Обзор аниме Sakasama no Patema («Патэма Наоборот», «Patema Inverted»)

Притяжение

Полнометражные японские аниме-фильмы – это существо таинственное и загадочное. С одной стороны, они традиционно приносят своим создателям неплохую прибыль и почти всегда окупаются в прокате. С другой же стороны, за пределами Японии они очень часто не получают внимания вовсе. Виной тому в первую очередь является отсутствие рекламы и нежелание локализаторов покупать права на тот или иной тайтл, потому что в отечественном прокате японские картины редко удостаиваются внимания публики (если это не фильмы студии Ghibli). Потому очень многие полнометражные аниме-фильмы не получают заслуженного внимания среди многочисленных фанатов аниме. На этот раз я как раз решил рассказать про один из них. Это будет обзор на фильм с говорящим названием Sakasama no Patema («Патэма Наоборот», «Patema Inverted»).

Patema

Краткие сведения

Sakasama no Patema – полнометражный фильм длительностью почти в сто минут, выпущенный студиями Studio Rikka и Purple Cow Studio Japan в 2013 году. В основу лег оригинальный сценарий, написанный Ясухиро Йошиура (Yasuhiro Yoshiura), который, помимо прочего, выступил в роли режиссера.

Действия тайтла разворачиваются на Земле в обозримом будущем. Несколько веков назад лучшие людские умы решили синтезировать и использовать один из самых мощных источников энергии — антиматерию, однако в результате катастрофы все несчастное население Земли было отправлено в полет. Проще говоря, притяжение поменялось на отталкивание, и люди и здания улетели в бескрайние просторы космоса. На Земле же остались лишь немногие выжившие, у кого поменялось притяжение – их прозвали «перевертышами», и ученые, на которых смена гравитации не подействовала. В итоге перевертыши отправились жить под поверхность Земли, дабы не улететь в небеса, а немногие потомки ученых остались жить на поверхности, образовав государство Айга. В конце концов хорошие отношения между людьми на поверхности и под землей свелись на нет, и жители подземелья в Айге были прозваны грешниками, существование которых необходимо прекратить, ведь их уносит в небеса за тяжкие проступки. События тайтла начинаются, когда девушка-перевертыш Патэма уходит из подземного жилища и оказывается на поверхности, где знакомится с парнем Эйджи. Так началась история знакомства двух миров…

В поисках неизведанного

Персонажи

Знаете, в данном случае я не хочу подробно описывать персонажей, ибо не в них заключается основная ценность Sakasama no Patema. Если говорить кратко – они получились неплохими. Главные герои – Патэма и Эйджи, составили динамичный тандем протагонистов, в котором Патэма представляет собой яркий, энергичный двигатель, а Эйджи – обычного парня, оказавшегося на распутье между собственными чувствами и общественным мнением. В рамках полнометражного фильма на развитие персонажей было выделено не так много времени, и поэтому встреча Патэмы и Эйджи и развитие их отношений показались мне слегка форсированными, однако не настолько, чтобы это могло существенным образом повлиять на впечатление от просмотра. Могло быть лучше? Да. Плохо ли получилось? Нет. Патэма оказалась более-менее качественным и привлекательным персонажем, а вот Эйджи мог бы быть оригинальнее – слишком уж его образ отдает стандартным ОЯШем. Как бы то ни было, вместе они отлично демонстрируют идею дружбы и доверия между двумя разными видами/обществами, так что со своими задачами они справляются.

Возвращение домой

Еще одного абзаца заслуживает главный антагонист – Изамура (Izamura). Не знаю, как вам, а мне он показался излишне прямолинейным. Злодеи, которые строят страшные рожи и произносят фанатичные вещи – это наиболее предсказуемый и банальный тип злодеев, который был актуальным в пятидесятых годах двадцатого века, когда в моде были дешевые ужастики. В словах и идеях Изамуры имеется смысл – он всего лишь старается уберечь свой народ от возможных опасностей, окружающих его повсюду, и потому навязывает строгие правила. Но, с другой стороны, мне совсем непонятно, зачем всё это надо было столь настойчиво пихать зрителю в лицо? Почему нельзя было продемонстрировать характер и стремления Изамуры более изящно, пусть даже и потратив на это десять лишних минут? Почему нельзя было показать быт и повседневную жизнь народа Айги и влияние Изамуры на них – будь то позитивное или негативное? Это позволило бы сделать главного антагониста более противоречивым и интересным персонажем, а не простым эгоистичным безумцем с властью и влиянием. Слишком уж банально и скучно. Про второстепенных героев говорить, в принципе, нечего – никаких выдающихся типажей я не заметил, однако и общей картины они не портят.

