чха Хэин (Cha Hae–In), которая является заместительницей главы гильдии Охотники. Или, например, сестра главного героя Сон Чина (Sung Jin–Ah), которая учится в школе и готовится к поступлению в университет. Или лекарь Ли Чухи (Lee Joo–Hee), которая поначалу спасала Сон Чину в его рейдах, пока он не обрел силу. Красивые, сильные женские персонажи, и каждая со своей изюминкой. А во втором сезоне появляется еще больше ярких женских персонажей на все вкусы. Это прекрасно.
При этом для контраста на фоне сильнейших охотников S-ранга в аниме добавлены и охотники послабее, чтобы наглядно показать, что не всем в мире Solo Leveling так уж повезло. Например, посредством Ли Чухи демонстрируется, что далеко не каждый охотник любит свою работу и готов ходить в рейды высокого уровня, даже с учетом своего высокого ранга и больших наград, ибо у нее начинаются панические атаки в случае опасности. На примере молодого богача Ю Чинхо (Yoo Jin–Ho) демонстрируется, что далеко не все в мире решают деньги, пусть они и упрощают жизнь. Или, например, маг Сон Чхиель (Song Chi-Yul), обладающий талантом к обращению мечом, но из-за своих способностей не имеющий возможности применять навыки мечника. Еще можно упомянуть нескольких охотников, бросивших Сон Чину в двойном подземелье. Все эти герои показывают, что для большинства охотников, не являющихся S-ранговыми, работа охотником может быть настоящим испытанием, а не простым и прямолинейным путем к богатству и известности. Все, как в реальной жизни – кому-то повезло, а кто-то перебивается малым.
Разумеется, нельзя не упомянуть антагонистов, среди которых тоже есть яркие, интересные личности с понятной мотивацией. Например, подонок Хван Тонсок (Hwang Dong-Suk), который берет новичков в рейды, а затем там их убивает или скармливает боссам, забирая добычу себе. Или его S-ранговый брат Хван Тонсу (Hwang Dong-Soo), готовый убивать людей, чтобы потешить свое эго. Или, например, ассасин Кан Тхэсик (Kang, Tae-Shik), убивающий людей ради забавы и берущий на это заказы. Боссы подземелий, вроде разумных противников типа эльфа Барука (Barca) или орка Каркалькан (Kargalgan) тоже выглядят разнообразными и интересными. Ты как будто в компьютерную игру играешь и перемещаешься между разными локациями. Кто-то, наверное, скажет, что перечисленные выше герои поверхностные и шаблонные, и в какой-то степени будет прав. Однако при этом они отлично справляются со своими обязанностями. Они прекрасно показывают многоликий, жестокий мир Solo Leveling, и позволяют зрителю поверить в него и погрузиться в просмотр. Они яркие, разнообразные и интересные. К тому же, персонажей тут много, и надоесть они не успевают, при этом свою роль в истории отыгрывают с лихвой.
Сюжет
Чуть выше в обзоре я уже упомянул, что аниме по Solo Leveling я считаю эталонной адаптацией манги. Уверен, что кто-то обязательно захочет со мной поспорить, поэтому лишний раз подчеркну, что это исключительно мое мнение. Про плохие адаптации я рассказывал, например, в обзоре на Tokyo Ghoul, где создатели аниме положили болт на первоисточник и создали нечто свое, монструозное и нелепое, выбросив из манги все хорошее и оставив все плохое. Так что же вообще такое хорошая адаптация? В моем понимании, удачной адаптацией считается та, которая, во-первых, старается близко следовать к оригиналу, не упуская важных деталей. Нельзя просто так взять, и убрать из манги половину контента – это неуважение к первоисточнику. Во-вторых, удачная аниме-адаптация привносит в зрительский опыт что-то новое, но не противоречащее оригиналу. То есть зритель при экранизации не только не должен потерять какие-то важные для повествования детали, но и должен что-то приобрести. Выражаться это может в очень разных формах: например, больше времени может уделяться второстепенным персонажам. Тут и там могут быть раскиданы мелкие сцены, позволяющие лучше понять мир, в котором разворачиваются события аниме. Могут быть смещены акценты повествования или порядок сцен, если это не вредит зрительскому восприятию. И, разумеется, более красочными и проработанными должны быть сражения, ведь анимация позволяет показать то, чего не позволяет показать манга – движение.
