На аниме, про которое я расскажу в этот раз, я возлагал большие надежды. Причин этому было как минимум три. Во-первых, цепляющий опенинг. Я неоднократно слышал его во всевозможных рейтингах, и уже давно добавил в свой плейлист, но до аниме руки не доходили. Во-вторых, музыкальная тематика, а в особенности — джаз. Японцы превосходно научились делать музыкальное аниме: взять, к примеру, Beck или Shigatsu wa Kimi no Uso. В-третьих, режиссером выступил хорошо известный и знаменитый Шиничиро Ватанабэ (Cowboy Bebop, Samurai Champloo). Как видите, причин начать просмотр было более чем достаточно. Но, как известно, высокие ожидания имеют свойство приводить к разочарованию. Текущий обзор будет посвящен музыкальному аниме Sakamichi no Apollon («Kids on the Slope», «Аполлон: дети на холме»).
Краткие сведения
Sakamichi no Apollon — аниме, выпущенное студией MAPPA весной 2012 года в рамках блока передач noitaminA. Состоит из двенадцати серий, в основе сценария лежит манга. Манга выпускалась на протяжении пяти лет, и выиграла пятьдесят седьмую премию Shogakukan, как манга общей тематики. Аниме принадлежит жанру дзёсэй, предназначенному в первую очередь для женской зрительской аудитории старше восемнадцати лет.
Бесит слепящее солнце поутру. Бесит толпа пустоголовых учеников. Бесит склон, по которому приходится ползти в школу каждый день. Аж наизнанку выворачивает. Школьник Каору Нишими (Kaoru Nishimi) уже потерял всякую надежду на ведение веселой и активной жизни. Переезды из города в город, постоянная смена школ, но повсюду один. Переехав в очередной провинциальный городок, Каору был готов вновь стать никому не нужным ботаном-изгоем, однако встреча с эксцентричным хулиганом Сэнтаро Кавабучи (Sentarou Kawabuchi) перемешала все карты его судьбы. Будучи любителем джаза, Сэнтаро увлекает серого классика Каору в свой яркий мир неудержимых мелодий и свободных импровизаций. Только джаз, только хардкор!
Персонажи
На первый взгляд, персонажи в Kids on the Slope оставляют положительное впечатление. Тихий и скромный Каору Нишими (Kaoru Nishimi), энергичный и импульсивный Сэнтаро Кавабучи (Sentarou Kawabuchi) и милая и скромная Рицуко Мукаэ (Ritsuko Mukae) составляют интересное трио, которое имеет потенциал для взаимодействий и развития. Однако, стоит чуть-чуть приглядеться, как становится понятно, что на самом деле персонажи поверхностны, и что они совершенно не получают развития. Даже скорее наоборот — они деградируют, по мере развития сюжета совершая все больше и больше неадекватных глупостей, наблюдать за которыми мне было мягко говоря неприятно. То, что совершают персонажи в последней серии, является апогеем глупости, ведь всего можно было избежать путем пары разговоров.
На мой взгляд, именно в этом заключается основная проблема Sakamichi no Apollon — аниме пытается играть в романтику и драму, не имея при этом должных ресурсов в виде интересных персонажей. Герои не понимают, чего хотят, влюбляются во всех подряд, потому что так захотел сценарист, а потом страдают. Печальнее всего, что со временем картина практически не меняется: герои постоянно идут на поводу у своих импульсивных эмоций. Ой, я хочу поцеловать её, потому что пошел снег! Ой, я набью рожу своему другу, потому что он плохой! Ой, я убегу из дома, не оставив своих новых координат, но буду ожидать, что вы меня как-нибудь найдете! Ну не выглядит это искренне… Это всё равно, что наблюдать за очередной дешевой мексиканской мелодрамой, где Хосе ругается с Эдуардо из-за любви к благородной Алондре.
Сюжет
Прочитав про проблемы, описанные в разделе персонажей, нетрудно догадаться и о проблемах, сокрытых в сюжете. Главная проблема заключается в том, что музыкальное аниме, приправленное повседневностью и романтикой, на самом деле оказывается мелодрамой, приправленной музыкой. Романтики в Sakamichi no Apollon столько, что ничего иного в аниме не уместилось. Если учесть, что данный сериал в первую очередь предназначен для девушек, возможно, акцент на романтике можно назвать оправданным. Но я не девушка. Я ожидал увидеть музыку, много музыки, на фоне которой развиваются и живут персонажи. Я ожидал почувствовать живительную, мотивирующую силу джаза, объединяющую сердца людей. Но её попросту там не оказалось. Я пал жертвой собственных ожиданий, и виноват в этом только я сам. На мой взгляд, персонажи и сюжет оказались не способными вытянуть всю тяжесть посредственной романтики, хотя кто-то вполне может с этим не согласиться.
