Обзор аниме Psycho-Pass («Психопаспорт»)

Аканэ Цунэмори (Akane Tsunemori)

Каким станет наш мир через сто лет? Тысячу лет? Миллион лет? Подобный вопрос во все времена будоражил воображение людей. Про будущее пишутся книги, снимаются фильмы, и строятся сотни возможных теорий. Какие-то из них похожи на правду, какие-то находятся на грани фантастики, но все они имеют право на существование, ведь скажи вы человеку XIX века, что через сотню лет люди будут бороздить бескрайние просторы космоса и виртуальных сетей (со вторым успехи пока получше будут), вас приняли бы за сумасшедшего. Трудно рассуждать о том, каким будет общество в будущем, когда порой мы даже не знаем, что случится с нами завтра. Что ж, тем интереснее бывает ознакомиться с очередной оригинальной теорией. На этот раз я расскажу про аниме PsychoPass («Психопаспорт»), которое поведает вам историю «идеального» общества будущего.

Психопаспорт (Psycho-Pass)

Краткие сведения

PsychoPass — психологическое аниме, выпущенное студией Production I.G. На момент написания обзора было выпущено два сезона и полнометражный фильм. Первый сезон транслировался в 2012-2013 годах в рамках блока передач noitaminA, и состоит из двадцати двух серий. Второй сезон транслировался в 2014 году, и состоит из одиннадцати серий. Полнометражный фильм (длительностью около двух часов) впервые был показан в 2015 году. Хочу обратить внимание, что в данном обзоре я затрону только первый сезон. В основе сюжета лежит оригинальный сценарий. Кроме того, по мотивам аниме выпускается манга.

Сотрудники агентства

События разворачиваются в 2112 году. В будущем человечество наконец-то достигло состояния гармонии. Технологии развивались, прогресс не стоял на месте, и жизнь человечества кардинальным образом изменилась. Никого теперь не удивишь разгуливающими по улицам роботами, голограммами интерьеров и переодеванием по нажатию кнопки. Величайшим же достижением прогресса, без сомнения, оказалась разработка системы под названием «Сивилла» (Sibyl), которая взяла на себя обязанности по решению всех жизненно важных вопросов. Она решает, где ты должен учиться, где должен работать, и как должен жить, чтобы приносить максимальную пользу обществу. Теперь никому не надо ломать голову о своем будущем — все решения за тебя принимает система Сивилла. О чем еще можно мечтать?

На задании

Сивилла непрестанно оценивает коэффициент преступности — величину, которая показывает, насколько велика вероятность совершения преступления тем или иным человеком. Все данные о эмоциональном состоянии человека и коэффициенте преступности хранятся в его Психопаспорте — специальной характеристике, определяющей положение человека в обществе. Чем светлее психопаспорт, тем безопаснее и пригоднее человек, а вот людям с темным психопаспортом необходимо пройти специальную терапию, или они будут уничтожены. Поиском и ликвидацией людей с высоким коэффициентом преступности занимается специальное Бюро Общественной Безопасности — надо же кому-то делать грязную работу. Молодая идеалистка Аканэ Цунэмори (Akane Tsunemori) не успела придти на первый рабочий день в Бюро, как оказалась в центре боевой операции. Но то ли еще будет…

Аканэ Цунэмори (Akane Tsunemori)

Персонажи

Начнем с главных героев. Лично меня они слегка разочаровали. Мало того, что их наделили поверхностными и предсказуемыми характерами, так еще и по мере продвижения сюжета они практически не развиваются. Возьмем, к примеру, главную героиню — Аканэ Цунэмори (Akane Tsunemori). Молодая идеалистка, которая поступает на тяжелую службу, где от её решений зависят жизни людей. Казалось бы, это отличная возможность продемонстрировать, как из хрупкой девушки получается закаленный профессионал, которого ничем не удивишь. Но нет. По какой-то причине сценаристы с первых же серий сделали Аканэ аморфной девушкой, плывущей по течению, и только лишь иногда принимающей важные решения, которые, впрочем, никак не влияют на развитие её характера. У тебя перед глазами происходит убийство близкого человека — печально, но ничего не поделаешь. Ты узнала главную тайну общества — печально, но ничего не поделаешь. Лишь в последних сериях Аканэ слегка меняется, однако все равно продолжает источать ауру безразличия. Уж не знаю как вам, а мне отсутствие развития главной героини показалось существенным недостатком — черт возьми, это психологическое аниме, а не романтическая комедия. Неужели так сложно уделить должное внимание развитию центральных персонажей?

