Я уже неоднократно в обзорах признавался в любви к полнометражным аниме-фильмам. Не потому, что они лучше, чем аниме-сериалы – нет, это не так, они вообще разные, и сравнивать их некорректно; а потому, что именно в них лучше всего прослеживается качество работы сценаристов, режиссеров и художников. Ведь их работа оказывается концентратом усилий, помещенных в рамки одного-двух часов экранного времени, в которых ярко выражены их достоинства и недостатки. Именно поэтому несколько следующих обзоров я посвящу полнометражным фильмам самых разных жанров. И первым мне на глаза попался достаточно любопытный научно-фантастический фильм с элементами повседневности под названием Summer Wars («Летние войны»).
Краткие сведения
Summer Wars – это полнометражный фильм, выпущенный студией Madhouse летом 2009 года. Длительность фильма составляет 116 минут, в основу был положен оригинальный сценарий, написанный Satoko Okudera. В качестве режиссера выступил хорошо известный Mamoru Hosoda. Фильм был тепло принят критиками и номинировался на множество почетных наград. По мотивам фильма были созданы ранобэ и манга.
Фильм поведает вам историю простого школьника Кенджи Коисо (Kenji Koiso), увлекающегося математикой и подрабатывающего программистом в обширной интернет-системе под названием OZ, где каждый человек может создать себе аккаунт и проводить время за играми, отдыхом или даже работой. Система стала настолько успешной, что ею пользуются люди по всему миру. И вот однажды, во время разработки очередной функции, подруга Кенджи по имени Нацуки Шинохара (Natsuki Shinohara) предлагает ему помочь ей в одном небольшом дельце. А так как Нацуки является привлекательной особой, Кенджи решил не отказываться от подобного предложения. В итоге он вместе с Нацуки отправился на день рождения её бабушки, на котором присутствует вся многочисленная семья. И все бы ничего, если бы Нацуки, не предупредив Кенджи, не решила представить его своей родне, как своего парня…
Персонажи
Так как в основу Summer Wars положена идея непростых взаимоотношений внутри крупной семьи, состоящей из множества поколений, нет ничего удивительного в том, что персонажей в фильме много. ОЧЕНЬ много, особенно учитывая, что хронометраж фильма составляет менее двух часов. Разумеется, ни о какой глубокой проработке персонажей в таком случае речи идти не может – многие из них произносят в лучшем случае пару фраз за весь фильм. Большинство героев являются живыми олицетворениями распространенных типажей – тут вам и скромный хиляк в роли протагониста; и активная, своевольная девушка в роли его спутницы; и разведенная, но уверенная в себе бизнесвумен; и сразу несколько полностью отдавших себя семье женщин разной степени запущенности; и множество шумных детей, повсюду сующих свой нос; и своевольный изгой, не желающий придерживаться семейных традиций; и шумный простак, любящий быть в центре внимания. И… да кого тут только нет.
В принципе, набор персонажей стандартен для произведений жанра повседневности. Он уже встречался во множестве тайтлов, но это и не важно. Важно лишь то, как персонажей используют. А используют их в Summer Wars вполне успешно. Главной задачей фильма было гармонично показать жизнь одной большой семьи, состоящей из самых разных людей с различными ценностями и характерами, а также сделать их взаимодействия интересными. И, как мне кажется, Summer Wars скорее справляется с этими задачами, нежели нет. Семья, показанная в фильме, кажется реалистичной. Шумной, хаотичной, и очень реалистичной. Даже не имея в обойме ярких, запоминающихся персонажей (кроме, пожалуй, боевой бабули с секирой наперевес), Summer Wars наглядно демонстрирует жизнь крупной семьи, а также силу их сплоченных усилий, способных воротить горы.
Сюжет
Первым, что хочется отметить, является грамотное построение сюжетной линии, в которой прослеживается и ярко выраженная завязка, и постепенное развитие действие, и наличие нескольких кульминаций, и развязка, ставящая окончательную точку в повествовании. Не знаю, как вы, а я всегда получаю удовольствие от грамотно продуманной структуры просматриваемого произведения, даже если его непосредственное качество слегка хромает. Тут свою роль играет более сжатый по сравнению с сериалами хронометраж, позволяющий продумать каждую минуту экранного времени. Кроме того, приятной показалась равномерная насыщенность Summer Wars, благодаря чему я не испытывал скуку на протяжении всего фильма. В принципе, откровенно слабых мест в структуре я не заметил – все эпизоды оказались на своих местах, и играют четко определенную роль в конечном произведении.
