Обзор визуальной новеллы Doki Doki Literature Club («Литературный клуб Тук-Тук»)

Doki Doki Literature Club

Ух, давненько у меня руки не доходили до визуальных новелл. Впрочем, оно и не удивительно – я не могу назвать себя фанатом игр данного жанра. Единственной пройденной мной новеллой было хорошо всем известное Бесконечное Лето (БЛ) от отечественных разработчиков, на которое, кстати, я уже писал обзор. А так как обзор получил большое количество отзывов и пожеланий, я решил вновь вернуться к теме визуальных новелл, тем более, что повод для этого подобрался вполне весомый. Данный обзор будет посвящен одной из самых нашумевших новелл 2017 года, из-за которой по Интернету уже давно гуляют многочисленные мемасики и скриншоты, и которая всячески привлекает к себе внимание. Это будет обзор на Doki Doki Literature Club («Литературный клуб Тук-Тук»). Давайте попробуем разобраться, из-за чего вокруг столь простой, на первый взгляд, новеллы был поднят столь обширный ажиотаж, и заслужен ли он.

Героини

Краткие сведения

Doki Doki Literature Club – это визуальная новелла, выпущенная студией Team Salvato осенью 2017 года. Распространена на Windows, Mac OS и Linux, и распространяется при помощи Steam. Игра разработана на популярном движке визуальных новелл Ren’Py. Большую часть работы произвел Дэн Сальвато, который втайне работал над новеллой на протяжении более двух лет, и выполнял роль как автора сценария, так и композитора и программиста. Дизайном занимались художники с псевдонимами Velinquent и Satchely. Doki Doki распространяется абсолютно бесплатно. Спустя три месяца после релиза её уже скачали свыше миллиона раз, что для жанра визуальных новелл является очень большим успехом.

События визуальной новеллы демонстрируются при помощи парня, имя которому вы можете придумать любое. Это простой школьник, единственными хобби которого являются аниме и игры. Он не состоит ни в каких клубах и у него нет каких-либо ярко выраженных достоинств. ОЯШ, грубо говоря. Однажды подруга детства по имени Саёри успешно упрашивает героя вступить в местный литературный клуб, который, по закону жанра, целиком состоит из разнообразных, но крайне привлекательных девушек: загадочной красавицы Юри, дерзкой Нацуки и ответственной Моники. И все они, как одна, проявляют знаки внимания к главному герою. Вам же предстоит строить отношения с одной из них, путем нехитрой мини-игры создавая стихотворения, которые понравились бы вашей избраннице. Вот только очень скоро всё становится далеко не так радужно, как кажется, и игра приобретает всё более зловещие оттенки…

Глитч

Персонажи

Думаю, ни для кого не секрет, что в визуальных новеллах наличие качественного протагониста составляет существенную долю успеха. Особенно это заметно в новеллах, где повествование ведется от лица главного героя, которым «управляет» игрок – прямо, как в Doki Doki. Так почему же главный герой является краеугольным камнем многих новелл? Да потому, что с первых же минут прохождения игроку приходится ассоциировать себя с главным героем, ведь он буквально смотрит на мир его глазами. И если протагонист ведет себя неадекватно, а игрок, как мы знаем, в новеллах слабо влияет на решения и поведение персонажа, то прохождение игры может превратиться в очень малоприятный опыт. И я не могу сказать, что поведение протагониста в Doki Doki Literature Club меня удовлетворило. Проблема тут даже не в том, что он является ОЯШем – это как раз и не страшно. Куда больше меня бесила манера общения протагониста с девушками, ведь он во всём пытается им угодить. У протагониста полностью отсутствует собственный характер, в результате чего он, как тряпка, соглашается со всем сказанным. А так как я, как игрок, никак не мог повлиять на эту манеру общения, происходящее меня немало разочаровывало. В этом плане главный герой Бесконечного Лета мне понравился намного больше.

