Аниме про повседневность — крайне странная материя. С одной стороны, чуть ли не треть выпускаемых тайтлов имеет жанр «повседневность» в описании. А с другой, как же редко среди этого пестрого калейдоскопа встречается по-настоящему стоящее аниме! Всё потому, что в этом жанре трудно придумать что-то новое и свежее, и каждое выпускаемое аниме рискует оказаться набором сцен и шаблонов, уже ранее где-то использованных. Именно поэтому, увидев аниме про повседневность с подозрительно высоким рейтингом, я без сомнений решил начать просмотр: раз оно нравится такому количеству людей, значит в нем должно быть что-то необычное. На этот раз я расскажу вам про аниме с крайне длинным названием Ano Hi Mita Hana no Namae wo Bokutachi wa Mada Shiranai («Невиданный цветок», «Anohana: The Flower We Saw That Day»). Коротко — Anohana.
Краткие сведения
Anohana была выпущена студией A-1 Pictures в 2011 году. Состоит из одиннадцати серий, в основе лежит оригинальный сценарий. Также в 2013 году был выпущен полнометражный анимационный фильм, являющийся ремейком сериала. Кроме того, в 2012 году была выпущена визуальная новелла, повторяющая сюжет аниме, однако имеющая другую концовку. Аниме впервые транслировалось на телеканале Fuji Television в рамках блока Noitamina. Название дословно переводится как «Мы все еще не знаем, как звался цветок, увиденный в тот день». Стоит отметить, что большая часть команды, работавшей над Anohana, ранее участвовала в создании Toradora, так что опыта этим людям не занимать.
Смерть друзей и близких всегда оставляет на человеке глубокий след. Каждый борется с горечью утраты по-своему: кто-то с головой уходит в работу, кто-то пытается забыться при помощи алкоголя, кто-то отправляется в путешествие с целью познать самого себя. Так могут поступить взрослые, однако дети зачастую не могут справиться с эмоциональным потрясением. После смерти своей подруги по имени Мэйко Хонма в результате несчастного случая, обычный парень Дзинта Ядоми и его близкие друзья перестают общаться, и отправляются своей дорогой. Прошло несколько лет, однако Дзинта до сих пор винит себя в гибели подруги. Он перестал ходить в школу, превратился в затворника, странно ведущего себя в присутствии малознакомых людей. Так продолжалось до тех пор, пока перед ним не появился призрак Мэйко. Получится ли у нее вновь объединить своих друзей, и исполнить своё предназначение?
Персонажи
Всего главных героев в истории шестеро, на них я и хотел бы акцентировать внимание. Поразительно, что даже используя заезженные типажи, сценаристы всё равно смогли сделать персонажей интересными и необычными. Достаточно было наделить их глубокими характерами, и грамотно распределить экранное время. Второстепенных персонажей в Anohana немного, и роль они играют незначительную, поэтому перечислять их я не буду. Лишь скажу, что все они гармонично вписываются в историю, и добавляют ей чуточку глубины и разнообразия. При описании персонажей возможны спойлеры, поэтому если вы еще не смотрели аниме, то лучше вам это не читать.
Дзинта Ядоми (Jinta Yadomi), он же Дзинтан (Jintan).
Чем мне понравился Дзинтан? Во-первых, в большинстве случаев он действовал так же, как действовал бы я, окажись на его месте. Во-вторых, у него простой, но в то же время разносторонний характер, в котором сочетаются смелость, скромность и склонность к самобичеванию (этим страдают почти все персонажи в Anohana). Он совершает смелые поступки, за которые его хочется уважать. Однако он не высокомерен и далеко не идеален, порою даже жалок, что делает Дзинту еще более интересным. Я редко говорю такое про ОЯШ-персонажей, но в данном случае он получился очень даже неплохо.
Мэйко Хонма (Meiko Honma), она же Мэнма (Menma).
