Итак, перед вами мой пятидесятый обзор. Не думал, что доживу до этой цифры. Честно скажу, когда начинал писать обзоры, то ожидал, что заброшу где-то на первом десятке. Но время шло, а желание писать обзоры не пропадало. И надеюсь, что нескоро пропадет. По такому торжественному случаю я решил выбрать особое аниме. Я всерьез считаю его лучшим аниме, что когда-либо появлялось на свет, и в текущем обзоре я попробую в полной мере обосновать свою точку зрения. Аниме завоевало армию поклонников по всему миру, и это определенно не случайность. Его можно рекомендовать к просмотру абсолютно всем: как опытным любителям аниме, так и людям, не смотревшим аниме вовсе. Конечно, я говорю про Fullmetal Alchemist: Brotherhood («Цельнометаллический Алхимик: Братство», «Стальной Алхимик [TV-2]»).
Краткие сведения (на этот раз совсем не краткие)
Начну, пожалуй, с хронологии выхода произведений по вселенной Стального алхимика, так как этот момент может вызывать путаницу. Если вам интересно узнать всё в мельчайших подробностях, то можете почитать огромную статью на Википедии. Я же затрону самые интересные и важные моменты:
1). Началось всё с манги за авторством Хирому Аракавы. Первый том манги был издан в 2001 году в журнале Shonen Gangan, принадлежащем известной компании Square Enix (которая, к примеру, выпустила серию игр Final Fantasy). Манга выходила ежемесячно на протяжении почти десяти(!) лет, последний том появился в июне 2010 года. Всего было выпущено 27 томов. Первое время манга продавалась не самым лучшим образом, поэтому было принято решение выпустить аниме по мотивам манги, что обычно помогает увеличить продажи.
Сюжет манги (как и аниме) повествует нам про братьев Элриков — Альфонса и Эдварда. Действия разворачиваются в вымышленной стране под названием Аместрис, в которой алхимия является вполне реальной наукой, повсеместно используемой умелыми волшебниками. Однако большая сила легко может привести к серьезным последствиям. Братья Элрики нарушили главный запрет алхимии: они попытались воскресить свою умершую мать. В результате неудавшегося опыта Альфонс потерял всё тело, а Эдвард потерял одну ногу. Пожертвовав своей правой рукой, Эдвард смог прикрепить душу брата к огромным металлическим доспехам. С тех пор главной целью братьев стали поиски философского камня, который, согласно легендам, обладает невероятной магической силой, достаточной, чтобы вернуть потерянные конечности Эдварда и тело Альфонса. Для достижения своей цели братья вступают в ряды государственных алхимиков.
2). В октябре 2003 года началась трансляция аниме Fullmetal Alchemist. Выпуском аниме занималась студия Bones. Аниме состоит из 51 серии, из-за чего оно транслировалось на протяжении целого года, последняя серия была показана в октябре 2004 года. Особенностью аниме является то, что лишь первая его половина соответствует сюжету манги. Это объясняется в первую очередь желанием Хирому Аракавы: она позволила сценаристам аниме работать над сюжетом независимо от неё, и даже попросила их придумать для аниме другую концовку, не соответствующую манге. Экранизацией Аракава осталась довольна. Помимо концовки есть и другие, мелкие отличия аниме от манги, но зацикливаться на них я не буду. Fullmetal Alchemist не раз признавался чрезвычайно успешным аниме множеством авторитетных изданий. Желаемый эффект был достигнут сполна, ведь продажи манги увеличились в десятки раз. По данным на 2013 год, по всему миру было продано 61 миллион томов манги. Безумная цифра.
3). В 2004 году по мотивам Стального алхимика начало публиковаться ранобэ, сюжет которого является ответвлением от сюжета манги. Главными героями остаются братья Элрики, которые отправляются на поиски философского камня. Всего выпущено 10 томов ранобэ, последний из которых был издан в 2010 году. Некоторые главы ранобэ были экранизированы в аниме.
