Ни для кого не секрет, что среди зрителей аниме существенную часть составляют люди молодого возраста — читай, подростки. И, разумеется, большая часть производимой японской анимации нацелена именно на них. Гаремы про большегрудых красавиц, вьющихся вокруг неприметных школьников; прямолинейные сёнэны, в которых неудачник, задрот и в придачу отаку неожиданно становится нужным и полезным; романтические комедии про повседневную жизнь школьников, в которых они сталкиваются с первыми проблемами в отношениях — куда ни глянь, всюду встречаются тайтлы, которыми взрослый, состоявшийся человек вряд ли заинтересуется.
Если уж быть совсем откровенными, именно из-за подобной низкосортной продукции у публики, незнакомой с японской анимацией, складывается превратное представление об аниме-индустрии в целом и её фанатах в частности. Однако редко, очень редко, в пучине посредственности все же встречаются тайтлы, тянущие индустрию вверх, и выводящие ее на новые высоты. И, что самое интересное, далеко не всегда зрители способны осознать всю их значимость, ведь по определенным причинам подобные тайтлы могут не понравиться широкой зрительской аудитории или попросту покажутся ей скучными. На этот раз я как раз расскажу про один из таких случаев. Данный обзор посвящен второму сезону потрясающего аниме про замечательное японское искусство — Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu: Sukeroku Futatabi Hen («Сквозь эпохи: Узы ракуго [ТВ-2]», «Descending Stories: Showa Genroku Rakugo Shinju»).
Краткие сведения
Сквозь эпохи: Узы ракуго [ТВ-2] — второй сезон тайтла, посвященного традиционному японскому театральному искусству под названием ракуго. Для тех, кому интересны подробности, предлагаю взглянуть на обзор первого сезона, где я подробно описал данное искусство и его особенности. Второй сезон был произведен студией Studio Deen зимой 2017 года. В основе сценария лежит манга, сериал состоит из двенадцати серий. События второго сезона являются прямым продолжением первого. Вам предстоит понаблюдать за жизнью семьи рассказчиков ракуго — пожилого мастера Якумо Йюракутей (Yakumo Yuurakutei), его ученика Ётаро (Yotarou) и приемной дочери Конацу (Konatsu). Время идет, мастера стареют, а ракуго так и передается из поколения в поколение от рассказчика к рассказчику практически без изменений. Но рано или поздно всё должно поменяться…
Персонажи
В Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu: Sukeroku Futatabi Hen вы встретите потрясающих персонажей на все цвета и вкусы, и, несмотря на их различия, у меня язык не повернется назвать кого-либо из них неудачными. Они не попадают под какие-либо распространенные типажи, и выглядят в должной степени оригинально. В качестве главного героя выступает добродушный бывший заключенный Ётаро (Yotarou), принявший имя Сукэроку (Sukeroku), который уже появлялся в эпизодах первого сезона. На этот раз он выходит на главный план и великолепным образом справляется со своей ролью протагониста. Это тот редкий случай, когда гиперактивный персонаж не только не раздражает, а, напротив, оказывается очень приятен и харизматичен. Такому герою хочется сопереживать, особенно если учесть его поступки, которые он совершает по мере развития сюжета.
Однако в тайтле есть еще более важный и разносторонний персонаж — Якумо Йюракутей (Yakumo Yuurakutei), который был одним из главных героев и в первом сезоне. Пожалуй, я еще никогда не видел настолько гармоничных пожилых персонажей. Посредством Якумо в аниме затрагивается столько вечных проблем, что можно быстро потерять им счет. Вопрос старения, передачи опыта, смены поколений, неизбежности смерти, старческого бессилия, сожалений о прошлом, осознания упущенных возможностей, желания унести свой опыт в могилу, жизни после смерти… Многие, очень многие вопросы затрагиваются в Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu, и преподносятся они в основном посредством мастера Якумо. Великолепный персонаж с необычным характером, мировоззрением и судьбой, за развитием и жизнью которого зритель имеет возможность наблюдать на протяжении двух полных сезонов собственными глазами. И я с уверенностью могу сказать, что это был потрясающий опыт.
