Мое знакомство с тайтлом, которому посвящен текущий обзор, началось довольно давно. Услышал я про него от одного из своих хороших друзей, который аниме не смотрит в принципе, однако по загадочным причинам именно этот тайтл был ему знаком, и он решил посоветовать его мне. Дело было пару лет назад. И вот скачал я его, посмотрел первую серию, и… забросил. Не помню, какие именно были причины: то ли времени не было, то ли просто не зацепило. Однако аниме оказалось задвинутым в пыльный ящик. Но недавно меня попросили сделать обзор именно на этот тайтл, и я не вижу причин данную просьбу не исполнить. Итак, представляю вашему вниманию обзор на довольно необычное аниме Mekakucity Actors («Актёры ослеплённого города», «Актёры города Мекаку», «Kagerou Project», «Mekaku City Actors»).
Краткие сведения
Mekakucity Actors — аниме-сериал, выпущенный весной 2014 года студией Shaft. Для того, чтобы понять всю нестандартность происхождения данного тайтла, необходимо ненадолго погрузиться в историю. Итак, всё началось с серии песен-вокалоидов (вокалоид — песня с искусственно синтезированным голосом), написанных композитором Джином (Jin), и выложенных на хостинге NicoNico. В определенный момент песни стали популярными — одна из них, под названием Kagerou Days, в честь которой и был назван сборник песен, в короткие сроки набрала свыше трех миллионов просмотров. Всего было выпущено двадцать две песни. Воодушевившись успехом, в 2012 году Джин совместно с иллюстратором Сиду создал на базе вокалоидов серию ранобэ Kagerou Days. В результате появилось шесть томов, написанных в сёнэн-жанре. Спустя несколько месяцев, в том же 2012 году, начала выпускаться одноименная манга с иллюстрациями Махиро Сато. И, наконец, как это обычно случается с успешными франшизами, в 2014 году студией Shaft было выпущено двенадцатисерийное аниме под названием Mekakucity Actors («Актёры ослеплённого города»). В роли режиссеров выступили Акиюки Симбо и Юки Ясэ. Вот такой интересный путь был проделан от вокалоидов до создания аниме.
События аниме разворачиваются вокруг обычного японского хикикомори Шинтаро Кисараги (Shintarou Kisaragi), уже два года не вылезающего из своего дома. Да и зачем ему внешний мир, когда всё необходимое можно заказать по интернету, а компанию ему составляет миловидная, но шумная электронная девочка (не то вирус, не то искусственный интеллект) Эне (Ene). Так и жил хикикомори, пока в один прекрасный день не разлил газировку на клавиатуру, от чего та испустила дух. И произошло это в самый неудачный момент — 14 августа, в разгар фестиваля Обон, когда большинство магазинов не работает, и заказать новую клавиатуру по Интернету не представляется возможным. Вот и пришлось Шинтаро собраться духом и отправиться в ближайший незакрытый магазин техники. Нет хуже врага для хиккана, чем жара и толпы людей. Однако на этом неудачи Шинтаро не закончились — в тот самый момент, когда он вошел в магазин, внутрь ворвалась группа террористов и взяла бедолагу в заложники. И неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы в тот же день, в тот же самый магазин не решили заглянуть члены местной группировки подростков с необычными способностями, именующие себя Мекакуши Дан (Mekakushi Dan)…
Персонажи
Персонажей в Mekakucity Actors для двенадцатисерийного формата по-настоящему много. Однако, в отличие от большинства похожих случаев, их обилие негативным образом на качестве аниме практически не сказывается. Более того, персонажи являются одной из самых сильных сторон тайтла, и отношения между ними играют в аниме едва ли не первоочередную роль. Члены Мекакуши Дан не выглядят просто набором самых распространенных типажей, предсказуемых до мозга костей. Даже если тот или иной персонаж первоначально кажется таковым, со временем он начинает раскрывать себя с ранее неизвестной стороны. Герои Mekakucity Actors удивительным образом разрушают зрительские ожидания. Возьмем, к примеру, главного героя — Шинтаро Кисараги (Shintarou Kisaragi), который изначально демонстрируется как социопатичный хикикомори, однако со временем оказывается куда более глубокой и нестандартной личностью. Или еще более яркий пример — Шуя Кано (Shuuya Kano), который кажется обычным шумным весельчаком, коих можно встретить в любом уважающем себя тайтле про повседневность, и которые лично меня дико раздражают. А на деле он оказывается одним из самых драматичных и сложных героев сериала. Так что не стоит доверять первому ощущению, оно бывает обманчиво.
