Обзор аниме Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu («Сквозь эпохи: Узы ракуго»)

Кикухико и Сукэроку

Я уже давно обратил внимание, что мне приятнее всего писать обзоры про хорошее, но малоизвестное аниме. В таком случае у меня появляется надежда, что, прочитав подобный обзор, человек возьмет и посмотрит обозреваемое аниме. А это значит, что мои усилия не были напрасны, ведь я помог одновременно и создателям аниме, работу которых не оценили по достоинству, и зрителю, который мог попросту не узнать про аниме из-за его низкой популярности. Текущий обзор — как раз один из таких случаев. Я расскажу вам про малоизвестное, но очень интересное и необычное аниме, которое буквально окутывает в атмосферу Японии середины XX века. Это будет обзор на аниме Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu («Сквозь эпохи: Узы ракуго»).

Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu ("Сквозь эпохи: Узы ракуго")

Краткие сведения

Сквозь эпохи: Узы ракуго — аниме, транслировавшееся зимой 2016 года, и созданное студией Studio Deen. Оно состоит из тринадцати эпизодов, и снято на основе манги. Аниме посвящено традиционному японскому искусству под названием ракуго. Так называется литературный и театральный жанр, зародившийся в далеких XVI-XVII веках. Обычно под ракуго подразумевают небольшие юмористические сценки, рассказываемые со сцены умелыми рассказчиками (ракугока), однако существуют также и длинные серьезные рассказы. Главной особенностью ракуго является то, что рассказчик всего один, и он должен уметь вести повествование от лица нескольких персонажей одновременно. Искусство ракуго передавалось из поколения в поколение, существовали целые династии, славящиеся за особое мастерство. И по сей день искусство ракуго в Японии живет и развивается, хотя из-за телевидения и интернета былой популярностью уже не пользуется. Тем приятнее окунуться в неповторимую атмосферу Японии середины XX века, когда ракуго было на пике популярности.

Юные Кикухико и Сукэроку

Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu поведает вам историю про двух сирот — Кикухико (Kikuhiko) и Сукэроку (Sukeroku), которые пришли учиться искусству ракуго у признанного мастера. Это будет история про их взросление, поиски своего собственного стиля ракуго, самосовершенствование и преодоление препятствий на пути к успеху. Два совершенно разных человека, связанных судьбой и единой целью. Повествование ведется от лица постаревшего Кикухико, который рассказывает историю своей молодости  своему первому и единственному ученику — молодому парню Ётаро (Yotaro), только что выпушенному из тюрьмы, и захотевшему познать искусство ракуго.

Подмастерья

Персонажи

Сквозь эпохи: Узы ракуго наглядным образом демонстрирует, что порой и двух персонажей достаточно для рассказа захватывающей, интересной истории. А всего-то и надо, что наделить персонажей глубокими и неординарными характерами, и постепенно демонстрировать их с разных ракурсов. Я всегда считал, что важно не количество, а качество того, что ты делаешь. Существуют аниме, в которых на зрителя буквально вываливают толпу посредственных персонажей, пытаясь этой россыпью затуманить глаза: «Вот, глядите, сотня манекенов на все цвета и вкусы, выбирайте любой и восхваляйте нас». Но, к сожалению, этот принцип работает далеко не всегда. Посредственные персонажи не добавляют произведению художественной ценности, они лишь придают даже хорошему аниме элемент второсортности. За примером далеко ходить не надо, возьмите любой сезон всем известного Tokyo Ghoul: вроде бы и хорошее аниме, с захватывающей атмосферой и незаезженной тематикой, однако толпы нераскрытых второстепенных персонажей сильно портят впечатление при просмотре.