Второстепенные персонажи получились ничуть не хуже основных. У Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu есть одно замечательное свойство — в нем нет лишних персонажей. Их немного, но каждый из них преподносит в тайтл нечто своё и делает его богаче и многограннее. Вот, казалось бы, столь эпизодичный герой, как Мацуда (Matsuda) — водитель семьи Якумо, наглядно демонстрирует японскую преданность и желание служить одной семье от начала и до конца. Сэнсей Эйсукэ Хигучи (Eisuke Higuchi) — это пример творческого человека, готового посвятить жизнь искусству, которое его однажды предало. Или юный Шиноскэ (Shinnosuke), пошедший по стопам родителей и являющийся тем редким примером ребенка, вызывающего умиление, а не раздражение. За всё время просмотра у меня ни разу не возникло ощущение, что какой-либо персонаж является лишним и находится не на своем месте.
Кроме того, по мере развития сюжета они также развиваются. Перед вами наглядный пример того, как филигранно можно продемонстрировать развитие персонажей, которые при этом остаются самими собой. Все главные персонажи, играющие существенную роль в развитии сюжета, с течением времени набираются опыта и обретают новые черты характера. Так, шумный Ётаро матереет и становится настоящим главой семьи. Якумо осознает, что его время уже на исходе, и пытается принять это. Конацу перестает убегать от своего прошлого. И таких примеров найти можно много. Изменения характеров гармонично вплетены в нить повествования и выглядят натурально и оправдано, благодаря чему за персонажами становится интересно наблюдать и им по-настоящему сопереживаешь. Немаловажную роль в этом играет превосходное построение сюжета и равномерное распределение важных диалогов по всей протяженности тайтла.
Сюжет
Скажу сразу, что Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu: Sukeroku Futatabi Hen — это аниме спокойное и размеренное. Поэтому, включая его, не ожидайте увидеть обилие экшна или искрометного юмора. Оно не об этом. Данное аниме повествует о жизни обыкновенных людей, посвятивших жизнь делу, которое любят всей душой. Жизни людей со своими недостатками и достоинствами, своими ошибками и победами, своими мировоззрениями и идеалами. И всё это демонстрируется вам в антураже послевоенной Японии, которая стремительным образом начала уходить от традиций в пользу новых технологий. Это делается посредством отлично структурированного сюжета, в котором есть всего по чуть-чуть: юмора, драмы, диалогов, и, самое главное, выступлений мастеров ракуго.
Во многих тайтлах, посвященных какому-либо виду искусства, сценаристы частенько не могут выдержать правильный баланс между главной тематикой и сторонними сюжетными линиями. В Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu баланс между ракуго и остальным сюжетом оптимально выдержан. Вам успевают продемонстрировать и калейдоскоп различных миниатюр, знакомящих зрителя с миром ракуго — как комедийных, так и драматичных; и множество ситуаций из повседневной жизни, случающихся с персонажами на протяжении многих лет. Ни одна из этих составляющих не успевает надоесть и полностью раскрывает себя.
Еще одной великолепной составляющей тайтла я бы назвал романтику. Нет, это не та романтика, которую вам демонстрируют в бесконечных ромкомах про школьников. Это не романтика, кричащая о себе на каждом углу и заставляющая зрителя кривиться от приторности и навязчивости. Нет, в Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu отношения продемонстрированы намного спокойнее, глубже, убедительнее и реалистичнее. Не так давно в обзоре на Tsurezure Children я рассказывал, что японцы понимают отношения и любовь несколько иначе, чем то принято на Западе. Они предпочитают выражать свою любовь поступками, а не словами. Отношения между Конацу (Konatsu) и Ётаро (Yotarou) не кричат о себе во весь голос. Некоторым они даже покажутся странными, грубыми и ненатуральными. Но понаблюдав за ними немного, ты почему-то всё равно осознаешь, что они намного крепче, чем 99% отношений, что ты видел ранее. Ты в них попросту веришь. Наблюдение за чем-то столь искренним — словно бальзам на душу.
