Обзор аниме Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana o Kazarou («Maquia: When the Promised Flower Blooms», «Укрась прощальное утро цветами обещания»)

Макия

Я люблю ходить в кинотеатры. С каждым годом всё больше и больше. Ведь это не только хороший способ поддержать создателей качественных фильмов материально (на некачественные я все же стараюсь не ходить), но и наиболее атмосферная и технологически оснащенная площадка для ознакомления с новыми историями и сюжетами. Ощущения от просмотра фильма в IMAX не сравнимы ни с чем другим. Поэтому, если вдруг я замечаю интересующую меня афишу, то стараюсь смотреть новинку именно в кинотеатре. А с недавних пор, благодаря стараниям отечественных компаний, у любителей аниме в России регулярно начали появляться дополнительные весомые причины отправиться в кинотеатр. В прошлом году на широкие экраны вышла картина Макото Синкая Твоё имя, а в этом году в российских кинотеатрах уже были показаны три фильма, причем самых разных жанров – это и сказка Мэри и ведьмин цветок в духе работ Хаяо Миядзаки, и экшн-комедия Девушки и танки с давно ставшей мемом Катюшей, и, наконец, драматичный фильм, которому я решил посвятить текущий обзор. На этот раз я хочу рассказать вам про фильм, в России распространяемый под длинным названием Укрась прощальное утро цветами обещания («Maquia: When the Promised Flower Blooms», «Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana o Kazarou»).

Макия

Краткие сведения

Укрась прощальное утро цветами обещания – это полнометражный фильм, выпущенный зимой 2018 года студией P.A. Works. Длительность фильма составила почти два часа (1 час 55 минут), в основу сюжета положен оригинальный сценарий. В роли одного из режиссеров (вторым был Тошия Шинохара (Toshiya Shinohara)) и сценаристом выступила очень опытная Мари Окада (Mari Okada), которая собаку съела на жанре драмы, но для которой это первый опыт работы в качестве режиссера. Правами на распространение фильма на территории России обладает компания Capella Film, а дубляжом занималась Реанимедия. В мировом прокате картина появилась 24 февраля 2018 года, в России же на широкие экраны она вышла 19 апреля 2018 года. По сравнению с «Твоим именем», у которого задержка между мировым и российским релизом составила почти год, это очень, очень хороший прогресс.

Барлоу

События Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana o Kazarou разворачиваются в стране, где еще не умерли сказки. История начинается в племени необычных людей с белыми волосами, старение которых останавливается в юношеском возрасте, и живущих по несколько столетий. Девушка Макия (Maquia), как одна из представительниц племени, вела свою спокойную, тихую жизнь, но, будучи сиротой, даже окруженная соплеменниками, она чувствовала себя одиноко. Однако мирная жизнь тихого народа в один миг оказалась разрушена вторгнувшейся армией, желающей заполучить секрет вечной молодости. Прилетев на гигантских драконах, прозванных ренатами, солдаты уничтожают деревню, в то время как Макии каким-то чудом удается сбежать. Совсем одна, она блуждает по лесу, и натыкается на разрушенный лагерь, в глубине которого раздаются детские крики. Не в состоянии бросить младенца, мать которого была убита, Макия берет его с собой, и решает воспитать, как своего. Так начинается нелегкая история бессмертной девушки Макии и её приемного сына, которого она назвала Эриал (Ariel).

Эриал

Персонажи

Я не могу сказать, что главные герои Укрась прощальное утро цветами обещания получились какими-то неожиданно оригинальными или выдающимися. От них этого и не требовалось — если учесть, сколько повседневных, бытовых проблем затрагивается в фильме, протагонисты, непохожие на обычных людей, могли бы лишь навредить простоте восприятия. И от Макии, и от Эриала лишь требовалось получиться натуральными, и уж с этой задачей они справляются в полной мере. Они действительно выглядят, как обычные, но волевые люди со своими слабостями и пороками. Наблюдать за ними интересно, и сопереживать им хочется, даже несмотря на странное, нелогичное поведение Эриала в середине картины, которое также можно списать на подростковый возраст. Структура фильма, по хронометражу охватывающая одну человеческую жизнь, позволяли самым простым и логичным образом продемонстрировать и обосновать развитие персонажей. Хотя бы потому, что все мы с возрастом меняемся – становимся опытнее, умнее (ну, как правило), у нас изменяются характер и мировоззрение.