Канацу (Kanatsu)

Ладно, лирические отступления оставим на потом. Как я уже сказал, главных героев в аниме двое: Кикухико и Сукэроку. Эти персонажи — как две противоположности, как Инь и Ян, как огонь и лед. Ленивый, открытый и простой Сукэроку, и трудолюбивый, холодный и сложный Кикухико. Их отношение к жизни диаметрально противоположное: один любит гульвасить, тратит все деньги на выпивку и практически не репетирует, а другой тратит все время на тренировки, копит деньги на аренду квартиры и идеально одевается. Их отношение к жизни распространяется и на ракуго. Кикухико играет для самого себя, и его не сильно волнует мнение публики. Сукэроку же, наоборот, играет для зрителя, и делает все, чтобы тот ушел из театра довольным. Они двигаются вперед разными путями, но всегда при этом идут параллельно друг другу. Превосходный тандем, за которым безумно интересно и приятно наблюдать. Кикухико и Сукэроку идеально дополняют друг друга: даже если вам не понравится один из них, вас наверняка заинтересует другой.

Face to face

Если про Сукэроку говорить, в общем-то, нечего: рубаха-парень, вкладывающий в дело всего себя, но при этом абсолютно безалаберный с житейской точки зрения, то Кикухико получился куда как непростым. Я так до конца и не понял мотивы некоторых его действий, но язык не повернется назвать их неверными. В душе Кикухико одиночка, ведь таким его сделала жизнь. Родители от него отказались, мечта заниматься танцами из-за травмы так и не воплотилась в реальность, и он никогда не мог признаться в своих чувствах девушкам, которых любил. В результате, уже будучи взрослым, он холодно обращается и с лучшим другом, и с женщиной, которая от него без ума. Он стал разумным эгоистом: раз общество от тебя отвернулось, поверни его к себе и отними все, что только можешь. Поэтому и выступает Кикухико в первую очередь для себя — ему нужно внимание зрителя, которого так не хватало раньше. Как видите, очень неординарный главный герой, с глубокой душой и нелегким прошлым, понять которого не так-то просто.

Друзья за беседой

Сюжет

Первая серия, длиной в 40 минут, создает обманчивое впечатление того, что события будут развиваться в современную эпоху. Однако она оказывается лишь вступлением, поверхностно знакомящим зрителя с миром ракуго. Самое интересное начинается со второй серии, когда Кикухико начинает рассказывать своему ученику про дела давно минувших дней. Подобная манера повествования (воспоминания о прошлом в исполнении умелого рассказчика) придает аниме какой-то едва уловимый шарм, заставляющий вслушиваться в каждое слово. В кино принцип воспоминаний используется повсеместно, а вот в аниме его почему-то боятся использовать.

Мастер Кикухико

Повествование строится на рассмотрении трех важных идей:

1). Игра контрастов. Естественно, больше всего это проявляется в главных героях, однако на них игра не ограничивается. В послевоенные годы Япония резко поменялась: на смену традициям начали приходить новые технологии, замкнутость страны превратилась в открытость. Прошлое столкнулось с будущим, и борьбу начало постепенно проигрывать. Театры ракуго начали вытесняться телевидением, нежные мотивы традиционного японского инструмента сямисэна заглушаются разгульным звучанием заграничных саксофонов. Ракуго находилось под угрозой, об этом не раз упоминает Сукэроку в своих разговорах с мастером.

Гейша Миёкичи

2). Поиск цели в жизни. Это касается не только холодного Кикухико и горячего Сукэроку, но и окружающих их людей. К примеру, гейша Миёкичи (Miyokichi) не может жить для себя. Не может, и не хочет. Она настолько привыкла жить ради мужчины, что заранее чувствует, когда её хотят бросить. И как только такое случается, она стремится как можно быстрее найти себе новую цель в жизни — нового мужчину. Миёкичи является самым ярким второстепенным персонажем в Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu, позволяющим немного отвлечься от ракуго в целом и от главных героев в частности.

Энергичный Ётаро

3). Сила искусства. Ракуго, как и любое другое искусство, может оказывать целительное влияние на человеческие души. В аниме показано, как во время войны солдаты, соскучившиеся по юмору, смеются над выступлениями, и это придает им сил сражаться. Как люди, находящиеся под гнетом своих проблем и мыслей, на некоторое время забывают про всё, и смеются. На мой взгляд, именно в этом и заключается предназначение любого искусства: делать жизнь человека чуточку лучше.

