Каждый год в Японии появляется несчетное количество новых аниме-тайтлов. Существенная их часть вряд ли способна вызвать интерес у сколь бы то ни было искушенного зрителя. Некоторые тайтлы оказываются достаточно неплохими для того, чтобы их можно было с удовольствием один раз посмотреть, а затем успешно про них забыть. Некоторые оказываются настолько хороши, что их хочется неоднократно пересматривать, каждый раз находя в них новые качества. А некоторые, исключительно редкие тайтлы, по тем или иным параметрам оказываются настолько уникальными, что кардинальным образом меняют устройство аниме-индустрии и закладывают моду на новые течения и жанры (при этом они далеко не всегда оказываются первоклассными). На этот раз я хочу рассказать про один из них. Я хочу рассказать про ремейк одного из первых заметных вампирских аниме под названием Hellsing, заложившем в начале двухтысячных моду на вампирскую тематику. Это будет обзор на аниме Hellsing Ultimate («Хеллсинг OVA», «HELLSING OVA»).
Краткие сведения
Hellsing Ultimate – это вампирский аниме-сериал, выпускавшийся студиями Satelight (1-4 эпизоды), Madhouse (5-7 эпизоды), и Graphinica (8-10 эпизоды) с 2006 по 2012 годы. Сериал состоит из десяти эпизодов, каждый длительностью примерно в пятьдесят минут. В основе сценария лежит манга за авторством Коты Хирано (Kouta Hirano). Для того, чтобы вы понимали хронологию событий, проведу небольшой экскурс. Hellsing был первой по-настоящему успешной мангой Коты Хирано – до этого у него выпускались несколько проектов, однако успешными их вряд ли можно назвать. В 1997 году его потенциал наконец-то заметили, и Hellsing начал выпускаться в японском журнале Young King OURs, где и выпускался вплоть до завершения манги в 2008 году. Манга оказалась популярной, часто фигурировала в топах продаж, ее издали во многих странах мира, и критиками она считается одним из лучших произведений, посвященных вампирской тематике.
Затем, в 2001-2002 годах появилась первая аниме-адаптация под названием Hellsing, созданная студией Gonzo, являвшейся в те годы одной из передовых студий. Все бы хорошо, но на момент создания сериала манга была выпущена лишь частично, до ее завершения было еще далеко, а сам Кота Хирано в создании аниме-адаптации практически не принимал участия. Сценаристам пришлось импровизировать, поэтому в результате аниме лишь поначалу следует сюжету манги, а затем начинаются кардинальные расхождения. Несмотря на это, аниме тоже получило хорошие отзывы от критиков и любовь зрителей – вампирская тематика в аниме-индустрии тех годов была незаезженной, так что люди с удовольствием с ней знакомились. Однако годы шли, манга выпускалась, и стали очевидны сильные различия в сюжетных линиях, поэтому было принято решение создать еще одну адаптацию по тому же материалу. В Японии ее, как правило, называют HELLSING OVA, а на Западе Hellsing Ultimate. Вот о ней мы сейчас и поговорим. Сюжет Hellsing Ultimate намного ближе к манге, чем у первой аниме-адаптации. Кроме того, в его создании участвовал сам Кота Хирано. В результате первая серия Hellsing Ultimate была выпущена в 2006 году, а последняя – в 2012. Вот такая вот интересная история.
