Обзор аниме Shuumatsu Nani Shitemasu ka? Isogashii desu ka? Sukutte Moratte Ii desu ka? («Если будешь не занят, спасёшь меня от апокалипсиса?», «SukaSuka»)

Кутори и шляпа

Ни для кого не секрет, что с каждым годом на свет появляется всё больше и больше творений японской анимации. Студии трудятся в поте лица: даже несмотря на то, что активное производство аниме началось относительно недавно, уже сейчас существует гигантское количество тайтлов всех возможных жанров и масштабов. На одном только MAL зарегистрировано свыше тринадцати тысяч тайтлов, и это не считая хентая и мириад любительских работ. Не удивительно, что при таком обилии произведений с каждым годом создателям и сценаристам всё труднее придумывать названия для своих новых детищ. Возникает ощущение, что они участвуют в соревновании по оригинальности и длине – нередки названия, состоящие из нескольких слов или даже предложений. Данный обзор я решил посвятить вышедшему в 2017 году тайтлу, название которого уж точно не назовешь лаконичным. Это будет обзор на Shuumatsu Nani Shitemasu ka? Isogashii desu ka? Sukutte Moratte Ii desu ka? («Если будешь не занят, спасёшь меня от апокалипсиса?»). А еще у него есть общепринятое сокращение – SukaSuka. Да-да, именно так.

SukaSuka

Краткие сведения

SukaSuka – аниме-сериал, выпущенный студиями Satelight и C2C весной 2017 года. В основе сценария лежит ранобэ, сериал состоит из двенадцати серий. В качестве режиссера выступил не сказать чтобы опытный Юничи Вада (Junichi Wada), адаптацией сценария, помимо группы других людей, занималась и автор оригинала – Акира Карено (Akira Kareno). Как правило, участие создателя оригинальной работы, в особенности если это было ранобэ, положительным образом сказывается на качестве аниме-адаптации, однако в данном случае ничего хорошего из сотрудничества не вышло…

События SukaSuka разворачиваются во вселенной, где человечество, а также другие существующие расы разумных существ, были вытеснены с родной планеты безжалостными существами, прозванными Зверьми. Они появились из ниоткуда и за несколько недель уничтожили человечество. Немногим же выжившим удалось скрыться на летающих островах, до которых Звери добраться пока не в состоянии. Последний рубеж обороны всего живого удерживают феи-лепреконы – маленькие девочки, обладающие поразительными силами, способными на полную мощь использовать волшебные мечи, пробивающие оборону Зверей. Главный герой – Виллем Кмеш (Willem Kmetsch), получает задание отправиться на базу фей, чтобы заботиться о живом оружии. Кто бы мог подумать, что его знакомство с одной из них – Кутори (Chtholly), приведет к столь серьезным последствиям…

В медпункте

Персонажи

Итак, главным героем в SukaSuka является Виллем Кмеш (Willem Kmetsch), который на первый взгляд может показаться перспективным и интересным персонажем. Еще бы! Кому не понравится таинственный и уверенный в себе парень, обладающий неизвестными силами, которые по какой-то причине скрывает? Он не шумит по пустякам, делает что хочет и не совершает откровенно тупых поступков. Еще и с детьми ладит хорошо. Вроде бы всё замечательно, не так ли? Но вот проходит серия, другая, третья… и ничего не меняется. Тебе говорят, что у Виллема темное прошлое, но никто не спешит с ним знакомить. Ты знаешь, что он обладает силами, однако он и не собирается их применять. Интрига нарастает, ты всё больше и больше надеешься, что вот-вот тебе всё расскажут, и Виллем наконец покажет себя во всей красе… Но этого не происходит. А тайтл тем временем заканчивается. В итоге весь потенциал, заключенный в таинственном протагонисте, так и не успевает себя раскрыть. Главный герой не становится лучше или хуже – он остается таким, каким демонстрируется зрителю в самом начале. Этого достаточно для того, чтобы Виллем не вызвал отвращения, однако совершенно недостаточно, чтобы он вызывал симпатию и мог претендовать на звание качественного персонажа. Отсутствие развития у героя с темным прошлым – это путь в никуда.