К сожалению, какими бы хорошими не были герои, однако из-за убого построенного сюжета и неграмотно расставленных акцентов в полной мере половина из них раскрыться не успевает. Некоторым персонажам, по сути, не уделили внимания вовсе, в то время как они этого очень даже заслуживали. Взять того же Кёскэ Сэто (Kousuke Seto) — будучи одним из главных героев, он, по сути, нужен лишь ради комментариев типичного добряка, от которых лично меня вскоре начало тошнить. Даже свою способность, которой можно найти сотню различных применений, он использует лишь однажды. Или, к примеру, Мари Козакура (Mari Kozakura) — персонаж, играющий важнейшую сюжетную роль, по какой-то причине оказывается обделенным развитием, и до самого конца остается беленькой, стеснительной девочкой, любящей своих друзей — эту же характеристику можно было бы дать, просто однажды на нее взглянув. Очень жаль, что обладая мощнейшими ресурсами в виде проработанных, интересных персонажей, сценаристы не смогли должным образом их использовать. Особенно странным данный факт кажется с учетом того, что автор оригинала принимал в разработке сценария непосредственное участие. Поэтому, если вам понравятся персонажи (а так оно, скорее всего, и будет), я настоятельно рекомендую после просмотра аниме ознакомиться с мангой и ранобэ, в которых и мотивы, и характеры персонажей расписаны намного лучше.
Сюжет
Знаете, я всегда уважал тайтлы, которые не боятся сойти с проторенной дорожки линейного повествования, не боятся отбросить навязываемые индустрией правила и привносят с собой новизну и оригинальность. Их мало, по-настоящему мало, и оттого цена им крайне высока. Как, впрочем, и риск того, что зритель отрицательно воспримет непривычно построенный сюжет. Mekakucity Actors — это не очередное конвейерное аниме. Напротив, оно ищет новые пути повествования запутанной истории. Впрочем, это не удивительно: кому, как не тайтлу, прошедшему столь долгий и необычный путь от серии вокалоидов до полноценного аниме, пытаться раздвинуть устоявшиеся границы и не бояться экспериментировать? К сожалению, эксперименты не всегда заканчиваются успехом, и Mekakucity Actors я бы к таковым не отнес.
С одной стороны, сюжетная линия в Mekakucity Actors действительно нестандартна. Основной её фишкой является то, что происходящие с персонажами события на самом деле оказываются куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Посмотрев один эпизод, вы можете думать, что наконец-то начали понимать все сюжетные перипетии, но затем следующая серия неожиданно вернет вас назад во времени и продемонстрирует происходящее под совершенно иным углом, способным кардинально поменять точку зрения. С позиции зрительского восприятия подобное непостоянство держит в тонусе и напряжении. Кроме того, значительное внимание в повествовании уделяется предысториям отношений между персонажами, что связывает кажущееся на первый взгляд разрозненным множество членов Мекакуши Дан. И вы снова сможете испытать то бесподобное ощущение, когда кусочки паззла складываются в цельную картинку. Вот вроде бы незнакомые, столь непохожие друг на друга персонажи, а потом бац — и следующая серия демонстрирует, что на самом деле между ними уже давно есть связь.
С другой же стороны, именно сюжет является наиболее слабым местом аниме. В первую очередь хочется отметить отсутствие последовательности и целостности. Внимание скачет из одного промежутка времени в другой, от персонажа к персонажу, а обилие флешбеков, прерывающих основную сюжетную линию, ясности не привносит. Голова идет кругом от обилия личностей, которые просто проносятся перед глазами, в результате чего при всем желании у зрителя не успевает образоваться с ними эмоциональная связь. Наиболее важным данный факт становится с учетом того, что драматическая составляющая играет в тайтле существенную роль. Время от времени Mekakucity Actors начинает напоминать классическое аниме про повседневную жизнь подростков, в котором отсутствует какая бы то ни было единая сюжетная линия, а некоторые серии даже после окончания просмотра сериала кажутся либо необязательными, либо бесцельными. Я не против нелинейности — я против сумбура и неопределенности, которая начинает исчезать лишь в районе девятой серии, то есть слишком поздно. Подумать только — главный антагонист аниме, плетущий интриги против главных героев, проявляет себя за две-три серии до окончания сериала.