Дом

Впрочем, негативные впечатления на главном герое и закончились. Остальные персонажи Doki Doki получились намного лучше. Саёри, Юри, Нацуки и Моника наделены преднамеренно шаблонными, но оттого не менее яркими и проработанными характерами, что позволяет каждому игроку выбрать себе девушку по душе. Я вот в очередной раз понял, что у меня очень извращенные вкусы. Иначе как можно объяснить, что вновь, так же, как и в Бесконечном лете, при первом прохождении мой выбор пал именно на поехавшую психопатку, любящую ножи? Да у них даже внешность похожая… В особенности хочется выделить Монику, на которую первоначально ты практически не обращаешь внимания, но которая впоследствии играет очень важную роль в развитии сюжета. Благодаря ей третий акт превращается в столь великолепное действо. Сколько философии в её словах! Сколько интересных мыслей и идей! А когда подумаешь, на что она пошла ради разговора с героем… Очень классный, проработанный и обоснованный персонаж.

Моника

Сюжет

Doki Doki Literature Club состоит из четырех небольших актов. Лично я, читая в неторопливом темпе, смог пройти новеллу дважды примерно за четыре часа. Так что к категории длинных визуальных новелл она явно не относится. Однако впечатления, полученные от этого непродолжительного промежутка времени, окупают каждую потраченную на прохождение минуту. Дело в том, что новелла постоянно эволюционирует. Так, в первом акте она вызывает обманчивое впечатление банального симулятора свиданий с тремя девушками на выбор. Во втором она превращается в оригинальный психологический триллер, приоткрывающий завесу тайны над истинной природой происходящих на экране событий. Причем подобные переходы для неподготовленного зрителя могут оказаться очень неожиданными, так как маскировка под розовенький симулятор свиданий в первом акте получалась ну очень натуральной, и догадаться, что тут всё не так просто, можно лишь по редким косвенным намекам, которые при первом прохождении заметить довольно трудно.

Нацуки

Даже зная про некоторые сюжетные ходы из многочисленных мемасиков, гуляющих в Интернете, проходить Doki-Doki мне было всё равно интересно, так как ты точно не знаешь, когда всё покатится к чертям. Третий же акт представляет собой маленький концептуальный шедевр, в котором сконцентрировалось сразу несколько любопытных повествовательных приемов и новшеств, которые я раньше нигде не встречал – это надо увидеть собственными глазами. И, наконец, четвертый акт подводит черту под историей. По мере прохождения мои мысли эволюционировали из «Эмм, и это всё? Что тут особенного-то?» во время первого акта в «Твою мать, что тут происходит» во время второго и в «Боже, как это офигенно» во время третьего и четвертого.

Обнимашки

Я люблю интригу. А еще я люблю закономерности и ненавижу случайности. Мне нравится процесс предугадывания последствий своих выборов и действий. Нравится, когда отдельные кусочки большой истории складываются звено за звеном в одну цельную, логичную цепочку. Нравится разгадывать намеки, тут и там аккуратно подбрасываемые в диалогах. В Doki-Doki всё это есть. Здесь идеальным образом поддерживается интрига — вы никогда не знаете, что произойдет в следующей сцене второго акта или чем закончится новелла. При этом ощущение интриги достигается не за счет наступления неочевидных, случайных событий, а путем сокрытия некоторых деталей общей картины, которые, впрочем, при помощи анализа все равно можно разгадать. Здесь вовремя даются подсказки, даже во время первого акта, причем далеко не очевидные, что заставляет с удвоенным вниманием вчитываться в каждое слово и стихотворение. Например, уже при первом же прохождении, ничего не зная про скрытый смысл новеллы, вы уже можете замечать странности, вроде того, как

Минутка спойлеров
Юки резко спустила свой рукав при входе главного героя в комнату, или слов Моники про подвешенное состояние Саёри.