Виллем в рубашке

Главная героиня – Кутори (Chtholly), также вызывает неоднозначное впечатление. С одной стороны, она мне понравилась больше, чем Виллем, потому что хотя бы меняется на протяжении всего сериала. К тому же, её наделили довольно-таки привлекательным характером боевой девушки с добрым сердцем, к которой трудно не испытывать симпатию. С другой же стороны, большая часть преображений Кутори обусловлена теплыми чувствами по отношению к Виллему, то есть самой что ни на есть прямолинейной романтикой. Рано или поздно это начинает казаться настолько приторным, что в голове зарождается мысль – а когда же сериал наконец закончится? И вся эта милота Кутори с розовыми щечками и голубыми волосами лично у меня вызывала желание перемотать серию на несколько минут вперед. Да вот беда – это не помогает, потому что и через несколько минут герои занимаются всё тем же.

Виллем

Если главных героев можно назвать удачными лишь с натяжкой, то второстепенные получились куда как неплохо. Да, для них использованы наиболее ходовые типажи – молчаливая девочка с чистой душой; гиперактивная девочка-кошка, сующая нос в чужие дела; большегрудая наставница, неровно дышащая в сторону Виллема; и, конечно, толпа шумной ребятни, которые получились очень даже милыми, особенно девочка с розовыми волосами. А еще там есть гигантский голубь! Однако использование столь распространенных типажей не стало проблемой, ведь благодаря умеренному использованию и равномерному развитию даже наделенные шаблонными характерами герои получились намного более проработанными, чем, собственно, протагонисты. Именно благодаря второстепенным героям я смог досмотреть SukaSuka до конца без каких-либо проблем. Очень и очень жаль, что им уделяют так мало внимания, ведь, по сути, они получились по-настоящему интересными. А так их роль свелась к постоянным подталкиваниям Виллема и Кутори друг к другу, да трагичным кульминациям ближе к концу.

Встреча

Сюжет

На протяжении всей сюжетной линии SukaSuka вам пытаются показать всего по чуть-чуть. Благое намерение, которой в результате сыграло с качеством тайтла плохую шутку. За желание охватить как можно больше событий сценаристы заплатили высокую цену – они потеряли целостность и последовательность произведения, в результате чего многие события выглядят форсированно и уже не вызывают тот эффект, который подразумевался в оригинале. Самый яркий пример – концовка шестой серии, которая вроде бы представляет собой мощную кульминацию, над которой зритель мог бы даже и всплакнуть украдкой, однако в действительности она вызывает в лучшем случае безразличие, а в худшем – сильное раздражение. И причин тому несколько. Первой из них я бы назвал неравномерное повествование в начале сериала, которое не позволяет подвести зрителя к кульминационным моментам в необходимых эмоциональных кондициях. Второй же причиной, которую я считаю наиболее важной, является злоупотребление романтикой, играющую в тайтле роль навязчивого рудимента, без которого легко можно было бы обойтись.

Голубь и кролик

Вот объясните мне – какой был смысл в самой середине сериала вставлять четыре серии, практически полностью посвященных романтике? В них не происходит ровным счетом ничего существенного, кроме всевозможных ужимок главных героев, которые постепенно понимают, что испытывают друг к другу нежные чувства. Причем демонстрируется это в наиболее навязчивой и прямолинейной форме, с постоянными слезами, обещаниями в вечной любви и пафосными речами, от которых быстро начинает тошнить. Еще более раздражающим фактором послужило желание главных героев играть в семью, где Виллем является добрым папой, Кутори – строгой мамой, а все воспитанники приюта выступают в роли их детей. Это была та самая черта, из-за которой я невзлюбил Elfen Lied, и которая теперь перекочевала в SukaSuka. В таких условиях сопереживание главным героям становится неподъемной задачей.