Встреча

Сюжет

Итак, а теперь пришла пора перейти к самому интересному – к смысловой части фильма. Именно попытки самостоятельно разобраться во всех загадках и хитросплетениях сюжета и были самым ярким впечатлением от просмотра Sakasama no Patema. А ведь различных неожиданных сюжетных ходов в фильме есть вагон и маленькая тележка. Скажу сразу: я не буду приводить максимально подробные объяснения, так как за меня это уже сделали более терпеливые и умные люди. Я же расскажу про мир Патемы лишь в общих чертах, без излишних деталей. Если вы хотите прочитать самое доскональное описание, то воспользуйтесь ссылкой на вики – там можно найти много интересного. Однако заранее предупреждаю: во-первых, прочитав следующий абзац не попытавшись разобраться самостоятельно, вы лишите себя существенной доли впечатлений от фильма и удовольствия от размышлений после и во время просмотра. Во-вторых, объяснения будут содержать спойлеры, ибо без них в данной ситуации обойтись невозможно. Так что если вы еще не смотрели тайтл, то лучше не раскрывайте и не читайте следующий текст.

Объяснения мира Патэмы

Итак, в результате катастрофы, связанной, скорее всего, с гигантским адронным коллайдером для получения антиматерии – ценнейшего источника энергии — у большинства объектов, расположенных на Земле, поменялась гравитация, и теперь то, что притягивалось к поверхности, начало отталкиваться. Избежать пагубного воздействия удалось лишь немногим людям (в основном – ученым, виновным в неудачном эксперименте с гравитацией) и предметам. Все же остальные весело улетели в открытый космос, где и погибли. В результате живыми остались лишь ученые с нормальной гравитацией и немногие «перевертыши», т.е. люди с измененной гравитацией, которые по различным причинам не улетели с поверхности планеты. Однако перевертыши все равно не смогли находиться на Земле, ведь в таком случае им грозила постоянная опасность улететь ввысь. В результате учеными было принято решение переместиться под землю, в пространство между ядром земли, где, судя по фильму, расположен адронный коллайдер, и земной корой. В итоге перевертыши стали опираться на земную кору изнутри, в то время как ученые могли бы остаться снаружи, однако не захотели кидать жертв своих экспериментов, и также переместились под землю, чтобы помогать им.

В итоге обоюдными усилиями ученых и перевертышей они смогли наладить инфраструктуру под землей. Огни на адронном коллайдере послужили ночным небом со звездами. Кроме того, пар, выбрасываемый перегреваемым коллайдером, послужил неплохой атмосферой с облаками. Так зародилась Айга. И жили ученые и перевертыши в мире и согласии, пока со временем не перестали взаимодействовать друг с другом, и, в конце концов, вообще стали предоставлять опасность друг для друга. Перевертыши забыли, что на самом деле это они висят головой к центру земли, и создали набор глупых мифов, согласно которому именно потомки ученых, спустившихся под землю, являются перевертышами, которых унесло к небу за их грехи. И вот тут начинаются события тайтла, где Панэма встречается с Эйджи. Все уже забыли про прошлое. В итоге в середине сериала Панэма и Эйджи улетают к центру земли, где находится коллайдер, а затем спускаются вниз на левитирующей машине. А в самом конце они проваливаются сквозь старую заглушку в земле, сквозь которую люди давным давно попали под землю, и выбираются на реальную поверхность, где видны заброшенные здания и Луна с обломками улетевшего в космос мусора (и, вероятно, миллиардами трупов). Так раскрывается истина о том, что жители Айги на самом деле и есть перевертыши, а Патэма и ее народ – это потомки ученых, избежавших воздействия изменненной гравитации. Кроме того, ближе к концу показывают письмо, согласно которому некоторые люди, улетевшие в космос, таки выжили, и что они пытаются связаться с жителями планеты, ушедшими под землю. Так что при желании можно пофантазировать и попробовать предугадать дальнейшее развитие событий…

Думаю, такой информации должно хватить для понимания большинства моментов тайтла. Повторюсь, я старался быть лаконичным, и попытался объяснить то, как я понял аниме, своими словами. Если вам все равно что-то непонятно, то лучше пройдите по ссылке на вики, приведенной выше.