Станок

Именно поэтому в рамках фильма даже отсутствие четко выраженных причин для тех или иных изменений персонажей не вылилось в проблему, ведь всегда можно сослаться на то, что персонажи меняются в результате взросления. Макия учится быть лучшей матерью, Эриал пытается найти свое место в жизни и способ выполнения своих обещаний, Кулим же наоборот ищет возможность отмотать время вспять. На мой взгляд, столь обширные временные рамки, затронутые в фильме, позволили показать изменения персонажей наиболее гармонично. Сами же второстепенные персонажи находятся на своих местах, и используются для донесения той или иной мысли или проблемы. Лишних персонажей в фильме не существует – вновь помог тот факт, что режиссером и сценаристом был один человек, который мог всё продумать заранее. Даже паренек с бородкой Барлоу (Barlow), появляющийся в фильме всего три раза, вставлен туда не просто так. Лично мне он показался своеобразным наблюдателем, которого пускай и не видно, но который всё время наблюдает за событиями со стороны, находясь где-то поблизости.

Сражение Эриала

Сюжет

Оглядываясь назад, я понимаю, что у студии P.A. Works очень многие известные и успешные работы являются драмами, главными героями в которых были школьники. Это и Angel Beats, и Another, и не так давно вышедшая Charlotte. Ни для кого не секрет, что подобные тайтлы зачастую предназначаются исключительно для более юной аудитории, так как демонстрируемая в них проблематика делается максимально прямолинейной и бесхитростной. Я не говорю, что это плохо – перечисленные тайтлы мне более-менее нравятся. Но взрослых зрителей страданиями незрелых, а порой и истеричных школьников вряд ли заинтересуешь. Так же, как и юных зрителей вряд ли заинтересуешь проблемами взрослых людей. Поэтому перед просмотром фильма у меня были небезосновательные опасения насчет того, какой же получится драма в Укрась прощальное утро цветами обещания, которая нацелена на совершенно иную аудиторию, нежели прочие успешные работы студии. Если ответить на данный вопрос кратко – она получилась удачно.

Рыцарь

В первую очередь хочется отметить отсутствие излишней слезливости. На протяжении всего фильма я не чувствовал столь противного, но знакомого ощущения, что меня насильно пытаются заставить плакать. В Укрась прощальное утро цветами обещания нет ненужных криков, истерик и слез, показываемых крупным планом и проливаемых в максимально назойливой форме. Сильные эмоции персонажей, демонстрируемые на экране, проявляются в меру, и именно тогда, когда это требуется. Не могу сказать, что мне хотелось рыдать – увы, до такой степени рассказываемая история меня не растрогала, однако паре-тройке сцен в фильме таки удалось достучаться до слегка проржавевших струн души, про которые я уже успел подзабыть, и стукнуть по ним парой аккордов. Для такого малосентиментального человека, как я, это дорогого стоит. Так что множественные отзывы, в которых зрители пишут про то, как они проливали за просмотром фильма фонтаны слез, я под сомнение, как часто бывает в таких случаях, не ставлю. Поплакать тут действительно есть над чем.

Пейзаж

Во-вторых, необходимо отметить оригинальность поднимаемой проблематики. Вместо того, чтобы в сотый раз поднимать затертые до дыр вопросы, Мари Окада решила сойти с проторенной дорожки и ушла в куда более малоизвестное и опасное, но оттого не менее актуальное поле философских проблем. Так, центральным вопросом фильма я бы назвал вечный философский вопрос – а стоит ли начинать нечто хорошее, если рано или поздно всё хорошее заканчивается и тем самым приносит нестерпимую боль? Причем в Укрась прощальное утро цветами обещания он рассматривается через призму скоротечности человеческой жизни. Стоит ли встречаться с парнем/девушкой, если есть вероятность болезненного расставания? Стоит ли заводить семью, если за этим может последовать развод? Стоит ли заводить домашнее животное, если оно умрет раньше своих хозяев? В том-то и прелесть этого вопроса, что каждый человек должен сам найти на него ответ. Так же, как находит его и главная героиня Макия, о чем она и объявляет в самом конце фильма.