Зеленоволосая девочка

То есть вместо того, чтобы создавать глубокую и разностороннюю историю, сценаристы решили сделать ставку на посредственную романтику. Во время просмотра меня не покидало ощущение, что сценарию на протяжении всей его длины не хватает глубины и детализации. Во-первых, про большинство персонажей вам не говорят ровным счетом ни-че-го. Их просто сбрасывают вам на голову, говорят пару ничего не значащих фраз про трагичное прошлое или предназначение, и… всё. А потом сериал заканчивается, оставляя вас в недоумении. Кто же на самом деле такой Виллем? Каким образом он выжил во льдах? Откуда у него взялись силы, и почему он более не может их применять? Зачем показывают того старого мудреца, знакомого с Виллемом, если он появляется всего на пару минут в одной серии? Что это за боевая подруга, фигурирующая во флешбэках?

Корабль

Еще больше дыр таится в основополагающих сюжетных моментах. Почему появились звери? Почему их, мать его, семнадцать? Что это за божества, которые предназначались для уничтожения человечества? Кому в голову пришло создавать фей? Почему они могут создавать вещество, делающее их сильными? Кто создал волшебные мечи? В какой вселенной происходят эти события, раз в ней есть столько разных рас? Почему на столь важные вопросы я так и не получил даже намека на ответ, зато десятки раз был вынужден наблюдать, как Виллем с блаженным снисходительным лицом флиртует с Кутори?

Кот

Для исправления вышеперечисленных недостатков всего-то и надо было, что лучше расставить приоритеты и подробнее познакомить зрителя со вселенной и персонажами, должным образом продемонстрировав их предысторию и биографии. Под этим я подразумеваю не парочку унылых флешбеков, вырванных из контекста, а полноценную серию или даже две, посвященных главным героям. Ведь если зритель их не знает, то ему будет совершенно безразлично, что же с ними случится. А раз безразлично, то и все эти обещания вернуться домой на тортик и любовные сцены будут вызывать не слезы умиления, а раздражение. Кроме того, я на сто процентов уверен, что многие детали, затронутые в оригинале, были попросту выброшены из аниме. Хотя если учесть, что в адаптации участвовала автор ранобэ… Я даже и не знаю, как так вышло. Даже будучи очень внимательным, вы не сможете найти ответы на множество важных вопросов, без ответов на которые SukaSuka кажется неполноценной. Просто потому, что в аниме информации недостаточно для полноценного раскрытия вселенной мира SukaSuka.

Кутори ест

Ладно, поговорили про плохое, теперь перейдем к хорошему. Во-первых, пускай даже на поверхностном уровне, однако многие интересные вопросы в аниме все же затрагиваются. Например, мысль о предназначении, судьбе и смысле жизни. О целесообразности малых жертв во благо человечества. О жестокости использования живого орудия. О свободе выбора. О разрушительном влиянии деятельности человека на родную планету. О самопожертвовании. Всё это в SukaSuka так или иначе затрагивается, и на основе перечисленных выше идей с легкостью можно было выстроить годный, динамичный и драматичный экшн с элементами постапокалипсиса. Но увы и ах, то остается лишь мечтами. Во-вторых, меня впечатлили завязка и развязка тайтла. Завязка, потому что она предоставляет обширный горизонт для развития идей. В конце концов, использование маленьких девочек в качестве живого орудия – не каждый день такое увидишь. Развязка, потому что последняя серия уже не так сконцентрирована на отношениях главных героев, и в большей степени покрывает второстепенных персонажей и их развитие. Но, черт возьми, как же поздно происходит столь долгожданное сюжетное преображение…

Кутори смотрит на закат

Рисовка

Чем дольше я смотрю различные аниме, тем чаще ловлю себя на мысли, что мне не нравятся те их элементы, которые в понимании людей, далеких от мира аниме, являются их основополагающими чертами. И в первую очередь это касается визуальной части. Ведь чем в первую очередь «славятся» аниме-тайтлы? Разумеется, разноцветными волосами самых вызывающих окрасок и гигантскими глазами у девушек. И вот именно этот стиль дизайна персонажей мне всегда казался наименее привлекательным. Вероятно, потому что он выглядит наиболее простым в разработке или даже ленивым, в результате чего к нему прибегают не самые богатые аниме-студии. Куда проще наплодить монотонных манекенов, различающихся прическами и цветом волос, чем разработать уникальный и реалистичный дизайн.