Перейдем к проблематике. В Summer Wars поднимается необычная, но от того не менее актуальная и вечная тема относительности проблем. Проблем, которые для разных людей выглядят совершенно по-разному. Данный принцип прекрасно демонстрируется в середине фильма, когда, с одной стороны, происходит финал школьного кубка по бейсболу. Ну скольких людей это событие может затронуть? Сотню? Тысячу? Для большинства жителей Земли оно будет совершенно неинтересным и незначимым, однако для парней, участвующих в матче, оно является одним из самых важных в жизни. С другой стороны,
И вновь, для населения Земли, в глобальных масштабах, данное событие ровным счетом ничего не значит. Однако для членов этой семьи оно сродни громовому раскату, увидев который перестаешь думать о чем бы то ни было еще. А параллельно горстка людей разного возраста борется за судьбу человечества, сражаясь в Интернете посредством смешных аватаров. Событие, важнейшее в рамках планеты, но которое в данный момент совершенно не интересно ни членам семьи, которым важнее завершить приготовления и раздобыть лед; ни для парня, который будет совершать решающую подачу в матче. Summer Wars великолепным образом демонстрирует относительность тех или иных событий для разных людей. И ведь все они по-своему правы.
Еще одной темой, куда более традиционной для фильмов Мамору Хосоды, являются семейные ценности. «В семье никто никого не должен бросать. Не сдавайтесь»,- данную фразу можно легко сделать главным лейтмотивом фильма. Причем в Summer Wars сила семьи и необходимость поддержки демонстрируется наиболее доходчивым, простым образом. Вот возникает проблема: по всей Японии происходят аварии, стоит транспорт. Все плохо. Но стоит бабуле позвонить своим сыновьям, удобно служащим в разных госслужбах, и все становится хорошо. Вот всему миру угрожает опасность взлома, и лишь пара-тройка человек пытается этому помешать. Все плохо. Но стоит к защите присоединиться остальным членам семьи, и все становится хорошо. Даже изгнанный персонаж, который должен отыгрывать роль злодея, во имя семьи возвращается и налаживает мир во всем мире. С одной стороны, подобный стиль изложения морали лично мне выглядит слишком простым и приземленным (даже если сравнивать с другими работами Хосоды). С другой же стороны, если рассматривать Summer Wars, как семейное кино, становится очевидным главный плюс простоты морали – она понятна всем: и детям, и подросткам, и взрослым людям.
А теперь перейдем к очевидным недостаткам, самым главным из которых я назову проработку мира виртуальной реальности, который, как правило, является самой интересной и перспективной составляющей подобных тайтлов. Сравните то, как показывается мир OZ в Summer Wars, и как это делается в условном Первому игроку приготовиться. Да тут пары кадров хватит, чтобы осознать колоссальную разницу в количестве деталей, отсылок и проработке. По сути, про виртуальную вселенную OZ нам известно, что ею пользуются миллионы пользователей по всему миру, которые могут использовать ее для развлечения, отдыха и работы. И что в ней есть универсальный переводчик, обусловивший популярность системы. И, в общем-то, все. Ах да, ближе к середине фильма рассказывается, что хакер может полностью остановить работу госслужб по всей стране, и даже запустить ядерную боеголовку, получив всего один пароль в системе… Нет, ну вы серьезно? Тут даже ребенку будет понятна вся бредовость ситуации.