Злой Эйджи

Мне очень понравилось то, как последовательно и своевременно сценарий подбрасывает зрителю свежую пищу для размышлений. Вы только-только успели построить первую неустойчивую теорию, как она в пух и прах разваливается демонстрацией нового важного факта или события. Вы только-только всё осмыслили, как герои вновь сталкиваются с чем-то необычным и заранее неизвестным. По сути, вы исследуете мир Sakasama no Patema параллельно с персонажами, ведь они действительно знают про него не больше вашего, и их мировоззрение рушится одновременно с вашим. И, также как и им, вам приходится анализировать события налету. Никто не будет преподносить объяснения на тарелочке с голубой каемочкой, разжевывая происходящее на экране действо, как это часто делают в других тайтлах. И в этом заключается одна из главных прелестей Sakasama no Patema – оно заставляет зрителя думать. И ведь вселенная тайтла действительно заслуживает этого – она проработанная, сложная и обоснованная с точки зрения физики и науки. Разумеется, при желании тут есть к чему придраться, но сама по себе идея Sakasama no Patema не выглядит бредовой – и на том спасибо. Как по мне, так в Sakasama no Patema мы видим великолепный пример динамичного, захватывающего и постоянно развивающегося сюжета, над которым очень интересно размышлять и который умеет преподносить сюрпризы. Да и финал у истории получился что надо.

Идиллия

Однако, в то же время, в одной из важнейших составляющих сюжета кроется и самая слабая часть тайтла — завязка. Как по мне, так она врядли способна привлечь внимание зрителя. Да, сама по себе идея встречи двух противоположных друг другу миров (не только физически, но и духовно) очень даже интересна, и раскрывать ее можно с множество различных ракурсов. Недаром схожие сценарии встречаются и в литературе, и в кинематографе – сразу в голову приходит не так давно вышедшие «Параллельные миры» с Кирстен Данст на главных ролях, который, на самом деле, получился так себе. В Sakasama no Patema идея раскрывается намного лучше, однако лично мне не хватило демонстрации контраста жизни двух разных миров. Не хватило какого-то ярковыраженного конфликта, кроме как «Они грешники, надо их истребить». Не хватило демонстрации мотивов главного злодея и его влияния на общество Айги. Не хватило бытия жителей Айги, кроме как зомбированных покатушек на ленте в школу. Да, всё это дает представление о вселенной тайтла, но, на мой взгляд, в начале фильма все это можно было показать несколько ярче, больше и глубже, чтобы зритель мог должным образом проникнуться миром Sakasama no Patema и начать сопереживать героям. В конце концов, хронометраж фильма вполне себе позволял вставить дополнительные десять-двадцать минут, благодаря которым первая часть тайтла могла бы преобразиться и оказала бы на зрителя гораздо более сильный эффект.

Изамура (Izamura)

Разумеется, нельзя не отметить, сколько различных идей так или иначе было затронуто: начиная с глобальных, и заканчивая совсем незначительными. Так, в Sakasama no Patema превосходно показано, насколько пагубным может быть влияние религии и тоталитаризма на жизнь общества при злоупотреблении и фанатичном использовании их людьми, которые видят лишь одну сторону жизни и категорически отказываются взглянуть на нее с другого ракурса. Даже несмотря на некую нелепость и различные преувеличения вроде запрета на взгляды в небеса, вряд ли кто-то будет отрицать, что существование показанного в тайтле строгого, недружелюбного и основанного на всевозможных запретах и правилах общества вполне возможно, чему существуют множественные примеры в многовековой истории человечества. Угнетенные школьники, каждое утро по звуку сирены отправляющиеся по конвейеру к школе, где им промывают мозги; свод жестких, ничем не обусловненных устоев, нарушителей которых ждут штрафы и наказания; и верховный фанатик, держащий в узде свою паству и карающий «еретиков», перечущих ему. Все во благо самих же людей – да вот только их самих забыли спросить. Самая натуральная антиутопия, продемонстрированная в рамках всего одного фильма, но которая может навести на многочасовые размышления. И это здорово. Думаю, за одно лишь это следует дать Sakasama no Patema хотя бы шанс.

Патэма радуется

Рисовка

Думаю, многим из вас известно, что качество визуальной составляющей в полнометражных аниме-фильмах, как правило, оказывается на несколько уровней выше по сравнением с аниме-сериалами. Причин тому можно найти несколько, но самыми главными являются сокращенный хронометраж и больший бюджет, что позволяет подойти к прорисовке каждого отдельного изображения с удвоенным вниманием. И именно поэтому я все больше предпочитаю смотреть полнометражные фильмы, нежели сериалы. Хочется напомнить, что произодством тайтла занимались далеко не самые известные и процветающие студии. Поэтому ожидать чего-то выдающегося от них не было смысла. Однако Studio Rikka и Purple Cow Studio Japan таки смогли добиться качества изображения, которое бы не сильно отставало от современных стандартов, а в чем-то их и превосходило. Так, мне безумно понравилась проработка фоновых изображений, которая по детализации некоторых кадров могла бы посоперничать и с работами передовых художников. Еще одной сильной стороной я бы назвал анимацию, которая успешно справилась с безумно трудной задачей передачи силы тяжести и гравитации при помощи изображения, в особенности – действующих в обе стороны. С другой же стороны, проработка лиц персонажей, их мимики и теней на лицах мне показались слишком простыми – возникло ощущение, что на этих составляющих графики решили сэкономить. И пускай это не сильно портит впечатление от просмотра, однако все же бросается в глаза.

С ног на голову

Музыка

Написанием музыки для фильма занималась очень опытная Мичиру Ошима (Michiru Oshima), ранее приложившая руки к созданию саундтрека для Fullmetal Alchemist. Нельзя сказать, что саундтрек в  Sakasama no Patema получился выдающимся, однако пара-тройка мощных композиций, от которых по телу идут мурашки, в нем услышать можно. С созданием необходимой атмосферы музыка справляется, чему способствует комбинация лиричных фортепианных композиций и напряженной электронной музыки. Жаль лишь, что саундтрек длится около сорока минут, что для полутарочасового фильма мне кажется маловато, и некоторые композиции приходится слушать по нескольку раз. Помимо прочего, хочется отметить великолепный эндинг Patema Inverse в исполнении Estelle Michaeu, который мало того, что очень красив и мелодичен, так еще и исполнен на языке эсперанто. Если вы не знаете, что это такое – прочитайте статью на вики, узнаете много интересного.

Удивление Патэмы

Оценки


Персонажи – 7.0. Приятные главные герои, практически полное отсутствие ярких второстепенных. Противоречивый антагонист.

Сюжет – 8.5. Динамичный сюжет с множеством неожиданных поворотов и отличным финалом. Единственным слабым местом я бы назвал сокращенную завязку.

Рисовка – 8.0. Отличная проработка фоновых изображений и анимации, но простоватый дизайн персонажей и работа с тенью.

Музыка – 8.0. Качественный, разнообразный и атмосферный саундтрек с потрясающим эндингом. Минусом можно назвать короткую общую длительность саундтрека.


Эйджи

Заключение

Sakasama no Patema – это хорошее, нестандартное, и очень недооцененное произведение, которое многие фанаты аниме могли по тем или иным причинам пропустить. Релизам полнометражных фильмов за рубежом Японии традиционно уделяется меньше внимания, чем сериалам, так что оно и не удивительно. Поэтому я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с данным произведением, если вы его еще не смотрели. Да, оно не идеальное. Однако мало где еще вы сможете встретить столь короткое, лаконичное, но завершенное и логичное произведение со столь глубокой поднимаемой проблематикой и настолько проработанной оригинальной вселенной, в которой даже, казалось бы, бредовые факты на основании мелких деталей получают свое обоснование. Видно, что создатели и сценаристы подошли к своему детищу очень бережно, и постарались отшлифовать его до блеска. И, на мой взгляд, им это практически удалось. Это были сто минут, о которых я уж точно не пожалею. Всем добра, и смотрите только лучшее!

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Sakasama no Patema («Патэма Наоборот», «Patema Inverted») was last modified: 8 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.