Огр

Наверное, именно поэтому дизайн персонажей в SukaSuka меня не впечатлил (хотя и плохим его язык не повернется назвать). Мало того, что в тайтле фигурирует обилие маленьких девочек, различающихся яркими волосами, так еще и главный герой здесь наделен настолько шаблонной внешностью, что пришлось бы очень постараться, чтобы придумать еще более тривиальный образ для протагониста. Своеобразная дань тайтлам начала двухтысячных, где пятьдесят процентов протагонистов выглядели схоже. Остальные компоненты рисовки тоже не вызывают восторга. Фоновые изображения выглядят блекло и слабо проработаны. Использован минимальный допустимый уровень анимации, при котором тайтл не выглядит как слайдшоу. Крупные планы неплохи, однако ничего выдающегося в них нет. Цветовая гамма выбрана достаточно резкой и глаз не радует. В общем и целом, визуальная составляющая тайтла мне не понравилась.

Подруги

Музыка

Музыкальное сопровождение оказалось на достойном уровне. По сути, лишь качественное музыкальное сопровождение позволило мне пережить столь изобилующие в SukaSuka романтические и драматические сцены, которые без трогательной музыки выглядели бы совсем уж убого. Но спокойная, лиричная музыка с женским вокалом привносят свой вклад и во многих случаях вытягивают атмосферу тайтла до приемлемых высот. Впрочем, оно и не удивительно, ведь в роли композитора выступил очень опытный Като Тацуя (Katou Tatsuya), ранее приложивший руки к Shokugeki no Souma, Mirai Nikki, Free! и многим, многим другим известным тайтлам. Что ж, он оправдал возложенные ожидания. Единственное, к чему можно придраться – фоновой музыки было создано немного, поэтому многие композиции часто повторяются. Что, впрочем, никак не делает их хуже. Опенинг DEAREST DROP в исполнении Azusa Tadokoro получился динамичным – желания перемотать не возникало. Кроме того, синхронизация с визуальной частью получилась завораживающей. Эндинг From в исполнении TRUE также общей картины не портит.

Постояльцы приюта

Оценки


Персонажи – 5.0. Главные герои поверхностны и не пытаются развиваться. Второстепенные персонажи получились более удачно.

Сюжет – 3.0. На протяжении всего сезона не происходит ровным счетом ничего. Слишком велика была ставка на романтику, которая не оправдалась. Удались лишь первая и последняя серии.

Рисовка – 6.0. Дизайн персонажей получился посредственным. Мало анимации, много посредственно прорисованной статики.

Музыка – 8.0. Единственная составляющая тайтла, находящаяся на высоком уровне.


Старик недоволен

Заключение

SukaSuka слишком поверхностно, чтобы его можно было назвать хорошим, качественным тайтлом. Интригующая идея, которая не получает своего развития. Слезливая драма, которая не в состоянии растрогать. Назойливая и прямолинейная романтика, не привносящая в тайтл развития и смысла. Поверхностный сюжет, в котором тут и там чувствуются просветы. Ненавязчивая комедия, способная рассмешить разве что непритязательных зрителей. Средненькая визуальная составляющая и неплохая музыка. Всё в этом тайтле могло и должно было быть намного лучше. Но увы и ах – что имеем, то имеем. При всех своих недостатках SukaSuka остается смотрибельными тайтлом, от которого можно получить удовольствие, однако рекомендовать его я все же не стану, так как во время просмотра меня не отпускало ощущение, что я смотрю сырую версию истории, которая еще не прошла огранку в руках профессионалов. И уже, увы, вряд ли пройдет.

6.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Shuumatsu Nani Shitemasu ka? Isogashii desu ka? Sukutte Moratte Ii desu ka? («Если будешь не занят, спасёшь меня от апокалипсиса?», «SukaSuka») was last modified: 8 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.