События Hellsing разворачиваются в мире, в котором вампиры являются не персонажами из детских страшилок, а вполне себе суровой реальностью. Тут и там на территории Великобритании появляются слухи о жестоких убийствах, совершаемых ужасными ночными монстрами, пьющими кровь и превращающими людей в кровожадных, очень сильных, безмозглых упырей, движимых одними инстинктами. Обычным людям не под силу справиться с подобными противниками. Впрочем, остались в мире и те, кто способен бросить вызов монструозному злу. Одним из таких смельчаков, посвятивших жизнь борьбе с вампирами, оказалась аристократка Интеграл Фарбрук Вингейт Хеллсинг (Integra Fairbrook Wingates Hellsing), стоящая во главе организации «Хеллсинг». Организации, главной задачей которой является безжалостное уничтожение нечисти. Интегра обладает достаточными средствами, чтобы содержать целую армию наемников, однако главная сила ее организации заключается не в бесконечных ресурсах, а в верховном вампире Алукарде (Alucard), который верно служит на благо организации и безжалостно истребляет представителей своего вида. Почему? Зачем? Неизвестно. Известно лишь то, что процесс убийства доставляет ему немалое удовольствие. Вскоре у Алукарда появится очередная возможность показать себя по всей красе и пролить реки крови, ведь на Великобританию, да и на всю Европу движется могучий враг, про существование которого человечество уже успело подзабыть…
Персонажи
В главной роли Hellsing Ultimate выступает звезда сия шоу по имени Алукард (Alucard), он же Дракула наоборот. Максимально помпезный вампир в красном одеянии от Валентина Юдашкина, роскошными желтыми очками от Джона Леннона и модной шляпе от своей бабушки, который безжалостно расправляется с родственными ему кровопийцами. Алукард – это типичный представитель сверхсильного сословия героев, столь популярного в современных анимешных реалиях (примеров очень много, но первыми в голову приходят Саитама из One Punch Man и Момонга из Overlord), но не особо распространенного десять лет назад. И, надо сказать, я не вижу в этом никаких проблем – образ непобедимого супермонстра отлично ложится на пафосное, кровожадное повествование Хеллсинга, в котором в первую очередь торжествует сила. Кроме того, Алукарда трудно назвать положительным героем, если учесть, сколько невинных людей он убивает на протяжении всего сериала. Он противоречив, и тем интересен: лично мне уже давно приелся образ рыцаря в блестящих доспехах, стоящего исключительно на стороне добра. Так что наблюдение за Алукардом может быть сродни глотку свежего воздуха для уставшего от типичных добрых протагонистов зрителя.
К сожалению, на Алукарде мои положительные впечатления от персонажей Hellsing Ultimate и заканчиваются. Рассмотрим остальных заметных личностей. Начнем со своеобразного маскота сериала – полицейской Серас Виктория (Seras Victoria), попавшейся под руку Алукарду и ставшей его стараниями вампиршей. Маскотом, потому что именно через Серас сценаристы попытались передать противоречивую комедийную составляющую сериала, сделав ее сверхсильным няш-мяшем, появляющимся в самый неподходящей момент и разряжающим атмосферу. И, если порассуждать, Серас могла стать очень перспективным и разносторонним героем, посредством которого демонстрировался бы постепенный процесс трансформации человека в вампира… но нет, куда там. В первой части сериала ее используют исключительно в комедийных целях, а во второй она без каких-либо предпосылок превращается в боевую машину смерти в результате завершения форсированной романтической линии. Ни ее мотивов, ни гармоничного развития я так и не увидел, как ни всматривался. Она определенно не плоха и имела потенциал, однако акценты в ее развитии, на мой взгляд, получились неудачными.
Еще одним противоречивым женским персонажем назову Интегру Хеллсинг (Integra Hellsing), которая, казалось бы, вполне могла бы стать эталоном брутальной женщины, крошащей вампиров направо и налево, и обладающей поразительным умом, генерирующим гениальные планы. Ведь как иначе она могла бы стоять во главе рода Хеллсингов? Однако взамен зритель получает высокомерную бабищу, понтующуюся своим происхождением и не предпринимающей за весь сезон ничего полезного. Ее особняк раз за разом разваливают на части, подопечных безжалостно уничтожают, а она в это время с пафосной рожей сидит на бесчисленных совещаниях, где вещает окружающим об ужасающих противниках. При этом, если так задуматься, единственными ценными активами семьи Хеллсинг является Алукард и Уолтер, к которым потом присоединяется Серас. И, несмотря на обладание сильнейшим в мире существом, Интегра все равно умудряется все зафакапить, ленясь напрячь свои извилины, в результате чего миллионы людей расстаются с жизнью, ее особняк и команду уничтожают, а она с крутым видом курит сигару. Мда, просто сверхразум, не иначе… Давненько у меня так сильно не бомбило от наблюдения за пафосными протагонистами, которые могут спасти ситуацию, однако лишь болтают и не делают ничего полезного.
