Обзор на первый сезон вы можете прочитать здесь.
Я боюсь продолжений. Уже давно заметил за собой эту черту, и всё никак не могу от неё избавиться. Когда вижу, что по одному из понравившихся мне тайтлов сняли продолжение, в голове проносится целый рой мыслей, среди которых наиболее отчетливо звучит: «Хоть бы не испоганили». История знает множество примеров, когда второй сезон качественного тайтла получался на порядок хуже первого. Причины тому могут быть разные: начиная с непомерной жадности студий, пытающихся заработать на добром имени, и заканчивая прозаичными недоработками сценария. Именно поэтому, когда я включал второй сезон столь понравившегося мне Noragami, в душе таилось множество опасений, большинство из которых, к счастью, не оправдалось. Итак, данный обзор посвящен Noragami Aragoto («Бездомный Бог: Арагото»).
Краткие сведения
Noragami Aragoto («Бездомный Бог: Арагото») – второй сезон популярного сёнэна Noragami, выпущенный студией Bones осенью 2015 года. В основе сценария лежит манга, сериал состоит из тринадцати серий. Аниме посвящено непростой жизни японских богов и людей, с ними связанных. Кстати, слово Aragoto в названии переводится как «бурный, шумный», и означает стиль изображения героического персонажа из театра кабуки.
События второго сезона начинаются сразу после завершения первого. Жизнь главных героев вновь пошла своим чередом. Ято (Yato) так и остался никому не известным богом, берущимся за любую работу за награду в пять йен, и мечтающим, что однажды у него появятся миллионы последователей по всему миру. Святое орудие Ято — молодой парень Юкинэ (Yukine) — всё также постоянно ворчит и переругивается со своим хозяином, при этом не переставая преданно ему служить. А добрая девушка Ики Хиёри (Iki Hiyori), душа которой стараниями Ято оказалась оторванной от тела, продолжает приглядывать за двумя раздолбаями, пытаясь наставить их на путь истинный. В жизни героев воцарились тишь и благодать, лишь изредка нарушаемые вторжениями духов и прочей нечисти, с которыми Ято и Юкине быстро расправляются. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Внезапно одно из орудий боевого бога Бишамон (Bishamon) задумало совершить переворот, в который оказался втянут и Ято сотоварищи…
Персонажи
Персонажей по меркам тринадцатисерийного аниме фигурирует много. Во втором сезоне появляется около двадцати новых персонажей, среди которых попадаются как интересные, так и откровенно лишние. Так, среди удачных приобретений я бы выделил нового антагониста Кугаху (Kugaha) — что-что, а ненависть и отвращение этот человек вызывать умеет; а также королеву подземного мира Идзанами (Izanami) — интересный и противоречивый герой, который одновременно может вызывать и страх, и жалость. Среди нераскрывших свой потенциал персонажей я бы выделил группу богов удачи, а в особенности — Эбису (Ebisu), который играет существенную роль во второй сюжетной арке. Он вроде бы и важный персонаж с драматичным прошлым, но перед началом важных событий о нем известно настолько мало, что сопереживать ему у зрителя нет совершенно никаких причин.
У фигурировавших в первом сезоне персонажей прослеживается схожая тенденция. С одной стороны, было очень приятно увидеть, что в Noragami Aragoto наконец-то раскрыли сущность Бишамон, показав, что на самом деле она не только сильный боевой бог, но и добрая, отзывчивая девушка с непростым прошлым. Ято тоже успевает показать себя с неизвестных ранее сторон — очень харизматичный и качественный герой, за развитием которого интересно наблюдать. Кроме того, меня приятно удивил Юкинэ, капризный характер которого был одной из главных проблем первого сезона. Теперь же он превратился в более-менее уравновешенную личность, и пытается приносить пользу, при этом оставаясь самим собой — отличный пример работы над персонажем. С другой же стороны, Ики Хиёри во втором сезоне практически не получила внимания — из персонажа, стоящего в центре сюжета, она превратилась в талисман с хвостиком, время от времени приходящий Ято на помощь. Практически эталонного женского персонажа понизили до роли разговаривающей детали интерьера, время от времени пытающейся добавить в аниме драмы, но не получающей никакого развития.
Сюжет
Второй сезон Noragami состоит из двух арок. Первая арка приоткрывает завесу тайны, скрывающую отношения между Бишамон и Ято. Если в первом сезоне зрителей просто ставят перед фактом, что Бишамон ненавидит Ято, то во втором объясняется причина этой ненависти. Не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что арка получилась динамичной и насыщенной. Отдельно хочется отметить, что сюжет первой арки развивается не за счет наступления случайных событий, а является непосредственным результатом действий тех или иных героев, то есть сюжет полностью основан на действиях персонажей и их развитии, что в последнее время встречается в аниме всё реже и реже.
Вторая арка повествует про бога удачи Эбису и его темные делишки. На мой взгляд, она получилась слабой. В шесть серий сценаристы попытались впихнуть очень много событий и идей, но в результате не смогли довести до ума ни одну из них. Во-первых, характер Ято всего за полсерии резко меняется, причем эти изменения ничем не обоснованы. Нет, мне конечно приятно наблюдать за тем, как он демонстрирует новые, ранее незнакомые черты своего характера, но не когда это делается просто для галочки… Вот Ято знакомится с человеком (причём не совсем добровольно), через пару минут сражается с ним, а еще через пару минут решает его спасти, пожертвовав собой. Вот так, словно по щелчку пальцев, Ято превращается в героя, готового пойти на всё ради спасения незнакомого человека, мотивы которого, кстати, совсем не очевидны. Ну да ладно — на то они и боги, чтобы вести себя, как им заблагорассудится.