Мэнма принадлежит к категории абсолютно солнечных и милых персонажей, которые в большинстве случаев выглядят однообразно и приторно. Однообразно, потому что все их действия можно предугадать заранее. Приторно, потому что чрезмерно положительных персонажей пытаются сделать талисманами милоты без характера и мозгов. Однако про Мэнму не возникает желания сказать что-то плохое. Сценаристы смогли соблюсти меру, и грамотно распределили время между главными героями, поэтому милота Мэнмы лишь добавляет повествованию яркости, а не делает его однообразным. У всех героев свои проблемы, так должен же среди них быть хоть один уголок мира и спокойствия.
Наруко Андзё (Naruko Anjou), она же Анару (Anaru).
Среди всех девушек Анару мне показалась наиболее приятной. На её примере отлично видно, что иногда человек находится не в том обществе, в каком хотел бы, и оттого несчастлив. За внешней простотой и глупостью скрывается личность с глубокими внутренними переживаниями, с которыми самостоятельно она не в состоянии справиться. Это понимает лишь Цуруко, ругающая Наруко за её неискреннее поведение.
Тэцудо Хисакава (Tetsudou Hisakawa), он же Поппо (Poppo).
Если Анару скрывает свои внутренние переживания за простотой и глупостью, то Поппо прикрывается жизнерадостностью. Казалось бы, о чем может печалиться столь радостный человек? Однако практика показывает, что именно у самых жизнерадостных людей самые глубокие переживания, которыми они ни с кем не делятся. В этом плане он напомнил мне Минори Кушиэда из Торадора.
Ацуму Мацуюки (Atsumu Matsuyuki), он же Юкиацу (Yukiatsu).
Юкиацу оказался самым неожиданным персонажем, потому что первое моё впечатление о нем оказалось крайне обманчивым и неверным. По мере развития сюжета нам демонстрируют причины его заносчивого поведения — это и зависть, и злость, и отчаяние. Его даже становится жалко. Именно Юкиацу, на мой взгляд, является той необходимой деталью, выделяющей Anohana на фоне среднестатистического аниме про повседневность.
Чирико Цуруми (Chiriko Tsurumi), она же Цуруко (Tsuruko).
Самый невзрачный персонаж, олицетворяющий пословицу: «В тихом омуте черти водятся». Цуруко оказалась единственной, чьи мотивы и действия можно было легко предугадать. Ничего необычного я в ней не заметил. Свою роль источника здравого смысла она выполняет, и это главное.
Сюжет
Основной идеей, заложенной в сюжете, является борьба с болью от утраты близкого человека. Эту проблему не пытались скрыть за толщей метафор и заумных мыслей, и представили максимально реалистично, что не может не вызывать уважения, ведь не так уж часто сценаристы осмеливаются затронуть столь тонкую материю, как грань между жизнью и смертью. В случае с Anohana проблема усложняется взаимоотношением людей в замкнутой группе и чувством вины, которое они испытывают на протяжении многих лет своей жизни. Всё это делает простой на первый взгляд сюжет намного интереснее и захватывающе.
У каждого человека есть моменты, которых он стыдится и пытается забыть. Однако сделать это не так-то просто. Для главных героев таким моментом оказалась смерть подруги: каждый считает себя виноватым в её гибели, и из-за этого имеет тяжелый груз на сердце. Подобная идея может стать навязчивой, кардинальным образом изменив жизнь человека. Дзинта стал затворником, Поппо отправился в путешествие, Анару завела себе глупых подруг-сплетниц, а Юкиацу и Цуруко просто пытаются не вспоминать о прошлом. И нормально общаться они смогли лишь после того, как излили друг другу свою душу и переживания.
Лучшими частями Anohana являются завязка и концовка. Завязка, потому что первая серия аниме превосходно выполняет свою задачу: знакомит со всеми персонажами и демонстрирует основополагающую идею, заложенную в сюжете. Столь правильно построенная завязка мгновенно концентрирует внимание на важных моментах и настраивает зрителя на нужную волну. Концовка, потому что она отвечает на все вопросы и дает возможность для эмоциональной разрядки. Если же говорить про основную сюжетную часть, то в ней сценаристы немного перестарались с эпизодичностью. Каждая серия покрывает какую-то одну проблему, принадлежащую тому или иному персонажу. Такой подход повредил основной сюжетной линии и сильно замедлил её развитие. В результате мы большую часть сериала вынуждены наблюдать за нравственными мучениями героев, а не за решением основной проблемы.