Если учесть все вышесказанное, Поднятие уровня в одиночку действительно выглядит эталонной адаптацией. Давайте рассмотрим все по порядку. Во-первых, аниме действительно следует близко к событиям манги. Вплоть до конкретных раскадровок, где ты буквально видишь, как та или иная сцена из манги перекочевала в аниме с поразительным сходством. Во время просмотра я раз за разом поражался, насколько же бережно те или иные сцены были воссозданы аниматорами. Это очень круто. При этом никаких важных сцен из манги выкинуто не было. Это крайне важно для целостности повествования, и я очень рад, что манга попала в руки правильных людей.
И тут мы плавно переходим ко второму пункту, то есть к тому, что именно аниме Ore dake Level Up na Ken привнесло такого, чего нет в манге. Про шикарную анимацию мы поговорим позже, давайте сконцентрируемся на смысловой составляющей. Меня очень порадовало, что в аниме намного лучше, чем в манге, показана предыстория основных событий. Например, отлично показан рейд на остров с муравьями, про который в манге упоминается лишь вскользь. Так же мне понравилось, что многие персонажи S-ранга в аниме появляются намного раньше, чем в манге, что позволило более полно показать их повседневную жизнь, а самому аниме лучше продаваться, ибо эти самые персонажи и являются лицом Solo Leveling. И таких мелочей в аниме встречается достаточно много. При этом во время просмотра у меня ни разу не возникло ощущения, что подобные изменения оказались лишними и причинили бы вред.
Если абстрагироваться от манги и аниме, и рассмотреть Solo Leveling как единое произведение, то я бы хотел выделить его очевидные сильные стороны, за которое Solo Leveling так сильно любят. Во-первых, это логичность концепции мира, в котором разворачиваются события тайтла. Как говорится, все гениальное – просто. Мне было легко поверить в возможность возникновения врат в параллельные миры, где скрываются ценные ресурсы и новые опасности. Легко поверить в появление гильдий и охотников, которые стали бы собирать рейды во врата, чтобы заработать себе славу и богатство. В мире, где все решают сила и деньги, различные влиятельные люди, корпорации и государства обязательно захотели бы заполучить новые ценные ресурсы в свои руки. С этой точки зрения аниме напомнило Gate. Легко было поверить в наличие подонков, которые стали бы использовать свои силы не по назначению. Если ты веришь в разворачивающиеся на экране события, то и удовольствие от просмотра становится получать гораздо проще.
Во-вторых, меня очень порадовало подробное описание противников и артефактов, а также навыков и характеристик персонажей. Пожалуй, ни в одном тайтле, где фигурируют RPG элементы, я не видел столь детального отображения свойств предметов, падающих с монстров, и параметров игрока. Многие тайтлы вообще на это забивают, хотя, на мой взгляд, подробная демонстрация навыков, артефактов и характеристик крайне важна для полноценного эффекта погружения. Цифры в RPG играх решают все. И, наконец, в-третьих, не могу не отметить неподражаемый пафос, которым пропитан весь тайтл. Он буквально сочится из каждого сильного персонажа. При этом это тот редкий удачный пример качественного пафоса, который вызывает у зрителя восхищение, а не отторжение. Это вам не очередные глупые школьники со сверхспособностями, затирающие высокопарные речи о справедливости – это крутые мужики, аннигилирующие монстров под крутую музыку. Чем-то напомнило по духу Jojo с его позированиями.
