Медленно и неспешно продолжаю досматривать годные прошлогодние тайтлы. На этот раз обзор я решил посвятить одному из наиболее мощных тайтлов прошлого года, который я пропустил из-за достаточно банальной причины – данное аниме было произведено в Китае. Да-да, все так. Для тех, кто не знает, китайцы тоже активно производят мультфильмы для всех возрастов (просто они нечасто становятся известными за рубежом), и, разумеется, многое почерпнули у своих японских коллег. Насколько правильным будет называть китайские мультфильмы словом аниме? Кто-то считает, что их так называть некорректно, и использовать следует исключительно слово donghua. Я же ничего криминального в использовании слова «аниме» по отношению к китайской продукции не вижу, и намеренно избегать подобных формулировок не стану. Впрочем, вернемся к теме обзора. Данный обзор посвящен Mo Dao Zu Shi («Магистр дьявольского культа», «Grandmaster of Demonic Cultivation»).
Краткие сведения
Mo Dao Zu Shi – это творение китайской анимации, выпущенное студией G.CMay Animation & Film летом 2018 года. Сериал состоит из пятнадцати серий, в основу сценария легла новелла за авторством Mo Xiang Tong Xiu. Аниме очень быстро обрело популярность в Китае и по состоянию на декабрь 2018 года набрало более десяти миллиардов просмотров на крупной стриминговой китайской платформе. Кроме того, именно у данного тайтла наивысшие оценки среди китайских продуктов на MAL, так что и на Западе его полюбили.
Mo Dao Zu Shi поведует вам историю, разворачивающуюся в жестоком мире, наполненным порождениями тьмы, с которыми сражаются множество кланов доблестных самураев, у каждого из которых есть свои сильные способности – в том числе и магические. Однако далеко не все идут по пути света… У Сянь Вэй (Wei Wuxian), будучи основателем темного культа, долгие годы путешествовал по миру, вселяя страх в сердца обычных людей, пока представители сильнейших кланов не объединились и не положили конец его злодеяниям. Игры с мертвецами никогда хорошо не заканчиваются… На несколько десятилетий все становится спокойно, пока один отчаявшийся заклинатель не призвал Вэя с того света. Теперь он в новом теле вновь может делать все, что пожелает. Если, конечно, ему не помешает его давний противник Ван Цзи Лан (Wangji Lan), с которым Вэя вновь свела судьба спустя несколько часов после воскрешения…
Персонажи
Множество длинноволосых красавцев. Очень много длинноволосых красавцев. Честно признаюсь – я не знаю, где они в древнем Китае могли найти столько шампуня, и откуда у монахов-самураев столько времени ухаживать за волосами в промежутках между битвами с нечистью, однако факт остается фактом – практически все персонажи в Mo Dao Zu Shi являются прекрасными мужчинами в самом расцвете сил. Исключением можно назвать разве что антагонистов с гротескно искаженными лицами, да оживших мертвецов, которым прекрасными быть не присуще. Характеры протагонистам были подобраны так, чтобы их потенциал лучше всего раскрывался путем взаимодействия друг с другом. Так, У Сянь – это вечноактивный живчик, который просто не может пройти мимо уравновешенного Ван Цзи, не подшутив на ним. Казалось бы, простейшая комбинация, однако насколько же она хорошо позволяет понять характеры героев! Оказывается, что и У Сянь далеко не всегда гиперактивен, и умеет быть максимально серьезным, и что у Ван Цзи в душе есть место веселью и слабости. Второстепенные персонажи подобраны по схожему принципу – все они нужны для лучшего понимания друг друга. Это и кажущийся совершенно обычным Ван Ин Джианг (Wanyin Jiang), который по мере развития сюжета меняется едва ли не сильнее всего; и его строгие, но справедливые родители, способные пойти на все ради благ клана. Персонажей много, они разнообразные, и используются оптимальным образом. Даже некая шаблонность характеров не смогла помешать их раскрытию, и это здорово.
