Уверен, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, какой сверхъестественной силой он бы хотел обладать, будь у него выбор. Кто-то, возможно, выбрал бы способность к телепортации; кто-то захотел бы стать самым сильным; кто-то захотел бы летать; а кто-то становиться невидимым или обладать потрясающей внешностью. Но, скорее всего, любой человек ни за что бы не отказался от возможности управлять временем, ведь у каждого есть сожаления и желание что-то исправить в своей жизни. Вернуться назад, и принять другое решение. На эту тему снято несчетное количество фильмов, написано не менее огромное количество книг. Разумеется, на столь интригующую и разноплановую тему просто не могли не снять аниме. Данный обзор будет посвящен очень известному и качественному полнометражному фильму под названием Toki wo Kakeru Shoujo («Девочка, покорившая время», «The Girl Who Leapt Through Time»).
Краткие сведения
Toki wo Kakeru Shoujo – полнометражный анимационный фильм, выпущенный студией Madhouse летом 2006 года. В основу сценария положена новелла за авторством Ясутаки Цуцуи (Yasutaka Tsutsui), длительность фильма составила девяносто восемь минут. В качестве режиссера выступил известнейший Мамору Хосода (Mamoru Hosoda), который впоследствии выпустит Ookami Kodomo no Ame to Yuki, Summer Wars, Bakemono no Ko и многие другие успешные фильмы. «Девочка, покорившая время» была очень тепло принята публикой и критиками, и получила множество престижных анимационных наград. По мотивам оригинальной новеллы также были созданы две манги, фильм и сериал, однако именно обозреваемый в данном обзоре фильм стал первой анимационной адаптацией.
Макото Конно (Makoto Konno) – японская школьница, учащаяся на последнем году старшей школы, но испытывающая проблемы с выбором своего будущего. Она пока не решила, чем хочет заниматься после школы: ни в математике, ни в естественных науках она не сильна, да и ярко выраженных увлечений у нее нет. Макото предпочитает проводить свое время на бейсбольном поле в компании друзей – верных Чиаки Мамии (Chiaki Mamiya) и Коскэ Цуды (Kousuke Tsuda). Жизнь шла своим чередом, пока однажды Макото не получила задание отнести журналы в кабинет, уставленный стеклянными пробирками. Споткнувшись, она падает, после чего с ней начинают происходить странности: сначала она чудом избегает гибели от удара поездом, а затем понимает, что может, если сильно этого захочет, возвращаться назад во времени! Вот она, мечта любого школьника! Теперь то жизнь у Макото наладится! Теперь она покажет всем, насколько она хороша! Впереди у нее море возможностей, вот только сможет ли она ими воспользоваться, и не последуют ли за этим закономерные последствия?
Персонажи
Начнем с главной героини, коей здесь оказывается простая школьница Макото Конно (Makoto Konno). Знаете, я уже порядком подустал от школьников в главных ролях во всевозможных аниме, так как, как правило, они обладают плоскими характерами и быстро начинают меня раздражать. Однако наблюдение за Макото было не только не раздражающим, но еще и приятным и интересным времяпрепровождением. И причина тому проста – Макото получилась очень живой и натуральной. В ее существование реально веришь. Веришь, что где-то далеко в Японии действительно жила обычная девушка, учащаяся в обычной школе, играющая с друзьями в бейсбол, катающаяся на велосипеде, постоянно опаздывающая на занятия, любящая дурачиться и попадающая в нелепые ситуации. Она неидеальна, и оттого еще более реалистична. Такому персонажу легко сопереживать, легко ставить себя на место этого персонажа и думать, как бы ты поступил на его месте. Более того, получив силу управлять временем, она начинает использовать ее так, как сделал бы практически каждый школьник на ее месте – пытается получить высшие оценки в тестах, избегает неприятных ситуаций и диалогов, коими наполнена школьная жизнь, а также поет в караоке до охрипа и съедает желанный пудинг. Жизнерадостная, веселая, простая и реалистичная Макото – это отличный пример продуманного протагониста, за которым мне было очень приятно наблюдать.
С одной стороны, «Девочка, покорившая время» — это театр одного актера. Качественного, интересного актера. Остальные же персонажи являются лишь обрамлением его жизни, дополняющим и делающим ее более яркой, полноценной и реалистичной. С другой стороны, в данном аниме встречается много любопытных эпизодичных персонажей, усиливающих эффект от комедийной или драматичной стороны истории. Так, например, здесь есть несчастный паренек Соджиро Такасэ (Sojiro Takase), которого начинают травить другие школьники из-за подставы со стороны Макото. Казалось бы, он появляется всего в паре небольших эпизодов, однако на его примере отлично демонстрируется, что школьники бывают очень жестокими по отношению к своим одноклассникам.