Второй обзор подряд мне приходится отмечать недостаток, столь часто присущий мелодрамам — это наличие случайностей, двигающих сюжет. Почти каждое существенное сюжетное действие связано со случайностью, будь то неожиданно подслушанный разговор или увиденная сцена, за которыми неизменно следуют размышления и разборки. Мелочь, но насколько же сильно она мешает цельному восприятию истории.
Рисовка
С первых же кадров в глаза бросается отлично подобранная цветовая гамма, передающая отношение главного героя к окружающему миру. Всё начинается с серой противной школы, в которой нет ни намека на прекрасное. Затем появляется милашка-староста, и картинка становится ярче. А уж когда на сцену выходит Сэнтаро, гамма расцветает на глазах. Картинка в Sakamichi no Apollon пускай не лишена недостатков, но выглядит живой и по-настоящему оригинальной. Особенно приятно видеть подобное в эпоху, когда бывает трудно отличить рисовку в одном аниме от рисовки в другом. Герои легко запоминаются, пейзажи радуют глаз яркими красками, а сцены jam-ов на музыкальных инструментах выглядят динамично и стильно. Визуальная составляющая является одной из сильных сторон «Аполлон: дети на холме».
Музыка
Как я уже отмечал ранее, опенинг Sakamichi no Melody в исполнении YUKI был одной из первопричин, по которым я хотел посмотреть данное аниме. Опенинг обладает совершенно неповторимой притягательностью. Казалось бы, голос солистки звучит грубо и развязно, но именно он придает звучанию свежесть и делает его настолько цепляющим. Джазовая мелодия превосходно дополняет пение солистки. Давненько я не встречал столь запоминающихся опенингов, настолько сильно выделяющихся на общем фоне. Эндинг Altair в исполнении Motohiro Hata сравниться по яркости с опенингом, увы, не смог. Говоря про фоновую музыку, хочется отметить её красоту и изящество, однако как же её мало! Непозволительно мало для аниме, позиционирующего себя как музыкальное. Черт возьми, главные герои почти всё время тратят на разборки между собой, а занятия музыкой для них уходят не то что на второй, а на третий план. В результате чудесные джазовые композиции звучат очень редко.
Оценки
Персонажи — 7.0. На первый взгляд яркие и интересные, на деле они оказываются слишком поверхностными, а по мере развития сюжета еще и деградируют, совершая все больше и больше глупостей.
Сюжет — 7.0. Ровный, плавный, ближе к концу становящийся скучным. Акцент, перенесенный с музыки на романтику, ситуацию только ухудшил.
Рисовка — 8.5. Прекрасная рисовка, которая действительно выглядит свежо и оригинально. Сразу видно, что это не очередная дешевая поделка.
Музыка — 8.0. Превосходный опенинг, спокойный эндинг. Фоновой музыки крайне мало, но та, что есть — превосходна.
Романтика — 5.0. Герои крайне долго не могут понять, чего на самом деле хотят. Нехорошо, когда на столь невнятной романтике строится сюжет.
Заключение
Sakamichi no Apollon — это хорошее аниме, которое совершенно не оправдало моих ожиданий. Начиная просмотр, я ожидал увидеть нечто наподобие Beck: историю про то, как одинокий парень при помощи музыки обретает цель в жизни и заводит новых друзей, только место рока занимает джаз. Однако взамен я получил мелодраму, с музыкой почти никак не связанную. Количество слёз, ревности и неожиданных поцелуев на минуту экранного времени превышает любые нормы. Вместо ожидаемых 50% музыки, 25% романтики и 25% повседневности, вам приходится наблюдать за этим в пропорции 10%-70%-20%. С музыкальной точки зрения Sakamichi no Apollon не раскрывается абсолютно. Музыка нужна лишь для того, чтобы мирить главных героев, не более. Так что перед началом просмотра ответьте себе на такой вопрос: «Готовы ли вы наблюдать за мелодрамой, пускай и неплохо сделанной, но с музыкой никак не связанной?» Лично я готов не был. Смотреть стоит, но только осознавая, что вас ждет.