Если говорить про недостатки, я назову излишне прямолинейных злодеев. С одной стороны, они способны вызывать у зрителя неприязнь. Но это неприязнь того же рода, что и если к вам подойдет на улице незнакомец и плюнет в лицо. Понравится он вам? Разумеется, нет. Но понятна ли вам его мотивация? Вряд ли. Когда злодеи начинают совершать свои злодеяния просто из-за того, что они все такие из себя противные и высокомерные, они сразу же теряют значимую часть своего потенциала. У лучших злодеев всегда есть своя четко выраженная мотивация, а также сильная харизма. Взять того же Джокера из фильмов про Бэтмена, или, если проводить параллели с аниме, Идзая из Durarara. Они яркие, они запоминающиеся, они крутые. А еще им можно сопереживать, ведь за их плечами есть своя, пускай порой и достаточно извращенная, но правда. Ни у одного антагониста в Mo Dao Zu Shi я такого не заметил. Они совершают зло лишь потому, что зажрались и возомнили себя самыми могущественными. На мой взгляд, это пускай и не критично, но достаточно банально.
Сюжет
Cюжетную составляющую Mo Dao Zu Shi можно смело разбивать на три части. Первая – это вступление, разворачивающееся в «нашем» времени, и длящееся примерно две серии. Здесь происходит быстрое знакомство с большим количеством персонажей и разъясняются первые детали о вселенной тайтла. В принципе, со своими задачами вступление справляется, однако лично мне показалось слегка сумбурным. Я бы растянул его чуть побольше, попутно продемонстрировав взаимоотношения персонажей в настоящем (впрочем, эта тема скорее всего раскроется в продолжении), а также добавив деталей о способностях тех или иных героев – по сути, в первом сезоне они никак не разъясняются. Вторая часть тайтла разворачивается в прошлом, когда У Сянь, Ван Цзи и прочие персонажи вместе учились в одном из монастырей. Данная часть тайтла длится где-то восемь серий, и позволяет получить полноценное представление о прошлом персонажей, их характерах, и сравнить их с теми, что были показаны в первых сериях. Эти серии получились довольно неспешными, и располагают зрителя на расслабленное повествование. Но происходит это лишь для того, чтобы ошарашить его третьей частью (последние пять серий). Вот где события набирают полные обороты – баталии сменяются баталиями, одни психологические дилеммы сменяются другими, да и интрига какая-никакая, но появляется.
Кроме того, меня порадовал баланс между эмоциональными компонентами тайтла. По сути, в Mo Dao Zu Shi гармонично перемешались и вполне себе забавная комедия, построенная на взаимодействиях между непохожими персонажами; и впечатляющий экшн, передаваемый через превосходную музыку и графику; и достаточно трогательная драма с традиционным китайским размахом и пафосом; и психология, заставляющая испытывать целый спектр различных эмоций; да и повседневность, позволяющая продемонстрировать китайскую культуру, не подкачала. В Mo Dao Zu Shi есть все, что только можно пожелать – даже элементы хоррора есть. Да и общая насыщенность повествования оказывается достаточно высокой. К каким-то отдельным сюжетным мелочам все же можно придраться, однако я все же назову данную структуру повествования успешной – серьезных косяков я не заметил. Кстати, меня повеселило, как в аниме была встроена реклама с участием персонажей – даже самому эту несчастную мороженку захотелось попробовать.
Музыка
А вот теперь мы добрались до безоговорочно сильных сторон тайтла, коими являются музыкальное и визуальное сопровождение. Именно эта пара факторов делает Mo Dao Zu Shi выдающимся произведением. Вероятно, свою роль играет тот факт, что предпочтение было отдано именно китайским мотивам с обилием проникновенных струнных мелодий. Лично я отвык от подобного звучания, благодаря чему саундтрек Mo Dao Zu Shi мне показался не только красивым, но и непохожим на стандартные саундтреки к аниме, то есть свежим. Кроме того, саундтрек отлично справляется с поддержанием необходимой атмосферы и регулировкой темпа повествования – тут вряд ли есть, к чему придраться. Китайская музыка, в отличие от китайского языка, мне нравится. Опенинг Zui Meng Qian Chen в исполнении Terry Lin является олицетворением вышесказанного – очень красивая мелодия с множеством приятных переливов и своеобразным звучанием. Эндинги Wen Qin в исполнении Rachel Yin и Bu Xian в исполнении S.I.N.G получились менее запоминающимися, но тоже своеобразными и приятными.