Сукэроку клянчит денег

Сквозь эпохи: Узы ракуго буквально пронизано различными мелкими деталями, уловить которые сможет лишь внимательный зритель. А ведь именно в них заключается большая часть красоты и очарования этого прекрасного аниме. Поэтому данное творение необходимо смотреть неспеша, в полной мере наслаждаясь медленной, меланхоличной манерой повествования, полностью погрузившись в атмосферу Японии тех лет. В таком случае аниме продемонстрирует всю свою красоту и изящество. К примеру, далеко не все поймут, что Миёкичи решила сблизиться с Кикухико в первую очередь для совершенствования своего мастерства гейши, и лишь потом прониклась к нему симпатией. Не все поймут, почему Кикухико простил своего ученика, заснувшего на выступлении, после того, как тот пришел просить прощения. Вроде бы мелочи, но именно благодаря им Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu складывается в единую картинку.

Выступление ракуго

Рисовка

Studio Deen всеми силами пытается вернуть себе репутацию, и у них наконец-то начало это получаться. Рисовка в аниме прекрасна, просто взгляните на скриншоты. Камера не стесняясь берет крупные планы, которых в Узах ракуго просто огромное количество. Фоны нарисованы с большим вниманием к деталям, цветовая гамма подобрана таким образом, чтобы глаза при просмотре отдыхали. Лица персонажей легко запоминаются и сильно отличаются друг от друга. Все очень стильно и приятно.

Ётаро слушает записи мастера

Музыка

Черт возьми, опенинг представляет собой квинтэссенцию Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu. Для большинства зрителей он, как и аниме в целом, может показаться скучным. Однако до чего же он приятен: никаких излишеств, никаких воплей или громких звуков, всё очень изящно и стильно. Далеко не каждый поймет красоту минималистичного опенинга, особенно во времена, когда студии буквально соревнуются друг с другом — у кого получится более пестрый и яркий опенинг, кому удастся лучше пустить пыль в глаза. Фоновая музыка не менее прекрасна: звуки классических инструментов идеально передают атмосферу традиционной Японии.

Обворожительная Миёкичи

Оценки


Персонажи — 10.0. Великолепные, многогранные и очень неохотно показывающие свою суть персонажи. Наблюдать за такими — одно удовольствие.

Сюжет — 8.0. Размеренное, меланхоличное повествование, столь прекрасно подходящее духу традиционной Японии. При этом сюжет остается насыщенным и интересным.

Рисовка — 9.0. Студия Studio Deen приятно удивляет: мягкая цветовая гамма, отлично нарисованные персонажи, большое количество крупных планов и прорисованных фонов. Выше всяких похвал.

Музыка — 9.0. Трудно не наслаждаться классической музыкой. Она всегда прекрасна.

Атмосферность — 10.0. Это самое «японское» аниме из всех, что я видел. Можно узнать много нового про японские традиции и искусство.


Заключение

Это аниме — одно из самых недооцененных среди всех, что я видел. Точнее не так: посмотревшие его зрители редко жалеют о потраченном времени, однако столь странная тематика, как ракуго, отпугивает большую часть аудитории, и это совсем незаслуженно. Причина заключается в том, что Сквозь эпохи: Узы ракуго нацелено на более взрослую аудиторию, поэтому юным зрителям оно может показаться попросту непонятным и скучным. Прекрасный антураж, неповторимая атмосфера, великолепные персонажи, красивая рисовка и восхитительная музыка — вот, что способно подарить вам это аниме. Очень жаль, что немногие осмеливаются начать свое знакомство с загадочным, но прекрасным миром ракуго. Я же не жалею ни о единой потраченной минуте.

8.5/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

P.S. Обзор на второй сезон вы можете прочитать здесь.

Обзор аниме Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu («Сквозь эпохи: Узы ракуго») was last modified: 9 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.