Итак, дамы и господа, 2018 год наконец-то наступил. И пока почтенное население планеты отходит от новогоднего похмелья, я решил, что пришла пора рассказать про самый многообещающий и популярный тайтл осеннего сезона 2017 года, название которому Mahoutsukai no Yome («Невеста чародея», «The Ancient Magus’ Bride»). Многие зрители с нетерпением ждали полноценного релиза, уже успев ознакомиться со вселенной тайтла при помощи OVA эпизодов, выпущенных год назад, и вот, наконец, дождались. Давайте же попробуем разобраться, заслуживает ли данное аниме повышенного внимания и столь объемного количества дифирамбов, звучащих со всех сторон, или же всё это является обыкновенным ажиотажем, который вскоре спадет.
Краткие сведения
Mahoutsukai no Yome – аниме-сериал, выпущенный студией Wit Studio осенью 2017 года. Сериал состоит из двадцати четырех серий, в основу сценария легла популярная манга за авторством мангаки Корэ Ямазаки (Kore Yamazaki). В качестве режиссера выступил Норихиро Наганума (Norihiro Naganuma). Пару лет назад манга была номинирована на престижную награду. В России правами на мангу обладает издательство Истари комикс, по состоянию на 2017 год было выпущено шесть русскоязычных томов манги. Помимо сериала были выпущены три OVA эпизода под названием Mahoutsukai no Yome: Hoshi Matsu Hito, являющихся предысторией к основному сериалу.
События тайтла разворачиваются в Англии, где молодая девушка Тисэ Хатори (Chise Hatori), полностью разочаровавшись в жизни, решает продать себя на аукционе. У нее нет родных и близких, кто мог бы о ней заботиться, так что Тисэ стало безразлично на дальнейшую судьбу. Однако наконец-то ей повезло – выкупить её решил не какой-нибудь вонючий толстый мужик, а уважаемый волшебник Элиас Айнсворт (Elias Ainsworth), который решил взять Тисэ себе в ученики. Оно и не мудрено, ведь Тисэ на самом деле является не обычной девушкой, и обладает сильными магическими способностями, правда сама об этом еще не догадывается. Быть может, теперь её жизнь изменится к лучшему?
Персонажи
Итак, на главных ролях зрителя поджидает красноволосая героиня по имени Тисэ Хатори (Chise Hatori), которая на деле оказалась на удивление качественной. На удивление, так как я очень и очень сильно не люблю персонажей с трудным прошлым, которые на протяжении всего сериала жалуются на свою судьбу и рыдают. И так раз за разом, по мере того, как сюжет подкидывает новые подробности их прошлого. У меня были очень настойчивые опасения, что и Тисэ может оказаться подобным разочарованием. Но нет, она смогла превзойти все ожидания. Пожалуй, на данный момент она является едва ли не лучшим персонажем с тяжелой судьбой, что я где-либо видел. С одной стороны, у зрителя создается полноценное представление о том, через что ей пришлось пройти, исходя из ее характера и поведения, при этом не зная ровным счетом ничего про ее прошлое. Безнадежность, смиренность, пугливость – все это показано просто великолепно, и с развитием сюжета грамотно видоизменяется исходя из происходящих событий. С другой же стороны, наблюдение за Тисэ не вызывает негатива или отторжения, как то бывает в похожих случаях. На протяжении всего сериала она не ревела из-за своей тяжелой судьбы ни разу. Буквально. И это заслуживает уважения – сценаристы не стали манипулировать зрителями при помощи самого простого и прямолинейного приема, коим являются слезы персонажей. В современных тайтлах сценаристы очень часто пересекают ту тонкую грань, когда слезы начинают вызывать не сочувствие, а негативные эмоции, но в Mahoutsukai no Yome она выдержана превосходно.
В то же время про второго протагониста, коим является древний маг Элиас Айнсворт (Elias Ainsworth), я не могу написать столь положительных отзывов. Долгое время я вообще не мог понять, в чем заключается его роль, кроме как домогательств к малолетней девушке. Какие эмоции он должен вызывать? Вроде бы Элиас должен выступать в роли учителя Тисэ, однако едва ли в тайтле показан хотя бы один полноценный урок или передача знаний. Должен обладать какой-то мощной силой, однако при наблюдении за ним никакого ощущения могущества нет и в помине. Да, он дал приют Тисэ, и это достойно уважения, однако этого явно недостаточно, чтобы начать сопереживать герою, особенно в разрезе романтической составляющей, в которую Элиас явно не вписывается. Он не интересен. Не таинственен. И долгое время никак не развивался. По крайней мере, именно так я думал, посмотрев первую половину сериала. Досмотрев же его до конца, я готов слегка поменять свое мнение. Да, Элиаса вряд ли можно назвать выдающимся персонажем, и изменения его характера порой бывают резкими и необоснованными (я про те моменты, когда ему сносит крышу и он начинает бегать по окрестностям в обличии демона), однако общая идея — постепенное его наделение человеческими качествами благодаря общению с Тисэ — в аниме была продемонстрирована полноценно. Подобное развитие персонажа выглядит и обоснованным, и последовательным, и гармоничным. Пожалуй, если бы в Mahoutsukai no Yome не было бы столь явного акцента на романтические отношения между Элиасом и Тисэ, пускай и исключительно платонические, то как персонаж он бы мне нравился еще больше. Но что имеем, то имеем.