4). В 2005 году студией Bones был создан полнометражный анимационный фильм «Fullmetal Alchemist: Conqueror of Shamballa», являющийся прямым продолжением событий аниме-сериала. Автором оригинального сюжета выступила всё та же Хирому Аракава (удивительный всё-таки человек). Действия фильма разворачиваются в нашем мире в послевоенной Германии. Большинство персонажей сериала фигурируют в фильме, плюс появляется пара-тройка новых.
5). Наконец мы подобрались к цели моего обзора. В 2009 году студией Bones была предпринята попытка повторной экранизации манги, и на свет появилось аниме Fullmetal Alchemist: Brotherhood. Оно транслировалось с апреля 2009 года по июль 2010 года, и состоит из 64(!) серий. Главным отличием от первой экранизации является то, что новое аниме почти во всём следует сюжету манги. Поступки героев отличаются от экранизации 2003 года, также отличается большая часть сюжетной линии, и, что самое главное, концовка. Если Fullmetal Alchemist частенько критиковали за скомканный финал, то концовку Fullmetal Alchemist: Brotherhood почти единогласно называют идеальной. И, конечно же, в экранизации 2009 года фигурирует множество новых героев, не показанных при первой экранизации. Аниме вышло чрезвычайно успешным, и в очередной раз позволило увеличить продажи манги.
6). Помимо прочего, по мотивам вселенной Стального алхимика было выпущено огромное количество компьютерных и консольных игр, большинство из которых являются представителями жанра RPG (Role-playing game) или файтингов. Не удивительно, ведь эти жанры в Японии пользуются наибольшей популярностью, а студии, выпускающие игры (в том числе и Square Enix), ориентировались в основном на японскую аудиторию.
Автор манги заслуживает отдельного упоминания, ведь человек это и впрямь необычный. Хирому Аракава — мангака, настоящее имя которой Хироми Аракава. Это женщина, взявшая для рисования манги мужской псевдоним, что является вполне распространенной практикой. Родилась в деревенской местности, и воспитывалась вместе с пятью сестрами. Именно благодаря этому в Стальном алхимике присутствует так много сельских сцен, и так много внимания уделяется важности семьи и уходу за сиротами. Хирому начала создавать Стального алхимика в возрасте 28 лет. Несмотря на достаточно юный возраст, она взялась за работу со всей возможной серьезностью. Перед началом работы над мангой Хирому ознакомилась со средневековыми алхимическими трактатами, пообщалась с беженцами, ветеранами войн и якудзами, а также просмотрела множество документальных фильмов на всевозможные тематики. Благодаря этому ей удалось очень достоверно отобразить множество глобальных проблем, таких как геноцид, диктатура, жестокость и бесполезность любых войн. В общем, подготовительную работу мангака проделала огромную.
На этом предлагаю завершить введение во вселенную Стального алхимика. Пора переходить к самому обзору.
Персонажи
С первых же минут перед вами раскрывается сокровищница, сверкающая всеми цветами радуги. Такого количества качественных, разнообразных и грамотно раскрытых персонажей я не видел еще нигде, и вряд ли вскоре увижу. Больше всего меня поразил даже не тот факт, что персонажей по-настоящему много. Этим сегодня трудно кого-либо удивить, особенно после просмотра Наруто и Bleach. Поразительнее всего то, что в Стальном алхимике нет ни одного проходного персонажа. Даже второстепенные, даже любой третьестепенный герой несет в себе частичку смысла, который хотела донести до нас Хирому Аракава. И это действительно круто.
Трудно выделить кого-то конкретно, так как каждый персонаж заслуживает особого упоминания, но в таком случае обзор увеличится в объеме в десятки раз. Поэтому пробежимся только по самым главным.