Если говорить про остальных героев, то неплохими среди них выделю Александра Андерсона (Alexander Anderson), роскошно вписывающегося в атмосферу Хеллсинга и обладающего наиболее прописанной мотивацией, и дворецкого Уолтера (Walter C.Dornez), режущего вампиров аки нож масло. Антагонисты же в Hellsing Ultimate лично мне показались излишне гротескными. С одной стороны, это и неплохо – именно преувеличенно безумные антагонисты отлично дополняют и без того безумный мир Хеллсинга. С другой стороны, лично мне приятнее наблюдать за негодяями с мотивацией, выходящей за рамки «Я злой, потому что мне хочется сдохнуть и я ищу достойного противника». Так и отдает душком дешевого сенэна. Кроме того, здесь нет ярких, запоминающихся и хорошо прописанных злодеев – образ зомби-нацистов с точеными зубами как у акул вызывает у меня разве что улыбку, но никак не ужас (даже несмотря на многочисленные кровавые сцены с их участием). Кто такие этот человек-оборотень, баба с косой и Шредингер я не понимаю до сих пор. Разумеется, это мое лично мнение: вероятно, людям с более чувствительной психикой они будут сниться в кошмарах. Пухлый же Майор (Major), озаряющий внутренности немецких цепеллинов белоснежной улыбкой, получился пускай и харизматичным, однако слишком… абстрактным, что ли. В нем нет какой-то изюминки, выделившей бы его на фоне прочих стандартных анимешных злодеев.
Сюжет
Hellsing Ultimate представляет собой тот редкий пример аниме, в котором достоинства и недостатки не нужно внимательно и дотошно выискивать с лупой – они настолько очевидны, что сами бросаются тебе в руки. Что ж, и достоинств, и недостатков здесь действительно много. Начнем с плюсов. Первым очевидным достоинством я назову атмосферность. На воссоздание мрачной, но при этом торжественной атмосферы нацелена буквально каждая составляющая Hellsing Ultimate – начиная с построения диалогов, и заканчивая графикой и музыкой. Наверное, лучше всего атмосфера сериала выражается в пятом эпизоде, который я бы назвал квинтэссенцией Хеллсинга. Тут и там проливаются океаны крови, играет мощная симфоническая музыка, произносятся пафосные фразочки о якобы великих возвышенных целях, и все это происходит в мрачном антураже разрушаемого Лондона. Возвышенно, жестоко и красиво. Стоит отметить, повышенная кровожадность в аниме про вампиров выглядит не как глупая попытка привлечь побольше молодых зрителей, желающих вкусить запретный плод жестокости, а как вполне разумная необходимость, нужная для полноценной передачи идей автора.
Еще одной чертой сериала, которая зачастую считается негативной, однако в случае с Hellsing Ultimate сыгравшей положительную роль, является повышенная пафосность. Пафосные диалоги. Пафосные позы. Пафосная одежда. Пафосные движения. Пафосные улыбки. Пафосные взгляды. В Hellsing Ultimate пафосом дышит буквально все. Однако стоит учитывать, что существует два вида пафосности – непреднамеренная и преднамеренная. Непреднамеренная пафосность зачастую возникает в тайтлах при неграмотном построении диалогов и негармоничного развития сюжета, в результате чего наиболее важные, проникновенные моменты аниме превращаются в унылое зрелище, вызывающее отторжение. Наверное, наиболее ярким примером из мне встречавшихся будет Fate/stay night: Unlimited Blade Works, где Эмия Сиро является самим олицетворением неудачного пафоса. А бывает пафосность преднамеренная, порой даже возводимая в абсолют для усиления эмоционального эффекта. В таких случаях она становится неотъемлемой частью повествования и одной из наиболее характерных черт произведения. Самым известным примером тайтла с удачным применением пафоса является, конечно же, JoJo’s Bizarre Adventure, но и Hellsing Ultimate не сильно от него отстает.