Не могу также не отметить один момент, из-за нелогичности которого я чуть не начал рвать на себе волосы, и который наконец исправили в восьмой серии. Здесь будет небольшой спойлер, если вы еще не смотрели аниме, то лучше не читайте.
Дзинтан что, совершенно тупой? Его недогадливость привела к возникновению множества неудобных ситуаций, из-за которых его чуть не приняли за психопата. Хорошо, что действие происходило в демократичной Японии, у нас бы за такое и в психушку могли бы посадить.
Рисовка
У студии A-1 Pictures по-настоящему талантливые художники, я уже не помню, когда в последний раз ругал их рисовку. Художникам удалось через внешность персонажей передать их внутренний мир, а это сделать не так уж просто. В Anohana присутствует множество крупных планов, что является неотъемлемой составляющей аниме, в котором важную роль играет психология и эмоции персонажей. Не меньшее внимание было уделено фонам, на которых можно заметить множество мелких деталей. Казалось бы, в аниме много крупных планов, на фон никто не будет обращать внимания, можно бы и сэкономить — ан нет, художники не схалтурили и отработали по полной. Мало того, что рисовка радует глаз красивыми крупными планами и подробными фонами, так она еще и выполняет свою сюжетную роль, демонстрируя контраст между выросшими и юными персонажами, и показывая, как они изменились за прошедшие годы. Интересным решением было рисовать контуры юных персонажей ярким цветом — так сразу видно, что перед вами именно воспоминание.
Музыка
Большая часть музыкальных композиций в Anohana представляют собой очень спокойную и лиричную гитарную и фортепианную музыку, создающую горьковато-сладкую атмосферу. Думаю, трудно было придумать лучшее музыкальное сопровождение для столь драматичного и реалистичного аниме. И опенинг, и эндинг получились простыми и приятными, и хорошо синхронизированы с картинкой. Единственной претензией может быть лишь относительное однообразие музыки, в ней нет каких-либо выделяющихся на общем фоне композиций. Кому-то такое может показаться стабильностью, но мне лично не хватило парочки бодрых треков, играющих во время наиболее эмоциональных эпизодов.
Оценки
Персонажи — 9.0. Среди персонажей нет каких-либо откровений, однако каждый из них наделен интересным характером, приводящим к массе любопытных взаимодействий.
Сюжет — 8.5. Плавный и логичный сюжет. Прекрасная завязка и концовка.
Рисовка — 9.0. Студия A-1 Pictures как всегда на высоте. Большое количество красивых крупных планов и подробные фоны с множеством деталей.
Музыка — 8.5. Приятная гитарная и фортепианная музыка, отлично подходящая атмосфере Anohana. Однако хотелось бы иметь большее разнообразие стилей.
Драма — 7.0. Сценарий перенасыщен слезливыми моментами, которые в большинстве случаев выглядят натянуто. Лишь последние две серии смогли зацепить.
Заключение
Anohana — это прекрасное в своей простоте аниме. Оно является доказательством того, что порой не надо придумывать крайне запутанную историю, чтобы в нее поверили. Даже наоборот — чем более реалистичной она окажется, тем лучше, ведь на то она и повседневность, чтобы быть близкой и понятной каждому. Поначалу у меня были некоторые замечания к логичности сюжета и чрезмерной сентиментальности происходящего, однако за столь красивую концовку я готов простить любые нелогичности и прочие мелкие недостатки. Не так уж часто для аниме пишется оригинальный сценарий, но в случае с Anohana это оказалось оправданным. За одиннадцать серий Anohana успевает рассказать насыщенную и красивую историю, раскрыть глубину характеров персонажей, прозвучать множеством лиричных композиций и продемонстрировать мастерство художников студии A-1 Pictures. Не так уж часто я ставлю аниме про повседневность высокие оценки, однако Anohana того заслуживает. Это были очень приятно проведенные несколько часов.