В первую очередь, это, конечно, братья Элрики. В аниме грамотно выдержан баланс экранного времени: с одной стороны, они действительно выступают в роли главных героев, им уделяют много времени и их характеры постепенно раскрываются, а с другой — в нужные моменты акцент с братьев Элриков переносится на других, менее важных персонажей. За счет этого достигается эффект полноценного раскрытия главных героев при отсутствии перенасыщения. Они просто не успевают надоесть. Если говорить про Эдварда Элрика, то его характер позволил вставить в аниме большое количество забавных ситуаций. Альфонсу внимания уделяется чуть меньше, но именно его характер добавляет в аниме разнообразие благодаря противопоставлению характеру Эдварда.
Главной героиней является Уинри Рокбэлл (Winry Rockbell). Подруга детства братьев Элриков, они воспитывались вместе. После неудачной попытки человеческого преобразования бабушка Рокбэлл взяла братьев Элриков к себе на попечение. Увидев, что Эдвард лишился руки и ноги, Уинри усиленно начала учиться мастерству создания автоброни — функциональных протезов, которые вполне могу заменить потерянные конечности. Она отдает своему любимому делу всю душу, и в результате достигает вершин мастерства. Очень располагающий к себе персонаж: справедливая, добрая, и красивая девушка, сочетающая в себе целый ряд других положительных качеств.
Второстепенные персонажи ничем не уступают в своей продуманности главным героям. Более того, некоторые второстепенные персонажи играют чуть ли не большую роль в развитии сюжета, чем братья Элрики. Навскидку могу назвать парочку Роя Мустанга (Roy Mustang) и его помощницы Ризы Хоукай (Riza Hawkeye), или мстящего алхимикам крутого мулата по прозвищу Шрам (Scar). По мнению многих фанатов, Риза Хоукай является лучшим женским персонажем серии, что и не удивительно. Не проникнуться к ней симпатией просто невозможно.
Конечно же, нельзя не отметить отличных, оригинальных злодеев, которых Стальном алхимике прозвали «гомункулами«. Любят же японцы использовать в своих произведениях, в том числе и в аниме, историю про Семь Смертных Грехов: Чревоугодие (Gluttony), Гнев (Wrath), Гордыню (Pride), Лень (Sloth), Похоть (Lust), Алчность (Greed), Зависть (Envy). В случае со Стальным алхимиком, подобная концепция злодеев очень гармонично вписалась в основную сюжетную линию, сценаристы даже историю появления гомункулов придумали правдоподобную и интересную. Кроме того, далеко не все злодеи представляют в аниме однозначное и бесповоротное зло. Порой главные герои по тем или иным причинам объединяются с гомункулами, тем самым еще сильнее оживляя и без того бодрое повествование.
Сюжет
До просмотра Fullmetal Alchemist: Brotherhood я был уверен в том, что невозможно создать насыщенное, интересное аниме, состоящее более чем из 20-30 эпизодов. После просмотра таких долгостроев, как Наруто и Bleach, моя уверенность в правильности предыдущего высказывания лишь укрепилась. Однако Стальной алхимик на своём примере доказывает обратное: среди 64 серий вы не найдете ни одной проходной, ни одной затянутой или скучной. Самое главное, что аниме цепляет с первых же минут, поэтому вам не придется терпеть несколько часов развития сюжета до начала интересных событий. В первую очередь, это заслуга манги — сценарий для аниме она предоставила исключительный, бери да снимай. И надо отдать должное сценаристам: качественный материал они не испортили, и даже по-своему приукрасили, а это дорогого стоит с учетом современных реалий, когда студии раз за разом портят перспективные сценарии своей бездарной реализацией.
Сюжет сделан максимально сбалансировано: смешные моменты чередуются с драматичными, поднимаемые проблемы преподносятся таким образом, чтобы заставить зрителя задуматься над ними, но при этом не задавить их масштабом. А масштаб у них и впрямь огромен: начиная с вопросов геноцида, и заканчивая бессмертием и бесполезностью любых войн. Чего уж и говорить про проблемы меньшего масштаба, такие как коррупция чиновников или голод среди бедного населения, коих в каждой серии скрыто навалом. Fullmetal Alchemist: Brotherhood предназначен не только для развлечения или выдавливания слез, но и для того, чтобы зритель подумал своей ленивой головой о проблемах, про которые обычно боятся упоминать.
