Обзор аниме Kimi no Suizou wo Tabetai («Я хочу съесть твою поджелудочную», «I want to eat your pancreas», «KimiSui»)

Сказочная Сакура

Продолжаем рассматривать полнометражные аниме-фильмы. Я уже не в первый раз обращаю внимание на то, что релизы некоторых полнометражных фильмов, достаточно шумно проходящие в Японии, на Западе оказываются оттененными выходящими в тот же период аниме-сериалами. Это, в частности, является одной из ключевых причин, почему в прошлом году я в очередной раз пропустил очень достойный аниме-фильм, про который узнал из уст товарищей и подписчиков группы. Пришла пора исправить сей досадный пробел — данный обзор будет посвящен драматичному полнометражному фильму с кровожадным названием Kimi no Suizou wo Tabetai («Я хочу съесть твою поджелудочную», «I want to eat your pancreas», «KimiSui»). Приятного чтения.

Kimi no Suizou wo Tabetai

Краткие сведения

Kimi no Suizou wo Tabetai — это полнометражный аниме-фильм, созданный студией Studio VOLN осенью 2018 года. Длительность фильма составляет 108 минут, в основу сценария положена новелла за авторством Yoru Sumino.

Замкнутый в себе школьник Наруки Шига (Haruki Shiga) живет обычной серой жизнью: ходит на уроки, часами просиживает в библиотеке, а затем спешит домой. Кажется, никто и не обращает на него внимание. Но однажды случайная встреча резко изменяет его жизнь: будучи в больнице, он поднимает забытый кем-то дневник с названием «Жизнь со смертью», в котором рассказывается история смертельно больного человека, которому осталось жить несколько лет. Как оказалось, дневник оставила его одноклассница — Сакура Ямаучи (Sakura Yamauchi), с которой он, кажется, никогда и не общался. Поняв, что Наруки знает про ее тайну, Сакура решает сблизиться с угрюмым парнем, ведь ни с кем другим полностью откровенной она быть не может. Так состоялось знакомство двух совершенно разных людей, скованных одной страшной тайной. Кто знает, к чему оно приведет?

Безразличное лицо

Персонажи

Повествование Kimi no Suizou wo Tabetai строится на взаимодействии двух абсолютно разных людей, которые посредством общения делают друг друга лучше. Мрачный, асоциальный, безразличный к жизни Наруки Шига (Haruki Shiga) – замкнутый школьник, которому общество книг намного интереснее, чем общение со сверстниками. Ни друзей, ни девушки у него, разумеется нет. Веселая, открытая и позитивная Сакура Ямаучи (Sakura Yamauchi) – харизматичная школьница с оравой подруг, пользующаяся успехом у парней. Не удивительно, что благодаря судьбе и воле сценаристов этой паре суждено было встретиться. Подобный сюжет, разумеется, не отличается оригинальностью, однако и актуальности своей со временем не теряет. Давайте попробуем разобраться, почему в качестве типажей протагонистов были выбраны именно такие персонажи, а не иные. Какие цели преследовал сценарист, объединяя в пару двух столь непохожих людей, которые в большинстве случаев даже не обратили бы друг на друга внимания?

Весна

Первая, и самая очевидная мысль, которая служит одним из главных лейтмотивов фильма, звучит как «каждый человек способен измениться». Именно посредством взаимодействия Наруки и Сакуры зрителю демонстрируется, что даже самый угрюмый, безразличный ко всему человек может начать получать от жизни удовольствие. Именно на его примере демонстрируется, что на самом деле замкнутый интроверт может быть куда более разносторонней и глубокой личностью, чем окружающие его «нормальные» школьники с их мелкими проблемами. И, что еще более важно, на примере Наруки показано, что лишь от него зависит, каким он будет по отношению к окружающим его людям, и что надо приложить к себе усилие, чтобы стать более добрым и открытым. Ничего само собой не изменится – самосовершенствование есть результат упорной работы над собой и борьбы с комплексами.