Второстепенные персонажи играют в Mahoutsukai no Yome важную роль, так как большая часть сюжета базируется на общении протагонистов со знакомыми и случайными людьми, а также решении их проблем. Несмотря на то, что сюжет сериала представляет собой последовательную историю, каждое звено которой связано с предыдущим, для внимательного зрителя не составит никакого труда разглядеть границы арок, состоящих из пары серий. В этом плане Mahoutsukai no Yome очень напоминает известное аниме Mushishi, также построенное на фэнтезийной тематике, связанной с духами и японской мифологией, и в котором можно встретить структуру сюжета, основанную на последовательности историй, лишь косвенно касающихся главных героев. Поэтому задача у второстепенных персонажей Mahoutsukai no Yome стояла очень важная, ведь именно от их яркости и разнообразия во многом зависело итоговое впечатление от тайтла. На мой взгляд, они со своими задачами справились, хотя некоторые истории и уступают по проникновенности тому же Mushishi. К тому же, каждый второстепенный персонаж добавлен в аниме не просто так, и служит донесению той или иной мысли. Особенно ценным данный подход кажется в современных реалиях, когда сценаристы буквально обожают заваливать зрителя толпами нераскрывающихся, бесполезных второстепенных героев, от которых рябит в глазах. В общем, персонажи являются одной из сильных сторон Mahoutsukai no Yome, и мне понравились.
Сюжет
Если к логической структуре Mahoutsukai no Yome у меня претензий нет – сюжет развивается последовательно и закономерно, знакомя зрителя с новыми персонажами и раскрывая старых, пускай и без каких-то гениальных ходов – то к смысловой составляющей вопросов пока что много. И в первую очередь это касается романтики, наличия которой в тайтле я обосновать не могу. Я не могу понять, неужели нельзя было обойтись наставническими отношениями между Тисэ и Элиасом? Отношениями доброго учителя и ученицы с непростой судьбой. Неужели кто-то будет сопереживать Элиасу, которого трудно назвать приятным героем, и желать, чтобы в него влюбилась милая Тисэ, которую и без того жизнь изрядно потаскала? Многовековый получеловек/полумонстр/полуфея и пятнадцатилетняя девушка – чем-то сильно неправильным это попахивает, особенно когда феи начинают делать ставки насчет того, сколько детей будет у такого союза. Я понимаю, что сейчас кто-то начнет проводить параллели с историей Красавицы и Чудовища, однако не стоит забывать, что чудовище первоначально было человеком с эмоциями, а Элиас… В общем, обоснования существования романтической линии в тайтле я так и не увидел. И Тисэ, и Элиас вполне могли бы развиваться и без этого.
Пару слов хочу сказать про OVA, которая вышла незадолго до сериала. Пожалуй, это лучшие эпизоды, что были созданы по вселенной Mahoutsukai no Yome. Всего три серии, которые, однако, позволяют не только показать трогательную и красивую историю любви двух людей, но и познакомиться с биографией и предысторией жизни главной героини. Именно OVA позволяет в полной мере прочувствовать все те трудности, через которые пришлось преодолеть Тисэ в детстве, так как в самом аниме это затрагивается лишь косвенно. Хотя временами лично мне казалось, что сценаристы излишне сильно стараются заставить зрителя сопереживать героине, при этом представляя окружающих Тисэ людей какими-то жестокими монстрами – ну не верю я, что столь огромное количество взрослых людей может столь сильно невзлюбить маленькую, спокойную девочку из-за того, что она видит каких-то невидимых зверей и боится их. Это же нелепо! Подобные страхи вызывают желание успокоить ее и поговорить по душам, а не орать и злиться.
Еще пару слов стоит уделить проблематике и философии, которой в Mahoutsukai no Yome заложено предостаточно, чему я был немало удивлен. Всё-таки обычно жанр фэнтези базируется на экшне или комедийно/романтических мотивах, и философию в аниме сего жанра можно увидеть нечасто. Однако в Mahoutsukai no Yome можно встретить очень много любопытных размышлений на тему жизни и смерти, цели в жизни, человеческой жестокости и общения существ разных видов и миров, а также многое, многое другое. И это является одним из главных преимуществ Mahoutsukai no Yome, благодаря чему аниме приобретает необходимую глубину и разносторонность. Романтика – это, конечно, хорошо, но именно философские мотивы в моих глазах сделали Mahoutsukai no Yome аниме, заслуживающим внимания. А в придачу вы получаете немного британского фольклора. Так, к примеру, за пол-серии очень ярко демонстрируется история Силки — помощницы в доме Элиаса, которая на самом деле является банши — в ирландской мифологии это особая разновидность фей, опекающих старинные роды. Про прочих фей, кентавров и волшебников я промолчу — с этой точки зрения посмотреть в Mahoutsukai no Yome действительно есть на что. В конце концов, не столь часто появляется хорошее аниме, затрагивающее столь любопытную сказочную тематику.
Рисовка
Для тех, кто не знает, напомню, что в число наиболее известных работ Wit Studio входят такие тайтлы, как Shingeki no Kyojin, Owari no Seraph и Koutetsujou no Kabaneri. И если в смысловой части вышеперечисленных тайтлов можно найти множество недостатков, то визуальная часть в них традиционно удостаивалась высоких оценок. Так что не удивительно, что и в Mahoutsukai no Yome рисовка находится на высоком уровне, по качеству не отстающем от уровня передовых студий. В Mahoutsukai no Yome не так много динамики, но статика… статика получилась на высоте. Тому поспособствовали как обилие оригинальных ракурсов на крупных планах с достойными фоновыми изображениями, так и приятная цветовая гамма. Единственным недостатком, как я уже сказал, можно выделить разве что небольшое количество анимации, из-за чего картинка выглядит не настолько живой, как бы того хотелось. Фэнтезийный жанр часто подразумевает обилие экшна и всяческих сражений, и в Mahoutsukai no Yome они тоже встречаются, однако желания наблюдать за ними с открытым ртом у меня как-то не возникало.
Музыка
Созданием музыкального сопровождения занимался композитор Януичи Мацумото (Junichi Matsumoto), для которого Mahoutsukai no Yome стало первым опытом работы с аниме. Учитывая вышесказанное, удивительным кажется то, насколько успешным получился результат его работы. Композитор отдал предпочтение именно классическим инструментам, что позволило с легкостью регулировать атмосферу и быстро переключаться с драматичных на комедийные моменты и настроения, коих в тайтле очень много. Инструментальные композиции в случае с фэнтезийным жанром – это беспроигрышный вариант. Помимо отличного фонового сопровождения в Mahoutsukai no Yome есть великолепный опенинг. Опенинг Here в исполнении JUNNA очень легко ворвался в список моих любимых, и заслуга в этом принадлежит комбинации мелодии, которая звучит совсем не так, как рядовой аниме-опенинг, и анимации, позволяющей передать атмосферность тайтла и его проблематику. Лучшего опенинга для Mahoutsukai no Yome придумать было невозможно. Эндинг Wa —cycle- в исполнении Hana Itoki впечатляет меньше, но тоже очень неплох.
Оценки
Персонажи – 8.0. Тисэ – приятный и натуральный персонаж. Элиас оказался более спорным. Достойные, грамотно используемые второстепенные персонажи.
Сюжет – 8.0. Интересные второстепенные сюжетные линии и грамотно развивающаяся основная. Лично мне было интересно смотреть сериал с начала и до самого конца.
Рисовка – 8.5. Очень свежая и красивая картинка с обилием нестандартных ракурсов.
Музыка – 8.5. Пожалуй, лучшее, что есть в Mahoutsukai no Yome. Превосходный опенинг и фоновая музыка.
Заключение
Данное аниме определенно есть за что любить и недолюбливать. Кто-то называет его шедевром, а кто-то не может выдержать просмотра более чем пары серий. И знаете – каждый будет в какой-то мере прав. Я же предпочту не вдаваться в крайности, так как закрытие глаз на преимущества или недостатки не входит в список моих привычек. С одной стороны, Mahoutsukai no Yome мне понравился главной героиней, общим развитием сюжетной линии, а также визуальной и музыкальной составляющими. С другой же стороны, меня совершенно не удовлетворили романтическая часть, главный герой, а также проработка и глубина отдельно взятых серий, которые в том же Mushishi при схожей проблематике по атмосферности, драматичности и проникновенности находятся на несколько уровней выше. Поэтому, на мой взгляд, на данный момент тайтл слегка переоценен, что, впрочем, никак не делает его плохим или заурядным. Это не очередная глупая романтика про страдающих школьников, а полноценное, нестандартное фэнтези, способное пленить своей красотой и заинтересовать необычным антуражем и тематикой. Всем добра, и смотрите только лучшее!
8.0/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru
Update: обзор был обновлен по результатам просмотра всех серий. Оценки практически не поменялись, так как вторая половина тайтла оказалась примерно такой же по насыщенности и качеству, как первая. Разве что история стала более акцентированной на главных героях, но, скажем честно, в Mahoutsukai no Yome они того заслуживают. Посмотрел с удовольствием.