Рисовка
Даже в Стальном алхимике версии 2003 года рисовка находилась на достаточно высоком уровне, что уж и говорить про версию 2009 года. В Fullmetal Alchemist: Brotherhood качество изображения не вызывает никаких нареканий: все, что возможно было улучшить — художники улучшили, при этом не утратив стиль, использованный в манге. Дизайн персонажей вызывает особое восхищение: каждый персонаж выглядит оригинально, и легко отличим от любого другого. Одежда и лица нарисованы с большим вниманием к мелким деталям. Анимация боев сделана тщательно и динамично.
Музыка
Музыка безусловно шикарна. В первую очередь это видно по опенингам и эндингам. Каждый отдельно взятый опенинг и эндинг — это маленький шедевр с прекрасной синхронизацией мелодии и картинки. Фоновая музыка им ничем не уступает, и усиливает общий эффект от и без того сильного сюжета. Более двух с половиной часов симфонической, гитарной, фортепианной и скрипичной музыки — это настоящий подарок для любых, даже самых привередливых ушей.
Недостатки
При всем желании найти существенные недостатки у Fullmetal Alchemist: Brotherhood будет сложно. Да, кому-то могут не понравиться какие-то конкретные серии, кто-то пожалуется на большое количество юмора, которое превалирует над количеством драматичных и серьезных моментов, но все эти замечания являются ничем иным, как придирками. К тому же, в отношении юмора аниме целиком и полностью руководствуется мангой, ведь по задумке Хирому Аракавы её манга в первую очередь должна развлекать людей, и уже во вторую — заставлять читателя задуматься над поднимаемыми проблемами. Поэтому, на мой взгляд, не будет ошибкой назвать Fullmetal Alchemist: Brotherhood аниме, лишенным каких-либо недостатков.
Оценки
Персонажи — 10.0. Такое количество прекрасно прописанных, глубоких и нестандартных персонажей вы встретите очень, очень нечасто. Шикарные второстепенные персонажи, в особенности — злодеи.
Сюжет — 10.0. Манга в основе аниме лежит исключительная, и сценаристы сумели использовать данный им материал в полной мере.
Рисовка — 10.0. Прошло уже семь лет, но рисовка совершенно не устарела, и до сих пор радует глаз яркими фонами, красивыми персонажами и анимацией боевых сцен.
Музыка — 10.0. Для описания саундтрека у меня уже закончились эпитеты. Вам просто нужно его услышать, тогда любые вопросы отпадут сами собой.
Проблематика — 10.0. Я еще ни разу не встречал аниме, которое хотя бы приблизилось в этом отношении к Fullmetal Alchemist: Brotherhood. Аниме поднимает просто огромное количество актуальных проблем человеческого общества.
Юмор — 10.0. Ненавязчивый, но по-настоящему смешной. И абсолютно не пошлый. Именно то, что нужно для разбавления серьезной атмосферы.
Заключение
Это один из уникальных случаев, когда бывает очень трудно выделить какие-то конкретные плюсы у обозреваемого аниме. Fullmetal Alchemist: Brotherhood настолько хорошо сбалансирован, что каждый из его компонентов впору называть эталонным. Невероятно глубокий сюжет, огромное количество прекрасно прописанных персонажей, отличная рисовка и шикарное музыкальное сопровождение — все это, складываясь в единое целое, создает воистину неповторимый шедевр. А когда видишь, что этот шедевр еще и длится шестьдесят четыре серии, то начинаешь осознавать, насколько титанический труд был проделан десятками, а то и сотнями людей, чтобы мы смогли насладиться результатом их работы. Именно поэтому я сильно сомневаюсь, что в скором времени появится нечто, что сможет хотя бы приблизиться к величию Fullmetal Alchemist: Brotherhood, уж не говоря про то, чтобы его переплюнуть. Нам лишь остается наслаждаться просмотром этого исключительного творения японской анимации!