Если же говорить про слабые стороны Поднятия уровня в одиночку, то тут хочется отметить лишь один момент – поверхностность и однообразие сюжета. Да, это экшн-тайтл, и ему, по сути, не сильно нужен глубокий лор и неожиданные сюжетные повороты. Ему важна динамика и постоянные сражения. Однако мне сюжет все же показался слегка однообразным. Сон Чину идет в данж, страдает, становится сильнее, кое-как побеждает босса, и идет в следующий данж, где он страдает, становится сильнее, кое-как побеждает босса, и так далее. Да, сами данжи и противники разные, но смысл то остается одинаковым. Сюжет динамичный, в нем нет филлеров, однако он все равно достаточно простой, предсказуемый и поверхностный.
Рисовка
Начну с того, что мне безумно нравится стиль и качество рисовки, использованной в оригинальной манхве. Я в принципе не большой фанат различной манги, и редко ее читаю, но стоило мне увидеть пару страниц в Solo Leveling, как я не задумываясь приступил к прочтению. Даже решил приобрести ее в физическом издании от издательства АСТ – качественное и красивое, такое на полку не грех и поставить (на момент написания обзора существовало семь томов, кажется планируется издать десять). Так вот, визуальная составляющая манхвы вызывает восхищение – я такого качественного изображения, с таким вниманием к деталям и такой передачей движения в статике еще не встречал (но, опять-таки, учитывайте мой не самый обширный читательский опыт). На некоторых страницах я буквально подвисал на несколько минут, пытаясь вглядеться во все мелкие детали – в этом есть особое удовольствие, когда читаешь новый, только что распакованный томик.
И я был очень рад, что высокое качество визуальной составляющей получило свое логическое продолжение в аниме-адаптации. Студия A-1 Pictures уже давным-давно зарекомендовала себя, как одна из передовых японских студий, и в Solo Leveling художники и аниматоры студии не подкачали. Они придерживались выше упомянутым принципам хорошей адаптации: все лучшее из манги сохранили, при этом то, что можно было улучшить, улучшили. Если говорить про сохранение, то можно отметить прекрасно перенесенный дизайн персонажей, которые совершенно не отличаются от оригинала, легко запоминаются и выглядят визуально привлекательно. О, да, тут есть кого посимпить как парням, так и девушкам. Помимо дизайна персонажей хочу отметить роскошное использование визуальных эффектов, касающихся магических способностей и информационных экранов, которые видит Сон Чину в моменты прокачки. Мелочи, но очень важные мелочи, которые даруют тебе эффект погружения. И, наконец, не могу не отметить множество ключевых кадров, которые были бережно перенесены из манги в аниме. Например, улыбка гиганта из двойного подземелья. Иногда можно буквально сопоставить кадры аниме с кадрами манги, и увидеть, что они практически не отличаются. Это в очередной раз доказывает, насколько же бережно в студии A-1 Pictures подошли к экранизации.
Если же говорить про те моменты, которые в аниме были улучшены относительно манги, то это, определенно, сражения, которые единолично поднимают Поднятие уровня в одиночку в разряд обязательных к просмотру. Последний раз такое чувство испытывал при просмотре Клинка, рассекающего демонов. Именно динамичности сражений мне в манге не хватало – как ни крути, а статичный формат имеет свои ограничения, которые в аниме были успешно сняты. Те сражения, которые в манге занимают две-три страницы, в аниме развернулись в минутные яркие зрелища, от которых невозможно отвернуться. И это крайне важно, учитывая, насколько важную роль в тайтле играют сражения. Прекрасная анимация, динамичные сражения, яркая и запоминающаяся стилистика – если честно, я при всем желании не могу найти то, к чему можно было бы придраться. Даже если Solo Leveling и можно критиковать за какие-то смысловые компоненты, то визуал тут безукоризненный.