Жизнь со смертью

Еще одной причиной выбора столь асоциального парня в роли протагониста является желание сделать главного героя похожим на целевую аудиторию. Для абстрагирования даже имя протагониста называется лишь в конце фильма. Думаю, ни для кого не секрет, что в Японии в последние десятилетия распространенным явлением стало появление хикикомори – людей-затворников, которые стараются избегать любых социальных взаимодействий: во-первых, потому что они их боятся, а во-вторых, им так удобнее и спокойнее. И счет подобным затворникам идет на миллионы, что уже можно считать небольшой социальной катастрофой. Кроме того, среди любителей аниме часто встречаются замкнутые люди, которые предпочитают проводить свое время не на улице с друзьями, а дома за просмотром очередного тайтла или чтением манги. Именно поэтому в последние годы столь часто появляются фильмы и аниме-сериалы, протагонистами которых являются асоциальные люди: помимо обозреваемого фильма, сходу в голову приходит Welcome to NHK, Oregairu и Hyouka.

Игривая Сакура

Благодаря схожим чертам зрителю становится легко ассоциировать себя с главным героем, а значит и эффект от разворачивающихся на экране событий будет намного сильнее. Кроме того, сюжетная линия подобных произведений часто строится таким образом, чтобы показать протагонистов «яркими пятнами на сером фоне экстравертов», психологические трудности которых лишь временны, тем самым давая зрителю надежду на светлое будущее. Вот только слишком уж часто данная надежда строится на случайных встречах с нужными людьми, оказавшимся в нужном месте в нужное время, тем самым вытаскивая главного героя из пучины психологических проблем. Реальность, увы, несколько более сложная. Сакура в Kimi no Suizou wo Tabetai выступает в роли двигателя, способного сдвинуть заглохшего Наруки и направить его на путь истинный (и это несмотря на то, что её проблемы куда серьезнее). Приятный персонаж, который действует именно так, как он него ожидаешь – ничего необычного. Абсолютно такой же женский персонаж есть и в Welcome to NHK, и в Oregairu, и, что еще более наглядно, в Shigatsu wa Kimi no Uso.

Кёко негодует

Второстепенных персонажей в Kimi no Suizou wo Tabetai практически нет: за два часа экранного времени появляется разве что три-четыре более-менее важных персонажа. Предсказуемо, что ими оказываются родственники главных героев и их близкие друзья, которые необходимы для донесения определенных мыслей. Так, бывший парень Сакуры используется для демонстрации контраста с Наруки. Кёко – подруга Сакуры – оказывается для Наруки вратами в новую жизнь. А их одноклассник, всюду таскающий с собой жвачку, нужен для символичного открытия Наруки навстречу другим людям. По сути, любого из этих героев можно было бы из фильма убрать, совсем не потеряв в качестве. Все-таки, это история не о второстепенных героях, а о Сакуре и Наруки, и любой лишний непродуманный персонаж мог бы навредить. Но, благо, этого не происходит.

Красивый пейзаж

Сюжет

Kimi no Suizou wo Tabetai является олицетворением прямолинейной и доходчивой морали: наслаждайтесь каждым моментом жизни. Можно угрюмо смотреть на мир вокруг и избегать всяческих социальных взаимодействий, а можно получать максимум впечатлений от совместного времяпрепровождения с друзьями. Можно избегать любых рисков, а можно идти на маленькие безумства и делать то, что хочется. Ведь ты никогда не знаешь, когда жизнь оборвется – а ведь столько всего хочется сделать. Думаю, подобные вопросы поднимаются в большинстве тайтлов о жизни и смерти, и Kimi no Suizou wo Tabetai не стал исключением. Постепенное превращение Наруки из замкнутого интроверта в полноценного человека, не боящегося общаться с окружающими, является одной из самых важных сюжетных линий фильма.

Наруки (2)

Kimi no Suizou wo Tabetai, как и большинство драматичных произведений, можно смело делить на две части – светлую и мрачную. Первая половина сделана в ярких тонах, и в первую очередь нацелена на ознакомление с персонажами и создание эмоциональных связей с ними. По сути, это простая демонстрация обычной школьной жизни, с её маленькими проблемами и первыми важными решениями. Вторая же половина фильма состоит из множества эмоциональных кульминаций, разделенных небольшими, но столь яркими и ценными сценами обыкновенных житейских радостей. Очень логичная и давно проверенная структура повествования, в которой первая спокойная половина служит во имя усиления эмоционального эффекта от второй. Один в один, как это было сделано в «Твоей апрельской лжи», только в масштабах двухчасового фильма.