Шинья Когами (Shinya Kougami)

Та же проблема проявляется и в главном герое — исполнителе Шинья Когами (Shinya Kougami). При первом же рассмотрении вы с легкостью составите его исчерпывающую характеристику, и никакой психопаспорт вам не понадобится. Хладнокровный, умный агент с устоявшимися убеждениями и темным прошлым, готовый при необходимости принять тяжелое, но правильное решение. Вроде бы и неплохой, на первый взгляд, выбор типажа, однако мне Когами показался пустым. Сопереживать ему совершенно не хотелось. Когами то и дело разбрасывается высказываниями, от которых так и веет пафосом. К примеру: «По сути, работа детектива — это борьба с последствиями. Наше расследование начинается, когда есть жертвы. Мы проигрываем еще до того, как беремся за дело. По крайней мере, эту проигрышную игру нам удалось свести к ничьей». Вроде бы и красиво сказанул, но в его исполнении подобные слова вызывают легкое отторжение.

Сёго Макишима (Shougo Makishima)

Единственным светлым пятном (в прямом и переносном смысле) среди главных героев оказался основной антагонист — коварный блондин Сёго Макишима (Shougo Makishima). Вот кто-кто, а он получился превосходно: Макишима одновременно вызывает и уважение своей начитанностью, и ненависть своими поступками. Таким неоднозначным и должен быть злодей — «гуманист», цитирующий философов и писателей, и творящий зло во имя спасения человечества. Как зритель, ты понимаешь его мотивы, и даже порой соглашаешься с его словами, однако, в то же время, ненавидишь и желаешь его поимки. Только качественные злодеи могут вызывать подобную смесь эмоций, и можно с уверенность утверждать, что Макишима со своей ролью справляется превосходно.

Команда

Если по отношению к главным героям можно привести целый ряд претензий, то со второстепенными персонажами ситуация обстоит намного лучше. Именно благодаря им Psycho-Pass набирает столь необходимую для психологического жанра глубину и атмосферность. Кого только вы не встретите в прогнившем обществе будущего: тут вам и безумцы, любящие виртуальные аккаунты больше собственной жизни; и непорочные девушки, за милым личиком которых скрываются хладнокровные убийцы в лучших традициях Джека Потрошителя; и несчастные жертвы, оказавшиеся не в то время не в том месте; и киборги с человеческим разумом, убивающие только для того, чтобы почувствовать себя живыми. Разнообразие рассказываемых историй удивляет, а благодаря качественным второстепенным героям за этими историями интересно наблюдать. В них веришь, и с нетерпением ждешь кульминации.

Сёго Макишима (Shougo Makishima)

Сюжет

Честно говоря, сюжетная завязка меня не впечатлила. Нет, идея регулировки общественного порядка на основе психического состояния человека сама по себе очень даже достойная (пусть в фильмах она и неоднократно использовалась). Мне не понравилось то, как преподносятся важнейшие сюжетные детали. Вместо того, чтобы плавно рассказывать про мир будущего, зрителя с первой же серии кидают в гущу событий, и заваливают незнакомыми персонажами, до которых вам пока нет никакого дела, как бы говоря: «Вот вам экшн, вот вам герои, а дальше как-нибудь сами разберётесь». Ситуация усугубляется наличием неприкрытой жестокости — типичный признак спорного сценария, который без жестокости оказывается недостаточно захватывающим. Сценаристам приходится прибегать к низкопробным приемам, чтобы хоть как-то привлечь внимание зрителя. За похожими примерами далеко ходить не надо — возьмите Убийцу Акамэ, Elfen Lied или Highschool of the Dead. В общем, первое впечатление от аниме у меня осталось двоякое: вроде бы идея и интересная, но преподносится она не лучшим образом.

Доминатор

Однако примерно с четвертой серии ситуация улучшается. Акцент с невнятной и неинтересной основной сюжетной линии и посредственных главных героев постепенно смещается на второстепенные истории, которые оказываются качественными и разнообразными, и позволяют во всей красе продемонстрировать прогнившую сущность мира будущего. Второстепенные сюжетные линии приносят намного больше удовольствия, чем основная, что происходит крайне редко. Как правило, ты, наоборот, ждешь, когда же закончатся бесконечные ответвления, чтобы, наконец, увидеть продолжение центральной истории. В этом плане Психопаспорт явно выделяется на фоне среднестатистического аниме.