Сценаристы часто забывают, что зритель не обязан быть знаком с оригиналом, которым в данном случае являются песни, манга и ранобэ, чтобы в полной мере понять смысл, заложенный в аниме. Даже не так: совершенно недопустимо требовать у зрителя знакомство с первоисточниками. Поэтому, если вы создаете сценарий, то делайте его понятным всем мыслящим людям. Подчеркиваю — мыслящим, потому что полностью разжевывать каждую мелочь всем и каждому, разумеется, не стоит. Но и оставлять в сюжете гигантские дыры и пробелы, которые просто невозможно залатать без чтения оригинала, и которые раз за разом будут заставлять зрителя в недоумении чесать голову и напрягаться, категорически нельзя. В Mekakucity Actors таких пробелов остается слишком много. Да, концовка за пять минут пытается объяснить то, что не было рассказано на протяжении предыдущих нескольких часов, однако она выглядит крайне форсированной и оставляет не приятное чувство завершенности, а склизкий оттенок разочарования. И даже с учетом последних пяти минут, многие вопросы так и остаются без ответа.
Рисовка
Если вы хотя бы раз видели тайтлы студии Shaft, то уже знаете, чего стоит ожидать от Mekakucity Actors — коронные изгибы шеи, неожиданные повороты камеры, короткие вставки с фокусом на глазах и лицах, яркая цветовая гамма и статика. Много статических изображений. Настолько много, что картинка кажется мертвой. Да, она стильная. Да, с первого взгляда становится понятно, что её создали именно в студии Shaft. Но когда на протяжении десяти секунд приходится наблюдать за изображением, на котором шевелятся только губы персонажей, хочешь, не хочешь, а задашься вопросом — какого черта тут, собственно, происходит? Меня это коробило и в Bakemonogatari, но там подобные приемы можно оправдать мистической тематикой и атмосферой таинственности. Mekakucity Actors же, напротив, подразумевает куда больше экшна, и, следовательно, куда больше возможностей для создания качественной анимации. Однако возможности использованы не были. В результате зрителю приходится наблюдать за яркой, но статичной и неживой картинкой. Фоновые изображения тоже вызывают вопросы. Некоторые так вообще настолько похожи на Bakemonogatari, что кажется, будто их взяли из одного аниме и вставили в другое. Сильной стороной визуальной составляющей я бы назвал цветовую гамму, приятную глазу, и то, как нарисованы сюрреалистичные миры, с которыми приходится сталкиваться героям.
Музыка
Музыкальное сопровождение является светлым пятном тайтла. Оно и не удивительно, если вспомнить, что лежало в основе. Как-никак, а серьезный музыкальный фундамент был заложен в Mekakucity Actors задолго до создания аниме. Многие, если не все песни из оригинального набора попали и в аниме, приобретя при этом вокал известных исполнителей. Нельзя сказать, что фоновая музыка получилась выдающейся, однако с передачей настроения она справляется. Жаль, что её было написано не так много, и зачастую зрителю приходится слушать одни и те же композиции. Что, впрочем, компенсируется наличием нескольких опенингов и эндингов, которые периодически сменяют друг друга на протяжении сериала. Наиболее удачными, на мой взгляд, получились основные опенинг и эндинг — daze в исполнении MARiA from GARNiDELiA и days в исполнении Lia. Опенинг бодр, эндинг лиричен — они олицетворяют светлую и темную стороны тайтла. Перематывать их желания не возникало.
Оценки
Персонажи — 7.0. Неплохие персонажи с интересными взаимоотношениями и предысторией, которые, однако, не успевают продемонстрировать весь свой потенциал из-за посредственности построения сюжета.
Сюжет — 5.0. Нелинейный сюжет с перспективной идеей в основе, несколькими качественными сериями, но скомканной общей реализацией и финалом.
Рисовка — 7.0. Яркая, с приятной цветовой гаммой, однако с практически полным отсутствием анимации. Shaft придерживается своих традиций.
Музыка — 8.0. Недостаток количества фоновой музыки компенсируется ее качеством и опенингами с эндингами.
Заключение
Ощущения очень спорные. С одной стороны, если рассматривать отдельные составляющие тайтла, картина вырисовывается положительная: приятная рисовка (пусть и статичная, но яркая и стильная), не уступающая ей музыка (которой, правда, маловато), необычные герои с яркими характерами, и необычный сюжет с нестандартной манерой повествования. Но когда пытаешься рассмотреть Mekakucity Actors повнимательнее, как единое целое, то начинает всплывать огромное число недоработок и слабых мест, начиная с очень скомканного сюжета, заставляющего чесать голову в недоумении, и заканчивая неграмотным раскрытием персонажей, мешающим сопереживать им в полной мере. Особенно неприятно осознавать подобное, понимая, какой потенциал был заложен в первоисточник, и насколько крутым могло получиться аниме, попади в руки к грамотным режиссерам и сценаристам. Но увы. Нельзя сказать, что просмотр не принес мне удовольствие — напротив, отдельные серии и эпизоды получились просто восхитительно, так что один раз посмотреть его все-таки стоит. Однако оно могло быть намного, намного лучше.