Пара слов насчет того, в какой озвучке стоит смотреть Mo Dao Zu Shi. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда я посоветую смотреть аниме в неоригинальной озвучке. И дело тут даже не в том, что она получилась некачественной, или что голоса не соответствуют характерам персонажей – это не так, они подобраны хорошо. Дело в том, что если вы, как и я, привыкли к звучанию японского языка, то китайский для вас будет звучать… как бы правильнее выразиться… неуютно, что ли. В нем очень, очень много шипящих и свистящих звуков с одинаковым звучанием, из-за чего речь практически любого персонажа превращается в монологи восьмидесятилетних стариков. Разумеется, это сугубо субъективное мнение, однако мне звучание китайского языка не нравится совершенно – тут даже голоса профессиональных актеров не сильно спасают. В результате, вместо того чтобы перестать обращать внимание на озвучку спустя пару серий, на протяжении всего сериала меня не покидала мелкая, но очень назойливая мысль о том, насколько же непривычно смотреть тайтл не в японской озвучке. Впрочем, грех жаловаться.
Рисовка
За все те годы, что я смотрю аниме и пишу обзоры, я успел повидать всякое. И умеренно выразительную рисовку многих комедийных сериалов или работ не самых известных студий. И ужасающую трехмерную анимацию, идущую бок о бок с потрясающей двухмерной. И знаковые приемы студии Shaft. И узнаваемые практически каждым любителем аниме работы студии Ghibli или Макото Синкая. И «гонку вооружений» передовых студий, каждая из которых стремится так или иначе выделиться и привлечь зрителя. Качество визуальной составляющей тайтлов бывает разным, однако в последние годы оно достигло выдающихся высот – и это здорово. Именно поэтому в современных реалиях уже трудно кого-то удивить качественной картинкой – повышенные ожидания стали стандартом, любой шаг в сторону от которых воспринимается в штыки. Однако даже при столь высоком уровне ожиданий Mo Dao Zu Shi с легкостью их оправдывает и превосходит. Черт, да вы просто взгляните на скриншоты. Взгляните на то, как в данном тайтле использована игра светотени, нестандартные ракурсы или построение сражений. Я неоднократно забывал, что смотрю сериал, ведь подобное качество картинки обычно можно встретить разве что в «коротких» полнометражных фильмах. Это роскошно. Можно долго жонглировать эпитетами, однако подобное лучше увидеть собственными глазами – непременно в высоком качестве. Мне даже немного жалко, что в тайтле не так уж много экшна – самурайская тематика представляет собой невероятно плодородную почву для эпичнейших сражений. А еще это один из немногих случаев, когда кинематографические рамки сверху и снизу экрана пришлись мне по вкусу.
Оценки
Персонажи – 8.0. Множество ярких персонажей с высоким потенциалом, многие из которых пока не получили свою долю внимания.
Сюжет – 8.0. Размеренный, плавный, поначалу слегка затянутый, однако во второй половине динамичный и интересный.
Рисовка – 10.0. Тут других оценок быть не может. Одна из лучших визуальный составляющих, что я видел.
Музыка – 10.0. Уровень, полностью соответствующий графике. Очень красивый и самобытный саундтрек.
Заключение
Mo Dao Zu Shi – это тот редкий случай, когда качество визуального и музыкального сопровождения являются достаточными причинами для начала просмотра. Чтобы на такое посмотреть, никакой сюжет и персонажи не нужны. Впрочем, так уж получилось, что и смысловые составляющие данного произведения китайской анимации не подкачали. Это выдающееся аниме вне зависимости от того, где и как его создали. В последнее время не так уж часто появляются столь высокоуровневые работы, и я ни капли не жалею о потраченном на просмотр времени. Насыщенно, интересно, своеобразно, и очень красиво. Приятно осознавать, что конкуренция в мире анимации поддерживается не только на Западе, но и на Востоке, ведь именно она является основным источником прогресса анимации. Так что, если вам успели надоесть стандартные приключенческие сериалы, то я определенно советую взглянуть на Mo Dao Zu Shi – оно того точно заслуживает.
9.0/10
Rudean, special for AwesomeReviews.ru
P.S. Теперь остается ждать продолжение, запланированное на 2019 год.