Обсудили сильные стороны, перейдем к слабый. Первым, и самым очевидным недостатком Hellsing Ultimate назову гигантские, пронизывающие произведение от начала до конца, сюжетные дыры и логические противоречия. И если некоторые из них можно с легкостью списать на эффектность (например, нескончаемые патроны в оружии) или пафосность (например, постоянные разговоры во время сражений), то найти объяснение большинству из них я так и не смог. Почему особняк Хеллсингов так слабо защищен, что в условиях полной боевой готовности пара десятков обычных вампиров способны взять его штурмом, полностью уничтожив гарнизон за несколько минут? Почему Интегра постоянно придерживает Алукарда до последнего момента, когда его можно было бы выпустить с самого начала и предотвратить потери? Это все равно, что стрелять по танку из пистолета, дождаться, пока все твои напарники умрут, а затем достать из загашника базуку и уничтожить врага одним выстрелом. Почему организация сама не наделала вампиров, которыми можно было бы управлять и спокойно давать отпор врагу? Почему у Хеллсинга нет никакой разведки, способной хоть как-то разузнать планы противника? Почему, когда перед тобой стоит враг, который хочет превратить себя в монстра, и ты можешь этому помешать, ты пытаешься уговорить его словами, а не просто выбиваешь у него гвоздь из руки посредством пистолетов?
Лично у меня во время просмотра неоднократно возникало ощущение, что во главе правительств государств и организации Хеллсинга в частности находятся слабоумные глупцы, способные лишь корчить удивленные рожи, когда хорошо им известный противник вдруг сжигает целый город. Причем противник перемещается не на каких-то реактивных самолетах, а на гребанных цепеллинах!!! И это я лишь перечислил первые пришедшие в голову моменты – при желании список нелогичностей можно продолжать до бесконечности. Смотреть настолько непродуманное произведение было физически больно – ну не умею я отключать мозг и переставать задавать вопросы. Кроме того, не могу не отметить крайне сдержанный темп повествования, из-за которого возникало ощущение, что я смотрю очередной эпизод Наруто. При таком медленном темпе сорокаминутные эпизоды тянутся, будто на самом деле они в два раза длиннее. Очень длинные разговоры, повторяющие одну и ту же фразу в разных вариациях, а также классические перелеты камеры с лица на лицо, делают ситуацию с динамикой еще более плачевной.
Еще одной противоречивой чертой сериала назову юмор, сделанный в лучших традициях Коты Хирано. Я уже подчеркивал в обзоре на более позднюю его работу Drifters, что у создателя оригинала очень своеобразное чувство юмора. Он обожает делать комедийные вставки именно в те моменты, когда они менее всего необходимы. Только ты настроишься на серьезную волну, только погрузишься в мрачную атмосферу мира, где людей жестоко разрывают на части и превращают в кровожадных монстров, и тут… на тебе глупой смешняфкой по голове. К чему? Зачем? Ни о каком серьезном настрое после таких сцен речи не идет. И если поначалу они хотя бы помогают на контрасте лучше раскрыться характеру Серас – мол, она не такая, как все вампиры, и в ней еще остались человеческие черты – то со временем подобные глупые шутки утрачивают всякий смысл и становятся глупее и глупее. Кто-то назовет это «фишкой» Коты Хирано. Я назову это странной прихотью, разрушающей атмосферу сериала. Навязчивой и глупой прихотью.
Касательно того, что созданием сериала занимались три разные студии: на мой взгляд, лучше всего со своими задачами справилась студия Madhouse. Именно серии с пятой по седьмую лучше всего передают атмосферу сериала, обладая при этом наименее выраженными недостатками. Они получились и достаточно динамичными, и чрезмерно кровавыми, да и с точки зрения стилистики именно эти серии мне понравились больше всего – мрачно, но в то же время ярко. Серии с первую по четвертую, созданные студией Satelight, получились чрезмерно медленными, а художники студии переборщили с темными красками – в 80% случаев приходится наблюдать за темными декорациями без какого-либо разнообразия. Серии же с восьмой по десятую, созданные студией Graphinica, выглядят как неудачная попытка впихнуть в сжатые рамки всю возможную информацию, которую не удалось рассказать ранее. Особенно это заметно в последней серии, где путем целого ряда флешбэков зрителя пытаются как можно быстрее познакомить с предысторией Алукарда, Уолтера и прочих героев, упоминая при этом кучу незнакомых персонажей. Причем, несмотря на все усилия, открытых вопросов и непонятных моментов лично у меня осталось вагон и маленькая тележка (а я, как вы знаете, смотрю тайтлы очень вдумчиво, пытаясь во всем разобраться). Так что попытка быстро залатать сюжетные дыры в последних сериях, как по мне, оказалась неудачной.