Или, например, скромная девушка Кахо Фуджитани (Kaho Fujitani), стесняющаяся признаться в любви, а также ее помощницы из клуба помощи. Очередные эпизодические персонажи, появляющиеся в паре сцен, однако насколько же смешными они в результате получились! Или же лучшая подруга Макото по имени Юри Хаясака (Yuri Hayakawa), которая дает толчок романтической линии. Вроде бы, все это малозаметные персонажи, однако насколько же в тему они использованы! Если так задуматься, то во всем фильме встречается около десяти заметных персонажей, и все они оказываются важными для развития сюжета или донесения той или иной мысли. Лишних героев тут нет, и это здорово! Касательно двух друзей Макото говорить в целом нечего: и Чиаки Мамия (Chiaki Mamiya), и Коскэ Цуда (Kousuke Tsuda) получились достаточно приятными персонажами, однако ничего необычного я в них не заметил.
Сюжет
Первое достаточно редкое положительное качество, которое мне бросилось в глаза сразу несколько раз во время просмотра – это обман ожиданий. Чем больше тайтлов вы смотрите, чем больше книг вы читаете, чем больше игр проходите, тем больше стандартных сюжетных ходов, присущих тому или иному жанру, вы узнаете, и тем сложнее вас чем-либо удивить. Одни произведения очень любят так или иначе повторять идеи, использованные в других, и от этого никуда не деться. К сожалению, подобная преемственность часто ведет к тому, что зритель, еще не смотревший аниме, начинает заранее предугадывать исход тех или иных событий, а порой даже угадывать фразы, которые произнесут герои, и действия, которые они предпримут. Иногда это способно кардинальным образом испортить ощущение от просмотра. Что ж, с этой точки зрения Девочка, покорившая время оказалась для меня настоящим открытием. Не знаю как, но сценарию раз за разом удавалось меня обмануть, и повернуть сюжет в то русло, которое я от него не ожидал. Только подумаешь: «Ха, я это уже видел, я вас раскусил, дальше героиня встретит саму себя», и сидишь с самодовольным видом, как вдруг оказывается, что твое предположение оказалось совершенно неверным. Потом думаешь: «Хм, ладно, значит вот это персонаж определенно предпримет что-то опасное», но затем получается, что этот персонаж вообще в тайтле больше не появится, а важную роль на самом деле сыграет совсем незаметный ранее герой. И как же это круто! Круто, когда аниме продолжает тебя удивлять на всей своей протяженности, при этом не прибегая к каким-либо логическим глупостям, способным испортить удовольствие от просмотра.
Во-вторых, стоит отметить полноценное использование мелких сюжетных деталей, на которых специально не акцентируют внимание, однако они достаточно заметны, чтобы внимательный зритель их увидел, проанализировал и сделал выводы. Это так называемый принцип «Чеховского ружья», который гласит, что каждый элемент повествования должен быть необходим, а все ненужные элементы должны быть удалены. «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его.» К сожалению, очень часто сценарии аниме строятся таким образом, что в них забывают про данный принцип, и замыливают глаза зрителю кучей ненужной информации, которая никак не обогащает повествование и кажется каким-то забытым сюжетным рудиментом.
Так вот – в Toki wo Kakeru Shoujo с подобными мелочами обошлись очень грамотно: их много, они все важные, однако поначалу не бросаются в глаза. Это и резкий велосипедный спуск, ведущий к железнодорожным путям, демонстрируемый в самом начале; и странная вещица, на которую падает Макото в комнате со склянками; и упоминаемый вскользь пуддинг, который затем становится символичным; и странные цифры на коже, которые можно читать по-разному; и неизменный напульсник на руке Чиаки; и реставрируемая картина… и подобных мелких, но очень важный и интересных сюжетных деталей в «Девочке, покорившей время» встречается много, что говорит о дотошной работе над сценарием и уважением к оригиналу. Лично я обожаю выискивать подобные мелочи во время просмотра, и бываю разочарован, если впоследствии эти детали оказываются никак не использованными. С этой точки зрения просмотр Toki wo Kakeru Shoujo принес мне сильное моральное удовлетворение.
В-третьих, хочу отметить великолепную структуру повествования, состоящую из четко выделенных, логичных частей с разным эмоциональным фоном. За практически сто минут вы увидите и грамотно построенную завязку, в комедийной форме знакомящую с персонажами; и плавное развитие действия, демонстрирующее способы использования временных прыжков и их последствия; и эмоциональную кульминацию, наполненную драматичными и романтичными моментами; и, наконец, закономерный финал, подводящий черту над историей и оставляющий поле для дальнейших размышлений. На протяжении фильма вы, как и персонажи, постоянно испытываете воздействие самых разных эмоций – будь то радость, грусть, отчаяние или смущение, что делает просмотр еще более интересным зрелищем. Причем каждая отдельная составляющая фильма, будь то комедия, романтика, житейская философия, драма или фантастика, оказались на одинаково высоком уровне, что в современных реалиях встречается довольно редко. Тут действительно есть над чем посмеяться, есть над чем погрустить, и есть над чем порассуждать. Лично я успел ощутить на себе целый калейдоскоп эмоций – а их, поверьте, вызвать не так-то просто. За одно это уже можно полюбить Toki wo Kakeru Shoujo.