Наруки и Сакура

В прошлом обзоре я затронул тему полнометражных фильмов, и отметил, что их более короткий по сравнению с сериалами хронометраж (сериал из двенадцати серий длится примерно пять часов, в то время как фильмы – около двух часов) позволяет поддерживать высокую степень насыщенности событиями, а так же позволяет акцентировать внимание на действительно важных сюжетных компонентах. Однако есть у короткого хронометража и слабая сторона, которая становится особенно очевидной для жанра драмы – а именно недостаток времени для создания эмоциональных связей между зрителем и персонажами. Посудите сами – намного проще сопереживать героям, за которыми вы наблюдали уже десять, пятьдесят, сто серий, чем героям, которых вы увидели полчаса назад. В какой-то мере схожесть главного героя с целевой аудиторией, про которую я уже писал выше, несколько сглаживает эффект и сокращает период адаптации, необходимый для полноценных сопереживаний, однако полностью его не отменяет. В результате нередко возникает ситуация, когда эмоциональные, драматичные сцены фильма происходят еще до того, когда зритель оказывается в состоянии сопереживать героям, и возникает эффект «выдавливания слезы» — пожалуй, самое гадкое чувство при просмотре драмы.

Наруки

Еще одной проблемой фильма я бы назвал случайность наступления краеугольных событий, толкающих сюжет вперед и несущих в себе львиную долю эмоциональной нагрузки. Вот знаете, когда я смотрю драматическое аниме, я хочу верить в то, что мне показывают. Я хочу понимать, почему произошли те или иные события и почему персонажи повели себя так, а не иначе, ведь только тогда я начинаю полноценно сопереживать героям. Тогда я могу поставить себя на их место и способен их понять. Когда же в основу развития сюжета положены глупые случайности, эффект начинает слабеть. И ладно бы подобное случалось в разумных пределах: как, например, сцена, когда Наруки и Кёко в одно и то же время приходят проведать Сакуру – случайность, в реальность которой вполне можно поверить. Но какая, черт возьми, логика может прослеживаться в сцене, где

Минутка спойлеров
сначала Наруки с дыханием маньяка заваливает Сакуру на кровать, делает ей больно, а затем убегает на улицу, попутно встречая бывшего парня Сакуры, который бьет его в лицо? Почему вообще Наруки так себя ведет, если раньше никаких предпосылок к неадекватному поведению у него не было? Почему бывший парень именно в этот дождливый день оказывается у дома Сакуры? Почему Сакура вдруг неожиданно решает выбежать в дождь из дома после того, как ее чуть не изнасиловали? И почему впоследствии она не пытается обсудить произошедшее десять минут назад с Наруки?

Столь много вопросов, столь мало ответов. А ведь это, между прочим, одна из наиболее сильных эмоциональных сцен фильма, где герои едва ли не в первый раз оказываются абсолютно честными по отношению друг к другу. Не меньше вопросов у меня вызывает кульминация фильма, в результате которой

Минутка спойлеров
смертельно больная Сакура вдруг оказывается зарезанной случайным маньяком. Зачем? Почему? Какого черта это вообще произошло? И почему это происходит именно в тот мистический момент, когда Наруки отсылает Сакуре сообщение с текстом, легшим в название фильма? Какой смысл несет в себе эта сцена? Очередной намек на мимолетность жизни? Таких намеков в фильме и без того вагон и маленькая тележка. Неумелый способ скрыть болезнь, чтобы в конце концов Наруки и Кёко подружились на этой почве? Возможно. Как бы то ни было, я не понимаю, зачем надо было отнимать жизнь Сакуры столь нелогичным и необоснованным способом.

Отель

К чему я это все? Да к тому, что первую половину Kimi no Suizou wo Tabetai я совершенно не мог заставить себя сопереживать героям. Впрочем, оно и не удивительно – именно в первой половине фильма персонажи не делают ничего, чем могли бы мне понравиться. Неужели кого-то впечатляют философские разговоры, произносимые пока еще незнакомыми школьниками? Или шуточки про смерть, которыми так и сыпет Сакура? Даже если кто-то это и оценит, это все равно далеко не самый приятный способ ознакомления. По сути, первая половина фильма сводится к тому, как Сакура шантажирует несчастного Наруки тем, что он знает ее тайну, а он по непонятным причинам ей потакает. Поэтому долгое время я не мог себя заставить сопереживать персонажам.