При должном внимании можно узнать и заподозрить много интересного. И, что еще более важно, все эти изменения, происходящие с игрой и с героинями, в полной мере обоснованы! То,

Минутка спойлеров
как Моника неумело видоизменяет игру, постепенно разрушая её путем подмены характеров героинь на более отторгающие и изменяя скрипты, чтобы привлечь внимание игрока к себе,

является очень классным и оригинальным способом обоснования изменений в актах. Да где еще вы встретите новеллу, которую для повторного прохождения необходимо загружать заново, так как она оказывается в неработоспособном состоянии? Это очень, очень круто. Еще одним достоинством Doki Doki является обилие секретов. Причем секретов самых разнообразных и неожиданных. Я не буду их перечислять: если хочется, можете прочитать их в статье на википедии.

Саери довольна

И, наконец, еще одной важной особенностью Doki Doki является целый ряд приемов и новшеств, которые я, пожалуй, нигде не встречал. Разумеется, у меня не столь обширный опыт прохождения визуальных новелл, и, вероятно, перечисленные ниже элементы на самом деле могут быть распространены в других играх жанра, однако для меня они были приятными открытиями. Так, я хочу вновь упомянуть третий акт, где игроку приходится прибегать к любопытным махинациям для успешного перехода на следующий этап. Здесь не только рушится четвертая стена, но и возникает довольно интересная симуляция жизни персонажа внутри компьютера, в котором он оказался запечатан. Кроме того, при наличии определенного запущенного процесса на компьютере, Doki Doki может подкинуть игроку еще парочку сюрпризов. В общем, прохождение этой части визуальной новеллы было пускай и коротким, но очень интересным опытом, за который хочется сказать создателю игры большое спасибо.

Саёри сидит

Впрочем, Doki Doki Literature Club не лишен и недостатков. Так, мне категорически не понравилось отсутствие хотя бы нескольких альтернативных сюжетных линий. По-настоящему альтернативных. После первого прохождения у еще меня оставалось ощущение, что в истории многие закоулки были не исследованы, что я увидел далеко не всё, и что у новеллы еще есть, чем удивить. Однако второе прохождение полностью опровергло это предположение. На самом деле, практически никакие выборы игрока кардинальным образом не влияют на развитие истории. Первый акт в любом случае закончится одинаково. Второй акт в любом случае будет связан именно с одной героиней. Да и третий и четвертый акты также практически не изменяются. И возникает вопрос: «А какого черта я вообще пытался что-то изменить и принимал решения?». Сейчас кто-то, вероятно, скажет, что это визуальная новелла, и она не обязана содержать обилие сюжетных развилок, но, черт побери, даже в нелюбимом столь многими Бесконечном Лете есть свыше десяти концовок. Так что лично мне было обидно, что, как бы внимательно я ни вчитывался в Doki Doki, как бы сильно ни старался достичь хорошей концовки – все было напрасно. Просто потому, что такой концовки нет. Как и сильного разнообразия в остальных актах. Да, у игрока есть возможность закончить игру «хорошо», однако получаемая награда в виде пары фраз и письма создателя в моем понимании не соизмеримы с усилиями, которые приходится приложить для их получения. Смысл перепроходить игру после пары прохождений полностью утрачивается.

Саёри

Рисовка

Скажем прямо – я мало играл в визуальные новеллы, и поэтому мне не с чем сравнивать графику в Doki Doki Literature Club, и, следовательно, трудно объективно её оценить. Однако, исходя из своего, пускай и небольшого, опыта, я могу с уверенностью сказать, что визуальная составляющая в новелле выглядит очень достойной. Причем это касается всех её компонентов. Так, героини получились яркими и разнообразными: они наделены диаметрально противоположными внешностями, что позволяет легко из различать и запоминать. Проработка одежды находится на высоком уровне. Анимации персонажей, понятное дело, в Doki Doki немного, однако движения героинь и переходы между позами происходят своевременно и нареканий не вызывают. Отдельно хочется отметить здорово использованные элементы хоррора вроде затенений экрана, глитчей и безумных лиц, накаляющих атмосферу и выглядящих действительно пугающе. Не могу сказать, что был в ужасе, но пару раз уж точно испытал дискомфорт и учащенное сердцебиение. Касательно анимации сцен говорить особо нечего: я заметил лишь две сцены, где была бы анимирована окружающая среда – это третий акт и сцена, где герой кормит Юри шоколадкой (там летают частицы пыли). Они выглядят круто, но их маловато. И последним заметным недостатком назову небольшое количество локаций и фоновых изображений, из-за чего многие сцены происходят на одном и том же месте, что слегка портит ощущение от игры.