Если же говорить про недостатки, то я бы выделил поверхностную проработку фантастической составляющей, а именно путешествий во времени. Эта тема рассматривалась в различных произведениях настолько часто и настолько глубоко и разнообразно, что ты по дефолту ожидаешь увидеть какие-то сложные, продуманные теории. В The Girl Who Leapt Through Time путешествия во времени показаны максимально просто и необоснованно – мол, есть прибор, дающий определенное количество скачков… и, в принципе, все. Ни как он работает, ни почему его изобрели — никаких подробностей и деталей. С другой стороны, мне кажется, данная поверхностность позволила сконцентрироваться на более важных аспектах путешествий во времени – а именно причинно-следственной связи каждого человеческого действия, а так же о последствиях, к которым они приводят. Все-таки, это аниме не про науку, оно про чувства и человеческие отношения, и какие-либо усложнения научной составляющей могли бы привести к неправильно расставленным акцентам. Так что данный недостаток можно назвать относительным.
Рисовка
Начнем с плюсов. В первую очередь хочется отметить потрясающе проработанные пейзажи и фоновые изображения, по максимуму наполненные мелкими деталями. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мне хочется поставить просмотр на паузу и разглядеть все предметы, которыми наполнена та или иная комната, что я, собственно говоря, и делал. Очень напомнило работы Макото Синкая, славящиеся своей фотографичностью и дотошностью к деталям. Кроме того, порадовала плавная анимация персонажей и отлично подобранная цветовая гамма. С другой стороны, дизайн персонажей мне показался простоватым – отсутствие деталей во внешности бывает заметно даже в крупных планах, не говоря уже про отдаленные ракурсы. На передаче эмоций и мимики это никак не сказывается, да и привыкаешь к этому быстро, однако современные стандарты шагнули настолько далеко вперед, что даже в посредственных комедиях лица бывают более проработанными, чем в Toki wo Kakeru Shoujo. Хотя по меркам 2006 года аниме все равно выглядит очень достойно.
Музыка
В качестве композитора выступил опытный Йошида Киеши (Yoshida Kiyoshi). В своей работе он отдал предпочтение симфонической лирической музыке с вкраплениями электроники – в результате получился красивый саундтрек с узнаваемыми композициями, которые лично мне чем-то напоминают саундтрек из игры Terraria. Сам по себе он получился не очень длинным, однако каждая композиция сделана качественно. И с воссозданием комедийной, и с воссозданием драматичной атмосферы музыка в Toki wo Kakeru Shoujo справляется отлично. Опенинга в аниме как такового нет, а вот эндинг Garnet в исполнении Oku Hanako получился очень классным. При первом прослушивании так вообще мурашки пошли. Голос Oku Hanako отлично подходит для подобного рода композиций – надо отдать ей должное. В общем, саундтрек получился качественным, однако его длина могла бы быть и побольше.
Оценки
Персонажи – 9.0. Отличный протагонист, которому легко сопереживать. Приятные второстепенные персонажи. Все герои важны и находятся на своих местах.
Сюжет – 9.0. Разноплановая, захватывающая история, наполненная самыми разными эмоциями. Множество неожиданных ходов (по крайней мере, для меня).
Рисовка – 8.0. Превосходно проработанные фоны, приятная анимация, слегка устаревший по современным меркам дизайн персонажей.
Музыка – 8.0. Красивый, лиричный саундтрек, в котором можно найти множество запоминающихся композиций. Однако его длина оставляет желать лучшего.
Заключение
Девочка, покорившая время уже давно стала классикой, с которой рекомендуется ознакомиться любому любителю аниме наряду с работами Миядзаки и Синкая. Мамору Хосода неоднократно доказывал, что он способен создавать эмоциональные и разноплановые работы, способные понравиться зрителю вне зависимости от возраста и предпочтений. Toki wo Kakeru Shoujo – это по-настоящему интересный, разносторонний и захватывающий фильм с продуманным сюжетом, в котором смешная комедийная часть соседствует с трогательной драмой. Классика – она на то и классика, чтобы оставаться роскошной даже спустя пятнадцать лет. Лично я получил от просмотра море положительных эмоций, и настоятельно рекомендую данное аниме к просмотру, если вы по каким-то причинам еще его не видели. Кстати, если вы вдруг получите способность к прыжкам во времени, не тратьте ее на походы в караоке – так ведь и охрипнуть недолго. Всем добра, и смотрите только лучшее!
8.5/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru