После просмотра большого числа легких тайтлов всегда возникает желание посмотреть что-нибудь более серьезное и философское. На этот раз мой выбор пал на аниме, являющееся частью большой истории, с которой я ранее уже успел познакомиться. Масштаб поднимаемых в нем проблем действительно колоссален, так что мозгу есть, где разгуляться. На этот раз я расскажу вам про аниме Fate/Zero («Судьба/Начало»), в котором избранные маги и легендарные героические души сражаются за Святой Грааль, исполняющий любое желание.
Краткие сведения
Вселенная Fate давно переросла из масштабов визуальный новеллы в один из самых мощных аниме-тайтлов последних лет. «Судьба» никого не оставляет равнодушным: кто-то её восхваляет, кто-то по разным причинам критикует. Это уже свидетельствует о неординарности тайтла. Про эволюцию вселенной Fate я подробно написал в обзоре на Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works (UBW), и повторяться не буду. Лишь напомню, что Fate/Zero основано не на визуальной новелле, а на ранобэ, созданном уже после выхода визуальной новеллы, и описывает предысторию событий, разворачивающихся в Fate/Stay Night. Аниме было выпущено в 2011-2012 годах, выпуском занималась студия Ufotable. Состоит из двух сезонов по тринадцать и двенадцать серий соответственно — итого двадцать пять серий.
Двести лет назад так называемые три изначальные семьи: Айнсберн, Мато и Тосака, вместе пытались призвать Святой Грааль, который, как предполагалось, мог исполнить любое желание. Но Грааль мог ответить только на одну просьбу. Тогда-то сотрудничество и обернулось в беспощадную войну. Так было положено начало войнам за Грааль. И поныне каждые шестьдесят лет Святой Грааль появляется в городе Фуюки. Он тщательно отбирает семерых магов, и дарует им возможность призвать могучие героические души. Арчер (Лучник), Сэйбер (Мечник), Лансер (Копейщик), Райдер (Наездник), Ассассин (Убийца), Кастер (Маг), Берсеркер (тоже Мечник) — слуги семи разных классов сражаются не на жизнь, а насмерть, чтобы выяснить, кто достоин получить Грааль. И новая война вот-вот начнется…
Персонажи
Произведения по вселенной Fate традиционно богаты на персонажей, и Fate/Zero не является исключением. На этот раз я не буду приводить подробный список всех действующих лиц, так как их действительно много, и всю необходимую информацию можно легко найти на википедии. Я лишь выскажу своё мнение насчет наиболее удачных и неудачных персонажей. И начать я решил с Кирицугу Эмия (Kiritsugu Emiya). Значительную часть повествования занимает история его жизни, и объяснение мотивов борьбы за Грааль, поэтому Кирицугу можно считать одним из главных героев. Хотелось ли сопереживать ему? Нет. Был ли он интересен? Да, однозначно. Он интересен хотя бы потому, что его мотивы и действия не являются шаблонными. Он добивается своих целей средствами, в эффективность которых верит. Кирицугу оказался одним из немногих участников войны за Грааль, который действует максимально жестко и эффективно, и это сильно выделяется на фоне банального рыцарского поведения Сэйбер, Лансера и прочих высокоморальных персонажей, действия которых предсказать очень легко. А раз легко предсказать — значит скучно наблюдать.
Еще одним довольно интересным персонажем оказался Кария Мато (Kariya Matou) — этакий герой, пожертвовавший всем ради своей несбыточной мечты. Да вот одна беда — его об этом никто не просил. На примере Карии нам показывают, что не всегда самопожертвование окупается и приводит к ожидаемому результату. Порой надо просто забыть прошлое, и устремиться в будущее, иначе прошлое поглотит тебя, и уже никогда не отпустит.
Теперь хочу перейти к менее ярким персонажам. Опустим Сэйбер и Лансера с их возвышенными мотивами — на них я уже нагляделся в UBW, мне они были не интересны. Куда большего я ожидал от Кирэя Котоминэ (Kirei Kotomine), особенно учитывая роль, которую он играет. Лично мне он показался скучным. Да, я понимаю, что образ порочного священника отдает какой-то загадочностью и непредсказуемостью, но я так и не увидел развития характера у Кирэя. Вроде бы нам и показывают, что он разобрался в себе, и осознал свои цели и намерения, однако существенных изменений так и не произошло.
Еще одним не понравившимся мне персонажем оказался Кастер. Он крайне прямолинеен для абсолютного зла, целью которого является убийство как можно большего количества людей. Являясь единственным однозначно негативным персонажем, он пытается играть роль, с которой не в состоянии справиться. Ненависти он не вызывает, жалости и восхищения — тем более. Не таким должен быть настоящий злодей. Это особенно заметно по сравнению с UBW, в котором Кастер получился просто потрясающе.
Наконец, ниже я напишу, каким историческим персонажем является каждая героическая душа. Если вы еще не смотрели аниме — лучше вам этого не читать.
Сюжет
Так как Fate/Zero состоит из двух сезонов, аниме можно смело делить на две части. Первый сезон предназначен для ознакомления с персонажами, и повествует про приготовления к войне Святого Грааля. Второй сезон оказался несколько более насыщенным, персонажи от слов переходят к действию, количество сражений и пафосность речей возрастает вдвое, и война подходит к логическому завершению. По сравнению с UBW повествование развивается более плавно, в сюжете нет резких скачков и падений. Во время просмотра я ни разу не подумал: «Вау, вот это да!», тогда как в UBW я испытывал это чувство минимум дважды. Говоря математическим языком, в Fate/Zero по сравнению с UBW средний уровень оказался выше, однако минимумы и максимумы оказались меньше.