И, наконец, нельзя не отметить потрясающую драму. Вот честно — я уже несколько лет не видел ничего настолько трогательного. Нет, здесь персонажи не произносят пафосные речи и не бросаются с шашкой наголо в смертельную схватку с превосходящим их по силе противником. Они не клянутся в бесконечной любви друг другу каждые две минуты, строя томные взоры и проливая ведра слёз. Они просто остаются самими собой — простыми людьми, в которых ты веришь. Концовка десятой серии, после всего того, что ты видел ранее, бьет тебя по башке, как молотом по наковальне. И столь мощных сцен в тайтле несколько. Трогательная, натурально выглядящая драма в тайтле про повседневность без грамма мистики и фантастики — это настолько редкая материя, что я уже забыл о возможности ее существования. Спасибо Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu: Sukeroku Futatabi Hen за возрождение моей веры в жанр драматической повседневности.
Рисовка
Я никогда не любил Studio Deen, так как у них неоднократно встречались случаи явной экономии на визуальной составляющей тайтлов. Однако в Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu: Sukeroku Futatabi Hen художники постарались на славу. Великолепный дизайн персонажей, позволяющий не только легко их запомнить, но и прекрасно отображающий их характеры. К тому же, он реалистичен, что в последнее время встречается нечасто. Обилие нестандартных ракурсов и проработанных крупных планов, благодаря чему изображение приобретает глубину и шарм. Роскошные фоновые изображения, которые идеальным образом контрастируют с прорисовкой персонажей и позволяют акцентировать внимание там, где это действительно необходимо. Приятная глазу приглушенная цветовая гамма, позволяющая достоверно передать атмосферу традиционной Японии. Единственным недостатком можно назвать небольшое количество динамики, однако это и не экшн, где подобный недостаток можно было бы назвать существенным. Сквозь эпохи: Узы ракуго выглядит потрясающе.
Музыка
Ну что может быть лучше джаза? Любое аниме, в саундтреке которого фигурирует джаз, сразу получает в моем лице преданного фаната. Просто потому, что это универсальная музыка, которая подойдет под любой жанр и ситуацию. Потому, что он звучит свежо и незаежженно. Потому, что он мне нравится. А в Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu: Sukeroku Futatabi Hen мало того, что джаз играет значительную роль, так еще и симфоническая и традиционная японская музыка использована, что позволило с легкостью регулировать атмосферу тайтла и изменять акценты. В качестве композитора выступила молодая, но талантливая Кана Шибуэ (Kana Shibue), и мне кажется, что она справилась со своей работой просто великолепно. Опенинг Imawa no Shinigami в исполнении Megumi Hayashibara получился очень специфическим, необычным и символичным, но при этом отлично вписался в тематику тайтла. Эндинг Hikobayuru в исполнении Kana Shibue спокоен и красив.
Оценки
Персонажи — 10.0. Настолько натуральных, проработанных и привлекательных персонажей вы мало где встретите.
Сюжет — 8.0. Первая часть развивается медленно. Вторая часть содержит интересные сюжетные повороты и набор неожиданных кульминаций.
Рисовка — 9.5. Студия вновь оказалась на высоте. Прекрасная статика, проработанные крупные планы и множество необычных ракурсов делают картинку привлекательной.
Музыка — 9.0. Комбинация сямисэнов, джаза и классики — это музыка, которую я способен слушать вечно.
Заключение
Такое аниме смотреть категорически НАДО. Почему? Потому что настолько душевные, проникновенные, искренние, спокойные и нешаблонные тайтлы в последние годы практически не появляются. Я легко могу пересчитать их по пальцам одной руки. И потому цена им крайне высока. Что самое обидное, знают про данный тайтл очень немногие. Я понимаю, что Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu понравится далеко не всем: в нем нет яркого экшна, динамичного сюжета, искрометного юмора или модной тематики. Кому-то оно вообще покажется скучным, а выступления — глупыми и несмешными. И эти люди будут по своему правы, ведь тайтл в первую очередь направлен на зрелую целевую аудиторию, т. е. на зрителей, которые любят размышлять и умеют ценить красоту содержания, сокрытую внутри классики и традиций. И все же я настоятельно рекомендую дать аниме шанс. Кто знает — быть может вы полюбите его так же, как я.