Музыка
Помимо шикарной визуальной составляющей в Solo Leveling есть не менее впечатляющая музыка. Оно и не удивительно, ведь в роли композитора выступил, пожалуй, самый известный аниме-композитор современности – великий и ужасный Хироюки Савано (Hiroyuki Sawano), который за годы своей карьеры успел приложить руку к огромному количеству самых известных тайтлов и зарекомендовал себя как один из лучших композиторов современности. Более того, у него есть выработанный годами, надежный стиль, который позволяет узнавать работы Хироюки Савано от любых других практически безошибочно. Этакий Ханс Циммер в аниме кругах, участие в проекте которого практически гарантирует высочайшее качество музыкального сопровождения. Разумеется, Поднятие уровня в одиночку не стало исключением из правил – музыка тут шикарная. Именно такая музыка, которую ты ожидаешь услышать в тайтлах, наполненных экшном и эпичными сражениями. Один эпичный трек на другом, среди которых порой встречаются и лиричные мотивы для соответствующих сцен. Саундтрек получился динамичным, мощным и разнообразным – Хироюки Савано, не изменяя традициям, мастерски комбинирует инструментальную и электронную музыку, также не забывая и про вокальные вставки. Если честно, я даже и не знаю, что тут можно добавить – это надо просто слушать и кайфовать.
Настоятельно рекомендую ознакомиться с полным саундтреком, вы наверняка найдете в нем несколько композиций, которые достойны отправиться в коллекцию любимых. Опенинг первого сезона LEveL в исполнении SawanoHiroyuki[nZk] : TOMORROW X TOGETHER мне очень понравился – ни разу его не проматывал. Особенно нравится момент в самом начале, где барабаны сначала затихают, а потом вновь набирают обороты. Опенинг второго сезона ReawakeR (feat. Felix of Stray Kids) в исполнении LiSA тоже быстро запал в душу, а голос LiSA я люблю с очень давних времен и считаю его идеальным для опенингов. Эндинг первого сезона request в исполнении krage получился лиричным, но с мощным припевом. Не скажу, что самый запоминающийся, но вполне неплохой. Эндинг второго сезона UN–APEX в исполнении TK from Ling tosite sigure по уровню очень силен, и вполне мог выступить в роли опенинга – вот он мне понравился больше первого сезона.
Оценка
Персонажи – 9.0. Стандартный, но не вызывающий отторжения и развивающийся протагонист. Интересные, разнообразные антагонисты. Яркие и запоминающиеся второстепенные герои.
Сюжет – 8.0. Простой, но динамичный и эффективный. От просмотра невозможно оторваться.
Рисовка – 10.0. Художники и аниматоры в A-1 Pictures не зря получают свою зарплату. Шикарная визуальная составляющая.
Музыка – 10.0. Хироюки Савано – тут другие комментарии излишни. Огромное количество запоминающихся мелодий и классные опенинги с эндингами.
Заключение
Поднятие уровня в одиночку – это идеальный развлекательный продукт, который полностью заслуживает свалившуюся на него популярность. Динамичное. Потрясающе красивое. Насыщенное. И, что самое важное, уважающее первоисточник. Это аниме идеально подходит для того, чтобы выключить мозги после тяжелого рабочего дня, и просто наслаждаться происходящим на экране пафосом и экшном. Да, в нем нет глубокого смысла. Вселенная в Solo Leveling простая и понятная. Персонажи ведут себя предсказуемо. Но это не делает Solo Leveling сколь бы то ни было хуже. Даже наоборот, излишняя сложность в данном случае могла бы только навредить тайтлу. Так что настоятельно рекомендую Solo Leveling к просмотру – я буквально не мог от него оторваться, аниме попало в самое сердечко, что в последние годы происходит крайне редко. Это именно тот тайтл, который я давно хотел посмотреть, но никак не мог найти. Еще рекомендую ознакомиться с мангой – она чрезвычайно красива, да и какие-то смысловые моменты объясняет и показывает более подробно. Всем добра, и смотрите только самое лучшее!