С одной стороны, я понимаю, какая идея заложена в подобный сценарий. Идея, по сути, сводится к прописной истине «Большая сила ведет к большой ответственности». Если допустить существование системы, у которой под контролем находятся многие государственные структуры, то рано или поздно кто-то захочет получить над системой тотальный контроль, что, разумеется, приведет к глобальным последствиям. Такая мысль уже не раз обыгрывалась в кинематографе – взять того же Крепкого орешка или Терминатора. Но если в перечисленных выше произведениях существование подобных систем хоть как-то обуславливается, то в Summer Wars зрителю лишь говорят: ну вот есть такая OZ, ею все пользуются, а еще есть пароль, который школьник может взломать за одну ночь, благодаря чему кладет палец на артерию всей страны (да и всего мира в том числе). Если попытаться осмыслить сию нелепость, в реалистичность происходящего верить становится невозможно. И самое противное, что функционирование OZ не является какой-то маловажной, второстепенной сюжетной линией – в таком случае отсутствие деталей можно было бы простить. Нет, виртуальная реальность в фильме выполняет не меньшую роль, чем семейные ценности, поэтому закрывать глаза на отсутствие продуманности и проработки было бы глупо.
Рисовка
Визуальную составляющую Summer Wars можно смело делить на две части: удачную и неудачную. К удачной легко можно отнести то, как в фильме изображен реальный мир: это и прорисовка локаций, которые показываются с множества разных ракурсов в разное время суток; и дизайн персонажей, которые легко запоминаются даже несмотря на огромное их количество; и построение кадра с грамотно выверенными углами камеры и акцентами – я редко обращаю внимание на подобные детали, но в данном случае они не прошли мимо незамеченными. К неудачной же части отнесу прорисовку людей на фоновых изображениях, а также внешний вид мира виртуальной реальности. Вы ни за что не заставите меня поверить, что этим уродским даже по меркам 2009 года мультяшным мирком стали бы пользоваться миллионы людей по всему миру, а корпорации вести в нем бизнес – это просто смешно. Не так я представляю себе глобальные социальные системы будущего, ой не так.
Музыка
Думаю, лучше всего для описания музыкального сопровождения Summer Wars подойдет слово «стабильное». Его определенно нельзя назвать выдающимся, однако со своими задачами оно успешно справляется. В фильме встречается множество разноплановых композиций, регулирующих атмосферу тайтла в нужном русле, однако уже спустя пару часов после просмотра я не смог вспомнить ни одной мелодии, так что запоминающимся музыкальное сопровождение Summer Wars я не назову. Куда больше меня порадовал грамотный подбор сэйю и работа со звуком. Выбор актеров озвучки был крайне важен, если учесть количество персонажей, сваливающихся на голову зрителю, и наличие необходимости их быстро различать. Работа же со звуком сильнее всего чувствуется в эпизодах без фоновой музыки – это и звуки ветра, и сверчки, и прочие деревенские мелочи, без которых трудно было бы в полной мере погрузиться в атмосферу фильма. С этой точки зрения звукорежиссеры постарались на славу.
Оценки
Персонажи – 7.5. Очень много героев, которые выглядят реалистично и гармонично взаимодействуют друг с другом. Протагонисты не впечатлили.
Сюжет – 8.0. Достаточно динамичный и равномерный. Ярко выраженная и хорошо построенная структура повествования. Впрочем, придраться есть к чему.
Рисовка – 8.0. Прекрасная графика «реального» мира и удручающий внешний вид виртуальной реальности.
Музыка – 7.5. Отличная работа со звуком, грамотный подбор сэйю, неплохая фоновая музыка.
Заключение
Подводя итоги, скажу, что Summer Wars мне не понравился с точки зрения проработки виртуальной вселенной, потому что видно, что сценарист над технической стороной вопроса особо не загонялся – в этом фильм уступает аналогам. Однако данный недостаток полноценно покрывается раскрытием остальных составляющих фильма. Сюда можно включить и равномерный сюжет, не проседающий ни в одной из своих частей; и приятных персонажей, которые прекрасно дополняют друг друга; и вполне достойную визуальную и музыкальную составляющие; и разноплановую атмосферу; и грамотно раскрываемую проблематику вроде семейный ценностей, дружбы и взаимной поддержки. Summer Wars – это прекрасно структурированное, простое, но доходчивое и продуманное произведение, после просмотра которого у меня осталось чувство удовлетворенности и своеобразного умиротворения. Это именно тот эффект, который я ожидаю испытать от просмотра тайтлов данного жанра – фильм отлично справляется со своими задачами. Если не ожидать слишком многого, то вы определенно получите от него удовольствие.
7.5/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru
P.S. Порадовала сцена ближе к концовке аля Shaman King, когда игроки дают силы одному из протагонистов, чтобы он продолжал борьбу.