Нашальникэ

Еще одним краеугольным камнем фильма является родительская любовь во всех ее проявлениях. Через какие бы трудности не проходили матери в фильме, они всё равно любили своих детей. И настоящая мать Эриала, которая до самого последнего момента не разжимала пальцы; и Макия, когда Эриал повзрослел; и Лилия, разлученная с дочерью; и Мидо, вынужденная воспитывать детей в одиночку. Чуть менее явно затрагиваются вопросы одиночества, необходимости вовремя отпустить прошлое и идти вперед, а также необходимость бороться за своё счастье. Если честно, вопросов, поднимаемых в фильме, много, и они разнообразные, но, как мне кажется, им стоило уделить чуть больше времени. Слишком уж сильно в фильме одеяло внимания перетягивает вопрос материнства, который может быть близок далеко не всем зрителям. К тому же, для его раскрытия хватило бы и меньше экранного времени, в то время как вселенной фильма или политической составляющей времени уделено недостаточно. Вероятно, самую малость, но акценты можно было расставить получше. Впрочем, всё это мелочи, никак не умаляющие достоинств истории.

Маскировка

И, наконец, не могу не отметить равномерную по насыщенности и грамотно развивающуюся историю, положенную в основу сюжета. Все-таки тот факт, что сценарист и режиссер является одним и тем же человеком, пошел фильму на пользу. Ведь уже в момент написания сценария Мари Окада могла запланировать то, как именно она хочет продемонстрировать ту или иную мысль или построить ту или иную сцену. И некому было помешать её задумкам. Такой подход несет в себе и определенные риски, однако в данном случае они были оправданными. На протяжении всей своей длины история, демонстрируемая в Укрась прощальное утро цветами обещания, не теряет своих оборотов, и закономерно перетекает из одного состояния в другое, тут и там в нужные моменты подбрасывая кульминации, дающие эмоциональную разрядку, после чего давая зрителям время передохнуть. У меня не было впечатления, что история где-либо пробуксовывала – лично мне было интересно на всей её протяженности. Персонажи развиваются, проблематика постепенно меняет свои акценты, и при этом в аниме имеется определенная доля интриги – предугадать, чем всё закончится, не то, чтобы невозможно, однако достаточно трудно. Да и времени на то, чтобы гадать, при подобной динамичности у зрителя практически не остается. Финал у истории также не подвел – он ставит жирную точку на повествовании, отвечая на большинство поставленных вопросов, при этом оставляя простор для размышлений и фантазий о дальнейшей судьбе героев. Всё, как надо.

Макия печальна

Рисовка

Скажу сразу – в кинотеатре картинка выглядела потрясающе. Все-таки ощущения от просмотра аниме на экране своего компьютера и на экране кинотеатра могут быть совершенно разными. Роскошные панорамы, демонстрирующие окрестности. Плавная анимация персонажей. Очень приятная глазу цветовая гамма. Проработанные крупные планы и детальные фоновые изображения. В качестве единственного заметного недостатка я бы выделил дизайн персонажей. Да, они довольно легко запоминаются, однако оригинальным его назвать трудно. Да и детализация лиц персонажей, и игра светотени могли бы быть поглубже – в конце концов, это не сериал, где подобные упрощения могли бы быть простительными. Даже по скриншотам кое-где видно, что лица персонажей максимально просты, и им не помешала бы дополнительная обработка. Но общее качество работы художников студии P.A. Works смогло превзойти любые мои ожидания – они даже смогли обойтись без вырвиглазных причесок у главных героев! Визуальная часть Укрась прощальное утро цветами обещания полностью справляется со своим предназначением, хотя местами могла бы быть и получше.

Клим

Музыка

Пожалуй, именно к саундтреку я мог бы привести наиболее серьезные претензии. И дело даже не в том, что он плохой – нет, разумеется, это не так. Просто современные стандарты для музыкальной составляющей аниме-тайтлов, а в особенности полнометражных фильмов, достигли очень высоких рубежей. Поэтому, увидев в Укрась прощальное утро цветами обещания сцены, в которых определенно напрашивалась хотя бы какая-то фоновая музыка, а пришлось слушать тишину, я был слегка разочарован. В качестве композитора выступил Кэндзи Каваи (Kenji Kawai), который уже успел приложить руку ко многим известным проектам. Однако данный фильм к числу самых успешных его работ я бы не отнес. Впрочем, та музыка, которая все-таки фигурирует в фильме, удалась на славу – лиричные симфонические мелодии с легкостью воссоздают атмосферу сказочной страны и передают переживания персонажей. Кроме того, была проделана колоссальная работа со звуком — атмосферность и уровень погруженности в кинотеатре буквально зашкаливали. Это, кстати, одна из причин, почему на Укрась прощальное утро цветами обещания все же лучше идти в кинотеатр. К дубляжу лично у меня также серьезных претензий нет – Реанимедия в этом плане редко подводит. Голоса подобраны близкими к оригиналу и подходят характерам персонажей. А эндинг Viator в исполнении rionos подводит красивую черту под повествованием, оставляя последний след в эмоциональной нагрузке фильма. Он очень красив.

Взрослая Макия

Оценки


Персонажи – 8.0. Приятная, ненавязчивая главная героиня. Обилие развивающихся, нестандартных второстепенных героев, четко играющих свою роль.

Сюжет – 8.0. Каких-либо серьезных проблем в сценарии мною замечено не было. История развивается плавно и закономерно, с нужной степенью интриги.

Рисовка – 8.0. Отличная работа художников студии P.A.Works. Панорамы получились просто завораживающими. Из недостатков можно выделить дизайн персонажей.

Музыка – 7.0. Пожалуй, единственное, к чему я могу придраться – лично мне фоновой музыки показалось недостаточно.

Драма – 8.5. Достойная драматическая часть, которая не сводится к банальной романтике, а рассматривает другие стороны человеческих отношений.


Вечерная встреча

Заключение

На мой взгляд, это успех. Укрась прощальное утро цветами обещания – это по-настоящему красивая, нетипичная и трогательная история, за просмотром которой ты забываешь про течение времени. А еще она заставляет задуматься. Да, как и любая драма, Укрась прощальное утро цветами обещания сможет достучаться не до всех зрителей, но от него этого и не требовалось – в конце концов, фильм рассчитан на более-менее зрелую аудиторию, которой близка поднимаемая проблематика и которая в состоянии немного поразмышлять. Так что, дамы и господа, если у вас появится такая возможность – поддержите проект. Сходите на него в кино. Расскажите знакомым. Необходимо поддерживать популяризацию аниме в России, особенно когда это происходит при помощи столь качественных и нешаблонных фильмов, как Укрась прощальное утро цветами обещания. И, быть может, когда-нибудь российские кинотеатры перестанут бояться пускать аниме в прокат, а люди, далекие от мира японской анимации, перестанут думать про него, как про «китайские мультики про девочек с большими глазами и грудью», среди которых смотрибельны только работы Миядзаки. Глупые стереотипы необходимо разрушать. И мне кажется, что на данный момент развитие идет в правильном направлении.

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Кстати, вот вам любопытное интервью с главой компании Capella Film, благодаря стараниям которой «Укрась прощальное утро цветами обещания» и «Девушки и танки» попали в российский прокат.

Обзор аниме Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana o Kazarou («Maquia: When the Promised Flower Blooms», «Укрась прощальное утро цветами обещания») was last modified: 8 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.