Салют

Впрочем, вторая половина Kimi no Suizou wo Tabetai значительно сглаживает впечатление от первой. Как минимум потому, что персонажи начинают вести себя более адекватно и человечно, да и события перестают быть исключительно случайными – они становятся закономерным результатом стараний двух протагонистов, которые прикладывают усилия, чтобы сделать жизнь друг друга чуточку лучше. Таким событиям намного проще сопереживать, да и мораль они доносят намного лучше, тем самым делая фильм в меру трогательным. В меру, потому что полностью персонажами я все же не проникся, да и до условных слез было далековато. Немного грустно – да, но рыдать совершенно не хотелось. После просмотра Shigatsu wa Kimi no Uso – сериала с совершенно идентичной тематикой и проблематикой – я был под сильнейшим впечатлением на протяжении недели. Думаю, более короткий хронометраж Kimi no Suizou wo Tabetai все же играет свою роль…

Отчаяние

Рисовка

Так уж вышло, что перед началом просмотра я не знал, какая студия занималась созданием Kimi no Suizou wo Tabetai. Однако уже десяти минут было достаточно, чтобы понять, что это была не одна из передовых студий. Потому что при просмотре даже в самом высоком качестве тут и там можно заметить различные мелкие недоработки, которые обычно бывают не присущи работам топовых студий. Особенно если говорить про полнометражные фильмы, в которых графическая составляющая всегда бывает на порядок лучше, чем в сериалах. В Kimi no Suizou wo Tabetai это касается и достаточно стильных, но слабо проработанных лицах персонажей. И посредственной трехмерной анимации автомобилей и прочих объектов (хотя подобным грешат и крупные студии). И малой проработки лиц на фоновых изображениях. Но знаете… на подобные мелочи лично я обращал внимание разве что первые полчаса. Затем картинка начинает буквально поглощать тебя в себя. Подобный эффект во много достигается за счет грамотно выбранного дизайна локаций, в которых разворачиваются события, яркой цветовой гаммы, интересных ракурсов и правильной работы со светом. Так что можно смело сказать, что художники из Studio VOLN постарались на славу.

Пораженный Наруки

Музыка

В качестве композитора для Kimi no Suizou wo Tabetai выступила не очень опытная Hiroko Sebu, которая пока еще не успела отметиться в ряде успешных тайтлов. Впрочем, язык не повернется назвать ее работу посредственной. Так же, как и основной эмоциональный фон, музыкальное сопровождение можно поделить на две полноценные половины – позитивную, бодрую музыку, наполнившую первую часть фильма, и лиричные композиции, которыми пронизаны драматичные сцены из второй половины. Являются ли они выдающимися? Вряд ли. Однако со своими задачами справляются хорошо. Хотя, как мне кажется, музыки в фильме все же маловато – было много моментов, когда приходилось необоснованно слушать тишину. Сэйю для персонажей подобраны отлично – они звучат именно так, как и ожидаешь исходя из внешности и характеров. Да и работа со звуком была проделана масштабная. В целом музыкальное сопровождение оставило положительное впечатление, но могло быть лучше.

Сакура и Кёко

Оценки


Персонажи – 8.0. Интересные и гармоничные протагонисты с предельно малым количеством второстепенных персонажей.

Сюжет – 7.0. Предсказуемая первая половина фильма и трогательная вторая.

Рисовка – 7.5. Сочная и красивая, однако до уровня передовых студий не дотягивающая.

Музыка – 7.0. Разнообразный и красивый. Грамотный подбор сэйю. Многовато тишины.


Сакура

Заключение

Kimi no Suizou wo Tabetai входит в то редкое число тайтлов, которые имеют достаточно достоинств, чтобы стать одним из любимых фильмов, и достаточно недостатков, чтобы совершенно не понравиться и вызвать желание забросить просмотр. В данном случае все исключительно индивидуально. Это предсказуемая, не оригинальная, прямолинейная, однако от того не менее трогательная и приятная история с четко определенным посылом и моралью. Не стоит ожидать от нее чего-то сверхъестественного. Мне фильм понравился, однако советовать его к просмотру буду лишь тем зрителям, которые спокойно относятся к сюжетным случайностям и не имеют ничего против предсказуемого драматизма. Я же не жалею о потраченном времени.

7.5/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Если вам понравился данный фильм, то обязательно посмотрите «Твоя апрельская ложь» – не пожалеете. Только учтите, что эмоциональная нагрузка у данного сериала достаточно высока.

Обзор аниме Kimi no Suizou wo Tabetai («Я хочу съесть твою поджелудочную», «I want to eat your pancreas», «KimiSui») was last modified: 22 апреля, 2019 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.