Во-вторых, во второй арке сценаристы пытаются расширить границы мира Noragami, наконец-то показав пантеон японских божеств и подземный мир. Но, к сожалению, делается это очень поверхностно. Нам толком ничего не рассказывают про иерархию японских божеств. Почему, к примеру, боги удачи столь сильны и популярны? Кто принимает решения в верховном совете? Кто вообще входит в этот совет? Кроме того, в аниме практически не рассказывается про королеву подземелья Идзанами (Izanami), играющую существенную роль в сюжете и обладающую трагичной историей, которую вы можете прочитать тут. Синтоизм вообще является очень интересной и обширной темой, и мне не совсем понятно, почему ему уделяют столь мало внимания в тайтле, посвященному японским божествам. Хотя, возможно, для большинства японских зрителей подобные пояснения были бы лишними, но я не японец, и их отсутствие мне показалось существенным недостатком, оставляющим открытыми многие вопросы.
В-третьих, несмотря на динамичность, вторая арка предсказуема и перегружена пафосом. Предсказуема, потому что события в ней развиваются по наиболее очевидному сценарию: очень легко угадать, что же произойдет в ближайшие несколько минут, да и финал арки вряд ли окажется сюрпризом. Перегружена пафосом, потому что каждую минуту тот или иной персонаж во время сражения произносит пафосные фразы и пытается пожертвовать собой. Все хотят всех спасти, при этом даже не пытаясь подумать головой. Больше всего в этом плане удивил Ято — вот уж от кого не ожидаешь пламенных речей. Зато в нужные моменты персонажи с удовольствием тупят: на нас летит медленный, но мощный снаряд, бьющий по небольшой площади? Хм, а давайте-ка во имя драмы постоим и посмотрим на него, даже не пытаясь убежать — авось чудо случится и нас всех спасут. Да и вся эта сцена с меткой на небесах для уничтожения одного бога выглядит ну крайне нелепой. Целый отряд отборных боевых богов не может победить нескольких выскочек, из которых сражаться в состоянии всего двое? Как говорится, не верю.
Впрочем, хватит о грустном. В Noragami Aragoto идеальным образом переплелись драматичные и комедийные элементы, которые, как бы ни странно это не звучало, максимально усиливают эффект друг от друга. На протяжении всего сериала между ними поддерживается оптимальный баланс, позволяющий не перегрузить зрителя излишним драматизмом или глупым юмором. Пожалуй, это самая важная черта Noragami Aragoto, возвышающая его над десятками других, проходных сёнэнов, появляющихся каждый год, и перекочевавшая прямиком из первого сезона. Аниме получилось не глупым, не мрачным и не затянутым – именно таким, каким должно быть аниме, рассчитанное на широкую зрительскую аудиторию. Кроме того, в Noragami используется свой стиль, просматривающийся как в рисовке, так и в музыке, что тоже добавляет аниме определенный шарм.
Рисовка
Как и в первом сезоне, во втором сразу бросаются в глаза превосходный дизайн персонажей и проработанные крупные планы. Персонажи выглядят оригинально, ярко, и легко запоминаются. Не менее качественными получились и фоновые изображения. Детализация на некоторых из них просто заоблачная. Анимация сражений, которых во втором сезоне стало на порядок больше, получилась плавной и детальной. Кроме того, в аниме использована приятная глазу цветовая гамма без использования резких цветов и оттенков. В общем и целом, рисовка находится на уровне первого сезона, который был очень высок. Между выпуском сезонов прошел всего год, так что рассчитывать на значительное увеличение качества было бы глупо. Очень достойная работа художников студии Bones.
Музыка
Многие фоновые композиции перекочевали из первого сезона, плюс к ним добавились несколько новых треков, разнообразящих атмосферу и усиливающих эффект от происходящего на экране. Их нельзя назвать выдающимися, но на фоне электроники и рока, заполонивших современные тайтлы, саундтрек Noragami звучит свежо и оригинально. Опенинг Kyouran Hey Kids!! в исполнении THE ORAL CIGARETTES просто великолепен -как с точки зрения мелодии, так и с точки зрения видеоряда. Это редкий пример опенинга, в котором одинаково хорошо звучит и припев, и куплеты. Эндинг Nirvana в исполнении Tia спокоен и медитативен, и тоже отлично вписывается в антураж аниме.
Оценки
Персонажи – 7.5. Некоторые персонажи получили развитие, некоторые так и остались в исходном состоянии. Появилось несколько новых персонажей, среди которых далеко не все оказались нужными.
Сюжет – 7.0. Первая арка отвечает на многие оставшиеся с первого сезона вопросы, и получилась хорошо. Вторая арка предсказуема, пафосна и временами нелогична.
Рисовка – 9.0. Качественные крупные планы, прекрасные фоновые изображения, плавная анимация сражений.
Музыка – 8.5. Классное музыкальное сопровождение с очередным потрясающим опенингом.
Заключение
Оставшись проработанным и стильным снаружи, Noragami Aragoto слегка проиграл в качестве наполнения. Его можно оценивать двояко. С точки зрения фаната оригинального Noragami, второй сезон мне понравился. Аниме осталось таким же динамичным, на первых ролях остались всё те же, уже полюбившиеся герои, а многие из них показали себя с ранее неизвестных сторон. Музыка и рисовка остались на высоком уровне. Однако, если оценивать беспристрастно, то закрывать глаза на появившиеся недостатки нельзя, а их появилось много: начиная с добавления множества лишних персонажей и заканчивая большими объемами ненужного пафоса во второй арке. Но плюсы всё равно перекрывают минусы. Noragami Aragoto остается качественным сёнэном, за просмотром которого приятно провести пару вечеров. Если вам понравился первый сезон, то и второй вряд ли разочарует. Всем добра, и смотрите только лучшее.