В Fate/Zero отсутствует превалирующая точка зрения, которая могла бы показаться единственно верной, и быть навязана зрителю. Вы сами вольны выбирать персонажей, которым хотите сопереживать. Этому способствует отсутствие ярко выраженных главных героев. Да, Эмия Кирицугу дольше всех находится на первых ролях, однако и остальным персонажам времени уделяется более чем достаточно. Это позволяет разбавить повествование и сделать его более разносторонним. Не нравится вам история Кирицугу — следите за историей Кирэя. Не нравится Кирэй — наблюдайте за Райдером, и так далее.
Рисовка
Вся красота Fate/Zero заключена в грамотном использовании динамики и статики. Неподвижные картинки, занимающие большую часть экранного времени, могут показаться недостаточно выразительными. Однако в момент объединения статики и динамики рождается изображение поразительной красоты. Именно поэтому в Fate/Zero лучше всего удались сцены сражений: в них происходящее выглядит по-настоящему живым и динамичным. Кроме того, художники мастерски использовали игру света и тени. Любой яркий источник света (будь то меч Сэйбер, светящийся магический кристалл, или фары стоящего на фоне автомобиля) в Fate/Zero придает изображению особую глубину и выразительность. Словами это трудно описать, лучше один раз увидеть.
Кроме того, хочется отметить наличие большого количества сцен, как будто взятых из визуальной новеллы: те же ракурсы, те же статичные фоны и явный акцент на персонажах. Уж не знаю, стоит ли считать это плюсом, однако мне приятен тот факт, что сценаристы и художники подобным нехитрым образом отдали должное первоисточнику (даже несмотря на то, что Fate/Zero снято по ранобэ).
Музыка
Уже первым опенингом в исполнении LiSA нам показывают, что уровень музыки в аниме будет крайне высок. И опенинги, и эндинги получились превосходно. Работа со звуком была проделана колоссальная, в этом плане Ufotable никогда не разочаровывают. В саундтреке присутствуют как проникновенные классические композиции, сопровождающие диалоги между героями, так и динамичные рок мотивы, играющие в моменты сражений. Музыка отлично справляется со своей задачей, и грамотно задает требуемую атмосферу.
Чем Fate/Zero лучше Fate/Stay Night: UBW
1. Первое, самое очевидное преимущество — это отсутствие Эмии Широ на первых ролях. В Fate/Zero вообще отсутствуют главные герои, поэтому вероятность появления раздражающего школьника в качестве главного героя была крайне мала.
2. Более логичные сражения. Разумеется, пафосные разговоры никуда не делись, противники продолжают вести задушевные беседы, редко обмениваясь ударами. Однако, по крайней мере, теперь для каждого сражения и отступления существует своя причина, тогда как в UBW они выглядели форсировано и нелогично.
3. Обилие годных диалогов. Причина тому заключается в первоисточнике. Если UBW основано на визуальной новелле, то Zero основано на ранобэ, которые, как правило, оказываются на уровень выше, чем любой другой первоисточник в плане диалогов. К примеру, мне очень понравился разговор между Райдером, Сэйбер и Арчером насчет того, каким должен быть король. Абсолютно разные точки зрения, каждую из которых можно назвать правильной и неправильной, причем обе стороны приводят достойные доводы в поддержку своей точки зрения. Такие диалоги я хочу увидеть в любом аниме: глубокие и неоднозначные, заставляющие пораскинуть мозгами и порассуждать. В этом плане Fate/Zero в полной мере удовлетворил мое любопытство.
4. Сэйбер в официальном костюме чудо как хороша.
5. Это чуть ли не первое на моей памяти произведение, в котором маги догадались использовать огнестрельное оружие для борьбы с себе подобными. Это мало того, что выглядит эффектно, но и довольно эффективно в правильных руках. Думаю, каждый из нас хотя бы раз задумывался, почему Гарри Поттер не догадался пустить кусок свинца в лоб Волан-де-морта. Эмия Кирицугу оказался умнее Гарри Поттера, десять очков Слизерину.
Оценки
Персонажи — 9.0. Не думаю, что у кого-то поднимется язык назвать персонажей в Fate/Zero однообразными и неинтересными. Да, некоторые из них получились не настолько яркими, как хотелось бы. Нет предела совершенству.
Сюжет — 8.0. Скажем так — я не считаю сюжет самой сильной стороной Fate/Zero. Сюжет находится на ровном, высоком уровне без каких-либо скачков и провалов. Не было ни одного момента, когда бы я сказал: «Вау, не может быть, вот это поворот!». В этом плане аниме проигрывает своему собрату UBW.
Рисовка — 9.0. Вопросы вызывают лишь сцены, в которых почти нет действия. Однако рисовка сражений и игра светотени воистину прекрасна. В UBW рисовка чуть-чуть, но получше.
Музыка — 10.0. Роскошный саундтрек с очень атмосферными композициями.
Диалоги — 10.0. Сильнейшая сторона Fate/Zero, ради которой стоит смотреть данное аниме.
Заключение
В который уже раз я вынужден написать фразу — «Это аниме не для всех». Оно слишком глубокое и сложное, чтобы понравиться всем и каждому. Однако именно благодаря глубине Fate/Zero оказывается на вершине мировых рейтингов, и считается лучшим аниме по вселенной Fate. Здесь мало взрывных сражений и неожиданных сюжетных поворотов. Однако не в них заключена главная ценность рассказываемой истории. Самая ценная часть Fate/Zero — это диалоги. Их много, они глубокие и достаточно философские, благодаря чему раздумывать над ними одно удовольствие. В общем, если вы любите думать и умеете слушать, то смотреть обязательно. Если же вы предпочитаете наблюдать за нескончаемыми сражениями, и ожидаете увидеть в аниме постоянный экшн, то для вас Fate/Zero может показаться попросту скучным.