Сёго Макишима (Shougo Makishima)

Про преимущества поговорили, теперь отметим недостатки. Помимо неярких главных героев, к недостаткам я бы отнес обилие пафосных диалогов, без которых вполне можно было бы обойтись, а также наличие глупых сцен, использованных исключительно для нагнетания атмосферы. Про пафосные диалоги, которых в аниме действительно много (особенно в исполнении Когами), я распространяться не буду, а вот про глупые сцены все-таки скажу пару слов. Порой персонажи ведут себя не как детективы, а как тупые кретины, и совершают не свойственные детективам ошибки. Это является ничем иным, как сюжетными манипуляциями, применяемыми по воле сценаристов для введения в сюжетную линию драматичных ситуаций, в которые ты попросту не веришь из-за их нелогичности:

  • А давайте без дальнейшего плана пойдем в место, где не ловит связь, чтобы потом один из персонажей умер на глазах у другого!
  • А давайте разделимся в незнакомом здании, наполненном врагами с оружием, чтобы другой персонаж геройски погиб!
  • А давайте в опасном месте будем ходить, не глядя под ноги, несмотря на то, что секунду назад чуть не наступили на растяжку, для того, чтобы затем один герой пожертвовал собой во имя другого!
  • А давайте я, как штурмовик, не попаду в стоящего врага с десяти метров, чтобы потом ввязаться в эпичную погоню!

Ну нельзя, нельзя в психологическом аниме, где на реалистичности кульминационных моментов держится 80% успеха, допускать подобных нелогичностей и глупостей, иначе существует вероятность полного уничтожения атмосферы происходящего. Вместо того, чтобы сопереживать героям, зритель будет раз за разом придирчиво морщиться и устало закрывать лицо рукой.

Аватары

Проблематика

Самая важная и ценная составляющая Психопаспорта, ради которой стоит смотреть данное аниме — множество затрагиваемых социальных проблем. Причем демонстрируются они достаточно ненавязчивым образом — вас никто не будет пихать в проблемы носом, и вы сами вольны выбирать то, на что стоит обратить внимание. Вот, к примеру, несколько вопросов, косвенно затрагиваемых по мере развития сюжета (если вы любите сами искать смысл в просмотренном, то, возможно, стоит пропустить следующий список):

Шинья Когами (Shinya Kougami)

1). Обманчивая идеальность общества. Казалось бы, в обществе, где жизнь человека предопределена заранее, и где его судьба зависит от машины, принимающей наиболее оптимальные решения, должна наступить гармония, где все счастливы и на своих местах. Однако на деле всё оказывается не так радужно: лживая утопия погрязла в имитации, и то тут, то там сквозь её радужную завесу пробивается уродливая реальность. Мрачный образ мира, в котором не всё так прекрасно, как кажется, подкрепляется красочными голограммами, закрывающими серые стены, и камерами наблюдения, разбросанными по всему городу.

Детали жизни будущего, кстати, преподносятся постепенно и как бы невзначай, что, на мой взгляд, оказалось верным решением. Столь нехитрым способом можно легко повысить внимательность зрителя, который будет постоянно искать скрытые мелочи. Оказывается, в будущем одежду и интерьер комнаты можно будет менять по мановению руки, а прислуживать вам будет умный помощник в образе медузы. По интернету можно будет перемещаться при помощи шлема виртуальной реальности и перчаток, считывающих движения рук. Автомобили будут сами ехать к месту назначения на автопилоте. Хотя, я думаю, что за сто лет технологии разовьются намного сильнее.

Герои

2). Зависимость от социальных сетей, мобильных телефонов и прочих достижений цивилизации. Люди будущего в Психопаспорте стали настолько зависимыми от сети, что ищут себе кумиров среди популярных аватаров, а некоторые любят виртуальные аккаунты больше жизни, и даже готовы пойти на убийство во имя виртуального героя. Разумеется, подобная ситуация утрирована, но зерно правды в ней есть. Пройдитесь по улице, и взгляните на окружающих: каждый второй встречный будет пялиться в мобильный телефон, разглядывая свежие фото друзей, читая смешные истории на популярном сайте или слушая любимую музыку.