Сотворение стихов

Музыка

В виду того, что написанием композиций для Doki Doki Literature Club занимался сам Дэн Сальвато, каким-то сверхъестественным качеством они не обладают. Да и самой музыки в новелле совсем немного, что и понятно – Дэну необходимо было работать и над другими составляющими игры, так что он решил ограничиться малым. Сорок минут саундтрека для новеллы, которая проходится за три-четыре часа – это все же маловато. Впрочем, плохой музыку я не назову. В первом акте новеллы играют бодрые, весёлые мелодии, оптимально подходящие для симулятора свиданий. Во втором фоновое музыкальное сопровождение сменяется более напряженным. Работа со звуком была проделана отменно – по сути, именно благодаря комбинации правильного использования графических эффектов вроде глитчей и элементов ужастиков с грамотно подобранными звуками новелла получилась настолько атмосферной и разнообразной. Учитывая, что всё это было проделано одним человеком, остается лишь снять шляпу. Отдельно отмечу очень красивую фортепианную композицию с вокалом в качестве эндинга – существуют годные варианты как в русском, так и английском переводах.

Творение

Оценки


Персонажи – 8.0. Протагонист получился заурядным. Героини разнообразны и интересны, хотя преднамеренно и сделаны шаблонными. Моника шикарна.

Сюжет – 8.0. Оригинальный сюжет с множеством неожиданных поворотов. Впрочем, решения игрока мало на что могут повлиять, что грустно.

Рисовка – 8.0. Девушки получились яркими и разнообразными. Фоновых изображений и локаций не так уж и много, да и прорисованы они не столь уж и круто. Анимация хороша.

Музыка – 8.0. С созданием атмосферы музыкальное сопровождение справляется потрясающе, хотя длительность могла бы быть и побольше.

Механика – 10.0. Даже при условии, что в визуальных новеллах трудно придумать что-то новое из-за ограниченных возможностей движка, в Doki Doki встречается огромное количество новых, интересных механик.


Юри и полотенце

Заключение

Я просто в очередной раз подчеркну. Большая часть новеллы создана одним человеком. Одним. Человеком. И распространяется бесплатно. В это можно и нужно играть. Умело маскируясь по заурядный симулятор свиданий, данное творение совершенно неожиданно начинает видоизменяться и приобретает самые разные, вплоть до самых мрачных, краски. Doki Doki Literature Club умеет удивлять и способен ошарашивать: всё-таки не зря при запуске выводится предупреждение, что новелла не предназначена для детей, беременных женщин и лиц с неустойчивой психикой. Хотя мне не было страшно. Нет, скорее было неожиданно, интригующе и интересно. А когда я увидел третий акт, то был в настоящем восторге. Новелла мне понравилась. Даже при наличии недостатков вроде невнятного протагониста и малого количества разветвлений, Doki Doki Literature Club все равно превосходит любые ожидания (а они, поверьте, в моем случае были довольно высоки). Кстати, в виду умеренной длительности, Doki Doki подойдет даже тем людям, кто никогда в жизни не играл в визуальные новеллы или категорично избегал игр данного жанра. Если вы обладаете устойчивой психикой и не пугаетесь каждого шороха, то Doki Doki Literature Club все же стоит дать шанс.

8.5/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор визуальной новеллы Doki Doki Literature Club («Литературный клуб Тук-Тук») was last modified: Сентябрь 8th, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.