Рисовка
Мрачно и стильно. Графическая составляющая полностью соответствует содержимому аниме. В Hellsing Ultimate специально поддерживается мрачная цветовая гамма (не удивительно, ведь большинство событий разворачиваются ночью) с ярким выделением деталей, на которых акцентируется внимание: это и красные очки Алукарда, и зрачки глаз у Серас и Андерсона, и отражения на оружиях, и многие прочие небольшие, но важные детали, придающие изображению особый шарм. Отдельно отмечу нереальное обилие безумных улыбок с искривлениями шеи в духе студии Shaft – если вам кажется, что прохожие на улицах слишком хмуры и навевают на вас грусть, то посмотрите пару минут Hellsing Ultimate, где каждый герой так и норовит одарить вас своей белоснежной улыбкой. Милота, да и только. Кроме того, нельзя не отметить стильный дизайн персонажей, который легко узнается и запоминается. В особенности радует красное одеяние Алукарда, но и прочие персонажи наделены заметной внешностью, которую нелегко забыть. Несмотря на то, что созданием Hellsing Ultimate в разное время занимались аж три независимые студии, им удалось придерживаться единого стиля, что, я уверен, было достаточно сложной задачей. Даже сейчас, спустя более чем десять лет с момента трансляции первого эпизода, аниме выглядит достойно.
Музыка
Если и есть в Hellsing Ultimate более сильная составляющая, чем графическая, то это музыкальная. Хаято Мацуо (Hayato Matsuo), выступившему в роли композитора, удалось создать потрясающей по своей красоте, разнообразию и мощи саундтрек, в котором успешно соседствуют роскошные симфонические и электронные композиции. В результате получился почти трехчасовой альбом, состоящий целиком из высококлассной музыки. Отдельно отмечу целый блок композиций, сделанных в духе традиционных немецких гимнов, а также обилие вокальных треков. Если честно, я даже и не припомню, когда в последний раз встречал настолько богатый на качественные композиции саундтрек – разве что у Хироюки Савано. Это шедевр, к котором я определенно неоднократно буду возвращаться для прослушивания во время работы. Опенинга в Hellsing Ultimate нет, да и он в данном случае был не сильно нужен. Эндинг же здесь практически в каждой серии новый.
Оценки
Персонажи – 6.0. Алукард, Андерсон и Уолтер хороши. Про прочих персонажей подобного сказать не могу.
Сюжет – 5.0. Простой, но при этом крайне дырявый и нелогичный сюжет с медленным развитием событий. Удачными показались серии с пятой по седьмую.
Рисовка – 8.0. Стильный дизайн персонажей, качественная анимация. Очень любопытный эффект от перехода произведения от студии к студии.
Музыка – 10.0. Один из самых разнообразных и мощных саундтреков, что мне встречались. Очень круто.
Заключение
HELLSING OVA – это JoJo от мира вампирских ужастиков. Это аниме, в котором достоинства и недостатки оказались настолько ярко выраженными, что зрительская аудитория поделилась на два противоборствующих лагеря: первый превозносит тайтл за мрачную атмосферу, море кровищи, качественную рисовку, прекрасную музыку и гармоничный пафос, а второй критикует его за крайне дырявый сюжет, глуповатых персонажей, очень медленный темп повествования и посредственный юмор. В данном случае я не стану принимать ни одну радикальную сторону, и останусь где-то посередине. С одной стороны, я понимаю, почему зрителям может понравиться данный тайтл – нечто столь брутальное и кровавое действительно появляется нечасто даже сейчас. С другой стороны, не понимаю, почему его рейтинги повсюду настолько высоки. Лично я досмотрел HELLSING OVA с большим трудом, и вряд ли у меня когда-либо возникнет желание его пересматривать. Я слишком сильно ценю смысловые составляющие аниме, так что даже роскошное оформление не смогло заглушить во мне чувство отторжения от тягучего и бессмысленного сюжета. Hellsing Ultimate – это один из немногих «эпохальных» тайтлов, который мне не понравился. Пришлось заставлять себя смотреть каждую новую серию, а это то еще удовольствие. Я ожидал большего.