Шинья Когами (Shinya Kougami)

3). Что такое закон, и каково его место в жизни общества. Тут я приведу один интересный монолог, прозвучавший в аниме. Не утверждаю, что он верен, но доля правды и смысла в нем есть точно:

«Не закон защищает людей, а люди защищают закон. Люди всегда ненавидели зло, и искали путь, ведущий к добродетельной жизни. Закон — это совокупность людских чувств. Это не нормы и не система, а хрупкие незаменимые чувства, которые наполняют сердца людей. Они не так сильны, как злость и ненависть — эти чувства можно легко сломать. А потому, на протяжении всего своего существования люди желали лучшего мира, и, чтобы их стремления не потеряли смысл, мы всеми силами должны защищать их до самого конца. Мы не можем отступить».

Слабенький фон

Рисовка

Рисовка в целом неплоха, но находится явно не на уровне 2012 года. Почти в каждой визуальной составляющей можно найти недостатки, и наиболее явно они выражены в фоновых изображениях. Казалось бы, интерьеры и пейзажи будущего открывают безграничное раздолье для воображения художников, однако они решили ограничиться либо серыми стенами с экономичной мебелью, либо огоньками ночного города. Дух футуризма картинка передать не в состоянии. Крупные планы тоже не всегда радуют глаз, хотя с ними дела обстоят все-таки получше. Дизайн персонажей детальностью не отличается: персонажей можно различить разве что по прическе. Отдельно отмечу невнятную мимику — на лицах героев то и дело возникают совершенно не обоснованные улыбки и гримасы. И последним явным недостатком я бы назвал наличие неудачных ракурсов, на которых не соблюдаются пропорции, и акцент делается на ненужных вещах. От Production I.G я ожидал большего — это далеко не самая бедная студия, и ресурсов на создание качественной картинки у нее должно быть более чем достаточно.

Мимими

Музыка

На мой взгляд, опенинги и эндинги являются наиболее сильной стороной Psycho-Pass. Первый опенинг abnormalize исполнен группой Ling Tosite Sigure, которая стала известной после выхода Tokyo Ghoul. Надрывный мужской вокал в тандеме с задорными гитарными риффами отлично передают атмосферу психологического аниме. Второй опенинг Out of Control в исполнении Nothings Carved in Stone, на мой взгляд, получился идеальным как с музыкальной, так и с визуальной точки зрения, и напомнил мне опенинги из уже ставшего классикой GTO. Эх, если бы такой уровень рисовки и музыки поддерживался на протяжении всего аниме… Эндинги получились слабее опенингов, но картины однозначно не портят. Фоновая музыка мне понравилась куда меньше, так как она на 90% состоит из электроники, фанатом которой я не являюсь. А вот оставшиеся 10% составляют классические композиции, которые всегда хорошо вписываются в атмосферу психологических аниме (взять тот же Death Note).

Шинья Когами (Shinya Kougami)

Оценки


Персонажи — 7.0. Главные герои разочаровывают своей поверхностностью и отсутствием развития. Всю тяжесть приходится тащить антагонисту и второстепенным персонажам, которые, впрочем, со своей ролью справляются достойно.

Сюжет — 8.0. Захватывающий сюжет с очень достойной смысловой нагрузкой и качественными второстепенными сюжетными линиями. Однако основная сюжетная линия могла бы быть понасыщеннее.

Рисовка — 6.0. Уровень рисовки посредственен. От студии Production I.G ожидаешь большего.

Музыка — 7.0. Качественные опенинги и эндинги, и ничем не выделяющееся фоновое музыкальное сопровождение.

Проблематика — 9.0. Основная причина, ради которой стоит смотреть Psycho-Pass.


Аканэ Цунэмори (Akane Tsunemori)

Заключение

Psycho-Pass — переоцененное аниме, которое, тем не менее, заслуживает внимания. Качественные психологические тайтлы появляются очень нечасто, и пропустить достойный экземпляр будет упущением. Но не стоит ожидать увидеть в Психопаспорте шедевр: в нем слишком много маленьких косяков, которые, пускай и немного, но портят ощущение от просмотра. Вы только настроитесь на серьезный лад, только погрузитесь в мрачную атмосферу, как вас раз за разом возвращают на бренную землю странной гримасой, глупым сюжетным поворотом, ненужным пафосным разговором или неудачным ракурсом. Думаю, именно наличием подобных недостатков можно объяснить столь диаметрально противоположные мнения насчет Психопаспорта. Я, пожалуй, выберу нейтральную позицию. Если вы способны перетерпеть перечисленные в обзоре недостатки — дерзайте, и аниме вряд ли оставит вас равнодушным. Но будьте готовы к определенной степени разочарования.

7.0/10

Rudean, special AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Psycho-Pass («Психопаспорт») was last modified: 9 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.